Учебно-методическое пособие "Картотека дидактических игр по формированию представлений детей о природе"
материал (окружающий мир) по теме
Предварительный просмотр:
«^ Узнай по вкусу»
Цель: Закрепить знания детей о северных ягодах. Дать представление о питательной ценности этих ягод и их использовании.
Материал: на подносе в керамических вазочках (непрозрачных) ягоды (не варенье), чайные ложки по количеству детей.
Описание.
Дети с закрытыми глазами пробуют ягоды (по одному виду)
«В зимней столовой»
Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия.
Развивать умение подражать их повадкам.
Материал: силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.
Описание.
Воспитатель закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. дети называть птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.
«Ветвистые рога»
Цель: Закрепить знания детей об особенностях (форме) оленьих рогов.
Материал: фланелеграф, силуэты оленьих рогов, рога с разным количеством веток-отростков, обозначены цифрами.
Описание.
Дети считают количество отростков. Кто быстрее назовет самые ветвистые рога. Победивший подходит к фланелеграфу, проверяет, считают вместе.
«Где спряталась матрешка»
Цель: Закрепить у детей названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.
Описание.
Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были, хорошо видны и к ним можно было легко подойти, одному из детей завязывают глаза платком. воспитатель прячет матрешку под растением. ребенка освобождают от платка, он находит матрешку и говорит название растения.
«^ Какая это птица»
Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить четко, произносить звук «Р».
Материал: красочные изображения птиц.
Описание.
Воспитатель, подражая крику какой-либо птицы, спрашивает у детей, кто так кричит, дети угадывая, выбирают соответствующую картинку и выставляют ее на панно.
«Угадай, чей хвост»
Цель: Развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.
Материал: вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.
Описание.
Воспитатель раздает детям нарисованные мордочки животных, а затем поочередно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «свое» животное и подобрать для него подходящий хвост.
«Угадай, что в руке»
Цель: Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.
Материал: муляжи овощей и фруктов.
Описание.
Дети стоят , выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определи у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.
«Кто во что одет»
Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть).
Материал: большие карты с изображением моделей покрова тела животных, картинки животных.
Описание.
Ведущий раздает детям большие карты с изображением моделей покрова тела животного, затем ведущий достает по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью
«Кто где живет»
Цель: Закреплять умение систематизировать животных по среде обитания. Формировать навык пользования моделями.
Материал: большие карты с изображением разных сред обитания животных, с изображением животных.
Описание.
Ведущий раздает всем игрокам большие карты с изображением моделей различных средств обитания животных (вода, воздух, земля), затем достает маленькие картинки с изображением зверей, птиц, рыб, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.
«Кто как двигается»
Цель: Закрепить умение детей систематизировать животных по способу передвижения (ноги, крылья, плавники)
Материал: большие карты с изображением моделей способов передвижения животных, картинки животных.
Описание.
Ведущий раздает большие карты с изображением моделей органов движения животных (ноги, крылья, плавники), затем достает маленькие картинки с изображением птиц, рыб, зверей, дети закрывают пустые квадраты в соответствии с моделью.
«Почтальон принес посылку»
Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.
Материал: фрукты, овощи коробка.
Описание. Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные овощи, фрукты. Дети разглядывают и описывают, что принес почтальон. Остальные дети отгадывают.
«Подскажи словечко»
Цель: Развивать находчивость, быстроту реакции.
Описание.
Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают ее. Кто ошибается, тот отдает фант. Выигрывает сохранивший все фанты.
В: Ворона каркает, а сорока?
Д.: Сорока стрекочет.
В: Петух кукарекает, а курица?
Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
и т. д.
«Знаешь ли ты…»
Цель: Обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знание моделей.
Материал: Фишки
Описание. В первом ряду – звери, во втором – птицы, в третьем – рыбы. в четвертом – насекомые. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. птиц и т. д. ь знание моделей.
е квадраты в соответствии с моделью.емля)
«Найди пару»
Цель: Развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.
Игровое действие: поиски похожего предмета.
Искать пару только по сигналу.
