Экологические сказки.
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Экологические сказки (Жила былы река. Как медведь пень потерял) и обсуждение сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_skazki.odt17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические сказки

Жила была река

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все, говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!». Никто не гулял на ее берегах. В реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река – тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя, думала она.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, дала, когда они, наконец, опомнятся.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители – растения, животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагоприятных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп варить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам света не было.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все запасы еды. Тот самый старый и мудрый горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросит у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны – извинится перед ней, и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых – следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Обсуждение сказки.

1. Опиши реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели ли вы такую речку?

2. Как речка помогала людям?

3. Как люди относились к Реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет? Почему?

4. Что случилось с горожанами, когда речка ушла? Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них? Объясните свою точку зрения.

5. Сравните Речку, какой она была до встречи с людьми и какой стала после. Какие изменения с ней произошли? почему?

6. Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что еще они могли бы сделать для своей Реки?

7. А чтобы вы могли бы сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом с вами?

8. Как люди вашего города относятся к рекам – так же, как и люди из сказки или по-другому? (Мнения могут быть разные).

Как медведь пень потерял.

Шел по лесу Медведь. Долго шел, притомился, смотрит – пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький, дубовый. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько, на пне посидеть: «Ох, хорошо, - думает, - Машенька наконец-то домой убежала, теперь некому мной командовать. А то заладила «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Так из-за нее ни одного пирожка не попробовал, а небось вкусные были, с малиной да брусникой.

Отдохнул Медведь на пне, да и отправился домой. А пень так и остался стоять – крепкий, даже Медведю-то не под силу, а вот жукам – караедам, муравьям разным под силу такое дело оказалось. Махонькие все, некоторых – то и глазом не видать, а как всем миром набросятся, понаползут ото всюду, начнут пень крошить, жевать, ходы в нем рыть, квартиры строить, тут и конец пню приходит. Вроде был он, пень-то, вчера еще стоял, а сегодня – в труху превратился. Был пень – и нет его.

Первыми прослышали про свежий пень жуки всякие. Есть, говорят дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесной еды в пенечке сколько. Лежи, знай, себе под корой, да грызи, что попадется, жиру набирай, расти.

Сказано – сделано. Стали жуки для своих личинок ходы сверлить, квартиры строить. Живут – жуют, горя не знают. Налетел как-то ветер и забросил на пень маленькие-премаленькие споры – кружочки. Выросли из них маленькие-премаленькие водоросли. Прослышали про водоросли улитки, тотчас в дорогу засобирались.

Не узнать пень – в настоящий дом превратился, а дырочек-то, дырочек сколько! И в каждой кто-нибудь нет-нет, да и выглянет. А с одной стороны пень вовсе не узнать. Ну и красотища, какая! Дружная семейка грибов – опят выросла, тоже лакомство для случайного гостя. Для гостей может и лакомство, а для пня погибель: грибы-то тоже пень разрушают.

Так и живут они: личинки древесину жуют, толстеют; улитки по пню ползают, весь он мхом да грибами покрылся. Совсем не похожим стал пень на красавца, который Мишке креслом служил.

Тут еще про пень муравьи узнали. Послали они своих разведчиков: ползите, разузнайте, хорош ли пень да кто в нем живет. Добрались муравьи до пня и спрашивают «Кто-кто в пенечке – теремочке живет?» Как тут набежали жильцы пеньковые: «Кто покой посмел наш нарушить? Мы тут живем, чего вам надобно?» Отступили муравьи, но не испугались. Побежали они за своими братьями. Пришли к пню, пень заняли, кого в плен взяли, кого прогнали, личинок съели.

Бегали – бегали, суетились – суетились, глядь исчез пень, в труху превратился, на землю кусочками упал. Кусочки эти жуки – червяки растащили, съели, в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени посидел, постарел, реже гулять стал, чаще отдыхать присаживался. Забрел он как-то в знакомые места, сонливость одолела, тут-то он о пенечке и вспомнил. Пришел на полянку, где пень стоял, а там, кроме муравейника ничего и не видать. «Как же так?» - думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный удобный. И куда он подевался? Если уж я – то, хозяин лесной, его не раздавил, то больше никто не мог. – Почесал лапой в затылке: - Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу».

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?

Обсуждение сказки.

1. Кто жил в пеньке? Зачем им нужен был пенек?

2. Почему пень исчез?

3. Объясните медведю, куда пропал пень.

Выбрать кого-нибудь из обитателей пня и от его имени рассказать, зачем он поселился там и что делал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...