прогулка "У кормушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Помогайкина Надежда Евгеньевна

дать детям элементарные представления о кормушках для птиц, формировать доброе отношение к птицам...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_u_kormushki.doc169.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_progulki_vo_2_gr_poznaem_igraya.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Конспект        "У кормушки"

Программное содержание.    Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них. Выяснить, из какого материала сделана кормушка.        

Материалы.    Кормушка для птиц, конверт с письмом, корм для птиц (семечки, зернышки, хлебные крошки).

Связь с другими НОД.    Наблюдение за птицами, прилетающими на участок. Рисование "Корм для птичек". Подвижные игры "Птички прилетают", ''Птички в гнездышках'', ''Воробушки и автомобиль''.

                                                Ход деятельности.

       Начинается занятие в группе.    Сообщить детям, что рано утром, когда пришла в детский сад, в почтовом ящике лежало письмо и спросить: ''Вы хотите узнать, что лежит в конверте? Давайте откроем конверт и посмотрим, что в нем.''

      Достать письмо и прочитать его детям: ''Здравствуйте, ребята, я маленький гномик, а зовут меня Тоша. Я такой маленький, что иногда меня совсем не видно. Вы мне очень понравились, вы добрые и веселые дети, поэтому я решил сделать вам подарок.

      А что я вам подарил, вы узнаете, когда выйдете на улицу. Подарок я оставил на участке. Когда вы пойдете гулять, то обязательно найдете на участке этот подарок. До свидания. Желаю вам удачи! С уважением, гномик Тоша''.

      Воспитатель. Вы хотите узнать, что же Тоша оставил нам в подарок? Тогда скорее идем одеваться на прогулку!

    Выйдя на улицу, взрослый предлагает внимательно посмотреть вокруг и найти подарок, который оставил Тоша.

Хвалит ребят, которые первыми заметят на участке кормушку для птиц, висящую на дереве.

     Воспитатель. Вот какой подарок, оказывается, оставил нам гномик Тоша. А кто из вас знает, что это такое? (Снять с дерева и показать ее детям).       Правильно, это кормушка. А для кого она? Это кормушка для птиц. Зимой, когда на улице холодно и много снега, птицам трудно найти корм, поэтому люди развешивают кормушки и наступают в них корм для птиц: зернышки, семечки, хлебушек.

        Показывать и рассказывать о кормушке: ''Кормушка сделана из дерева. У нее есть дно, куда наступают корм. Есть крыша, она закрывает корм от снега и дождя. Еще у кормушки есть веревочки, за которые ее подвешивают на дерево. А почему Тоша повесил кормушку на дерево? (Ответы детей). Птички летают высоко, так им легче будет увидеть корм. А еще на дереве им никто не помешает клевать зернышки - ни кошки, ни собаки их не до станут. Тоша подарил нам кормушку для того, чтобы мы кормили птиц''.

      Воспитатель предлагает детям взять заранее приготовленный корм для птиц и насыпать его в кормушку; объясняет: ''Хлеб нужно размять руками, чтобы получились мелкие хлебные крошки, так как у птиц тоненький и острый клюв и они могут клевать только мелкую пищу''.

      После того, как дети на спят корм в кормушку, воспитатель снова вешает ее на дерево и говорит: '' Завтра на прогулке мы посмотрим, склевали ли птички корм, который мы им насыпали. А может уже сегодня мы увидим птичек, которые прилетят на нашу кормушку. Тоша будет рад, что мы нашли его подарок и нас упали в кормушку корм для птиц''.

      Если на кормушку прилетят птицы, необходимо обратить на это внимание детей, понаблюдать за птицами, спросить у ребят, какие птички прилетели на кормушку; поощрять детскую наблюдательность.

ЗИМНИЕ ИГРЫ -2011

Методические рекомендации

по проведению в государственных дошкольных образовательных учреждениях разных типов и видов системы   Северного окружного управления  образования г. Москвы

недели «Зимние игры и забавы для дошкольников».

     Неделя  «Зимние игры и забавы» для дошкольников проводится в январе

 (с 24 по 28 января 2011 года) во всех государственных дошкольных учреждениях  и дошкольных группах государственных образовательных  учреждений различных типов и видов.

2.  Цели и задачи недели «Зимние игры и забавы для дошкольников»:

  1. обеспечить детям полноценный активный отдых на зимней прогулке, предоставить им возможность участвовать в разнообразных играх и развлекательной деятельности;
  2. оказать помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям в организации разнообразной игровой деятельности, спортивных развлечений на прогулке в зимнее время;
  3. обогатить опыт работы воспитателей через взаимопосещения различных практических мероприятий, организованных в дошкольных образовательных учреждениях, учебном округе, городе;
  4. расширить перечень спортивных игр, забав и развлечений, использование которых обогатит содержание прогулки в зимнее время;
  5. выявить наиболее рациональные приемы организации развлекательной и двигательной деятельности детей на прогулке зимой, обобщить лучший опыт работы педагогов и дошкольного учреждения;
  6. привлечь родителей к созданию условий для проведения зимних мероприятий на участке.

3.  В рамках недели «Зимние игры и забавы для дошкольников» в каждой возрастной группе разрабатывается план размещения построек на участке и  план работы, который может включать:

                        - Физкультурные занятия;

                        - Физкультурный досуг;

                        -  День здоровья;

  1. Спортивный праздник;
  2. Тематические дни (например, «День сказки» и др.);
  3. Подвижные игры, в том числе и сюжетные подвижные игры;
  4. Игры с санками;
  5. Игры со снежками;
  6. Игры на развитие памяти. внимания;
  7. Игры со снежными постройками;
  8. Игры-эстафеты на лыжах, санках;
  9. Катание на лыжах;
  10. Катание на санках, ледянках, снегоходах;
  11. Скольжение по ледяным дорожкам;
  12. Театрализованные игры;
  13. Беседы с детьми на тему(например, «Как мы встретили Новый год»);
  14. Чтение художественных произведений;
  15. Рассказы педагога;
  16. Загадывание загадок о зиме, зимних явлениях;
  17. Наблюдения в природе;
  18. Кормление птиц;
  19. Рисование на снегу;
  20. Лепка из снега;
  21. Изготовление  цветных льдинок, шаров;
  22. Конструирование из снежных пластов;
  23. Ремонт снежных построек;
  24. Труд на участке;
  25. Конкурс  оформления зимних участков и построек;
  26. Выставка детских рисунков, например, «Зимние узоры», «Волшебница зима» и др.

