Наблюдения за комнатными растениями картотека
картотека по окружающему миру на тему
Методические рекомендации
«Уход за комнатными растениями»
Основная задача ознакомления дошкольников с растениями в уголке природы - развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.
Непосредственная близость детей к комнатным растениям позволяет организовать в любое время
· длительные наблюдения за растениями,
· опыты,
· организацию труда по уходу за комнатными растениями;
· систему занятий.
В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и, тем не менее, именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение:
· дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями,
· спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать,
· видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.
В средней группе воспитатель и дети выступают в паре, но приоритет остается за взрослым, что выражается в формуле: «Я делаю – вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»
Этапы организации труда в природе:
1. наблюдение-осмотр живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций;
2. трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;
3. заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.
Содержание наблюдений за растениями уголка природы складывается из следующих компонентов:
· рассматривание внешних особенностей строения растений;
· наблюдение за способами их функционирования;
· знакомство с условиями внешней среды;
· выявление зависимости состояния объекта от наличия или отсутствия необходимых условий (в том числе и тех, которые создаются трудом людей).
В младшей группе интересны для наблюдений детей растения обильно цветущие, эффектные, с ярко окрашенными, сравнительно крупными листьями.
За такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов, в нескольких экземплярах, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками, например:
§ герань зональная,
§ аспидистра,
§ бегония вечноцветущая,
§ фикус,
§ фуксия гибридная,
§ амазонская лилия,
§ кливия,
§ колеус,
§ бальзамин,
§ гортензия,
§ хризантема.
Труд детей в уголке природы:
o мытье широких, кожистых листьев,
o полив.
В средней группе к 3-4 видам имеющихся растений, добавляют 2-3 новых вида, с учетом следующих требований:
Разнообразие:
· поверхности и размеров листьев (гладкие, опушенные, мелкие, с небольшими зубчиками),
· способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушенные протирают влажной кисточкой и т.п.)
· величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.),
· способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон)
· видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.
Выбор новых видов зависит от того, какие растения были в уголке природы младшей группы.
Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности, например: фиалки с разной окраской цветков, ампельные растения (восковой плющ, клеродендрум).
Структура проведения наблюдений за природными объектами:
1. Собрать детей и сконцентрировать их внимание. ( Н-р: «Послушаем, о чем говорят цветы»).
2. Использовать приемы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации. ( Предлагаем посмотреть внимательно на объект и задаем вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза в 2-3 сек. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответа на вопрос. Это и есть момент самостоятельного получения информации. Дождавшись высказываний большинства детей: подтверждаем правильную информацию, хвалим тех, кто нашел верные ответы. В случае неуспеха не спешим делать пояснение, а задаем новые вопросы – уточняющие, по-другому сформулированные. Основная часть должна быть цельной. Ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, посторонним содержанием. Усилить наблюдение поможет включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети (покачаться как цветочек от дуновения легкого ветерка), осторожное тактильное обследование объекта.
3. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Именно в конце наблюдения читаем стихи, загадываем загадки – и все это по поводу наблюдения.
Большую роль в закреплении знаний о комнатных растениях могут сыграть разнообразные дидактические игры, во время которых дети усваивают:
· Названия комнатных растений (для младшей группы 1 –2, затем в каждой группе прибавляется еще 2 – 3 названия)
· Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомым объектом растительного мира: «как дерево», «как травка».
· Части растений:
- выделять стебли;
- уметь описать листья: круглые, длинные – овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие и маленькие); поверхность (гладкий, негладкий);
- уметь рассказать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество цветов на цветоножке (один, много).
Последовательность организации игр:
1. «Найди такой же» - нахождение растений по сходству.
2. «Найди по описанию» - дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску.
3. «Найди по названию».
Работа по ознакомлению детей младшего и среднего возраста с комнатными растениями, проводятся 1 раз в неделю в определенной последовательности:
1. в 1 неделю месяца проводится занятие по ознакомлению с новыми комнатными растениями или правилами ухода за ними;
2. во 2 и 3 неделю проводятся наблюдения, опытническая деятельность, дидактические игры, чтение художественной литературы;
3. 4 неделя – труд в уголке по уходу за комнатными растениями под руководством воспитателя.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
«В МИРЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ»
Дидактическая игра «Кузовок»
Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с комнатными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей. Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо комнатного растения и назвать его.
– Хорошо, давайте проверим, все ли здесь правильно?
– А теперь, расскажите, об этом растении.
(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном растении.)
«Что я назвала?»
Цель игры: Учить детей определять растение по слову-описанию, по перечисленным признакам.
Ход игры: Воспитатель подробно описывает одно из растений, предлагает угадать, о каком растении идет речь.
«Чего не стало?»
Цель игры: Называть растения по памяти, развивать внимание.
Ход игры: Рядом находится несколько растений. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одно из них, дети с открытыми глазами угадывают, какое растение убрали.
«Загадай — мы отгадаем»
Цель игры: Выделять и называть характерные признаки растения, связно описывать и находить по описанию.