Материал: листья трех – четырех деревьев в соответствии с количеством детей
«Опиши, мы отгадаем»
Цель: Учить детей классифицировать растения по их признакам.
Задание: описать предметы и найти их по описанию.
Описание. Ребенок выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках плода, который надо узнать и назвать.
«Расскажи бес слов»
(с элементами пантомимы)
^ Цель: Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. развивать творческое воображение, наблюдательность.
Описание: дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Задание 1. Показать, что стало холодно.
(дети ежатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы)
З. 2. Показать, что идет холодный дождь.
(дети открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.)
З. 3. Показать , что вновь светит солнышко.
(дети прыгают, бегают, веселятся.)
З. 4. Показать, что дует сильный ветер.
(дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.)
З. 5. Усложнение, предложить одному ребенку показать каким был прошедший день по погоде. Остальные должны отгадать.
«Опиши, а я отгадаю»
Цель: Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.
Задание: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы воспитателя.
^ Игровое действие: загадывание воспитателю загадок.
Игровые правила: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя следует четко и определенно.
Материал: Овощи и фрукты раскладывают на столе. стул воспитателя ставят. чтобы растения ему не были видны.
Описание: восп. детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам». затее он задает вопросы в определенной последовательности: 2какой по форме? Везде, как шарик? ямки есть? какого цвета? и. т. д.
Дети подробно отвечают на вопросы. после того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.
^ Словарное упражнение
«Кто знает, пусть продолжает»
Вариант 1.
Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – слова, относящиеся к данному значению.
В. Насекомые – это…
Д. …муха, комар,..
В. Рыбы – это…
Вариант 2.
Воспитатель называет видовое понятие, а дети – обобщающее слово.
В. Муха, комар – это…
Д. …насекомые.
Д/у «Что изменилось»
В-т 1. На столе три- четыре карточки с изображением насекомых, рыб. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из них и спрашивает: «Что изменилось?»
В-т 2. На столе выкладывают пять-шесть картинок и не убираются. а меняются местами. Вопрос тот же, что и в варианте 1.
Дидактическое упражнение
«Третий лишний»
На карточках изображены два насекомых (бабочка, кузнечик) и одна птичка. Две рыбки (карась и щука) и одна лягушка. Дети должны определить кто лишний.
Игру можно проводить с моделями (овальное тело, плавники, клюв).
Словарная игра
«Повторяй друг за другом»
Играющий называет любое слово (или насекомое или рыбу). Например, «жук». Второй повторяет названное слово и добавляет свое (жук, комар…) Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Можно играть с одним или несколькими детьми.
Словарное упражнение
«Когда это бывает»
Цель: Уточнить и углубить знания о времени года.
Ход упражнения.
Воспитатель называет время года (осень) и отдает фишку ребенку. ребенок называет, что бывает осенью, и передает фишку другому. Тот добавляет новое определение осени и передает фишку третьему.
Игра «Что художник
нарисовал неправильно»
Цель: Упражнять детей в правильном назывании цветов овощей и фруктов. учить называть ошибки, исправлять их.
Оборудование: альбом художника – на одном листе овощи и фрукты, раскрашенные неправильно, на другом листе – только контуры овощей и фруктов; вырезанные из цветного картона маленькие карандаши всех цветов.
Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть то, что нарисовал художник, и найти ошибки в его рисунке. Затем предлагает взять карандаши (картонные) и разложить на незакрашенные овощи и фрукты те карандаши, которыми нужно было раскрасить тот или иной овощ или фрукт.
«Зоологическое лото»
Цель: Закреплять знания детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.
Описание. На карточках изображены дикие и домашние животные. Карточки разложены изображением вниз. Дети отсчитывают по 6 карточек. Положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход.
«Вершки корешки»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по месту их производства.
Описание. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле – вершками» Воспитатель называет какой – нибудь овощ, а дети быстро отвечают. что в нем съедобно: вершки или корешки.
«Когда это бывает»
Цель: Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Описание. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки. (зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой. На столе лежит стрелка. Вос – ль, раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу, тот, на кого указала стрелка, рассматривает картинку и рассказывает о ее содержании. Затем снова вращает стрелку, на кого она укажет, тот отгадывает, о каком времени года шла речь. после ответа первый играющий показывает картинку. Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.
«Загадайте, мы отгадаем»
Цель: Описать дерево и узнать его по описанию.
Описание. Воспитатель делит всех детей на две подгруппы. Ребята из первой команды выбирают какое – нибудь дерево и договариваются, что будут о нем рассказывать. Затем они описывают дерево другой подгруппе, которая должна узнать и назвать его. Когда задание выполнено, подгруппы меняются ролями: теперь отгадавшие загадывают загадку.
«Найди пару»
Цель: Найти предмет по сходству.
Описание. Воспитатель раздает по одному листику и говорит: «Подул ветерок, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать с листьями в руках. Затем педагог дает команду: «Раз, два, три – пару найди!» каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках.
^ Д/и «Что где растет»
Цель: Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.
^ Игровые действия: дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.
Описание. Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; меленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот. кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.
^ Птицы (звери, рыбы)
Цель: Закреплять детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Описание. Один из играющих берет в руки какой – нибудь предмет и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит…
Одну и ту же птицу нельзя называть дважды. Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.
«Природа и человек»
Цель: Закреплять систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Описание. Воспитатель проводит беседу, Что окружающее нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например лес, уголь, нефть, газ существуют в природе, дома, заводы, транспорт создает человек.
«Что создано человеком?» - спр. воспитатель и передает играющему, какой – либо предмет. «Что создано природой?»
«Хозяева северных просторов»
Цель: Развитие воображения, творческих способностей; умение быстро составить изображение.
Описание. Командам предлагается два вида разрезных картинок, из которых нужно быстро составить изображение животного Севера, загадать загадку описательного характера.
Лемминг – это маленький зверек, мех густой, пушистый. За ним круглый год охотится песец.
^ Лайка – надежный друг жителей Севера, помогает охотникам, может спать на снегу.
Полярная сова – все видит, все слышит, летает бесшумно, когти острые, глаза, как желтые фонарики..
Росомаха – ее называют лесным разбойником, медведи и волки уступают ей дорогу, может напасть на северного оленя и т. д.
«Загадайте, я отгадаю»
Цель: Описать предмет по вопросам взрослого.
Описание. Дети загадывают загадку воспитателю – описывают дерево, отвечая на его вопросы. Он спрашивает: «Какой у дерева ствол? (Высокий, толстый.) Какого он цвета?» Затем интересуется формой, плотностью, окраской листьев и, наконец, тем, есть ли у дерева плоды и семена, как они называются, какой они формы, величины. По ответам ребят воспитатель угадывает. что за дерево они загадали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методические пособия для индивидуального развития эмоциональной сферы детей 4 го года жизни с использованием дидактических игр
Для дальнейшего развития эмоциональной сферы сейчас ребёнка полезно учить -различать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний (по выражен...
Учебно-методическое пособие по углублению и расширению знаний детей о сезонных изменениях в природе «Волшебный круг»
Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В игре могут участвовать от 1 до 4 детей. Игра будет интересна воспитателям детских садов, родителям, гувернерам и др....
Учебно-методический материал "Музыкально-дидактические игры для детей 3-6, 4-7 лет".
Учебно-методический материал содержит подборку оригинальных музыкально-дидактических игр на развитие:- фантазии,- координации движений,- внимания и памяти,- совершенствование танцевальных движени...
Отчёт об учебно-методическом проекте по развитию элементарных математических представлений детей старшего, среднего и младшего возраста «ПУТЕШЕСТВИЕ В МАТЕМАТИКУ»
С 25 по 29 января 2016 года в детском садике "Родничок" проходила неделя проекта "Путешествие в математику".Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познават...
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
Учебно-методическое пособие: "Картотека дидактических игр по развитию математических представлений у детей второй младшей группы"
дидактические игры по развитию математических представлений во второй младшей группе....
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...