4. С целью оказания помощи педагогическим коллективам дошкольных образовательных учреждений совместно с окружным методическим центром  рекомендуется организовать:

                       -    мастер-классы;

  1. круглые столы;
  2. консультации;
  3. дни открытых дверей;
  4. педагогические гостиные и др.

                                                        Консультация

 на тему:  «Организация недели  Зимних игр и забав в ДОУ»

Литература: А.В.Кенеман , Д.В.Хухлаева «Теория и методика физического воспитания  детей дошкольного возраста», М., Просвещение 1972

Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина «Игры и развлечения детей на воздухе», М.,Просвещение 1983

Г.Н.Пантелеева «Эстетика участка дошкольного учреждения», М., Просвещение, 1988

В.Н.Зимонина «Расту здоровым», М., Владос, 2003

Сборник из опыта работы «Зимние игры и забавы для дошкольников», М., журнал

« Игра и дети», 2004

       План консультации:

  1. создание условий  на участке в зимнее время;
  2. особенности планирования работы  в каждой возрастной группе;
  3. как организовать смотр - конкурсы на лучший зимний участок, лучшую снежную скульптуру;
  4. оформление информационных стендов для родителей;
  5. провести инструктаж по охране жизни и здоровья детей и по технике безопасности во время проведения зимней прогулке.

                                                     Создание условий.

Педагогами каждой возрастной группы  разрабатывается план зимнего участка и план воспитательно-образовательной работы с детьми на проведение «Недели зимних игр и забав». Прежде всего, необходимо вместе с детьми утрамбовать площадку, на которой будут играть дети. Для создания условий  к организации ролевой, сюжетной а в старших группах и творческой игре надо определить количество персонажей, которые будут размещены на участке группы: это фигуры различных зверей, самолеты, дом, пароход( или ледокол), ракета. Для организации двигательной деятельности рекомендуется сделать из снега: вал, лабиринт, дугу -воротца, стенку-мишень, туннель. Кроме этого сооружаются снежные горки (можно использовать деревянную земляную). Деревянные горки хороши тем, что их можно использовать даже при небольшом снежном покрове, катки, ледяные дорожки.

Как соорудить снежную горку?

 На участке постепенно собирается снег. Собранный снег утрамбовывают, придают форму горки (для мл., высота –1метр, ср., ст., подг. гр- 1.5-2м). На верху делается площадка переходящая в скат, по краям площадки и ската делаются бортики, сзади или сбоку определяются  ступени, а сбоку лоток(шир. 40-50см), по которому ребенок ввозит санки. Длина ската 5-6 метров, ширина 90 см. Горка в течение нескольких дней поливается водой до образования устойчивой корки. Ступени после посыпают снегом и песком. Скат делается пологим 30 градусов.

 Для обучения детей ходьбе на лыжах выбирается место, где можно проложить лыжню (вдоль забора). Толщина снега на ней должна быть не менее 12см. Сначала трассу выравнивают, затем прокладывают лыжню широкими лыжами с поворотами, с подъемами и спусками. Вдоль лыжни воткнуть яркие ориентиры( пластмассовые цветные игрушки). Для младшей, средней группы длина трассы –30-40 м., старшей подготовительной  80-100 м.

                                                 Катки и ледяные дорожки.

На участке можно сделать 2 небольших катка: снежный, для начинающих кататься детей. В этом случае место хорошо надо утрамбовать снегом и раскатать. Ледяной каток  можно и нужно заливать на площадках старших  и подготовительных групп. Для дорожки утрамбовывается снег шириной 60см для мл. гр;- 40см для ср., ст., подг., гр, длина дорожки - мл., ср.,-4метра; - ст., подг., 8 метров. В старшей подготовительной группах можно заливать каскад дорожек, одна за другой, длина 2-5 метров, расстояние между ними 3-5 шагов. Можно залить дорожку на невысокой  горке , высота –50см, длина 15-20 м .

                                                         Снежные валы

В младшей и средней группах на участках по периметру с одной стороны хорошо соорудить снежный вал, ширина- 40-50см, длина 4-5 метров, высота 20-30см.По мере накопления снега его сгребают в одну сторону площадки, затем его утрамбовывают и выравнивают.

 Постройки из снега должны использоваться ежедневно. Можно включать забавные упражнения, например «Белые медведи», «По снежному мостику, «Кто к нам в гости приходил» ( следы на снегу), «Попади в цель» (на снежной стенке изображают цветной круг  диаметром 75см. или вместо мишени в стенке могут быть сделаны сквозные мишени любой формы: треугольник, круг, квадрат.

                                                   Содержание работы

Игры с санками

               Дети младших групп сами возят санки за веревку, катают игрушки, перевозят снег. Малышам педагог помогает скатываться с горки. Вместе с ребенком педагог поднимается на горку, усаживают на санки и осторожно спускают вниз. Если ребенок боится, то педагог спускает его идя рядом, направляя санки, или предлагает скатываться вдвоем с более смелым ребенком. Постепенно дети смогут скатываться самостоятельно. Одновременно можно рекомендовать следующие игры: «Санный поезд» (педагог и старшие дети возят санный поезд), «Парное катание» и др..

Детей старших и подготовительных групп привлекают более сложные виды двигательной деятельности: скольжение по ледяным дорожкам, игра в хоккей, катание цветных ледяных шаров с горки в лунку,  спуски с гор на санках и лыжах, ледянках, снегоходах, а также скатывание на санках с горок на коленях, лежа на животе. Это трудные и опасные упражнения, поэтому разрешать выполнять их следует только дисциплинированным и достаточно подготовленным детям. Именно в старших группах спуски с гор и катание на санках можно усложнять различными заданиями: «Запомни как можно больше предметов и назови их», «Флажки», «Самые быстрые санки», «Гонки санок»( лежа на животе отталкиваться руками), «Быстрые упряжки», «Два по два», «Хоровод с санками», «Эстафета с санками» (опираясь руками на санки сзади, играющий добегает до условного ориентира, обегает его и возвращается). На спуске с горки можно поставить воротца, проезжая через них дети учатся управлять санками.

Игры и упражнения на ледяных дорожках.

                  В младших группах на начальном этапе детям предлагается пройти по ледяной дорожке, передвигая ноги по льду и стараясь не упасть. Если ребенок упадет, надо ему предоставить возможность подняться самостоятельно.

Дети старшей и подготовительных групп могут помогать малышам передвигаться по дорожке . Малыша берут с двух сторон за руки и прокатывают по ледяной дорожке или плотно укатанному снегу.

Когда ребенок почувствует  уверенность ему  можно предложить разбежаться  и самостоятельно поскользить по дорожке.

В старших группах можно предложить по очереди катать своих друзей.Ребята присаживаются и берутся за шнур сложенный петлей, а  другие тянут, каждый раз меняясь местами.  Ребенок, который скользит может кататься стоя, в присяде.  тренированным детям можно предложить разбежавшись сколизить по дорожкам каскадом. Кроме того, на ледяной дорожке с невысокой горки можно скользить вдвоем, втроем, поездом( из положения  стоя, присев. Одновременно можно детям давать во время движения задания типа: «Кто дальше продвинет кубик, шайбу по ледяной дорожке. Длина шнура 1-1,2 метра.

Упражнения с лыжами

Обучение ходьбе на  лыжах выполняется в определенной последовательности:

-учить детей подбирать лыжи по росту;

-объяснить и показать как правильно надеть лыжи;

-как ухаживать за лыжами;

-научить детей принимать правильной исходное положение для ходьбы на лыжах(стойка лыжника- Ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельно, туловище немного наклонено вперед, руки полусогнуты, опущены вниз);

-научить держать дистанцию;

-научить детей падать.

Предварительная работа (октябрь, ноябрь, декабрь).

Давать упражнения для развития чувства равновесия, ритма, координацию рук и ног, упражнения для укрепления свода стопы, можно рекомендовать игры. С первым снегом, на прогулке можно предложить детям идти точно по следам взрослого. В группе рекомендуется проводить беседы, рассматривание картинок о зиме, зимних видах спорта, обращая внимание на положение тела, рук, ног.

Первые упражнения:

  1. поднимание ног с лыжами;
  2. попеременное переступание в стороны;
  3. ступающий шаг (самый простой);
  4. скользящий шаг (выполняется с толчком);
  5. повороты на месте и в движении;
  6. подъем в горку: обычный шаг, «елочкой», полуелочкой, лесенкой;
  7.  ходьба между предметами;
  8.  ходьба по двое, взявшись за руки.

В младших группах ребятам предлагают ходьбу обычным шагом по прямой ( 30м), по кругу, в воротики.

В старших упражнения усложняются: конькобежец на лыжне (руки за спиной); кто быстрее? ( 30 м); слалом ( на ровном месте расставляются палки, ребенок пробегает змейкой); догонялки; встречная эстафета 60 м.

 Лыжи на горке

На горке старшим детям можно предложить спуск по коридору( не задевая ориентиры); спуск с горы  меняя положение - стоя руки в сторону, вперед, спуск в присяде, спуск на одной лыже.

 Подвижные игры на зимнем участке.

Младшие группы.

«Снежинки»;

«Найди снегурочку»;

«Зайка беленький сидит»;

«Лиса в курятнике»(насест-вал);

«Белые медведи»;

«По снежному мостику»;

«Поезд в туннеле»;

«Стенка мишени».

Старшие группы

«Мороз красный нос»;

«Два мороза»;

«Снежная карусель»;

«Попади в движущуюся цель»;

«Беги из круга»;

«Взятие крепости»;

«Попади в круг»;

«Сбей колпак».

Элементы хоккея

«Гонки с шайбой» (участвуют несколько команд);

«Загони льдинку в ворота»;

«Забей в ворота» (дети по очереди забивают в ворота шайбу);

«Сбей кеглю» (на линии ворот ставят кегли расстояние 3-4 метра).

Площадка: 5х10; 10х20м

Ворота: ш-1метр, в- 1,5 метра.

Активная деятельность в зимний период.

Проект на 3 месяца с детьми и родителями.

Автор: Базанова Надежда Николаевна, МДОУ «Детский сад N 1» п. Боровой, МОГО «г. Ухта», Республика Коми.

Тип: практико-ориентированный.
Подготовительная группа
декабрь – февраль
Проблема:
1.Снижение двигательной активности детей в зимний период. 2.Недостаточная заинтересованность семьи в совместном отдыхе с детьми.
Цель:
.Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1.Заинтересовать родителей в необходимости сотрудничества семьи и детского сада в области сохранения и укрепления здоровья детей.
2.Создать условия для активизации двигательной активности детей в зимний период.
3.Формировать у детей активную жизненную позицию.
Перспективный план.

Формы работы с родителями

Задачи

Сроки

Проведение анкетирования
«Совместный отдых в зимний период».

Выявить заинтересован-
ность родителей в совместном отдыхе с детьми..
Часто ли родители гуляют со своими детьми зимой.
.
Какие виды отдыха предпочитают.

Декабрь

Проведение мини-собрания
«Активная деятельность детей в зимний период».

 

Консультация для родителей
«Зима».

Консультация для родителей
«Зимние забавы».

