Конспект "Вириртуальная прогулкаа"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Шугаипова Татьяна Ивановна
Конспект мероприятия по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» раздела «ОБЖ» по теме: «Виртуальная прогулка» с детьми в возрасте 6-7 лет подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_virtualnaya_progulka.docx43.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

мероприятия

 по безопасности жизнедеятельности

по теме: «Виртуальная прогулка»

(подготовительная группа)

                   

                                                                                              Шугаипова Т.И.

2020 г.

Пояснительная записка

Конспект мероприятия  по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» раздела «ОБЖ»  по теме: «Виртуальная прогулка»  с детьми в возрасте 6-7 лет подготовительной группы,  составлен  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом цели и задач реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования  Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» г. Советский», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В мероприятии участвовало 14 детей в возрасте 6-7 лет подготовительной группы , из них 7 мальчиков и 7 девочек. Данная подгруппа сформирована с учетом индивидуальных особенности воспитанников, темпа работы, уровня развития. – это дети, которые стремятся к партнерству в играх, охотно сотрудничают со взрослыми и сверстниками в продуктивной деятельности, активно стремятся  к общению, отличаются высокой двигательной  активностью,   повышенным  интересом  к поисково - исследовательским действиям, поэтому постоянно требуется  насыщение деятельности  проблемными ситуациями, практическими заданиями, использование информационно-коммуникационные технологии :  видеоролик, интерактивная игра.

При составлении конспекта учитывались принципы: поддержка разнообразия детства, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, доступности материала, научной обоснованности и практической применяемости, использование новых технологий.

Поэтому данное мероприятие было направлено на   решение следующей цели и задач:

Цель:  «Формирование безопасного поведения на дороге и дорожной грамотности».

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей представление о  том, что такое безопасный маршрут.

- Упражнять в умении координировать свои действия на дороге в соответствии с правилами дорожного движения.

- Активизировать в речи детей слова – безопасность, маршрут, этикет, макет, проезжая часть, тротуар, обочина, светофор, перекресток, пешеходный переход.  

Развивающие :

- Способствовать развитию дорожной грамотности.

- Способствовать развитию коммуникабельности, умение высказывать свои предположения,  мнение, самостоятельно формулировать  выводы,   работать в команде .

Воспитательные :

-Воспитывать чувство ответственности на дороге за свою безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

В мероприятии предусматривается интеграция следующих образовательных областей:

  • Познавательное развитие (ознакомление с окружающим социальным и предметным миром).    
  • Художественно – эстетическое развитие (драматизация и восприятие театральной миниатюры, восприятие мультипликационного обучающего видеоролика)
  • Социально – коммуникативное развитие (Формирование и систематизация  представлений дошкольников о безопасности жизнедеятельности, развитие коммуникативных навыков, правовое и нравственное воспитание).
  • Речевое развитие  (развитие всех компонентов речи).
  • Физическое развитие ( охрана жизни и здоровья)

Мероприятие построено так, чтобы вызывать и поддерживать мотивационные чувства воспитанника, опираться на них в работе, развивать способность ребенка к критическому продуктивному мышлению, оценке своих умений. Большое внимание уделяется  практическому проигрыванию и апробированию предположений.

Деятельность на занятии носит  познавательно – игровой характер.

Структура мероприятия построена поэтапно, где на каждом этапе ее  проведения, соблюдается связность с предыдущим этапом через разрешение поставленной проблемной ситуации: «Безопасная и грамотная виртуальная прогулка» и охвачены были  одним игровым сюжетом «Прогулка по карте с поэтапным продвижением от одной остановки к другой», построены на разных  видах  детской деятельности – игровая, коммуникативная,  познавательно - исследовательская.

В основу построения данного мероприятия положен наглядно -              практический  метод: конструктивное упражнение (повторение и самостоятельное воспроизведение умственных действий заданного содержания) и моделирование (развитие  представлений о существующих связях объектов при помощи  модели).

Используются проблемно-поисковые методы обучения, комбинированные упражнения, благодаря  которым решаются одновременно несколько задач:  

        - формирование представлений о  том, что такое дорога, об участниках дорожного движения ;        

        - формирование умений прогнозировать ситуацию и действовать в соответствии с определенными нормами и правилами, применять имеющиеся знания на практике;

  - закреплять представления о правилах дорожного движения;

  - развивать дорожную грамотность обучающихся;

        Применение компьютерных технологий  позволяет сделать его  более привлекательным, мотивирует детей на эффективную работу и правильное выполнение поставленных задач.

Комплексное воздействие визуальных (макет) и аудиовизуальных (интерактивное письмо, интерактивная карта, драматизация, обучающий мультипликационный видеоролик)  средств обучения позволяет сделать непосредственно образовательную деятельность более привлекательной, интенсивной, насыщенной, побуждает детей к активной деятельности. 

В таблице «Содержание мероприятия» можно проследить организацию разных видов детской деятельности:

Таблица.

Содержание мероприятия

Виды детской деятельности

Формы работы

Коммуникативная

Игровая

Получение и чтение электронного письма от инспектора ГИБДД . Дети принимают решение участия или отказа от виртуальной прогулки.        

Поисковая

Коммуникативная

Постановка  проблемы : Загадывание загадки и получение первой подсказки.

Выдвижение детьми гипотез.

Проблемно-поисковая

 Практическая

 Игровая

Коммуникативная

Работа с макетом  «Улицы нашего поселка» и моделями «пешеход», «транспорт» .

Рефлексия: оценка работы группы на станции

  Игровая

Коммуникативная

Игра - драматизация «Как-то в полдень у скамейки…»,  работа с карточками.  

Рефлексия: оценка работы группы на станции

Игровая

Коммуникативная

Участие  в интеллектуальном казино «Что? Где? Когда?» и зарабатывание жетонов.

Рефлексия: оценка работы группы на станции

Игровая

Коммуникативная

Разрешение проблемы.

Посещение кинозала и просмотр обучающего мультипликационного видеоролика.

Коммуникативная

Рефлексия:

Беседа , самооценка детей  о своей деятельности, решение написать ответное письмо инспектору ГИБДД с описанием своей виртуальной пргулки.

Все этапы последовательны и взаимосвязаны, логично переходят из одного в другой.

В мероприятии чередуется  организация коллективной работы  детей с индивидуальной, а также работа детей в микрогруппах, что способствует созданию благоприятной атмосферы, создает предпосылки  для дружеских, партнерских, уважительных отношений между детьми и педагогом.

Оборудование используется рационально и с одной целью: донести до детей необходимую информацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более привлекательной, яркой, информативной.

Мероприятие проводится в музыкальном зале, условно разделенном на зоны, позволяющих кардинально, но вместе с тем  логично  менять этапы, формы непосредственно образовательной деятельности:

1.  «Монитор компьютера» ( в начале и в течение непосредственно – образовательной деятельности) - «Кинозал» (в конце непосредственно – образовательной деятельности) -  С приходом электронного письма и визуальным его созерцанием, сопровождающимся чтением педагога дети погружаются в ожидание приключения, интересного события, непосредственными участниками которого они могут стать. В  течении непосредственно – образовательной деятельности виртуальная карта и открывающиеся на ней станции служит стимулом к эффективной работе и выполнению задач. Поход в кинозал в конце непосредственно – образовательной деятельности носит двойной характер: выступает в качестве поощрения за проделанную работу (просмотр мультфильма) и закрепляет полученные ранее представления (тематика мультипликационного фильма – правила дорожной безопасности).

2. Станция «Дорожная» - организация на столе работы с макетом улиц, наглядно иллюстрирующих части дороги, недвижимые объекты и участников дорожного движения, позволяющим совершать различные манипуляции и действия непосредственно детьми.

3. Станция «Театральная» - организуется на ковре в центре зале и представляет собой драматизацию короткой миниатюры, а также работу с карточками.

4. Станция «Интеллектуальная» - предполагает возвращение детей за стол ( где к тому времени убран макет) и участие в интеллектуальном казино, построенном по принципу вопрос – ответ.

Ранее организуемая предварительная работа: создание макета «Улицы нашего поселка», выполнение совместно с детьми моделей пешеходы», «транспорт»», разучивание ролей миниатюры, подбор обучающего мультипликационного видеоролика, композиционное оформление зала, проведение беседы с детьми о безопасности жизнедеятельности человека и ценности его жизни и здоровья, просмотр видеороликов, чтение художественной литературы по теме, способствует наиболее осознанному восприятию предлагаемой мною информации и более активному участию детей.

Для установке обратной связи, анализа своей работы , понимания удовлетворенности детей от проделанной работы была подготовлена  итоговая беседа  , как  инструмент рефлексии, выражения своего отношения, самооценки, дальнейшей мотивации к применению имеющихся представлений на практике через  обещание написать ответное письмо с подробным описанием  совершенной виртуальной прогулки и ее пользе для каждого участника.

Считаю, что соблюдение единства всех частей, выбранные мной методы, использование интерактивной доски, смена видов деятельности , позволили детям самостоятельно и успешно разрешить проблемную ситуацию и поставленные задачи.

Данное мероприятие позволяет:

- сформировать у детей навыки безопасного поведения на дороге;

- проявить  умение видеть и решать проблемные ситуации в моделировании дорожных сюжетов;

- расширить словарь  детей новыми словами – макет, модель, безопасный маршрут;

 - иметь возможность  вести диалог, высказывать свои предположения,  мнение,  самостоятельно формулировать  выводы,   работать в команде ;

- у детей появится  мотивация к соблюдению правил безопасного поведения на дороге.

Данная тема  является очень актуальной, по этой причине  дети регулярно сталкиваются с ней (в детском саду, дома, на прогулке, социальная реклама) и зачастую она носит поучительный, строгий, назидательный характер). В связи с этим возникает необходимость разнообразить деятельность в данном направлении настолько, чтобы те непреложные истины, с которыми ребенок сталкивается ежедневно, пусть не меняют своей сути, но подаются в разнообразной и привлекательной форме, вызывая тем самым  у детей  интерес, мотивацию, осознание себя как части целого. Такая  форма проведения мероприятий по формированию у дошкольников основ безопасности существенно повышает мотивацию у детей,  эффективность и продуктивность образовательной  деятельности, активизирует детей, позволяет каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные возможности и способности.

Основная часть:

Конспект мероприятия  по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» раздела «ОБЖ»  по теме: «Виртуальная прогулка»  с детьми в возрасте 6-7 лет подготовительной группы.

Тема: «Виртуальная прогулка»  .

Тип: интегрированный.

Цель:  «Формирование безопасного поведения на дороге и дорожной грамотности».

Задачи:

Образовательные:

- Формировать у детей представление о  том, что такое безопасный маршрут.

- Упражнять в умении координировать свои действия на дороге в соответствии с правилами дорожного движения.

- Активизировать в речи детей слова – безопасность, маршрут, этикет, макет, проезжая часть, тротуар, обочина, светофор, перекресток, пешеходный переход.  

Развивающие :

- Способствовать развитию дорожной грамотности.

- Способствовать развитию коммуникабельности, умение высказывать свои предположения,  мнение, самостоятельно формулировать  выводы,   работать в команде .

Воспитательные :

-Воспитывать чувство ответственности на дороге за свою безопасность и безопасность других участников дорожного движения.

В НОД  предусматривается интеграция следующих образовательных областей:

  • Познавательное развитие (ознакомление с окружающим социальным и предметным миром).    
  • Художественно – эстетическое развитие (драматизация и восприятие театральной миниатюры, восприятие мультипликационного обучающего видеоролика)
  • Социально – коммуникативное развитие (Формирование и систематизация  представлений дошкольников о безопасности жизнедеятельности, развитие коммуникативных навыков, правовое и нравственное воспитание).
  • Речевое развитие  (развитие всех компонентов речи).
  • Физическое развитие ( охрана жизни и здоровья)

Форма организации детей: подгрупповая.

Место проведения: музыкальный зал

Количество детей: подгруппа  14  человек.

Демонстрационный материал:

Интерактивное письмо, интерактивная карта , макет «Улицы нашего поселка» и модели «пешеходы», «транспорт», , обучающий мультипликационный фильм о правилах дорожного движения.  

Раздаточный материал:

карточки задания , маски героев миниатюры, звуковой молоточек, жетоны, смайлы, фрагменты ответа на загадку.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, стилус ,  большой овальный детский стол, стулья.

Предварительная работа педагога: Создание макета, подбор обучающего мультипликационного видеоролика, подбор дидактических карточек, композиционное оформление зала.

Предварительная работа педагога совместно с детьми: Беседа о ценности жизни и здоровья человека, ответственности за них, изготовление моделей 2пешеходы», «транспорт», разучивание ролей для миниатюры.

Предполагаемый результат в перспективе: написание коллективного письма с описанием виртуальной прогулке и понимания каждым ее важности, что позволит закрепить полученные представления, побудить каждого к проявлению чувственного отношения к происходящему и дать дополнительную мотивацию к соблюдению правил дорожного движения.

Ход занятия.

Педагог:

- Ребята, сегодня утром я получила письмо по электронной почте. Оказалось, что это послание для ребят нашей группы. Мне это письмо показалось интересным. Вот послушайте.

Педагог открывает на интерактивной доске электронное письмо и читает его вслух.

Педагог достает черный конверт, в котором лежит фрагмент картинки (кинотеатр). Дети его рассматривают. Выстраивают предположения, что это может быть.

Педагог:

- Ну что, принимаем приглашение совершить  виртуальную прогулку

Решают посмотреть карту и попробовать выполнить задания, чтобы найти ответ на загадку. При рассматривании карты обратить внимание, что появляются станции, на которых нужно выполнить определенные задания. В заключении предлагается самостоятельно оценить работу своей группы, выбрав грустный или счастливый смайл. В случае положительного результата (счастливый смайл), появляется следующая станция.

1 станция «Дорожная»

Педагог:

- Знаете ли вы, что такое безопасный маршрут?

Дети высказывают предположения.

Педагог:

- Хотите ли вы научиться строить безопасный маршрут? Но мы с вами сейчас слишком легко одеты и у нас мало времени для того чтобы обойти улицы нашего поселка и найти самые безопасные места для передвижения. Как же нам тогда научиться строить безопасный маршрут?

Дети высказывают предположения.

Педагог:

- Совершенно верно! Нам понадобится модель наших улиц только в уменьшенном виде. Давайте рассмотрим макет улицы. Что мы видим перед собой?

Дети:

- Дома, дорога, стройка и т.д.

Педагог:

- Совершенно верно. Обратите внимание на дорогу. Можете ли вы мне назвать из каких частей она состоит? Как называется эта часть?

Дети:

- Проезжая!

Педагог:

- Верно! Почему она так называется?

Дети высказывают предположения!

Педагог:

- А как называется часть дороги, которая предназначена для свободного перемещения людей?

Дети:

- Тротуар!

Педагог:

- Ребята, обратите внимание на этот участок дороги. Вы знаете как он называется?

Дети высказывают предположения.

Педагог:

- Это обочина, самый край дороги. По ней могут идти люди, если нет тротуара. Но и здесь важно знать следующие правила – идти по обочине можно только навстречу движущемуся транспорту.

Обыгрываем это правило при помощи изготовленных ранее моделей пешеходов и автомобилей.

Педагог:

- Как вы думаете, почему существует такое правило?

Дети высказывают предположения.

Педагог:

- Совершенно верно. Пешеход должен заранее видеть, быть готов к тому, что движется транспорт, держать при этом дистанцию. А водитель при этом будет уверен, что пешеход видит транспорт и не совершит каких – нибудь неожиданных действий.

Педагог:

- Давайте мы с вами сейчас попробуем проиграть на нашем макете ситуацию «Утро на нашей улице»

Мальчикам предлагается расставить модели автомобилей на макете (на проезжей части, на стоянке). Девочки расставляют модели пешеходов ( у дома, на тротуаре, на обочине). Одна отмеченная модель – спешащий на работу пешеход. Помогаем пешеходу безопасно, с соблюдением правил добраться на противоположную сторону макета. При этом дети сами предлагают маршрут, советуются друг с другом, выстраивают доказательно объяснение своим действиям.

Педагог:

- Молодцы, наш пешеход безопасно добрался до места и уже приступил к работе. А нам необходимо оценить свою. Подумайте, интересна ли была игра с макетом, смогли вы поделиться своими знаниями или узнать что-то новое, удалось ли вам безопасно провести пешехода к месту назначения. Если вы довольны результатом, то выберите счастливый смайл, если нет - то грустный.

Дети выбирают счастливый смайл и получают второй фрагмент подсказки, высказывают предполагаемый ответ на загадку.

Педагог выбирает смайл на интерактивной доске, таким образом осуществляя переход к следующей станции.

2 станция «Театральная»

Для прохождения этой станции дети встают вкруг. Педагог надевает фуражку, дети актеры – маски. Обыгрывается короткая миниатюра.

Как – то в полдень у  скамейки

Звери собрались однажды

С полицейским Ивановым

Для беседы очень важной.

Иванов:

С поликлиники звонили

И меня предупредили,

Что лягушки и котятки,

Птички, прочие зверятки.

Дороги правила не знают,

Их частенько нарушают,

А потом идут в больницу,

Чтобы срочно подлечиться.

Так ли это, только честно!

Отпираться бесполезно!

