"На выставке русских народных инструментов" Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Занятие направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к русскому народному фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"На выставке русских народных инструментов" | 22.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида»
Приволжского района города Казани
Конспект интегрированного занятия
в подготовительной к школе группе
«На выставке русских народных инструментов»
Составили
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Гайнутдинова Фирдаус Рашитовна,
воспитатель
высшей категории
Закиева
Мария Михайловна
2016 год
Цель
Развивать у детей старшего дошкольного возраста интерес к русскому народному фольклору.
Задачи социально-коммуникативной области
- воспитывать коммуникативные качества.
Задачи познавательной области
- расширять кругозор, интерес к культуре русского народа.
Задачи речевой области
- гусляр, балалаечник, оркестр русских народных инструментов.
Задачи художественно-эстетической области
- развивать умение различать на слух тембры музыкальных инструментов, отгадывать загадки;
- закреплять умение ритмично играть на музыкальных инструментах оркестром;
- эмоционально исполнять песню, пляски и игры.
Задачи физической области
- развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику.
Дидактическое обеспечение
Ноутбук, проектор, экран; фонограммы со звучанием русских народных инструментов и фото (свирель, балалайка, гусли, трещётка, гармонь);
Детские музыкальные инструменты (бубны, деревянные ложки, бубенцы);
4 маленьких платка, 4 степ - доски; 4 больших платка; костюм самовара.
Музыкальный репертуар
- Русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой.
- «Веснянка» в обработке С. Полонского.
- ИКТ Музыкально-ритмическое упражнение «Матрёшки» (оркестр).
- ТК «Русские сапожки».
- Танец с ложками и платками.
- Музыкальная игра «Самовар».
Ход мероприятия
(Дети под русскую народную музыку входят в зал, встают в полукруг.)
Педагог: - Встанем рядышком с друг другом.
Скажем “Здравствуйте!” друг другу!
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется!
Здравствуйте, дети! (Дети здороваются.)
(Воспитатель и дети рассказывают стихотворение и выполняют пальчиковое упражнение.)
“Утро настало”
Утро настало.
Солнышко встало.
- Эй, братец Федя, разбуди соседа!
- Вставай, большак!
- Вставай, указка!
- Вставай, серёдка!
- Вставай, сиротка!
- И крошка Митрошка!
- Привет, ладошка!
Педагог: - Спасибо, вам, за весёлую потешку. А теперь поздороваемся песенкой.
ДЕТИ ПОЮТ: - Доброе утро!
Улыбнись скорее.
И всем сразу
Станет веселее!
Педагог: - Какие вы все весёлые. А теперь я хочу проверить, кто из вас самый внимательный. Скажите, пожалуйста, под какую музыку вы вошли в зал? (Ответы детей.)
- Совершенно верно, под русскую народную музыку. Как вы думаете, какие музыкальные инструменты подходят для исполнения русской народной музыки? (Ответы детей.)
- Как много музыкальных инструментов вы назвали? Молодцы! Вы хотите услышать и увидеть некоторые из них? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Тогда я предлагаю пофантазировать и представить, что мы попали... Как вы думаете, где мы можем увидеть много русских народных инструментов? (Варианты ответов детей.)
- Предлагаю вам отправиться на выставку народных инструментов. Погода сегодня чудесная! Весна на дворе. (Дети рассказывают закличку.)
- Ау, ау, аукаем. Весну приаукиваем!
Март, март - солнцу рад.
Апрель, апрель – открываем дверь.
Май, май – сколько хошь гуляй!
Ау, ау, аукиваем. Весну приаукиваем!
- Давайте и песню споём!
(Дети встают в круг, исполняют песню и выполняют элементы русского народного танца.)
Веснянка
Воспитатель: - Вот так весело, с песней и до выставки дошли.
Педагог: - Проходите, дети, присаживайтесь. (Дети садятся на стулья.) Чтобы узнать какие инструменты находятся на выставке, нужно послушать тембр, голос каждого инструмента и отгадать загадку. Готовы? (Ответы детей.) Сейчас прозвучит первый инструмент.
(Свирель. Фонограмма 1.)
Воспитатель:
- Приложу к губам я трубку – полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий, называется... (свирель.)
Педагог: - Свирель – это древний деревянный духовой инструмент. Изготавливали её из берёзы, черёмухи, ясени, клёна. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть).
(Балалайка. Фонограмма 2.)
Воспитатель:
- У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать,
Чтоб печали все ушли,
Чтобы ноги в пляс пошли. (Балалайка.)
Педагог: - Что интересно: балалайки бывают разного размера. Есть такие балалайки, которые при игре даже на пол ставят. Человек, который играет на балалайке – балалаечник. (Дети повторяют.)
