У кормушки
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Задачи:
Обучающие:
- знакомить детей с зимующими птицами;
- закладывать основы экологического воспитания;
- активизировать наблюдательность;
- давать представление о частях тела птицы;
- расширять словарь за счет имен существительных (снегирь, синица, корм, семена, зерно, крупа, кормушка); имен прилагательных (тыквенный, под солнечные, воробьиные, голубиные); уточнять значение глаголов (ходит, скачет, свистит, воркует);
—активизировать в речи имена прилагательные — антонимы (большой—маленький);
—учить образовывать глаголы от звукоподражаний («чирик-чирик» — чирикает); и сложные слова (птица с красной грудкой — крас ногрудая, птичка с коротким хвостом — короткохвостая);
—уточнить значение предлогов (на, под и над); на материале звукоподражаний закрепляем звуки [ц], [ч'];
- закреплять знания о геометрических фигурах, умение собирать из них фигуру.
Развивающие:
—развивать слуховое и зрительное внимание — отгадывать загадки-рифмовки;
—совершенствовать общую и мелкую моторику — выполнять движения по коман де, быстро переключаться с одного движения на другое, повторять по подражанию пальчиковые игры;
- развивать мышление — сравнивать;
Воспитательные:
—учить соблюдать правила коллективной игры;
—формировать у детей умение, не перебивая, слушать ответы товарищей.
Оснащение:
Фигурки из картона «Зимующие птицы»: воробей, голубь и синица; «Снегирь» (к фигурке привязана нитка); пособие «Кормушка» с прорезями для фигурок птиц; поднос с емкостями, в которых подсолнечные семечки, тыквенные семечки, пшено; «Птица из геометрических фигур» на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Показывали детям картинки с изображением птиц: сорока, воробей и голубь.
Уточняли название каждой птицы. Обращали внимание детей на то, что у всех птиц есть туловище, крылья, клюв, лапы и хвост, а тело покрыто перьями.
Спрашивали детей, чем отличаются друг от друга эти птицы. (Размером, окраской, длиной хвоста и клюва, а также голосом.) Предлагали детям вспомнить, какой голос у каждой из этих птиц. Воробей чирикает «чирик-чирик», голубь воркует «гу-гу», а синица свистит «цинь-цинь».
Сообщали детям, что все эти птицы зимующие — они не улетают от нас в теплые края, а проводят всю зиму вблизи жилья человека. Рассказывали: «Холодно и голодно птицам зимой. Люди стараются заботиться о своих пернатых соседях: делают кормуш ки, подкармливают зимующих птиц крупой и семенами, а для синичек специально кладут кусочки несоленого сала».
Рассказывали детям, что, какой бы ни был мороз, птичка не замерзнет, если будет сыта. Сообщали детям, что есть и такие птицы, которые в теплое время года у нас не живут, а прилетают только на зиму — называются они снегирями. Свое имя снегири получили за то, что появляются в наших краях вместе с первым снегом.
Вместе с детьми изготавливали кормушку для птиц.
Во время прогулки повесили кормушку на дереве, закрепив ее так, чтобы она не раскачивалась на ветру. Каждый день, выходя с детьми на улицу, выкладывали в кор мушку маленькие кусочки сала, семечки или насыпали туда крупу. В течение дня организовывали с детьми наблюдение за птицами, прилетающими к нашей кормушке.
Рисовали ветки рябины для птиц, используя ТРИЗ: мятую бумагу, тычки, пальцы рук.
Читали художественную литературу о птицах.
Рассматривали иллюстрации, тематические альбомы с птицами.
Используемая литература:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Комаровой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва. «Мозайка-Синтез». 2005.
«Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе 2-4 года». В.В. Гербова. Москва. «Владос». 2003.
«Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа)». Г.Я Затулина. «Центр педагогического образования». Москва. 2007.
«Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет». О.А. Новиковская. Санкт-Петербург. «Паритет». 2006.
«Конспекты комплексных занятий с детьми 3-4 лет». О.А. Новиковская. Санкт-Петербург. «Паритет». 2006.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей войти в зал. Зал красиво украшен, вокруг стоят деревья: рябина, сосны, ели, с потолка спускаются различные снежинки.
Воспитатель предлагает поздороваться с гостями.
В-ль:
- Ребята, мы с вами попали в зимний парк. Посмотрите, как здесь красиво!
Обращает внимание на красоту зимнего парка. Предлагает подойти к мольберту, на мольберте выставлены из картона изображения зимующих птиц.
В-ль:
- Ребята, каких птиц вы видите?
Дети называют птиц, выставленных на мольберте.
В-ль:
Все эти птицы зимуют у нас, в теплые края они не улетают, а проводят всю зиму вблизи жилья человека. Холодно и голодно птицам зимой. Но какой бы ни был мороз, птичка не замерзнет, если будет сыта. И люди стараются заботиться о птицах в это время года.
Воспитатель предлагает детям изобразить птичью стайку. Взмахнув крылышками, полететь на свои места.
Когда дети сядут на стулья, воспитатель напоминает об осанке, уточняет у каждого ребенка, какую именно птицу он сейчас изобразил.
В-ль:
- Ребята, а как вы помогаете птицам зимой?
Что мы смастерили и повесили на дереве около детского сада?
Какой корм мы кладем в кормушку для птиц?
(Ответы детей)
Воспитатель берет поднос, в котором емкости с кормом для птиц: семена подсолнуха, семена тыквы, пшено. И приглашает детей подойти к кормушке, которая висит на дереве.
В-ль:
- Сейчас я вам покажу разные виды корма для птиц: семена и зерна разных растений.
Показывает и спрашивает у детей, какой корм они видят на подносе. (Ответы детей).
В-ль:
-А сейчас я покормлю птиц (насыпает корм в кормушку).
Кушайте, птицы. Кушайте, дорогие.
Ребята, а давайте изобразим, как вы кормите птиц.
Показывает движение, имитирующее это действие: собирает пальцы руки в щепоть, и подушечкой большого пальца массирует подушечки остальных пальцев. Дети выполняют движение. Воспитатель предлагает каждому из детей сказать, какие именно семечки или зернышки он «насыпает» в кормушку.
В-ль:
- Тихо, ребята, по-моему, и другие птицы увидели, что мы решили их покормить и уже летят сюда. А пока отгадайте, какие птицы сейчас прилетят к кормушке в их зимнюю столовую.
Загадывает детям загадки про знакомых им зимующих птиц.
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой.
Назови его скорей!
Кто там скачет? ...
(Воробей).
Эти птицы рядом с нами —
Мы зовем их сизарями,
И зимой в мороз и голод
Не покинет город...
(голубь).
Черная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени...
(синичка).
Выпал снег, метут метели,
А к нам гости прилетели.
На рябину посмотри —
Там расселись...
(снегири).
По мере того, как дети отгадывают загадки, воспитатель вставляет в прорези на кормушке фигурки названных птиц, прикрепляет над кормушкой на ветку, под кормушкой на ветку.
Синицу прикрепляет над кормушкой. Голубя и воробья вставляет в прорези на самой кормушке. Когда дети отгадают загадку про снегиря, воспитатель подносит к ним фигурку этой птички, держа ее за нитку, и просит каждого ребенка подуть на птичку.
В-ль:
- Давайте подуем на птичку, пусть она немного полетает.
Затем подвешивает его за нитку под кормушкой рядом с кистью ягод рябины.
В-ль:
- Посмотрите внимательно на птиц, прилетевших в зимнюю столовую.
Назовите самую большую птицу по размеру.
Назовите самую маленькую птицу по размеру.
Назовите части тела птицы.
А какого цвета грудка у снегиря?
(Ответы детей)
- Да, красная. Значит, птичка красногрудая.
Воспитатель подсказывает детям сложные слова.
В-ль:
- А какого цвета грудка у синицы?
(Ответы детей)
- Да, желтая. Значит, птичка желтогрудая.
Воспитатель в случае необходимости подсказывает сложные слова.
В-ль:
- А как птица подает голос?
Помогает ребенку образовывать глаголы от звукоподражаний.
Воробей: «чирик-чирик» - чирикает.
Голубь: «гу-гу» - воркует.
Синица и снегирь: «цинь-цинь» - свистят.
В-ль:
- Ребята, а когда птицы голодные, как вы думаете, весело они поют?
(Ответы детей (Поют тихо, жалобно, грустно))
Воспитатель предлагает мимикой и силой голоса изобразить настроение птиц.
В-ль:
- А когда мы их накормили, изменилось ли настроение у птиц?
(Ответы детей (Поют дружно, громко, весело))
Воспитатель также предлагает мимикой и силой голоса изобразить настроение птиц.
Далее проводится игра «Стайка, полетай-ка!».
В-ль:
- Ребята, а что любят клевать снегири зимой? Давайте изобразим стайку веселых, дружных снегирей, которые налетели на рябину и клюют с нее ягоды.
Для этого воспитатель просит детей встать вместе – стайкой, выполнять ее команды и копировать движения.