1.Выявить возможности
родителей по обеспечению зимним
спортивным инвентарем
/лыжи, санки, коньки/
2.Дать информацию о важности активного отдыха с детьми зимой.
3.Составить перспектив-
ный план совместной
деятельности детей
родителей.
Дать рекомендации ро-
дителям по организации
зимних прогулок и наблюдений в природе в
зимний период года,
уточнить, какие пред-
ставления о живой и не-
живой природе можно
дать детям. .
Дать представления ро-
дителям о видах и зна-
чениях зимних забав,
организованных во вре-
мя прогулок.

Декабрь

Декабрь

Январь

Информационный стенд
«Создание снежных
построек на участке».

Постройки из снега на участке

Оформление фотовыставки
«Зимние забавы»

Информационный стенд
«Способы закаливания детей
в зимний период».

Рекомендации для родителей
«Меры предосторожности
во время пребывания детей
на свежем воздухе зимой»

Спортивная эстафета
«На лыжах вместе с папой»

Организация и проведение спортивного праздника
«Волшебные игры в снежном
царстве»
Изготовление поделок и рисунков на тему «Зимние
забавы».

Познакомить родителей с вариантами построек
из снега.
.
Создание условий для активной деятельности детей

Вызвать интерес детей и родителей к совместной
деятельности.
Углубить знания родителей о способах
закаливания и пользе за-
каливания для улучше-
ния здоровья детей.
Рекомендации о необхо-
димости правильного
носового дыхания,
первая помощь при
переохлаждении, обморожении.
Проведение совмест-
ного мероприятия с папами.

Подведение итогов проекта

Подведение итогов.

Январь

Январь

Февраль

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Работа с детьми

Задачи

Сроки

Проведение закаливающих
процедур

Беседы с детьми:
«Здоровье и болезнь»,
«Как устроено тело человека»
«Зимние виды спорта»

Дидактические игры:
«Советы Мойдодыра»,
«Кто здоров»,
«Таня простудилась»,
«Кто быстрее?» и др..

Организация изодеятельности
по теме «Зимние забавы»

Подвижные игры на прогулке:
«Карусель», «Горелки». «Заря-заряница»,
«Два Мороза»,
«Мороз-Красный нос», «Поймай снежинку», , «Черепахи», и др..

Игры-эстафеты:
«Попади в ворота», «Снайпер», «Кто быстрее»,
эстафеты с санками и лыжами.

Спортивные упражнения:
«Пройдем по мосточку»,
«Проскользи – не упади»,
«Перенеси снежки»,
«Катание на лыжах»,
«Кто дальше бросит».
«Между снежками» и др..

Сохранение и укрепление здоровья детей
Помочь детям
осознать необходимость
сохранения и укрепления здоровья

Формирование у
детей необходимых умений и навыков.

Развивать творческую самостоятельность детей.

Укреплять здоровье
детей, развивать двигательную
активность: быстроту, выносливость, ловкость, упорство, силу, создавать поло- жительные эмоции.


В течение года

Декабрь-февраль

Декабрь-февраль

Январь

Декабрь-февраль

Сюжетно-ролевые игры:
«Постройка снежной крепости».

«Семья».

«Защитники»

Развивать конструктив-
ные навыки, фантазию,
воображение, способ-
ствовать объединению
детей общей целью,
изучать свойства снега.
Учить распределять ро-
ли, выстраивать сюжет
игры, развивать навыки
коллективизма и межличностного общения
Воспитывать интерес к
Российской армии,
развивать и усложнять
сюжет путем расширения состава ролей.

Январь

Декабрь

Февраль

Развлечения:
«Санный поезд», «Замок для
Снежной Королевы», «Зимняя сказка».
С родителями «Зимние забавы», «Тяни-толкай»,

Укреплять здоровье детей, повышать двигательную активность во время прогулки, развивать
умение эмоционально
откликаться на игры.

Декабрь-февраль

Наблюдения:
«Замораживаем воду»,
«Какие птицы прилетают на
кормушку», «Ищем птичьи
следы»,

Воспитание интереса к
живой природе, развитие внимания, наблюдательности, логического
мышления.

Декабрь-февраль

Спортивный праздник (совместно с родителями)
«Волшебные игры в снежном царстве».

Продолжать укреплять
здоровье детей, повышать двигательную активность, популяризировать зимние виды спорта среди дошкольников,
укреплять интерес родителей к совместной деятельности с детьми.

Февраль

Изготовление поделок и рисунков на тему «Зимние
забавы».

Подведение итогов про-
екта. Рефлексия.

Февраль

Результаты проекта: 
Улучшение состояния здоровья каждого ребенка.
Снижение заболеваемости.
Формирование знаний бережного отношения к своему здоровью.
Повышение активности родителей к совместной деятельности с детьми
Повышение информированности родителей о способах укрепления здоровья
детей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗИМНИХ ПРОГУЛОК

1. Условия для проведения зимних прогулок (недели зимних игр и забав)

На каждом участке должны быть снежные постройки. Для подготовки, их создания снег сгребается с середины участка, создаются валы по его периметру. Середина участка, свободная от снега и от построек, тщательно утрамбовывается. Из снежных валов можно сформировать:

  1. Горки.
  2. Площадку для тренировки равновесия - вершина срезана горизонтально,
    шириной до 40 см, высота 30 см.
  3. Валы для игры в прятки и снежки: вершина скруглена, высота от 50 до 70 см.
    (могут иметь форму змеи, дракона, крокодила).
  4. Сюжетные постройки или снежные фигуры в виде образа: обязательно должны
    иметь какую-то цель, служить для развития движений, не являться просто
    украшением участка.
  5. Главное требование при создании построек - безопасность детей. Поэтому,
    если при постройке снежных фигур используется каркас, не должно быть острых
    торчащих частей. Снежные постройки должны быть мощными, устойчивыми. Если
    используются краски, то они должны быть не химического, а растительного
    происхождения - пищевые красители, свекольный или морковный сок. Для
    эстетичного оформления участка можно использовать книгу Пантелеевой
    «Эстетика участка дошкольного учреждения» - М.: Просвещение, 1988.
  6. На каждом участке должна быть горка: для младшего возраста высотой 1 м,
    длина ската 5-6 м; для старшего возраста - высотой от 1,5 до 2 м, длина ската более
    6 м. Ширина горки от 90 см до 1 м. По бокам ската и площадки - бортики высотой
    20-30 см. На верху горки - горизонтальная площадка 1,5x2 м. Сзади - лестница с
    широкими ступенями 20-25 см ширины, чтобы ребенок стоял на них устойчиво. В
    течение недели горку поливают водой. Ступеньки посыпают снегом и песком.