Ход игры: Воспитатель говорит: «Из растений, которые стоят на столе, выберите одно. Я буду спрашивать, какое оно, а вы будете отвечать, только не говорите названия растения. А мы вместе с детьми попробуем отгадать, какое растение вы загадали».
Воспитатель задает вопросы ребенку, он отвечает, дети отгадывают.
РИСОВАНИЕ: «А У НАС РАСТЕТ ЦВЕТОК»
Тема: «А у нас растет цветок»
Задачи:
1. Учить детей изображать знакомое комнатное растение.
2. Развивать чувство цвета и ритма.
3. Воспитывать интерес к природе и умение отражать ее составляющие через художественное творчество.
Оборудование:
- алоэ и нарисованный образец растения;
- гуашь, бумага, вода, кисти.
Словарная работа:
Активизация словаря: алоэ, гуашь.
Обогащение словаря: наклонные линии.
Предварительная работа:
Знакомство с алоэ, рассматривание растения в книгах.
Основная часть:
Воспитатель: Мы с вами знаем теперь названия некоторых растений нашей группы, давайте перечислим их и покажем (показывает, дети называют). А теперь давайте попробуем нарисовать алоэ (дети вместе с воспитателем вспоминают отличительные признаки данного комнатного растения, определяют величину, рассматривают горшок). Воспитатель показывает, как рисовать алоэ, после показа дети приступают к работе. А воспитатель помогает им.
Карточка1 Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями. Цель: Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату. Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п. |
Карточка 2 НАБЛЮДЕНИЕ 2. ЗА ПОЛИВОМ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ. |
Карточка 3 ПОКАЖЕМ ДЮЙМОВОЧКЕ НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ. ЦЕЛЬ: Закреплять умение детей ориентироваться в групповой комнате, знать, где расположены игрушки, предметы для изодеятельности, книги и т.п. Формировать представление об уголке природы: это место, где находятся растения и животные. В уголке природы созданы условия для удовлетворения потребностей растений и животных в свете, тепле, питании. Учить детей заботливому отношению к обитателям уголка природы. |
Карточка 4 КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ УКРАШАЮТ НАШ ДОМ. При поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения: подержать лейку, поставить ее на место и т.п. |
Карточка 5 МЫ НАУЧИЛИСЬ ПОЛИВАТЬ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ. ЦЕЛЬ: Уточнить и закрепить представления о частях растения: листья стебель, цветок, корень. Дать первоначальное представление о потребностях растения в воде, свете, тепле, почвенном питании; об уходе – создании необходимых условий (прежде всего своевременном поливе). Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за комнатными растениями. НАБЛЮДЕНИЕ – ОПЫТ 3. С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ. НАБЛЮДЕНИЕ 4. Результаты опыта «С водой и без воды». Полив растений совместно с детьми. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения для того, чтобы они лучше росли. |
Карточка 6 Беседа о необходимости растений в групповой комнате. Цель:
|
Карточка 7 Наблюдения за комнатными растениями Цель: Продолжать учить различать среди природных объектов растения. Закреплять знания об их строении. Учить ухаживать за комнатными растениями (правильно держать лейку, направлять струю воды, лить воду небольшой струйкой, удалять пыль с растений влажной тряпкой). Формировать интерес к комнатным растениям. Вызывать желание ухаживать за ними, любоваться ими. Формировать представление о комнатных растениях как о живых существах. Предложить детям найти в групповом помещении растения и подойти к ним. Обратить внимание на листья (какого цвета?) и цветы (красивые), дать возможность понюхать их. Показать растения с чистыми и пыльными листьями. На какое растение приятнее смотреть? Почему? Какому растению трудно дышать? Что надо сделать, чтобы ему помочь? Предложить протереть листья, полить растение. Подвести к обобщению: растение живое, о нем надо заботиться, ухоженное растение здоровое и красивое. |
Карточка 8 «Уход за комнатными растениями» Цель: Продолжать привлекать ребят к труду в уголке природы, поддерживать интерес к уходу за растениями. Продолжать учить ухаживать за растениями. |
Карточка 9 «Растения, которые живут в нашей группе» (3, 65) Цель: Уточнить представления детей о двух уже знакомых им комнатным растениях (бальзамин, фикус, колеус, аспидистра), дать другие их названия (огонек, крапивка, дружная семейка). Учить различать листья, стебли, цветы, знать, что корни в земле. Расширять представление о растениях: они живые, им нужно хорошие условия – вода, питательные вещества, тепло, много света. В таких условиях они себя хорошо чувствуют, не болеют, (у них не сохнут и не вянут листья). Весной их надо подкармливать удобрениями, они корнями высасывают влагу и питательные вещества, потом цветут, становятся еще красивее. Всем: детям и взрослым - на них приятно смотреть, ими можно любоваться Материалы: кукла доктор Айболит на машине с зеленым крестом, мешочек с удобрениями, лейки. |
Карточка 10 НАБЛЮДЕНИЕ 5. ЗА ПРОТИРАНИЕМ ШИРОКИХ ЛИСТЬЕВ ФИКУСА. Д/игра «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ» Поручения под руководством воспитателя: полив влаголюбивых растений, уборка инвентаря. |
Карточка 11 МЫТЬЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ. ЦЕЛЬ: Закрепить названия растений и знания детей о них. Познакомить детей с новым растением с большими листьями, но отличающееся от фикуса строением (АСПИДИСТРА, КАЛАТЕЯ, МАРАНТА, КАЛЛЫ). Дать представление о функциях листьев, уточнить способ содержания листьев в чистоте. Учить протирать листья влажной тряпочкой. Поддерживать интерес к растениям и желание ухаживать за ними. Побуждать к использованию слов: ухаживать, поливать, протирать листья. |
Карточка 12 НАБЛЮДЕНИЕ 6. Посещение старшей группы для наблюдения за работой детей в уголке природы по уходу за комнатными растениями. Д/игра «НАЙДИ ПОХОЖЕЕ» Поручения при поливе растений: налить в лейку воды, уборка инвентаря на место. Упражнять детей правильно держать лейку при поливе. |
Карточка 13 "Путешествие в страну цветов" Цель: Формирование элементарные представления о комнатных растениях и способах ухода за ними. Вводная часть: приглашение детей в путешествие, в удивительную Страну цветов._ Дидактическая игра "Раз, два, три — цветок найди"_ Заполнение «Волшебной пустографки». Пальчиковая гимнастика «Цветочек». Словесная игра "Скажи наоборот". Самостоятельная деятельность детей. Заключительная часть: беседа о путешествии в Страну цветов.