При словах: «Стайка, полетай-ка! – дети стайкой бегут за воспитателем по команде и размахивают руками, как крыльями. По команде: «Стайка, приседай-ка» - дети приседают. При словах: «Стайка, ягодки поклюй!», дети стучат указательными пальцами по коленям, изображая, как птички клюют ягоды. При следующей команде: «Стайка, полетай-ка!», дети вновь бегут, размахивая руками, как крыльями.
Сначала все движения дети выполняют вместе с воспитателем. В дальнейшем дети действуют без показа, лишь по команде взрослого. Несколько раз последовательно воспитатель меняет команды: «Стайка, полетай-ка!», «Стайка, приседай-ка!», «Стайка, ягод ки поклюй!», «Стайка, полетай-ка!», «Стайка, приседай-ка!», «Стайка, ягодки по клюй!»...
В конце игры вместо слов: «Стайка, полетай-ка!» воспитатель говорит детям: «Склевали сне гири всю рябину, нет больше ягод. Стайка, стайка, отдыхай-ка!».
В-ль:
- Молодцы, ребята, вы были замечательными птицами и очень внимательными!
Вновь воспитатель привлекает внимание детей к кормушке, предлагает подойти к рябине.
В-ль:
- Обедают птицы в зимней столовой. Одни клюют корм в кормушке (показывает на воробья, голубя, сороку). Другие устроились над кормушкой (указывает на синицу). А некоторые даже под кормушкой (показывает на снегиря).
Какие птицы сидят на кормушке?
Какая птица сидит над кормушкой?
А кто прилетел полакомиться рябиной и устроился под кормушкой?
(Ответы детей)
Воспитатель демонстрирует детям жестовые символы предлогов «на», «над», «под». Предлагает детям выполнять движения и называть предлоги вместе с воспитателем. После этого воспитатель предлагает детям самим произвести те же движения, но по команде воспитателя. Воспитатель произносит с паузами несколько команд:
«на», «над», «под», «на», «под»…
В-ль:
- Молодцы ребята, вы были внимательны.
Выделяет детей, которые были более внимательны.
Далее воспитатель предлагает детям сесть за столы. На столе лежат птички – разрезные, из геометрических фигур. У одних детей геометрические фигуры большего размера – у других меньшего.
В-ль:
- Какие знакомые геометрические фигуры лежат у вас на столе?
(Ответы детей)
- Давайте, ребята, соберем из геометрических фигур птичку. У кого быстрее получится?!
Играет музыка, дети собирают птичку. В процессе работы по выкладыванию птички воспитатель уточняет у детей названия частей тела птицы: голова, туловище, хвост, крылья, лапки, размер птицы, и какую птицу он выкладывает. В конце работы подводит итог.
В-ль:
- Все справились с работой. Молодцы, ребята! Какие замечательные птицы у вас получились!
Воспитатель предлагает подойти к ней и задает детям вопросы:
Ребята, а что вам понравилось больше всего?
Какое доброе дело мы с вами сегодня сделали?
(Ответы детей)
- Когда мы пойдем на прогулку, мы возьмем корм для птиц, которые прилетят на участок и обязательно их покормим.
Дети прощаются с гостями и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая акция "Каждой пичужке - по кормушке"
Познакомить детей с разнообразием птиц в природе, учить заботливому отношению к птицам; приучать ответственно относиться к нужному делу – подкормке птиц зимой....
Родители, сделайте кормушку вместе с детьми!
Очень тяжело приходиться птицам зимой, и мы предлагаем поучаствовать в акции "Покормите птиц зимой!" для этого необходимо сделать кормушку. Изготовить ее мы тебе поможем. Смотри на картинки и делай, ч...
Дидактическая игра "Кто прилетел на кормушку?"
дидактическая игра "Кто прилетел на кормушку?" для детей 5-7 лет предназначена для закрепления знаний о зимующих птицах, для упражнения детей в согласовании имен существительных с именами числительным...
Интегрированное занятие "Кормушка для птиц"
Занятие по формированию элемнтарных математических представлений. Дети работая в парах при помощи условной мерки измеряют чертеж и изготавливают кормушку...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе “Экологическая кормушка” (по парциальной программе Н.А. Рыжовой “Юный Эколог Москвы”; раздел “природа нашего города”). Тема: “Экологическая кормушка”
Образовательная область: Познание...
Мастер – класс по изготовлению съедобной кормушки совместно с детьми дошкольного возраста «Каждой пичужке кормушка»
Зимой, как известно, птицы гибнут не от холода, а от голода. Проявление заботы о других – один из признаков успешного человека. Подкормка зимующих птиц научит детей заботиться о т...
Консультация для родителей "Кормушка для птиц своими руками. Что положить птицам в кормушку"
Консультация для родителей "Кормушка для птиц своими руками. Что положить птицам в кормушку"...
Комментарии
Спасибо за интересное