(Гусли. Фонограмма 3.)
Воспитатель:
- Сам Садко на них играл
И душевно напевал,
Даже царь морской Нептун
Не слыхал звончее струн. (Гусли.)
Педагог: - Гусли – это самый старинный русский инструмент. Родился он из натянутой струны лука. Потом струны стали натягивать на деревянную доску. Так и появились гусли. А человек, который играет на них, называется гусляр. Повторите, пожалуйста. (Повторяют.) Гусли и балалайка – это струнные инструменты. Послушайте тембр следующего инструмента.
(Трещётка. Фонограмма 4.)
Воспитатель:
- Деревянние пластинки, как линейки половинки.
Стучат, гремят, плясать велят. (Трещётки.)
Педагог: - Трещётка – это ударный музыкальный инструмент, который заменяет хлопки в ладоши. Он состоит из сухих дощечек, которые нанизаны на верёвочку. Слушайте звучание следующего инструмента.
(Гармонь. Фонограмма 5.)
Воспитатель:
- В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
А веселые старушки
Под неё поют частушки. (Гармонь.)
Педагог: - Гармонь – это клавишно-духовой инструмент, чтобы она заиграла, нужно не только нажать на клавишу-кнопку, но и раздвинуть меха, чтобы внутрь попал воздух. А музыкант, который играет на гармоне, называется гармонист. (Дети повторяют.)
- Скажите, пожалуйста, как называется группа музыкантов, которые все вместе играют одну мелодию, но на разных инструментах? (Ответы детей.)
- Ребята, как вы думаете, вы сами можете стать музыкантами и создать свой оркестр? (Ответы детей.)
- Если вы будете музыкантами, которые играют на русских народных инструментах, то как будет называться ваш оркестр? (Ответы детей.)
- Вы хотите поиграть в оркестр народных инструментов? (Ответы детей.)
- Тогда встаньте, поставьте стулья вдоль стен. Подойтите, пожалуйста, к столам, возьмите любой музыкальный инструмент. Встаньте в два ряда перед экраном. (Берут инструменты, подходят к экрану.)
- Будет звучать русская народная мелодия. Вы должны чётко отбивать ритмический рисунок. А помогут вам красавицы матрёшки, которые будут появлятся на экране.
- Оркест – инструмент живой
Он самый громкий и большой.
Оркестр – музыки ценитель,
Её он главный исполнитель.
ИКТ Ритмическое упражнение “Матрёшки”
(После упражнения дети убирают музыкальные инструменты на столы, садяться на стулья.)
Педагог: - Как дружно сыграли. Один за всех и все за одного.
Воспитатель: - Не знаю как вам, а мне так и хотелось сплясать под эту весёлую мелодию!
Педагог: - Вот и девочки наши тоже я вижу хотят сплясать. Давайте посмотрим их танец.
ТК “Русские сапожки”
Педагог: - Ох как весело плясали. Спасибо, девочки. (Девочки садятся.)
Воспитатель:
Услыхали ложки песню,
Вытянули ножки.
Так давайте подпевать,
Подпевать да танцевать!
Танец с ложками и платками
Педагог:
- Ох, и весело плясали!
И немножко все устали!
А самовар-то уж пыхтит –
Всех чаем напоить спешит!
Музыкальная игра “Самовар”
Педагог: - Спасибо, ребята, весело поиграли! Я и вижу и настроение у вас весёлое, я не ошиблась? (Ответы детей.)
- Что вам больше всего запомнилось? Что вы дома расскажете своим родителям, друзьям? (Ответы детей.)
- До новых встреч, дети. (Педагог прощается с детьми песенкой. Под русскую народную музыку дети выходят из зила.)
Использованна литература
- Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Праздник каждый день. Подготовительная группа. – Санкт-Петербург: Композитор, 2012.
- Журнал “Музыкальный руководитель” № 3, 2016 г. Статья Чертовой
Е. Б. “На ярмарке русских народных инструментов”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...
Конспект проведения русской народной подвижной игры «Горелки» в подготовительной к школе группе
Конспект проведения русской народной подвижной игры «Горелки» в подготовительной к школе группе...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у русской сказки"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "В гостях у русской сказки" с использованием здоровьесберегающих технологий, сказкотерапии...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Русская матрешка ».
Цель: приобщать детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства....
Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Путешествие по местам народного промысла"
Люди издавна украшали свои жилища разными поделками, предметами сделанными собственными руками. Они создавались не только для красоты, но и для использования в быту. Из природных материалов – де...
Конспект интегрированного занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел» (подготовительная к школе группа)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел»....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое русского народа"...