Осенью в парке
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Выявить особенности выбора видового состава растений в условиях парка на территории детского сада; обобщить первичное представление об осени (листья на деревьях и кустарниках опали, трава пожухла, люди убирают листья в кучи); отработать навыки определения деревьев (клен, липа, рябина) без листвы, по внешнему описанию; формировать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа, эмоциональную отзывчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osenyu_v_parke.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Родничок»
Осенью в парке
(конспект занятия для детей 5-7 лет)
Воспитатель старшей группы:
Займенцева Александра Александровна
Поселок Лотошино Московская область
Тип: интеллектуально-развивающее.
Вид детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, игровая.
Программное содержание: Выявить особенности выбора видового состава растений в условиях парка на территории детского сада; обобщить первичное представление об осени (листья на деревьях и кустарниках опали, трава пожухла, люди убирают листья в кучи); отработать навыки определения деревьев (клен, липа, рябина) без листвы, по внешнему описанию; формировать интерес к природоведческим наблюдениям, умение любоваться красотой осеннего пейзажа, эмоциональную отзывчивость.
Планируемые результаты: Развитие интегративных качеств «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «любознательный, активный».
Материал: Игровой персонаж – Дядюшка Ау, две веревки разного цвета.
Словарная работа: крона, кустарник.
Предварительная работа: Знакомство с различными видами лесного сообщества.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами на занятии говорили о лесе? Каких растений в лесу очень много?
Дети: Деревьев
Воспитатель: Сегодня к нам из леса обещал прийти в гости дядюшка Ау. Что-то он задерживается. Вы его не видели?
Дети смотрят в разные стороны, замечают около одного дерева дядюшку, подходят к нему, здороваются.
-Дядюшка, мы очень рады тебя видеть. Тебе понравилось у нас в поселке?
Дядюшка Ау: Я тоже рад вас всех видеть. Но я живу в лесу, привык видеть вокруг себя много деревьев. Вы знаете, какие растения называются деревьями?
Дети: У них есть ствол, корни в почве, много ветвей, много листьев.
Дядюшка Ау: Правильно!! Но в поселке их растет меньше, чем в лесу. Я очень огорчен и расстроен. Да к тому же на городских деревьях нет листьев. Куда же они делись?
Воспитатель: Ребята, подскажите дедушке, куда поздней осенью листья с деревьев пропадают?
Дети: Они опадают на землю.
Дядюшка Ау: Ай, ай, ай! Это я так долго до вас добирался? Когда я из дома вышел, листья на деревьях еще висели, была золотая осень. А теперь уже наступила поздняя осень? И листья с деревьев облетели?
Воспитатель: Дядюшка, не расстраивайся. У нас в городе есть места, где тоже много растений. Посмотри на наш парк! Даже поздней осенью здесь красиво!
Дядюшка Ау: Я заметил, что в вашем парке много растений, и меня это радует. Кто же эту красоту сотворил?
Воспитатель: Люди в поселке сажают растения, ухаживают за ними, поливают. Им помогают дети.
Дядюшка Ау: обращается к детям Вы тоже помогали?
Дети: Да
Воспитатель: Дядюшка Ау, а у тебя разные в лесу растут деревья?
Дядюшка Ау: Разные
Воспитатель: И ты все умеешь различать?
Дядюшка Ау: Да. Я сейчас проверю, как дети умеют различать деревья. Справитесь?
Дети: Да.
Дядюшка Ау: Не перепутаете?
Дети: Нет.
Дядюшка Ау: Послушайте, о каком дереве я прочитаю стихотворение:
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов уж слетели
(Я. Купала)
Дети: о клене!
Дядюшка Ау: Где в вашем парке растет клен7 без красивых листьев вы его, наверное, не найдете.
Воспитатель: Ребята постараются и вспомнят: у него высокий стройный ствол, покрытый серой корой.
Дети находят месторасположение клена в парке и показывают дядюшке Ау.
Дядюшка Ау: Молодцы! У меня есть еще задание для вас:
Об ушедшем лете
Липы шелестят,
Как осенний ветер
С них сорвал наряд.
(Я. Купала)
- О каком дереве в стихотворении говорится?
Дети: О липе.
Воспитатель: Не забыли, что у нее темный высокий ствол, а листья похожи на сердечки? Посмотрите внимательно вокруг.
Дети находят место, где растет липа, зовут дядюшку Ау.
Дядюшка Ау: Ай да молодцы! Но третье задание – самое трудное. Боюсь, не справитесь!
Дети Справимся!
Дядюшка Ау: Тогда слушайте:
Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири-свир!
Мы в лесу устроим пир.
Пусть опали с веток листья,
Моросит осенний дождь,
Мы клюем рябины кисти-
Слаще ягод не найдешь!»
Угадали название дерева?
Дети: Да! Это рябина (красноплодная).
Воспитатель: Тогда нам осталось его только найти в нашем парке. Это стройное дерево с резными листьями и красными бусами-ягодами.
Дети по описанию находят и это растение.
Дядюшка Ау: Молодцы! Порадовали дядюшку. Тогда остаюсь у вас в поселке еще ненадолго и предлагаю поиграть, хотите?
Дети: Да.
Дядюшка Ау: Игра называется: «Каких растений больше: деревьев или кустарников?»
Коллективное наблюдение. Дети вместе с воспитателем, в руках которого две веревки, подходят к растению и определяют: это растение – дерево, значит, воспитатель делает узелок на 1-ой веревке, если другое растение-кустарник, то узелок завязывается на второй веревке. По окончании игры – совместное зрительное сравнение количества узелков на каждой веревке. Воспитатель дополняет наблюдения на каждой веревке. Воспитатель дополняет наблюдения детей своим рассказом и пояснением.
Дядюшка Ау: Я еще одну игру знаю. Хотите и вас научу. Надо встать под деревом и смотреть на солнце (небо) сквозь крону. Что вы видите?
Дети: Птиц! Небо! Облака! Другие ветки!
Дядюшка Ау: Сквозь какую крону лучше смотреть ввысь: редкую или густую?
Дети: Сквозь редкую.
Дядюшка Ау: Теперь повернитесь лицом к стволу и понюхайте кору. Чем она пахнет?
Дети высказывают свое мнение.
-Теперь обхватите ствол руками: тонкий он или толстый?
Дети индивидуально обследуют ствол своего дерева.
-Как много разных растений в вашем парке: они и высокие, и низкие, толстые и тонкие, гладкие. Вам здесь понравилось?
Дети: Да.
Дядюшка Ау: Что бы вы хотели взять себе на память о наших друзьях-растениях? Но помните, можно только собирать на земле.
Сбор природного материала для поделок.
Дядюшка Ау: Вы все правильно сделали: не надо брать из леса, парка много. Можно с собою взять только то, что не навредит растению или жителям парка. Ведь скоро парк порадует нас новыми загадками. Давайте его охранять, и он снова нас встретит своей красотой. Заигрался я с вами. Мне пора домой, в лесную избушку. Я буду скучать без вас.
Воспитатель: Не скучай, дядюшка. Мы в группе сделаем много игрушек из того, что взяли в парке на память. Обязательно и тебе пришлем, правда, ребята?
Дети и воспитатель прощаются с Дядюшкой Ау. В группе организуются игры, изготовление поделок из природного материала для дядюшки Ау.
Список использованной литературы:
- С.В. Машкова «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
- В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002
- Я. Купала «Стихотворение о деревьях»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе «Осень в парке»
материал предназначен для педагогов детских садов...
НОД в старшей группе по теме: "Осень в парке"
НОД в старшей группе по художественно - эстетическому развитию...
Занятие по экологии на тему: "Осень в парке."
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение...
Конспект занятия по изобразительной деятельности "Осень в парке"
Вид деятельности: работа с ножницами, аппликация с использованием конфетти.Возраст детей: средний....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию и нетрадиционному рисованию «Осень в парке» для детей 4 -5 лет, презентация
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию и нетрадиционному рисованию «Осень в парке» для детей 4 -5 лет. Закрепление признаков осент, активизация реч...