Наблюдение за комнатными растениями «Сравнение рео с геранью»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект наблюдения за комнатными растениями «Сравнение рео с геранью»
Из опыта работы МБДОУ №76 «Капелька»
Г.Сургут, Тюменская область
Подготовила и провела: воспитатель Галушко Л.С.
Тема: «Сравнение рео с геранью»
(старший дошкольный возраст)
Цель: Научить узнавать и называть комнатные растения, учить их описывать, отмечать существенные признаки внешнего вида, замечать и называть, чем они похожи, чем отличаются. Укрепить интерес к уходу и наблюдениями за ними.
Учить детей устанавливать связь между внешним видом растения и уходом за ним, воспитывать, способность сочувствовать растениям, наделять их «настроением» в соответствии с внешним видом, оценивать отношение к ним детей и взрослых.
Закрепить знания об уходе за комнатными растениями.
Материал: 3 знакомых детям комнатных растения, лейка с водой, опрыскиватель, палочка для рыхления почвы.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках полукругом перед столом, на котором стоят растения.
Воспитатель (обращает внимание детей на растения, стоящие на столе).
(карточка №1)
Пожалуйста, запомните:
Не лесные, комнатные
Растения найдёте вы,
Если эту карточку
Правильно прочтёте вы.
Они вьются.
Вверх растут.
Иногда они цветут.
Щётки вовсе не нужны,
Чтоб от пыли очищать.
- Вы, конечно же, узнаете их? Назовите их, пожалуйста.
Дети: Это – герань и рео.
Воспитатель: Давайте рассмотрим наши растения.
- Какие листья у герани?
Посмотрите, какого они цвета, величины, формы? (Светло-зеленого цвета, круглой формы, по величине небольшие, рассечены.)
- Погладьте листья, какие они? (Мягкие, бархатистые).
- А какие же листья у рео? Расскажите все о них. (С одной стороны ярко-зеленые, с другой – фиолетовые листья овальной формы, заостренные на конце, гладкие, мягкие).
- Одинаковые ли листья у наших растений? Что у них разного? (Цвет, величина, форма листка).
- О листьях рассказали. Теперь расскажите, какие стебли у этих растений?
Какой стебель у герани? (Прямой, кустистой формы, зеленый).
- А какой стебель у рео? (Мягкий, лежит, вьется, зеленый, тоненький, хрупкий).
- Одинаковые ли стебли у наших растений? (Нет). Да, стебель есть у всех растений, но они разные.
- Ребята, а герань и рео, цветущие растения? (Герань долго цветет крупными красочными соцветиями. Рео цветет мелкими белыми цветочками в пурпурных «лодочках»).
- Чем похожи эти растения, что у них общего? (У всех есть стебель, листья, корни.)
- Чем они отличаются друг от друга? (Стебли разной толщины, листочки разной формы и окраски, расположены по-разному.)
- Для чего нужны листочки растениям? (На каждом листочке есть множество маленьких отверстий, через которые растения дышат. Вот почему нужно всегда следить за тем, чтобы листики были чистыми.)
- Для чего нужен стебель? (на стебле растут листья, по стеблю в них поступают питательные вещества из земли.)
- Для чего нужны растению корни? (Они высасывают из почвы влагу, питательные вещества, а еще корни удерживают растение над землей.)
- Для чего нужны комнатные растения? (Чтобы в группе и дома было уютно и красиво. Они очищают воздух, которым мы дышим. Растения выделяют кислород. Там, где много растений, людям легче дышится.).
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто это там стучится? Ой, ребята, да это Незнайка пришел к нам в гости! Проходите, пожалуйста.
Входит Незнайка с цветком в руках, здоровается со всеми, оглядывает группу.
Незнайка: Как у вас уютно, как много цветов, какие они красивые! Вы сорвали их в цветнике летом на участке?
Воспитатель: Нет, Незнайка, эти растения не из цветника, они растут у нас в группе и называются комнатными растениями.
Незнайка: А я купил вот этот цветок, ой, нет, комнатное растение, в цветочном магазине, но, пока шел, забыл, как оно называется. И еще не знаю, как за ним ухаживать. Может быть, вы мне расскажите?
Воспитатель: Не огорчайся, Незнайка, наши ребята тебе помогут. Они очень хорошо знают это растение, оно есть у нас в группе. Поставь свое растение на стол, а сам присаживайся к детям. (Ставит горшок с цветком на стол.)
Незнайка: Вот спасибо, я буду очень внимательно слушать, и запоминать все, о чем вы будете рассказывать.
Воспитатель: Ребята, как называется это растение? (Фиалка).
Воспитатель: Вспомните, какой формы листья, какого цвета цветочки, есть ли стебелек, как нужно поливать это растение. (Невысокое травянистое растение с сильно укороченным стеблем и прикорневыми черешковыми листьями, собранными в розетку. Листья округлые, мясистые, опушенные, край листа ровный. Фиалка обильно и продолжительно цветет. Растение не выносит прямых солнечных лучей, сквозняков. Опрыскивания не переносит. Пыль на листочка нужно убирать щеточкой, аккуратно. Поливать его нужно очень осторожно теплой водой, так как корни у фиалки слабые, поверхностные, заливка или пересушка земли губительна для растения.)
Воспитатель: Незнайка, теперь ты знаешь, как за фиалкой ухаживать.
Незнайка: А, как называются эти растения?
Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, как называются эти растения. (Герань, рео.)
Воспитатель: Незнайка, а ребята знают еще и стихи про эти цветы.
Герань
Подойди, поближе стань,
Полюбуйся на герань.
Красные цветочки, круглые листочки.
Очень весело цветет,
Хоть высокой не растет!
Фиалка
Белый цвет и фиолетовый,
Розовый и голубой.
Как, фиалка, разодета ты!
Мы любуемся тобой!
Воспитатель: Ребята, давайте узнаем, какое настроение у цветов?
(карточка №2)
У герани, какое настроение? (Дети показывают карточку «плачущее».)
- А как вы узнали, чего ей не хватает? (Дети должны обнаружить, что земля сухая, не хватает влаги.)
Воспитатель: Плохо этому растению живется. Ребята, как же ему помочь? (Полить.) Что надо сделать, прежде чем поливать? (Узнать, какая вода холодная или теплая). А какая вода для растения самая лучшая? (Комнатной температуры, дети поливают растение.)
- А теперь, какое у нее настроение? (Дети показывают карточку «веселое».)
Воспитатель: Давайте определим настроение у рео. (Дети показывают карточку «хмурое».)
- А, что этому растению не хватает? (Дети определяют, что на листьях пыль.)
Незнайка: Ну и что, чем же растению может пыль помешать? Разве растение дышит, ведь у него нет носа и рта. (Ответы детей: оно дышит листьями.)
Воспитатель: Как же помочь растению? (Обтереть пыль с листьев.)
Незнайка: Вот вам таз с горячей водой, мыло, мочалка и полотенце. Мойте. (Дети объясняют Незнайке, что листья у растения нельзя тереть мочалкой, нужно обтирать пыль мягкой тряпочкой или опрыскивать.)
Воспитатель: И это растение вас благодарит. Какое теперь настроение у нее? (Дети показывают карточку «веселое»).
Воспитатель: Незнайка, а что это за палочка торчит из земли рядом с фиалкой?
Незнайка: Разве не понятно? Палочка для того, чтобы растение опиралось на нее. Ребята, а вы как думаете? (Чтобы землю рыхлить.) Вот еще! Зачем же землю рыхлить? (Чтобы корни у растения лучше росли, чтобы вода быстрее к корням подходила).
Дети осторожно рыхлят почву вокруг растения, но около стенки горшка.
Воспитатель: Незнайка, ты запомнил, как ухаживать за растением?
Незнайка: Да, я поставлю его на подоконник, где светло, тепло, буду осторожно поливать.
Воспитатель: А чтобы ты хорошо запомнил, как нужно ухаживать за растениями, ребята прочтут тебе стихотворение.
Чтоб растение росло,
И питалось, и цвело,
Его надо поливать,
Пыль с листочков вытирать,
Рыхлить землю, удобрять
И опрыскивать.
Надо помнить нам всегда:
Ему плохо в холода.
И во тьме не может жить.
Лучик света должен быть.
Много правил и забот
Знает мудрый цветовод!
Незнайка: Спасибо, ребята, я узнал много нового о комнатных растениях. Ну, а теперь мне пора идти домой. До свидания ребята.
Незнайка уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдения за комнатными растениями, труд. Младшая группа
В картотеке представлены виды работ и наблюдений за комнатными растениями в уголке природы в младшей группе...
Цикл наблюдений за комнатными растениями
Картотека для закрепления знаний детей о комнатных растениях и о способах ухода...
Система непрерывных наблюдений за комнатными растениями в течение месяца в старшей группе.
Система непрерывных наблюдений за комнатными растениями в течение месяца в старшей группе....
Наблюдения за комнатными растениями картотека
Методические рекомендации«Уход за комнатными растениями» Основная задача ознакомления дошкольников с растениями в уголке природы ...
Наблюдение за комнатными растениями «Сравнение рео с геранью»
Конспект ООД в старшей группеОбразовательная область – познавательное развитиеНаблюдение за комнатными растениями «Сравнение рео с геранью»...
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Комнатные растения — сравнение фиалки и фикуса».
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Комнатные растения — сравнение фиалки и фикуса» разработан мною для детей 1 младшей группы и проведён ...
Конспект НОД в средней группе Образовательная область – познавательное развитие. Рассматривание комнатных растений – бегонии крапчатой и герани душистой. Задачи:
1. Учить рассматривать растения, правильно называть части растений.2. Закрепить название растений: бегония и герань.3. Формировать умение различать и правильно называть растения бегонию и герань...