Русский самовар.Чаепитие. Конспект НОД.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Круглова Ольга Александровна

Конспект НОД ,образовательной области - познание, способствует знакомству детей с русским бытом.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samovar.docx217.54 КБ

Предварительный просмотр:

   
 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
   комбинированного вида № 326 Красноармейского района г. Волгограда
Адрес:400063, Волгоград, ул. им.композитора Танеева,4, тел. (8442) 64-18-40

                    Русский самовар. Чаепитие.

     конспект непосредственно образовательной деятельности

                                                                                   
                                                  Составила:
                                                  воспитатель первой квалификационной  
                                                  категории Круглова Ольга Александровна.

                                     


                                     Волгоград,2013.        





Образовательная область
: познание, формирование целостной картины мира.

Интеграция образовательных областей: 
познание
художественная литература
музыка
художественное творчество
здоровье

Тип: ознакомительное

Возраст: 6-7лет

Форма организации: групповое

Задачи.
Образовательные:

- способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси
-  формировать умение детей переносить ранее полученные знания в игру.
-  закреплять знания обобщающего понятия: посуда.

Развивающие:
- способствовать развитию у детей памяти, мышления.

Воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям русского народа.

Предварительная работа:
- разучивание пословиц , поговорок о чае, самоваре.
- знакомство с росписями декоративно- прикладного искусства.

Материал: 
Наглядный:
- картинки с видами посуды
- мультимедиа ( виды самоваров, игра « Узнай роспись», картины художников)
- запись песен на mp3



Ход:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посмотреть на картинки, которые вы видите на доске. Что это?
Дети: посуда
Воспитатель: А какая бывает посуда?
Дети: Чайная, столовая, кухонная.
Воспитатель: разложите картинки на три группы по виду посуды

/ дети выполняют задание/
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об ещё одном предмете посуды, а вот о каком , отгадайте загадку

 
                         Стоит толстячок,
                         Подбоченивши бочок
                         Шумит и кипит
                         Вам чай пить велит

Дети: Самовар.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о самоваре./Слайд2\/


Рассказ воспитателя о самоваре:
  1. Рассказ о самоваре.

В XVIII в. в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Тогда же началось массовое производство самоваров. Особенно много их изготовляли в Туле. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными. В качестве материалов использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. / слайд3/  

 

Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Давайте посмотрим из чего состоит самовар./ слайд2/
Корпус, крышка, поддон, две ручки, кран, четыре ножки.

Воспитатель: В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешки, балалайка, расписная хохломская посуда.
Много пословиц придумал русский народ про самовар, какие пословицы вы знаете?
Дети: - Самовар кипит, уходить не велит
- С самоваром – буяном чай важнее, беседа веселее.
- В Тулу со своим самоваром не ездят.
Воспитатель: Давайте послушаем песню « Наш красавиц самовар»/ слушание песни/ Приложение 3/

Физкультурная минутка


Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Дети надули животик,

одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Легли, вытянулись.

.                             Н. Нищева


Воспитатель: Издавна люди украшали самовары, раньше делали надписи. Ручки , ножки, края самовара могли быть выполнены в виде рыб, петухов, львов и др. Сейчас самовары стали электрические, расписывают их разными росписями – гжельской, хохломской, жостовской. Предлагаю вам поиграть в игру « Узнай роспись» . На экране будет появляться самовар, а вот какой росписью он украшен вы угадаете. / слайды5,6,7,8,9,10/

/ дети отгадывают роспись/
Воспитатель: Славная традиция на Руси – это самоварное чаепитие. Раньше это было особым ритуалом – на стол выставлялись чайные принадлежности: самовар, заварной чайник, чашки с блюдцами, розеточки с вареньем, сахарница. В центре стола выставлялась выпечка: пироги, ватрушки, пряники ,баранки, редко – конфеты.
Многие художники  изображали на своих картинах чаепитие. / слайд11,12/
Воспитатель: Какие пословицы  о чае вы знаете?
Дети: - Чай пить – до ста лет жить.
         - Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
         - Где есть чай, там под елью рай.
Воспитатель: Молодцы! Действительно чай пили на Руси очень давно.
Чай – это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем незаменим, как и хлеб. Послушайте стихотворение о чае.

                 Чай горячий, ароматный
                 И на вкус весьма приятный,
                 Он недуги исцеляет
                 И усталость прогоняет.
                 Силы новые даёт
                 И друзей за стол зовёт.
                 С благодарностью весь мир
                  Славит чудо – эликсир.

А с чем пьют чай?
Дети: печенье, сахар, бублики, пироги, варенье, пряники и т.д.
Воспитатель: послушайте песню « Пряники русские»  / приложение4/
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю попить чайку.
                             Сверху пар, снизу пар-
                             Кипит наш русский самовар
                             Милости просим на чашку чая!

/ чаепитие/

Итог: Что вы сегодня узнали?
           Что понравилось?

Литература: О.Л.Князева, М.Д.Маханёва. Приобщение детей к истокам русской народной культуры .С-П, « Акцидент»,1997.
 
foto-times.ruarchives/1331 фото
 
playroom.rucontent/view/1558/18/    Стихи, загадки        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к русским народным традициям. Конспект НОД во второй младшей группе «Поможем Деду с Бабкой»

Разработанный мной конспект НОД способствует приобщению детей к истокам русских народных традиций, даёт начальные представления о культуре нашего народа....

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА» с конспектами НОД

Тематическое планированиепо реализации творческого проекта«Приобщение детей к русской народной культуре»    на I полугодие Тема: Знакомство с народной культурой и русскими фольклорными ...

«ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦЕМ» (Конспект доминантного музыкального занятия для старшего дошкольного возраста)

Цель: познакомить детей с русскими народными хороводами и плясками, приобщить детей к русской культуре....

"На выставке русских народных инструментов" Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

Занятие направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к русскому народному фольклору....

конспект открытого занятия "Самовар. Чаепитие на Руси"

Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином....