Мы-помощники
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Займенцева Александра Александровна

воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к растениям, уважение и почитание к дереву-долгожителю, формировать представление об уникальности, красоте и неповторимости «зеленого мудреца»; рассмотреть причудливость ствола, переплетение стеблей, кроны дерева, подсчитать число спилов и сучьев, сделать вывод об огромной жизненной силе этого дерева; развивать у детей навыки ориентирования по плану, потребность оказывать помощь растениям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my-pomoshchniki.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Родничок»

                        Мы - помощники

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы:

Займенцева Александра Александровна

                 Поселок Лотошино Московская область

Тип: интеллектуально-развивающее.

Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая.

Программное содержание: воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к растениям, уважение и почитание к дереву-долгожителю, формировать представление об уникальности, красоте и неповторимости «зеленого мудреца»4 рассмотреть причудливость ствола, переплетение стеблей, кроны дерева, подсчитать число спилов и сучьев, сделать вывод об огромной жизненной силе этого дерева; развивать у детей навыки ориентирования по плану, потребность оказывать помощь растениям.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения», «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

Материал: модель дерева, грабли, ведра.

Предварительная работа: рассматривание картин, чтение рассказов, беседы.

Словарная работа: шершавая

Ход занятия: раздается стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится в дверь.

Входит почтальон.

Печкин: Здравствуйте, ребята!

Я – почтальон веселый

Я целый день спешу –

Открытки, телеграммы,

Посылки разношу.

-Вот и вам принес письмо. Получите и распишитесь.

Воспитатель: спасибо, почтальон – Печкин.

Печкин: До свидания.

Воспитатель: До свидания. Ребята, давайте посмотрим, кто нам принес письмо.

«Здравствуйте, ребята, пишет вам клумба «Цветочная мозаика». Была я красива, пригожа, а теперь на себя не похожа. Траву на мне потоптали, мусором забросали. Спасите меня!»

-Ребята, мы должны с вами поспешишь на помощь. Идем. Ребята, посмотрите, не эта ли Цветочная мозаика просила помощи?

Дети: Нет 

Воспитатель: Почему?

Дети: Здесь все прибрано, мусора нет.

Воспитатель: А где же та Цветочная мозаика?

Дети: Вот она

Воспитатель: Почему вы думаете, что это она?

Дети: Она замусорена

Воспитатель: Мусор вредит траве и растениям?

Дети: Да

Воспитатель: Знаете почему?

Дети: Он не дает траве и растениям дышать, заслоняет солнечные лучи.

Воспитатель: Правильно, сейчас убедимся в этом. Ваня, Саша, поднимите, пожалуйста, эти кирпичи. Скажите, какая по цвету трава под ними?

Дети: Желтая.

Воспитатель: А рядом?

Дети: зеленая

Воспитатель: Так почему здесь трава желтая?

Дети: Потому что ей не хватает солнышка, воздуха.

Воспитатель: Тогда за работу, веселей

Ребята расчищают клумбу.

Воспитатель:  Вот мы и убрали, теперь не узнать нашу «Цветочную мозаику» - она чистая, красивая.

Появляется дядюшка Ау.

Дядюшка Ау: Здравствуйте, ребята. Я видел, как вы трудились, помогали растениям. Молодцы! Ребята, знаете ли вы, какого человека можно назвать мудрым?

Дети: Человека, который имеет богатый жизненный опыт

Воспитатель: Правильно, человек, который имеет богатый жизненный опыт, много знает и много умеет и долго живет. Люди приходят к нему за советом. Вы знаете, какое дерево называют мудрым?

Дети: Нет.

Воспитатель: Хотите узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите на план, где растет это дерево

Дети рассматривают план экологической тропы

Вот мы с вами и пришли к дереву, о котором я вам говорил. Посмотрите на него. Какое это дерево?

Дети: Большое, высокое, сильное

Воспитатель: Ребята, посмотрите на модель дерева. Что есть у дерева?

Дети: Корень, ствол, дерево растет, дышит, питается, размножается, у него есть листья)

Воспитатель: Есть эти признаки у «мудрого дерева»?

Дети: Да.

Воспитатель: Какой у дерева ствол?

Дети: толстый, мощный, высокий

Воспитатель: Попробуйте обхватить его руками. Получилось?

Дети: Нет.

Воспитатель: Такой мощный ствол бывает у дерева, которое на земле живет много лет. Попробуйте вытащить дерево из земли. Получается?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Дерево очень сильное.

Воспитатель: Видно, у этого дерева мощная корневая система, и оно глубоко ушло корнями в почву, крепко держится.

Посмотрите вверх на крону дерева. Как переплетаются ветки дерева. Этому дереву пришлось много испытать за всю свою жизнь. У него, наверно, было много трудностей. Как вы думаете, каких?

Дети: не хватало влаги, солнечного света.

Воспитатель: Правильно, не хватало влаги, солнечного света  и тепла. А еще какие трудности?

Дети: Его ломали.

Воспитатель: Правильно, его ломали, царапали кору. А оно все равно тянулось своими ветками к солнцу, к свету, теплу, изо всех сил старалось выжить. И ему это удалось. Что это у дерева?

Дети: Кора

Воспитатель: Потрогайте ее, какая она?

Дети: Шершавая, грубая.

Воспитатель: Правильно, шершавая, грубая. Кора дерева вся с шероховатыми бороздками, как будто лицо старого мудрого человека с морщинами, которому много трудностей пришлось преодолеть.

Дядюшка Ау: Ребята, а вы знаете, что мне «мудрое дерево» рассказало?

Дети: Нет.

Дядюшка Ау: Рассказало мне вот о чем: «Я очень не люблю, когда меня бьют по стволу палкой или царапают кору ножом. Мне очень больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. Много разных людей и существ меня ломали, срывали кору. Ведь кора мне нужна». Для чего нужна кора дереву?

Дети: Чтобы защищать от болезней.

Дядюшка Ау: У него много сучьев и спилов. Посмотрите вверх на веточки «мудрого дерева» Что вы видите?

Дети: Из почек появляются листочки.

Дядюшка Ау: В какое время года это происходит?

Дети: Весной.

Дядюшка Ау: Правильно, весной. Какие они по величине?

Дети: Маленькие

Дядюшка Ау: А летом?

Дети: большие

Дядюшка Ау: Какие листья по цвету?

Дети: зеленые

Дядюшка Ау: Под его красивыми фигурными листочками в жаркий летний день любят отдыхать люди. Почему?

Дети: Тень от листьев, а еще можно полакомиться его плодами, если это фруктовое дерево, они очень вкусные, и из них делают варенье.

Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем, закроем глаза и представим себе: лето, и мы с вами присели отдохнуть в тени возле «мудрого дерева» звучит музыка.

-Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Мы вдыхаем его чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой. И будем с друзьями защищать все живое.

Дядюшка Ау: К сожалению, не только добрые люди приходят отдохнуть к этому дереву, но и плохие, которые способны навредить ему. Мы с вами знаем правила поведения в природе и не причиним вреда, а наоборот – поможем. Это мудрое красивое дерево называется шелковица, или тутовое дерево. В наших краях шелковицу выращивают, чтобы украшать парки и лакомиться ее плодами. Давайте поблагодарим это дерево за его стойкость и мудрость.

Воспитатель: Дорогое «мудрое дерево», мы пришли тебя поблагодарить за твою стойкость и мудрость и принесли тебе подарки. Прими их со всем нашим уважением к тебе. Какие подарки вы приготовили?

Дети: Мы дарим тебе солнышко – пусть оно тебя согреет, дарим тебе капельку – она тебя напоит и умоет, дарим тебе дождевого червя – он сделает землю плодородной, дарим тебе кормушку – птицы, прилетающие к ней, буду уничтожать вредных насекомых.

Дядюшка Ау: Молодцы!

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали в сегодняшнем путешествии?

Дети: Мы узнали как надо заботиться о растениях и им помогать.

Воспитатель: В группе вы вылепите красивое мудрое дерево.

Список использованной литературы:

  1. Г.Н. Суздалева «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
  2. В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Проект: "Все помощники нужны, все помощники важны"

Значимая для детей проблема, на решение которой направлен проект: воспитание потребности в здоровом образе жизни, вызвать у детей интерес к роли органов чувств в жизни человека, развивать познавательн...

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей старшего возраста на тему: «Все помощники – важны, все помощники – нужны».

Конспект познавательного занятия по здоровьесбережению для детей среднего возраста на тему:«Все помощники – важны, все помощники – нужны».Цель:·        Сформировать ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ и помощников воспитателя «СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ»

Цель семинара – практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов и помощников воспитателя в вопросах здоровьесбережения дошкольников. (развитие физических упражнений)Задачи:1. Рас...