  1. На спортивной площадке должна быть горка высотой 2 м с длиной ската до
    20 м.
    Снежный лабиринт - с шириной стенок 30 см, высотой от 50 до 1 м.
  2. Стенка-мишень из снега, ширина 30 см, высота в рост ребенка. В мишени
    делаются сквозные отверстия в виде геометрических фигур.
  3. Тоннели для лазания, подлезания длиной 2-2,5 м. Для их сооружения
    обязательно нужен каркас. Для подлезания используется также
    дуга-воротца.
  1. Ледяные дорожки на участках или по периметру территории детского сада.
    Для малышей: ширина 50 см, длина до 4 м. Для детей старшего возраста ширина
    дорожки - 40 см, длина от 4 до 8 метров, может быть каскад дорожек. При
    использовании дорожек обязательно соблюдение инструкций по технике
    безопасности. Можно сделать дорожку на невысокой горке, высотой не более 50см,
    длина ската 5 метров. При обучении детей скольжению на ледяной дорожке нужно
    соблюдать особую осторожность. Малышей сначала учат просто переступать по
    дорожке. Можно привлечь самых ответственных старших детей. Они по двое берут
    малыша за руки и прокатывают его по дорожке. Можно использовать шнур.
    Малыш держится за него двумя руками, старшие дети равномерно тянут за концы и
    прокатывают малыша по дорожке.
  2. Для более безопасного обучения младших детей скольжению можно сделать
    на участках
    снежные дорожки. Для этого на выбранном участке шириной 50 см,
    длиной до 4 м снег утрамбовывается и раскатывается ледянками.
  3. На спортивных площадках можно создать хоккейную коробку: минимальные
    размеры 5x10 м, максимальные - 10x20 м. Ворота на площадке - шириной 1-1,5 м.
  4. Лыжня. Для нее выбирается безопасное место, без деревьев и кустов. Лыжню
    прокладывает взрослый. Для детей младшего возраста, младшей группы лыжня
    прокладывается прямая. Начиная со средней группы - обязательно должен быть
    поворот, небольшой подъем и спуск, горочка. Длина лыжни для младшего возраста
    30-40 метров, для старшего возраста - 100 метров и более. Вдоль лыжни ставятся
    ориентиры - яркие флажки, пластиковые шары или кубики (безопасность - чтобы
    при падении ориентир не стал причиной травмы).

2.Содержание работы.

Составляется план работы на Неделю зимних игр и забав. В него обязательно входят мероприятия для педагогов, детей и родителей. Главная цель недели зимних игр и забав - продолжить активный отдых детей с максимальным пребыванием на свежем воздухе и постепенно вводить детей в образовательный процесс, адаптировать к возобновлению учебной деятельности.

Для педагогов: консультирование и обязательный инструктаж по технике безопасности.

 Воспитатели и инструкторы по физкультуре (при их отсутствии - старший воспитатель) консультируют воспитателей групп по вопросам обучения детей ходьбе на лыжах, скольжения по ледяным дорожкам. При обучении ходьбе на лыжах нужно помнить, что сразу на лыжи детей не ставят. Нужны подготовительные упражнения - они описаны в книге В.Н. Зимониной «Зимние игры и забавы для дошкольников». Затем детей знакомят с лыжами (в детском саду мы используем только лыжи с мягкими креплениями, без палок). Учат детей надевать лыжи, показывают, как правильно их нести, аккуратно ставить, счищать снег. Этот воспитательный аспект очень важен.

Обучают детей правильному исходному положению лыжника: ноги на ширине ступни, чуть согнуты в коленях, корпус немного наклонен вперед, руки полусогнуты в локтях. 1.Для родителей: красочная наглядная информация, которую надо подготовить еще до Нового года; в каждой группе должен быть вывешен план на Неделю зимних игр и забав; и, обязательно, открытые показы, приглашение родителей на все мероприятия Недели зимних игр и забав.

Можно использовать следующие формы работы с детьми:

  1. Беседы о том, как дети встретили Новый год.
  2. Наблюдения за живой и неживой природой; кормление птиц.
  3. Труд на участке - участие в создании снежных построек, их ремонт.
  4. Лепка из снега.
  5. Рисование на снегу.
  6. Создание ледышек и составление узоров из них.
  7. Конструирование из снежных пластин.
  8. Чтение художественной литературы и разыгрывание сказок.
  9. Сюжетно-ролевые игры с использованием снежных построек.
  10. Развивающие игры на развитие памяти, внимания, мышления.
  11. Разнообразная двигательная деятельность:

  1. Физкультурные занятия (согласно сетке).
  2. Катание на лыжах, санках, ледянках, снегоходах.
  3. Различные эстафеты и игры с использованием санок и лыж.
  4. Игры со снежками.
  5. Скольжение по ледяным дорожкам.
  6. Катание с горки на санках или ледянках.

3. Различные формы работы с детьми:

Наблюдения за неживой природой.

1. Наблюдение за тем, как идет снег. Наблюдая снегопад, обратить
внимание детей на то, как изменяется форма снежинок в зависимости от
погоды.

-В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на цветы или звездочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или темном рукаве пальто.

-При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что
идет «снежная крупа». При сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» -
это ветер обломал у снежинок их красивые лучи.

-В сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются лучики снежинок,
которые от мороза стали хрупкими.

-Когда нет мороза, во влажную погоду, снег падает хлопьями. Эти хлопья
состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают
все вокруг.

2. Когда идет сильный снег, можно объяснить детям, что это снегопад, и
спросить, как они думают, почему его так называют люди.

3. Наблюдение за формой снежинок.

Пожалуй, самая красивая снежинка - это шестилучевая звезда. Зарисована впервые свыше 400 лет назад, в 1555 году. Рассматривая эту снежинку, Кепплер в 1611 году установил, что лучи ее расходятся строго под углом в 60 градусов. Кепплеровский закон постоянства углов, основанный на наблюдениях за формой снежинок, оказался основополагающим в кристаллографии.

Когда над плоскостью звезды возвышается на зернышке небольшая пластиночка, снежинку называют звездчатой батареей. Встречаются сред снежинок шестигранные столбики. Бывает, что столбики срастаются, образуя столбчатые батареи. Вытянутые, тончайшие снежные кристаллики известны как иглы. Игольчатые батареи - это пучок сросшихся остроконечных игл.

Пушинки когда-то слыли "заиндевелым снегом". Если пристальнее вглядеться в пушинку, то можно заметить, что пластиночка ее с одной стороны густо обросла кристалликами инея, стала как бы мохнатой. Нередко также опушаются и звезды. Когда подпушь на них слишком высокая, то пушинку называют округлой.

Снежинка - пластинчатый еж - представляет собой десятки сросшихся ребристых пластинок. Выпадает иногда в виде хлопьев. Если вместо пластинок срастаются лучи, то еж называется звездчатым.

Снежинка-запонка получила свое название за то, что имеет форму вытянутого столбика, по концам прикрытого одинаковыми шестиугольными ледяными пластинками. В снегопадах по объему больше всего бывает пластинчатых ежей, зернистых звезд и звездчатых пушинок.

4. Наблюдение за ледяными узорами на стекле. Пусть ребята постараются найти знакомые очертания - листья, елочку, сказочных птиц, кораблик, снежные горы.

Опыты.

  1. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, как одеялом, охраняя растения от
    мороза. На прогулку выносятся 2 бутылки с водой одинаковой температуры
    (температура воды измеряется градусником). Одна бутылка закапывается в снег,
    другая остается на веранде. В конце прогулки температура воды измеряется сновг
    и оказывается, что бутылка в снегу охладилась меньше.
  2. Превращение воды из жидкого состояния в твердое: вода на морозе
    превращается в лед. Можно залить водой снежную горку, и она превратится в
    ледяную. Залив подцвеченной красками водой формочки, мы получим красивые
    ледяные формочки для украшения участка, снежной клумбы.
  3. Снег в холодную, морозную погоду становится "нелипким", "сухим", из него
    нельзя лепить снежные комки, делать постройки. Чтобы лепить из снега, его
    увлажнить. Кучку снега поливают водой и лепят различные формы – лепестки

цветов, листья, завитки. Наиболее эффектными получаются эти фигурки, если вода подцвечена краской.

4. Превращение снега в воду: попробуем внести в группу комок снега и положить его в чашку. Через некоторое время дети смогут убедиться в том, что снег превратился в воду. Но воду эту нельзя назвать чистой - в ней видны частички грязи, пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег собирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря то, что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи и микробов. Еще и поэтому снег есть нельзя: можно не только простудиться, но и получить кишечную инфекцию.

Наблюдения за погодой.

-Наблюдение за снегопадом и рассматривание снежинок.

-Наблюдение за сугробами - почему их наносит только с одной стороны?

-Продолжать учить детей делать анализ погоды (мороз, оттепель, ясно и
солнечно, пасмурная погода) и заносить результаты наблюдений в ка
лендарь природы.

Наблюдения за живой природой.

Наблюдения за деревьями.

-Когда после оттепели ударит мороз, деревья, их ветви и ствол по
крываются ледяной корочкой, и, тихо позванивая, ударяются друг о друга
ледяные ветви.

-Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды
снега на ветках, как будто кто-то украсил их тончайшим кружевом.

-Любуясь деревьями в разную погоду, приучать детей высказывать свои
впечатления, сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнения: "У елки
ледяные пальчики", "Елка закуталась в снег до самых глаз, как в пуховое
одеяло", "Красиво, как в снежном царстве".

-Можно провести такой опыт: принести в группу срезанную ветку дерева
и поставить ее в воду. Через несколько дней набухнут почки, затем
появятся листочки. Дети смогут убедиться сами, что и зимой деревья жи
вые, но рост их прекращается, они отдыхают. Рассматривая строение поч
ки, дети могут убедиться в том, что внутри находится маленький, словно
во много раз сложенный листочек. Внешняя оболочка почки
предохраняет листочек от мороза.

Наблюдения за птицами.

Вместе с детьми смастерить и повесить на участке кормушку для птиц.
Каждый день выносить к кормушке хлебные крошки и подкармливать птиц.
Напомнить детям, что птицы зимой больше страдают от голода, чем от
холода.

-К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнаются воробьи по
коричнево-серому оперению. Обратить внимание детей на то, что в сильные
морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив
перышки, нахохлившись - так они греются. Дети должны узнавать снегирей
по розовой грудке и серо-синему оперению. Можно подсказать детям
сравнение "как розовые яблоки на снегу".

-Наблюдения за синичками. Дети должны узнавать и синиц по желтой грудке и черному галстуку. Синицы в основном питаются вредными насекомыми, которых вытаскивают1 своими острыми клювами из-под коры деревьев. Пусть дети понаблюдают за синичками, сидящими на ветке дерева. Объяснить детям, что в гололед, когда ветви деревьев покрываются корочкой льда, синички голодают, потому что не могут доставать насекомых из-под коры. В такое время необходимо подкармливать птичек. Синички любят сало.

Труд на участке.

1.Окучивание снегом деревьев и кустарников. Объяснить детям смысл этой
работы.

2.Объяснить детям, почему нельзя утаптывать и разгребать снег под деревьями.

3.Объяснить детям, почему нужно стряхивать снег с веток деревьев.

4.Постройка снежного городка по предложенной схеме.

Активизация и обогащение словаря.

Зимушка-зима: три белых коня - декабрь, январь, февраль. Снегопад -попросить детей объяснить, почему его так называют.

Снежная буря: "Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя ". Вьюга, пурга, метель, буран.

Снежинки, сосульки, сугробы. «Мороз и солнце - день чудесный» Поземка, иней, изморозь. Ледяные узоры на стекле.

Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая перина, белый наряд у деревьев, деревья одеты в снежные шубы.

Неделя «Зимние игры и забавы для дошкольников» проводится с 10 января по 14 января 2005 года во всех дошкольных группах детских садов города Москвы.

Цели и задачи недели:

  1. Обеспечить детям полноценный активный отдых на зимней
    прогулке, предоставить им возможность участвовать в разнообразных играх и развлекательной деятельности;
  2. Оказать помощь педагогам детских садов и родителям в организации разнообразной игровой деятельности, спортивных развлечений на прогулке в зимнее время.
  3. Обогатить опыт работы воспитателей через взаимопосещения различных практических мероприятий, организованных в дошкольных образовательных чреждениях.
  4. Расширить перечень спортивных игр, забав и развлечений, использование которых обогатит содержание прогулки  в зимнее время.
  5. Выявить наиболее рациональные приёмы организации развлекательной и двигательной деятельности на прогулке зимой.
  6. Привлечь родителей к созданию условий для проведения зимних мероприятий на участке.

Каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет план проводимых мероприятий, который может включать:

Дни здоровья.

Тематические дни (например, «День сказки» и др.»

Выставки детских рисунков.

Зимние развлечения на участке.

Зимние праздники.

Конкурсы оформления зимних участков и снежных построек.

Оформление методического кабинета.

В методическом кабинете прежде всего создаются условия для повышения квалификации воспитателей, их самостоятельной работы над подборкой необходимого материала. Для этого подбирается теоретическая и методическая литература по вопросам проведения зимней прогулки и развлечений - книги, журналы,

отдельные статьи, сборники подвижных игр и спортивных упражнений, составляются списки рекомендуемой литературы по отдельным вопросам.

В методическом кабинете должен быть отпечатанный и хорошо оформленный материал: конспекты зимних подвижных игр, развлечений, праздников, досугов, примерные образцы планирования работы воспитателя в повседневной жизни. В кабинете целесообразно иметь выставку макетов или планов зимних участков по каждой возрастной группе. Весь материал красиво оформляется и аннотируется.

Рекомендуется составить альбомы или ширмы фотографий, отражающих проведение зимних развлечений, досугов, праздников, спортивных упражнений, оформления зимних участков.

Работа с педагогическими кадрами.

Индивидуальные консультации, групповые консультации, практикумы, семинары, открытые занятия, кружки.

Создание условий на участке.

Перед возведением снежных построек любой участок утрамбовывается, высота снежного наста должна быть не меньше 12 сантиметров.

На каждом участке в зимнее время года возводятся снежные постройки. В соответствии с составленным в каждой возрастной группе планом сгребается снег. Все постройки, сделанные из снега должны использоваться для активных движений детей.

По периметру площадки устраиваются снежные валы, которым можно придать образ различных животных: крокодила, змеи и пр.

В младшей группе высота вала может быть от 20-30 см. С одной стороны участка можно сделать их боле высокими, с другой -низкими.

На каждом участке строится горка.

Высота каждой горки зависит от возраста детей: в младших и средних группах 1 метр, старших и подготовительных от 1,5-2 метров. Для сооружения горки снег собирается в кучу и утрамбовывается, придаётся форма горки. Наверху делается площадка, которая переходит в скат, имеющий по краям барьеры. С задней стороны горки делаются ступеньки и лоток для санок. Ширина площадки ля детей младшей группы от 90 до 1 метра, у старших детей до 1,5 метра. Длина ската для малышей от 5 метров, для старших от 6 метров. Горка на спортивной площадке может быть высотой до 2 метров, длина ската от 20 метров, ширина площадки от 1 метра, лоток для санок около 50 сантиметров. Сделанную горку необходимо несколько дней поливать водой, ступени присыпаются песком (ступени от 25 сантиметров).

На спортивной площадке можно построить мишень из снега, ширина 30 сантиметров, высота мишени зависит от возраста детей. На мишени можно сделать сквозные выемки геометрических форм (круг, квадрат и т.д.).

На спортивной площадке или на участке можно построить из снега лабиринт, высотой от 50 до 60 сантиметров, шириной 30 сантиметров. Данное сооружение используется для ориентировки в пространстве.

Тоннели из снега делаются обязательно с каркасом. Длина такого сооружения 2-2,5 метра.

Для упражнения в подлезании из снега можно построить дуги-воротца разной высоты, для такой сложной постройки снег смачивать сначала в тазу, а затем постепенно наращивать и сглаживать боковые перекладины.

Ледяные дорожки любимое развлечение детей.

Упражнения на льду направлены на формирование правильной осанки, развитие чувства равновесия, устойчивости при скольжении.

В младших группах ширина ледяной дорожки может быть от 40 до 50 сантиметров, а длина до 4 метров.

В старших группах ширина от 50 сантиметров, длина 8 метров.

На площадке для старших детей можно сделать каскад из ледяных дорожек с промежутками равными 3-4 шага ребёнка.

На спортивной площадке можно организовать каток, размер которого зависит от места расположения и составляет 5 на 10 метров или 10 на 20 метров.

Хоккейная коробочка на площадке может быть и небольшая: шириной от 5 метров, длиной от 10 ветров. Ворота шириной 1,5 метра. Площадка для игры в хоккей хорошо утрамбовывается.

Условия для ходьбы на лыжах.

Для прокладывания лыжни выбирается место вдоль забора или
спортивной площадки в безопасном месте. Трассу прокладывает
взрослые человек более широкими лыжами, в младших группах она
прямая, в старших - имеет небольшие горки, спуски, повороты.
Вдоль трассы прокладываются ориентиры (кегли, кубики, флажки
и
пр.). Длина трассы в младших группах 30-40 метров, в старших - до
80 метров.

Содержание работы.

На видном месте, при входе в дошкольное учреждение вывешивается для родителей красочное объявление о проведении «Недели зимних игр и забав». В объявлениях каждой возрастной группы можно дать информацию о мероприятиях каждого дня, конкретные рекомендации.

Каждая возрастная группа составля план работы на всю неделю.

Наша задача максимально обеспечить пребывание детей на свежем воздухе.

Формы работы с детыми:

Разнообразные конкурсы: «Лучший узор из льдинок», «Лучшая снежная постройка из снега», «Лучший узор на снегу» прочее.

Физкультурные занятия и физкультурные досуги.

Подвижные игры с зимней тематикой. -,

Зимние спортивные праздники.

Упражнения на санках, лыжах, ледяных дорожках.

Театрализованные игры на воздухе с естественными декорациями.

Игры со снежными постройками.

Игры развивающего характера.

Беседы с детьми и рассказы воспитателя.

Наблюдения за природой, кормление птиц.

'



Предварительный просмотр:

Конспект прогулки во 2-й младшей группе "Познаем – играя"

Задачи: развивать наблюдательность, любознательность детей в процессе ознакомления с объектами в природе (насекомые и растения), формировать обобщенные представления о признаках объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними, воспитывать чуткое отношение ко всему живому, интерес и заботу к насекомым и растительному миру.

Материал и оборудование: магнитофон, маски насекомых, мелки, вода, лейки, грабли, мячи; для свободной деятельности: велосипеды, песочные наборы, атрибуты к с/р играм, сундучок, колокольчик, мелкие игрушки.

Ход прогулки

Воспитатель при помощи колокольчика привлекает внимание детей. Загадывает загадку:

Желтый цветочек с виду прост,
А к здоровью строит мост,
Пчелкам раннею весной
Даст пыльцы он золотой.

Дети скажите, что растет среди травы? На что он похож? Какого он цвета? (рассматривают одуванчик)

Ответы детей.

- Правильно! Это цветочки-одуванчики. Давайте, прочитаем стихотворение о нем.

Одет одуванчик
В желтый сарафанчик,
Подрастет, нарядится
В беленькое платьице.
В легкое, воздушное
Ветерку послушное.

- Ребята, месяц май можно считать временем одуванчика. А скажите, зачем нужны на земле цветы?

Ответы детей.

- Правильно. Цветы нужны людям, насекомым и животным. Пчелы собирают с цветов нектар и делают мед, бабочки питаются пыльцой с цветов. Животные поедают цветы. Люди варят из одуванчиков лечебное варенье, делают салат из листьев. Одуванчик очень красивый и интересный цветок. Он распускается в теплую и солнечную погоду утром, а вечером цветок закрывается. Нужно беречь и охранять цветы и все живое вокруг.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.

- Давайте поиграем в игру “День и ночь”: днем насекомые летают, питаются пыльцой, а ночью они спят.

Детям предлагаются маски насекомых, игра проходит под музыку.

- Ребята, а что бы было больше цветов одуванчика что нужно для этого?

Ответы детей (земля, солнце, вода).

- Так, давайте, польем одуванчики.

Дети вместе с воспитателем поливают поляну с цветами.

- Дети, давайте посчитаем, сколько одуванчиков распустилось?

Дети считают до 5. если одуванчиков много, то закрепить понятие “много”.

- Ребята, к нам вчера приходил жучок-паучок и сказал, что на участке у нас он спрятал волшебный сундучок. Давайте поищем его.

Дети находят сундучок, в нем находятся маленькие мячи. Дети называют цвет мяча и играют в игры “Подбрось и поймай”, “Передай другому”.

Звенит колокольчик и воспитатель предлагает поиграть в игру “Жучок-паучок”. При помощи считалки выбирается Жучок-паучок и дети играют. После воспитатель говорит, что в сундучке есть еще сюрприз, и достает разноцветные мелки.

- Давайте нарисуем на асфальте цветы, солнце и насекомых.

Дети рисуют.

После рисования предлагаются свободные игры.

Игры с песком.

С/р игры: Дом, Больница, Дочки-матери, Школа.

Мячи, лошадки, велосипеды.

Звенит колокольчик, предлагается собрать игрушки.

В конце прогулки игра-хоровод “Одуванчик”.

Желтая головушка,
Розовая ножка,
Одуванчик – солнышко
Подержу в ладошке.
Появилось солнышко
В мае на лугу,
На него любуюсь,
Очень берегу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У кормушки

Ознакомление с природой...

Экологическая акция "Каждой пичужке - по кормушке"

Познакомить детей с разнообразием птиц в природе, учить заботливому отношению к птицам; приучать ответственно относиться к  нужному делу – подкормке птиц зимой....

Родители, сделайте кормушку вместе с детьми!

Очень тяжело приходиться птицам зимой, и мы предлагаем поучаствовать в акции "Покормите птиц зимой!" для этого необходимо сделать кормушку. Изготовить ее мы тебе поможем. Смотри на картинки и делай, ч...

Дидактическая игра "Кто прилетел на кормушку?"

дидактическая игра "Кто прилетел на кормушку?" для детей 5-7 лет предназначена для закрепления знаний о зимующих птицах, для упражнения детей в согласовании имен существительных с именами числительным...

Мастер – класс по изготовлению съедобной кормушки совместно с детьми дошкольного возраста «Каждой пичужке кормушка»

Зимой, как известно, птицы гибнут не от холода, а от голода. Проявление заботы о других – один из признаков успешного человека. Подкормка зимующих птиц научит детей заботиться о т...

Конспект "Вириртуальная прогулкаа"

Конспект мероприятия по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» раздела «ОБЖ» по теме: «Виртуальная прогулка» с детьми в возрасте 6-7 лет подготовительной группы...