Козленок:

Я вчера так торопился,

Дойти до зебры поленился.

Побежал среди дороги –

Автобус отдавил мне ноги

Медвежонок:

Ну а я играл с мячом

Все мне было нипочем

Он на дорогу покатился

Я – за ним, и там свалился

Мотоцикл там рядом мчался

Еле я живой остался

Поросенок:

Я мороженки люблю,

Вот иду себе жую.

Так увлекся я едой,

Не смотрел перед собой.

Не взглянув на светофор,

Через дорогу я пошел.

А горел уж красный свет!

Так чуть я не наделал бед.

Все вместе:

Будете на нас сердиться?

Такого уж не повторится!

Иванов:

Нет, не стану вас ругать!

Вам же важно вот что знать!

Чтоб беды не допустить,

Надо правила учить

Педагог:

- Ребята, а вы знаете правила поведения на дроге? Давайте посмотрим, как хорошо вы их знаете…

Дети получают карточки  (по одной на пару), иллюстрирующие сюжет «Улица» и, рассматривая их, называют кто из пешеходов (номер пешехода) нарушает правила и как должен был поступить в сложившейся ситуации, аргументируют свою мысль, приводят доказательства.

- Все нарушители правил дорожного движения обнаружены. Мы разъяснили им и напомнили друг другу, как должен вести себя пешеход, чтобы не создавать опасных ситуаций на дороге для себя и окружающих. Понравилось ли вам быть участниками представления о правилах дорожного движения, смогли вы поделиться своими знаниями или узнать что-то новое. Если вы довольны результатом, то выберите счастливый смайл, если нет - то грустный.

Дети выбирают счастливый смайл и получают третий фрагмент подсказки, высказывают предполагаемый ответ на загадку.

Педагог выбирает смайл на интерактивной доске, таким образом осуществляя переход к следующей станции.

3 станция «Интеллектуальная»

Для прохождения этой станции дети садятся за стол.

Педагог:

- На этой станции вам предлагается стать участниками самого настоящего интеллектуального казино «Что?  Где? Когда?».  Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача – обсудить этот вопрос в команде, найти единственный правильный ответ и подать звуковой сигнал молоточком. Ответ может быть только один и права его исправить у вас нет! За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. Ну что ж, удачи!

Вопросы:

  1. Как называется поселок в котором мы живем?
  2. Как называется часть дороги, по которой ездят машины?
  3. Как называют человека, который передвигается по дороге пешком?
  4. Как называется разметка на дороге, которая представляет собой черные и белые полосы?
  5. Назовите сигнал светофора,  который запрещает нам переходить улицу.
  6. Назовите профессию человека, отвечающего за безопасность на дороге.
  7. Как нужно переходить дорогу?
  8. Как называют человека, который перемещается в автомобиле, но не является водителем?
  9. Как нужно вести себя, если ты пассажир?
  10.  Что такое «Безопасный маршрут»?

Педагог:

 - Я задала вам десять вопросов! Сколько жетонов должно получиться у вас, если на все вопросы вы отвечали правильно? Подсчитайте свои жетоне. Оцените свою работу! Если вы довольны результатом этой интеллектуальной игры, то выберите счастливый смайл, если нет - то грустный.

Дети выбирают счастливый смайл и получают четвертый фрагмент подсказки, высказывают предполагаемый ответ на загадку - КИНОЗАЛ.

Педагог выбирает смайл на интерактивной доске, таким образом осуществляя переход к пункту назначения. Дети проходят и садятся на стульчик у доски.

Педагог:

- В какое же интересное место приглашал нас совершить виртуальную прогулку инспектор Иванов? Правильно – КИНОЗАЛ. Ребята, кино, мультфильмы могут быть не только интересными и увлекательными, но и обучающими, познавательными. И  сегодня в этом кинозале идет сеанс мультипликационного фильма «Правила дорожные». Всем приятного просмотра.

После окончания сеанса педагог задает детям вопрос:

- А зачем пешеходы и водители должны соблюдать правила дорожного движения? А вы обещаете соблюдать эти правила? Понравилась ли вам наша виртуальная прогулка? Я предлагаю вам написать ответное письмо инспектору Иванову, в котором мы скажем ему спасибо и расскажем подробно о нашей прогулке. О том, что будет в этом письме, пусть подумает каждый из вас, поделится своими мыслями и мы напишем одно большое письмо. Всем большое спасибо! Мне было интересно совершить эту  увлекательную прогулку вместе с вами.