|
Карточка 14 «Знакомство с геранью» Цель: Учить среди множества растений выделять цветущие, называть и показывать части растения, находить герань. Сюрпризный момент: приходит кукла и прячется за геранью. Предложить найти её и сказать, за каким растением она спряталась. Дети вместе с куклой любуются красотой цветущей герани, делятся своими ощущениями (красиво, приятно пахнет, легко дышать). Спросить, как надо заботиться о герани, и предложить полить её. В заключении кукла дарит детям фотографию цветущей герани и предлагает поставить её рядом с цветком. В течение дня спрашивать детей: Где спряталась кукла? Какой цветок самый красивый? Где он? |
Карточка 15 Рассматривание герани его цветков, листьев. Цель: Закреплять представление об отличительных свойствах герани (зелёные, душистые, круглые, пушистые листья, белые и красные цветы), учить находить её среди других растений, продолжать приучать к трудовым операциям по уходу за растениями. Сюрпризный момент: приходит матрёшка и просит детей показать белую и красную герань. Рассматривает растения вместе с детьми. Матрёшка: чем вы дышите? (носом). А что делаете в детском саду? Значит вы живые. А что ещё «пьёт» воду и дышит? Вы мне показали герань с белыми и красными цветами. У этого растения зелёные, круглые, пушистые и душистые листья. А у герани есть корни? Я хочу посадить ещё одну герань. Посмотрите: внизу у неё тонкие белые ниточки – это корни. Я опущу их в горшок, присыплю землёй и полью. Корни будут пить воду, и у герани вырастут новые листья и цветы, потому что она живая. Растения очень любят солнце, поэтому их ставят поближе к свету. Трогать растения нельзя, о них нужно заботиться, за ними надо ухаживать. |
Карточка 16 НАБЛЮДЕНИЕ 3. ЗА ЦВЕТУЩИМИ РАСТЕНИЯМИ. Поручения во время ухода за комнатными растениями: полив растений, наполнение леек водой, затирание лужиц воды после полива, уборка инвентаря. |
Карточка 17 «Знакомство с фикусом» Цель: Дать представление о фуксии. Учить находить фуксию среди других растений. Закреплять навыки полива. Формировать бережное, заботливое отношение к растениям. Сюрпризный момент: приходит кукла в яркой красной кофточке и белой юбочке. Она предлагает найти в уголке природы растение, цветы которого похожи на её одежду. Дети рассматривают фуксию; сопоставляют одежду куклы и цветы фуксии. Подвести детей к выводу: фуксия – растение, похожее на маленькое деревце с зелёными листьями и красными цветами; фуксия – красивое растение, у него много цветов, оно требует ухода. |
Карточка 18 Рассматривание фикуса (стебель, листья) . Цель: Знакомить с фикусом – растением, у которого плотный ствол, как у небольшого деревца, крупные, зелёные, гладкие листья. Закреплять навыки полива растений. Продолжать воспитывать бережное отношение к ним. Сюрпризный момент: приходят куклы Маша и Ваня. Маша: мы с Ваней вышли на улицу и хотели помыть листья дерева, но пошёл дождь и сделал это за нас. Тут прилетела птичка. Она рассказала, что у вас в уголке природы растёт зелёное деревце с крупными листьями. Они запылились, их надо помыть. Помогите найти это деревце. Рассматривают, протирают листья, поливают. Куклы дарят детям картинки с изображением фикуса. |
Карточка 19 Наблюдения за комнатными растениями Цель: Познакомить с хлорофитумом – растением, похожим на зелёную травку. Показываю бумажную бабочку на тонкой резинке, которая позволяет имитировать её полёт. Обращаю внимание на растение, на котором расположилась бабочка. Рассматриваем хлорофитум: растение похожее на зелёную травку – листья гладкие, зелёные, длинные. Провожу игру «Куда улетела бабочка?» (бабочка садится на цветы, дети называют цветок, показывают как за ним ухаживать). |
Карточка 20 Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растениях, с которыми уже познакомились, умение находить и показывать их; напомнить о необходимости 2-3 условий для жизни растений. Закрепить навыки полива растений Стук в дверь. Входит кукла в косынке и фартуке, в руках у неё лейка. Кукла: я узнала, что у вас в уголке природы много комнатных растений. Взяла лейку. Чтобы их полить. А тряпочкой хочу протереть листья у фикуса. Ребята, а зачем вы поливаете растения и моете у них листья? Покажите, как вы умеете ухаживать за растениями.
|
Карточка 21 «Знакомство с бегонией» Цель: Познакомить детей с комнатным растением бегонией и с его характерными признаками цветков и листьев. Учить сравнивать бегонию с травкой. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. |
Карточка 22 «Мои зелёные друзья» Цель: Повторить названия, уже знакомых детям, комнатные растения, их части (стебель, цветок, лист). Учить уметь замечать изменения в развитии знакомых комнатных растении. Продолжать формировать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними. Продолжать учить поливать растения, правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой, под руководством воспитателя. 1. Рассматривание паспорта комнатных растений. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за зелёными друзьями. |
Карточка 23 «Знакомство с примулой» Цель: Познакомить детей с комнатным растением примулой и с его характерными признаками цветков и листьев. Научить правильно, выполнять работу по уходу за примулой, совместно с воспитателем. Продолжать формировать интерес и бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, примулы. 2. Д/игра: «Загадай, мы отгадаем». 3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за примулой. |
Карточка 24 «Комнатные растения, похожие на кустик» Цель: Познакомить детей, ещё с одной растительной группой - куст. Научить выделять из группы комнатных растении, похожие на куст. Продолжать учить различать растительные группы: дерево, трава, куст. 1. Наблюдения на прогулке за растительными группами: деревьями, кустиками. 2. Труд в уголке природы по уходу, за комнатными растениями. 3. Д/игры: «Продайте то, что назову », «Найди, о чём расскажу», «Найди растение по названию».
|
Карточка 25 «Знакомство с традесканцией» Цель: Познакомить детей с контрастным видом комнатного растения, традесканцией, с его характерными признаками. Научить правильно, ухаживать за традесканцией в ходе наблюдении детей за действиями воспитателя по уходу за растением. Продолжать формировать бережное отношение к растениям. 1. Рассматривание комнатного растения, традесканции. 2. Д/игра: «Найди, о чём расскажу». 3. Совместная работа с воспитателем, поливка, уход за традесканцией.
|
Карточка 26 «Описание комнатного растения» Цель: Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различие и сходство между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида (их части, форма листьев, на какую растительную группу похожи, величина и окраска листьев и цветов). Учить описанию по плану, предложенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растении. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними. 1. Составление рассказа о своём любимом растении, по плану. (индивидуально в утренний отрезок времени) 2. Д/игра: «Опишите, я отгадаю». 3. Совместная работа в уголке природы по уходу за комнатным растением. 4. Фото на память с любимыми зелёными друзьями. |
Карточка 27 «Поможем зелёному другу» Цель: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет. Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – делением куста (из одного растения – два). Уточнить знания о подземной части растения. 1. Наблюдение за рассаживанием комнатного растения. 2. Д/игра: «Цветовод» 3. Опыт: «Кому лучше? » 4. Создание альбомов: «цветы-как травка», «цветы-как дерево», «цветы-как кустик» |
Карточка 28 НАБЛЮДЕНИЕ 7. ЗА ЦВЕТУЩИМ РАСТЕНИЕМ. Д/игра «ОДИН И МНОГО» Индивидуальная работа по обучению протиранию широких листьев растений (фикуса, каллы, аспидистры и т.п.) |
Карточка 29 «Знакомство с бальзамином» Цель: Продолжать обучать детей описывать растения, отличая при этом различия и сходство между ними и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить описанию по плану, предположенному воспитателем. Закрепить знания детей о названиях растений. Познакомить их с новым растением - бальзамином, дать его бытовое название «огонек». Объяснить название растения. Поддерживать и укреплять интерес детей к комнатным растениям и наблюдениям за ними. Ход занятия: Дети сидят на стульчиках. Воспитатель – Ребята, к нам в гости пришел Мишка. Он говорит, что совсем ничего не знает о комнатных растениях. Давайте ему немного расскажем (дети: «давайте»). Мишка садись удобнее и слушай внимательно. Воспитатель – Посмотрите и скажите, что стоит на моем столе? (ответы детей). - Как называются эти комнатные растения? (ответы детей), например (герань, фикус). Какие у них листья по форме, размеру, цвету, поверхности? Есть ли у растений цветки? Какие они и сколько их ? (ответы детей). Воспитатель – Ребята, посмотрите внимательно и скажите мне, какое комнатное растение я держу в руках? Правильно, это фикус, а давайте рассмотрим его. Воспитатель – Какого он размера? ( ответ детей: «большой, похож на дерево»), отвечая на вопросы воспитателя , дети устанавливают, что стебель у этого растения прямой, высокий, листья большие, по форме овальные, темно – зеленого цвета. Воспитатель – Что можно еще сказать о листе? ( предлагая потрогать листок) - Какой он на ощупь? ( ответы детей: гладкий, блестящий). После этого подводят итог: что сказал о растениях каждый, как можно охарактеризовать растение в целом. Воспитатель предлагает детям также рассказать о других растениях, сравнить их между собой по размеру, форме и окраске листьев и другим признакам. Воспитатель – Молодцы, ребята! Вот видишь Мишка, сколько ребята знают. Мишка – Да, молодцы! Благодаря вам ребята, я очень много узнал о растениях. Чем они отличаются друг от друга, какие у них листья, какого цвета. Я раньше думал, что все растения одинаковые, оказывается это совсем не так. Воспитатель – Ребята, а у меня для вас сюрприз. Я принесла вам новое комнатное растение, хотите с ним познакомиться? ( ответ детей – конечно Н Е Т). А ты Мишка? Воспитатель – Тогда смотрите и слушайте внимательно. Ладно? Я в руках держу новое растение, которое называется «Бальзамин» , а в народе его называют просто «Огонек». Мишка смеется над названием «огонек» Воспитатель – Да, Мишка, ты не смейся, этот цветок, так и называют «Огонек». А хотите узнать почему? ( ответы детей). Потому что, у него много маленьких красных цветочков. Мишка – Ну, теперь понятно. Воспитатель – Ребята, посмотрите на цветок и расскажите о нем так же, как вы рассказывали о других растениях. (Дети рассматривают «огонек», описывают его). Воспитатель – Нравиться вам, «огонек»? Он останется у нас в группе. Какое место мы найдем для него? (ответы детей). Правильно, «огонек» будет хорошо расти там, где много света и солнца. А теперь сравним «огонек» и другое растение – дружную семейку. Похожи они? Чем они похожи? Какие у них листья? (ответы детей). Задавая вопросы, воспитатель побуждает детей к характеристике каждого растения в целом, а сравнение его с другими даёт возможность уточнить признаки, характерные для каждого растения. В конце занятия проводиться дидактическая игра. Воспитатель – Сейчас мы с вами поиграем. Хотите? (ответ детей:….) Один из детей «водит», а другие дети прячут какое - нибудь растение. Ребенок, поворачиваясь должен отгадать какое растение убрали. В конце занятия воспитатель даёт оценку знаниям детей, ребята ставят небольшие растения на свои места. Воспитатель – Ну вот Мишка, мы с ребятами тебе и рассказали о комнатных растениях. Тебе понравилось? Мишка – ДА! Спасибо большое ребята. Теперь, я много всего могу рассказать своим друзья, про комнатные растения. |
Карточка 30 ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ КОМНАТНЫМ РАСТЕНИЕМ (КЛИВИЯ, ЗЕФЕРАНТЕС) ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением, имеющим нетипичное строение, отличающиеся от предыдущих. Выделить отличительные особенности внешнего вида (похожие на травку). Упражнять детей в умении отвечать на вопросы, составляя несложное описание комнатных растений, учить сравнивать их между собой. Привлекать к уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии |
Карточка 31 НАБЛЮДЕНИЕ – ИССЛЕДОВАНИЕ 8. НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЕ? Д/игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ» Привлекать к уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание широких листьев фикуса и длинных листьев кливии |
Карточка 32 ПОМОЖЕМ ЗЕЛЕНОМУ ДРУГУ ЦЕЛЬ: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закреплять знания о строении и функциях частей растения. Формировать понятие, что растение живое: оно растет. Продемонстрировать пересадку растения из маленького горшка в более просторный. Учить детей сравнивать предметы по величине, употреблять слова «больше», «меньше». Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных комнатных растений: набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место. |
Карточка 33 «Комнатные растения — наши друзья» Цель: - развивать у детей познавательный интерес к природным объектам; - формировать положительное отношение к объектам природы, навыки бережного обращения; - учить детей выделять отдельные части растений; - расширять круг наблюдений за трудом взрослых; - воспитывать трудолюбие. Интеграция образовательных областей: труд, коммуникация, познание, социализация, безопасность, чтение художественной литературы. Материалы и оборудование: комнатные растения группы, лейка с водой, влажные тряпочки. Ход занятия: 1. Организационный момент. Воспитатель предлагает детям обратить внимание на уголок природы, подводит детей к подоконнику, на котором стоят горшки с комнатными цветами. 2. Основная часть. Рассматривание комнатных растений. Воспитатель (обращается к детям). На подоконнике стоят горшочки с комнатными растениями. Посмотрите, какие они красивые! Они украшают нашу группу и делают воздух чистым. Давайте рассмотрим, из каких частей состоит каждое растение. Игра «Принесла я вам цветок». Воспитатель показывает детям цветок и рассказывает, из каких частей он состоит: Принесла я вам горшок, А в горшке растет цветок, Вот зеленый листок, Вот зеленый стебелек. Воспитатель предлагает детям индивидуально еще раз назвать и показать части комнатного растения. Посмотрите, у каждого растения есть листья, они разные. У этого растения (показывает спацефиллум) они короткие и широкие, а у другого (показывает щучий хвост) листья длинные и узкие. (Далее следуют хоровые и индивидуальные ответы детей с показом. «Какие листья? » - длинные, короткие, узкие, широкие) . Чтобы наши растения хорошо росли, цвели и не болели, мы должны за ними ухаживать. А как? Мы поливаем цветы. А что нам для этого нужно? (Указывает на лейку и поливает цветок). Ребята, помогите мне, пожалуйста, полить наши цветочки. Чтобы листики были чистыми и на них не было пыли, мы протираем их влажной тряпочкой очень аккуратно (демонстрирует) . Далее воспитатель предлагает детям протереть листья влажной тряпочкой. 3. Речевая подвижная игра «Вырастут у нас цветы». Воспитатель предлагает детям поиграть – посадить цветы. Произносит четверостишие, сопровождая его движениями. Дети повторяют игру несколько раз. Мы копаем, мы копаем, В землю семена бросаем. Сделай, сделай ямку ты, Вырастут у нас цветы. 4. Итог занятия. |
Карточка 34 НАБЛЮДЕНИЕ 9. ЗА РАССАЖИВАНИЕМ ЦВЕТКА. Д/игра «ЦВЕТОВОД» Поручения и совместная работа детей и воспитателя по пересадке остальных комнатных растений: набрать в горшочек земли, убрать инвентарь на место. |
Карточка 35 МЫ НАУЧИЛИСЬ УХАЖИВАТЬ ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ. Поручения отдельным детям по уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание листьев, наполнение леек водой, уборка инвентаря. |
Карточка 36 НАБЛЮДЕНИЕ 10. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ? Д/игра «УЗНАЙ РАСТЕНИЕ» Поручения отдельным детям по уходу за комнатными растениями: полив растений, протирание листьев, наполнение леек водой, уборка инвентаря. |
Карточка 37 НАБЛЮДЕНИЕ 1. СРАВНЕНИЕ КОМНАТНОГО И САДОВОГО РАСТЕНИЯ (бархатцы, ноготки). Индивидуальная работа с детьми (по 2 –3 чел.) по уходу за комнатными растениями. Уточнить правила ухода за комнатными растениями. |
Карточка 38 НАБЛЮДЕНИЕ 2. НАДО ЛИ ПОЛИВАТЬ РАСТЕНИЯ? ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Е.Благининой Руководя трудом детей, педагог напоминает приемы работы по уходу за растениями: поливать их надо аккуратно; отмечает, какое растение нужно поливать (когда земля сухая). Учит протирать влажной тряпочкой горшки и поддоны. Дети повторяют последовательность выполнения задания |
Карточка 39 СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ.
|
Карточка 40 Мы посадим лук. ЦЕЛЬ: Познакомить детей с тем, что новое растение можно вырастить из семян и из луковиц. Познакомить с технологией посадки лука. Рассказать о необходимости ухода за луком (полив, тепло, свет). Дать понятие о том, чем лук полезен. Воспитывать желание трудиться, быть полезным. У меня есть друг, Он – от семи недуг! Это - вкусный и полезный, Желто - золотистый лук! |
Карточка 41 Огород на подоконнике. ЦЕЛЬ: Наблюдения за ростом и развитием фасоли, гороха, ухода за ними. Формировать представления детей о значимости ухода для растений. Прививать элементарные трудовые навыки по уходу за ними. Желание ухаживать за растениями. Говорит ему фасоль: - Ты, горох, у нас - король. Мы, бобовые, гордимся, Что для разных каш годимся, Что плоды у нас в стручках, Как в волшебных сундучках. Но полезные белки Мы не прячем под замки. Те, кто с детства дружат с нами, Те растут богатырями. (Е.Томилина) |
Карточка 42 Где быстрее растут? ЦЕЛЬ: Выяснить значение влаги, как одного из условий роста растений. Опыт: Проращивание семян в блюдце с водой и без воды. |
Карточка 43 Что будет если … Игровая задача: На основе формирования представлений детей об отношении растений к воде, теплу и свету, развивать понимание того, как важен правильный уход человека за растениями. Оборудование: Карточки с символическим изображением благоухающего и чахлого растения (10 шт.), маленькие карточки - символы, показывающие свет, темноту, тепло – холод, влагу и ее отсутствие. Воспитатель раздает карточки с чахлым растением, и просит помочь ему. Дети должны выбрать необходимые карточки – символы с необходимыми условиями жизни. Если ребенок правильно выполнил задание, то воспитатель показывает ему карточку с изображением благоухающего растения, неправильно – то остается изображение чахлого растения. Ребенок самостоятельно или с помощью других должен исправить ошибку. В конце воспитатель дает оценку деятельности детей и подводит их к выводу о значимости деятельности человека по созданию необходимых жизненных условий для растений. |
Карточка 44 Посадка семян на рассаду. ЦЕЛЬ: Формировать практические навыки посадки растений. Учить дружескому отношению детей друг к другу. |
Карточка 45 Что необходимо чтобы вырастить цветы? ЦЕЛЬ: Воспитатель с детьми рассматривают иллюстрации с изображением цветов. Ребята, а для чего нам нужны цветы? (для красоты, чтобы любоваться, они вкусно пахнут, папа дарит маме цветы и т.д.) - Ребята, а что нам сделать, чтобы было так же красиво у нас на территории детского сада (нарисовать цветы, посадить цветы, вырастить цветы). Давайте ребята мы с вами посадим вместе цветы, и дома вы вырастите свой цветок и принесете сюда, что бы у нас в детском саду было красиво. |
Карточка 46 «Сухие и замоченные семена» Цель: Выделить фактор внешний среды – воду - как существенную необходимость. Материал и оборудование: Семена настурции и бархатцев, два блюдца, небольшие кусочки марли, стакан воды. В гости к детям прилетает пчела «Мая» приносит семена цветов. Воспитатель вместе с пчелой и детьми рассматривают семена, сообщает им название, дети сравнивают их по внешнему виду (круглые, вытянутые, большие, маленькие и т.д.). Пчела «Мая» спрашивает, что необходимо для того, чтобы вырастить цветы. Выслушав ответы детей, пчела «Мая» предлагает выяснить, действительно ли вода необходима для проращивания семян. Дети под руководством воспитателя складывают кусочки марли и кладут их на блюдце. Воспитатель наливает в одно блюдце воду, а второе блюдце остается без воды. Дети выкладывают семена на марлю. Через несколько дней, воспитатель вместе с детьми рассматривают семена и отмечают полученные изменения. Результат: Семена, лежащие в блюдце с водой, пустили небольшие ростки. А семена, находящие в блюдце без воды остались без изменения. |
Карточка 47 Труд в уголке природы Цель: Систематизировать знания о процессе посадки семян, учить принимать цель, определять предмет труда, отбирать инструменты и материалы для работы, определять последовательность трудовых действий. Материал и оборудование: Пророщенные семена, ящик с землей, палочка для рыхления, лейка, модели с изображением действий посадки семян. Воспитатель напоминает о пророщенных семенах, из которых можно вырасти цветы. Вместе с детьми рассматривают модели и выясняют, что надо взять ящик с землей, сделать полочкой небольшие бороздки, положить туда семена, присыпать землей и полить. После этого дети совместно с воспитателем отбирают инструменты и производят посадку семян. В дальнейшем дети осуществляют уход за рассадой (поливают, рыхлят). 4). Дети приносят рассаду цветов, выращенную дома совместно с родителями, рассказывают как называется их растение, как они ухаживали за своим растением. Вместе с воспитателем высаживают рассаду на территорию детского сада, продолжают ухаживать (поливать, рыхлить), наблюдать за растениями. |
Карточка 48 « Уход за комнатными растениями » Цель: формирование позитивного опыта взаимодействия детей с окружающим миром, умений и навыков практической экологически -ориентированной деятельности. ( дети садятся на стульчики ) А теперь я загадаю вам загадку: Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке, И в парке, и в саду, и даже на пруду. Поднимут настроение зеленые…( растения ). Ребята, где мы встречаемся с растениями? Для чего нужны комнатные растения ? (чтобы было красиво, очищают воздух от пыли, растения хорошо пахнут ). Поднимите руки у кого дома есть комнатные растения. Ребята давайте посмотрим из чего состоит комнатное растение ( демонстрация растения, название его основных частей ( стебель, листья, корень, цветок). Иногда от сухих листьев остается мусор, который нужно убирать; на листиках собирается пыль. Поэтому за растениями нужно ухаживать. Вы помогаете маме ухаживать за растениями? У меня на столе комнатные растения, которые вы уже знаете. Назовите их (фикус, папоротник ). Что общего у этих растений? (у них есть корень, листочки ). А чем они отличаются ? ( листочками, размерами ).
ФИЗМИНУТКА. Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки, Повернут листочки, Развернут бутоны, В солнышке утонут. Ребята! К нам в гости приехал Доктор Айболит. Давайте покажем ему, как мы умеем ухаживать за растениями и приводим их в порядок. Подойдите к столу, посмотрите: перед вами лежат карточки с рисунками инструментов по уходу за растениями. А вы знаете, что это за инструменты? Для чего они нужны? ( ответы детей ). Посмотрите на наши растения. Перед вами – фикус. Какие у него листочки? ( пыльные ). Что мы будем использовать для того, чтобы убрать пыль с листочков, поднимите карточки. Правильно, листья фикуса нужно протирать с помощью влажной тряпочки. Листочек нужно положить на левую руку, а в правую взять тряпочку и протереть листочек ( демонстрация). Кто из ребят попробует сделать это сам? Посмотрите на листья папоротника, можно ли протереть их влажной тряпочкой? ( нет ). Поднимите карточку, на которой нарисован инструмент, с помощью которого мы удалим пыль с листьев папоротника. Вы подняли правильную карточку: листья папоротника нужно опрыскивать. Кто поможет мне это сделать? Посмотрите какая земля в горшке у папоротника(сухая, рыхлая ). Что нужно с ней сделать? Поднимите карточку с инструментом. Правильно: ее нужно полить из лейки. Поливают, подняв листья. В горшке у фикуса земля очень плотная. Что мы можем с ней сделать? Поднимите карточку с изображением инструмента. Это – рыхлитель. Покажите, как пользоваться рыхлителем. Ребята! Доктор Айболит хочет что – то нам сказать. Он говорит, что теперь наши растения чувствуют себя хорошо. Вы молодцы! ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Сегодня мы с вами познакомились с тем, как нужно правильно ухаживать за комнатными растениями. Все, чему вы научились сегодня, вы можете использовать дома, помогая маме ухаживать за растениями. Рефлексия « Волшебный цветок ». Ребята! Если вам сегодня было интересно, и вам нравится ухаживать за растениями, то прикрепите на наше растение красные цветы. А если вам было скучно – желтые. Мне очень приятно, что вам понравилось наше занятие. До свидания. |
Карточка 49 Мытьё комнатных растений. Программное содержание. Образовательные задачи: - закрепить название растений и знание детей о них; - формировать умение протирать листья влажной тряпочкой. Воспитательные задачи: - поддерживать интерес к растениям и ухаживать за ними. Словарная работа: плющ, фикус, маранта. Оборудование: тряпочки, тазики с водой, растения, клеёнки, лейки с водой, фартуки. Дети садятся на стульчики полукругом, перед ними стоят столы, накрытые клеёнкой. На них стоят растения. Ребята, смотрите, какие у нас стоят растения! Некоторые мы с вами уже знаем. Давайте их рассмотрим. Как называется это растение? Оно называется маранта. Полина, как оно называется (маранта). Маша и Карен, подойдите к растению и покажите, где у него листики. Правильно. Видите, какие интересные – на каждом листике - пятнышки. А это – плющ. У него большие листики. А вы знаете, как называется это растение? Фикус. У него красивые большие листья. Настя, покажи, где у него листья. Сегодня мы будем учиться протирать листья растений. (Расставляю горшки на парты). Смотрите, я мочу тряпочку в воде, отжимаю и аккуратно протираю листочек от пыли; от стебля к краешку. Как называется это растение? (Маранта). У неё большие листики. Я кладу под него ладошку и аккуратно протираю. А у какого растения самые маленькие листики? У плюща. У него листики тонкие. Их протираем осторожно. Это растение – фикус. Вам оно нравится? (Да!). У него крупные листики. (Дети протирают листочки. Я хожу и помогаю тем, у кого не получается). Молодцы, аккуратно протёрли. Теперь мы их польём.(Раздаю леечки, поливаем растения). Берём лейку двумя руками: одной рукой за ручку, другой – за носик. Воду льём между стеблями растений и краем горшка. А теперь, мы с вами поиграем в игру «Назови части растения». (вызываю 3-4 детей, прошу их показать стебли, листья растений, место на земле, куда надо поливать. В конце даю положительную оценку. Мы с вами, сегодня, хорошо поработали, теперь наши растения – чистые, они нам говорят: «Спасибо». Вы старались, протирали аккуратно. Вы – молодцы! |
Карточка50 Где лучше растут семена. Программное содержание. Получение эмоционально положительного опыта общения с живой природой через проживание. Освоение экспериментирования. Развитие познавательной активности. Овладение действием замещения. Материал. Лейка с водой, семена быстро прорастающих растений (бобов, кабачков, тыквы, кресс-салата), горшки с землёй, блюдце, сухая тряпочка, карточка с условным обозначением земли. Ход Перед занятием дети замачивают семена и наблюдают за их набуханием и ростом. Что дальше делать с семенами, чтобы они выросли: посадить в землю, положить сверху, оставить на сухой тряпочке, положить на блюдце и др. Воспитатель раздаёт детям семена, предлагает поступить с ними так, как они хотели. Одна группа закапывает 2-3 семечка, другая - просто кладёт на землю, третья – оставляет на тряпочке и т.д. Через 4-5 дней дети проверяют, у кого лучше всего выросли растения, и делает вывод о том, что растениям нужна не только вода, но и земля. Если воспитатель считает, что дети достаточно хорошо овладели действием замещения, он может предложить им придумать условный значок для обозначения потребностей растений в земле и поставить его рядом с условным значком, обозначающим потребность в воде.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
111111komnatnye_rasteniya.docx | 1.11 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека для младшего возраста "Наблюдения за комнатными растениями"
Информация и консультация для родителей "Учим ребенка общаться"...
Картотека наблюдений за комнатными растениями
Картотека наблюдений разработана с целью ознакомления дошкольников с комнатными растениями...
Картотека «Наблюдение за комнатными растениями, труд» средняя группа
Картотека «Наблюдение за комнатными растениями, труд» средняя группа...
Картотека наблюдения за комнатными растениями.
Труд в природе: наблюдения за комнатными растениями. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями в уголке природы: с помощью взрослого поливать комнатные растения....
Картотека «Наблюдение за комнатными растениями, труд»
Когда цветок в тепле цветёт,Кусочек лета он несёт,И отступают холода,И по-другому всё тогда!И миг цветения с тобой,Когда расцвёл цветочек твой!...
Картотека «Наблюдение за комнатными растениями, труд»
Картотека «Наблюдение за комнатными растениями, труд»...