Русский самовар.Чаепитие. Конспект НОД.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект НОД ,образовательной области - познание, способствует знакомству детей с русским бытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samovar.docx | 217.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
комбинированного вида № 326 Красноармейского района г. Волгограда
Адрес:400063, Волгоград, ул. им.композитора Танеева,4, тел. (8442) 64-18-40
Русский самовар. Чаепитие.
конспект непосредственно образовательной деятельности
Составила:
воспитатель первой квалификационной
категории Круглова Ольга Александровна.
Волгоград,2013.
Образовательная область: познание, формирование целостной картины мира.
Интеграция образовательных областей:
познание
художественная литература
музыка
художественное творчество
здоровье
Тип: ознакомительное
Возраст: 6-7лет
Форма организации: групповое
Задачи.
Образовательные:
- способствовать знакомству детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси
- формировать умение детей переносить ранее полученные знания в игру.
- закреплять знания обобщающего понятия: посуда.
Развивающие:
- способствовать развитию у детей памяти, мышления.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям русского народа.
Предварительная работа:
- разучивание пословиц , поговорок о чае, самоваре.
- знакомство с росписями декоративно- прикладного искусства.
Материал:
Наглядный:
- картинки с видами посуды
- мультимедиа ( виды самоваров, игра « Узнай роспись», картины художников)
- запись песен на mp3
Ход:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посмотреть на картинки, которые вы видите на доске. Что это?
Дети: посуда
Воспитатель: А какая бывает посуда?
Дети: Чайная, столовая, кухонная.
Воспитатель: разложите картинки на три группы по виду посуды
/ дети выполняют задание/
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об ещё одном предмете посуды, а вот о каком , отгадайте загадку
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок
Шумит и кипит
Вам чай пить велит
Дети: Самовар.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о самоваре./Слайд2\/
Рассказ воспитателя о самоваре:
1. Рассказ о самоваре.
В XVIII в. в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Тогда же началось массовое производство самоваров. Особенно много их изготовляли в Туле. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными. В качестве материалов использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. / слайд3/
Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху самовара имеется приспособление для установки заварного чайника. Давайте посмотрим из чего состоит самовар./ слайд2/
Корпус, крышка, поддон, две ручки, кран, четыре ножки.
Воспитатель: В наши дни самовар считается таким же традиционным русским сувениром, как матрешки, балалайка, расписная хохломская посуда.
Много пословиц придумал русский народ про самовар, какие пословицы вы знаете?
Дети: - Самовар кипит, уходить не велит
- С самоваром – буяном чай важнее, беседа веселее.
- В Тулу со своим самоваром не ездят.
Воспитатель: Давайте послушаем песню « Наш красавиц самовар»/ слушание песни/ Приложение 3/
Физкультурная минутка
Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принес. | Дети надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули. Присели, одну руку поставили на пояс. Кружатся, «рисуя» руками круг. Потянулись, сомкнули руки над головой. Легли, вытянулись. . Н. Нищева |
Воспитатель: Издавна люди украшали самовары, раньше делали надписи. Ручки , ножки, края самовара могли быть выполнены в виде рыб, петухов, львов и др. Сейчас самовары стали электрические, расписывают их разными росписями – гжельской, хохломской, жостовской. Предлагаю вам поиграть в игру « Узнай роспись» . На экране будет появляться самовар, а вот какой росписью он украшен вы угадаете. / слайды5,6,7,8,9,10/
/ дети отгадывают роспись/
Воспитатель: Славная традиция на Руси – это самоварное чаепитие. Раньше это было особым ритуалом – на стол выставлялись чайные принадлежности: самовар, заварной чайник, чашки с блюдцами, розеточки с вареньем, сахарница. В центре стола выставлялась выпечка: пироги, ватрушки, пряники ,баранки, редко – конфеты.
Многие художники изображали на своих картинах чаепитие. / слайд11,12/
Воспитатель: Какие пословицы о чае вы знаете?
Дети: - Чай пить – до ста лет жить.
- Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
- Где есть чай, там под елью рай.
Воспитатель: Молодцы! Действительно чай пили на Руси очень давно.
Чай – это вкусный и полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем незаменим, как и хлеб. Послушайте стихотворение о чае.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир.
А с чем пьют чай?
Дети: печенье, сахар, бублики, пироги, варенье, пряники и т.д.
Воспитатель: послушайте песню « Пряники русские» / приложение4/
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю попить чайку.
Сверху пар, снизу пар-
Кипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
/ чаепитие/
Итог: Что вы сегодня узнали?
Что понравилось?
Литература: О.Л.Князева, М.Д.Маханёва. Приобщение детей к истокам русской народной культуры .С-П, « Акцидент»,1997.
foto-times.ru›archives/1331 фото
playroom.ru›content/view/1558/18/ Стихи, загадки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение дошкольников к русским народным традициям. Конспект НОД во второй младшей группе «Поможем Деду с Бабкой»
Разработанный мной конспект НОД способствует приобщению детей к истокам русских народных традиций, даёт начальные представления о культуре нашего народа....
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА» с конспектами НОД
Тематическое планированиепо реализации творческого проекта«Приобщение детей к русской народной культуре» на I полугодие Тема: Знакомство с народной культурой и русскими фольклорными ...
Конспект по ознакомлению с окружающим "Знакомство с самоваром, чаепитие"
"Знакомство с самоваром, чаепитие"...
«ЗНАКОМСТВО С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦЕМ» (Конспект доминантного музыкального занятия для старшего дошкольного возраста)
Цель: познакомить детей с русскими народными хороводами и плясками, приобщить детей к русской культуре....
"На выставке русских народных инструментов" Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
Занятие направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к русскому народному фольклору....
« Русский народный костюм» Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Расширение знаний о русской народной культуре...
конспект открытого занятия "Самовар. Чаепитие на Руси"
Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином....