НОД Путешествие по Африке. Комнатные растения.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 

Цели: познакомить с самым жарким континентом Африкой, с климатическими условиями, с животными: верблюд, антилопа, леопард, лама; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли; учить детей передавать в рисунке характерные особенности растения; развивать мелкие движения руки.

Материалы и оборудование:  физическая карта, персонаж доктор Айболит,   картинки с изображением явлений природы, растительного и животного мира Африки; комнатные растения (аспарагус, традесканция, алоэ)    

Ход занятия

1.Вводное слово воспитателя.

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Африке. В Африке побывали многие герои литературных произведений. Давайте мы совершим путешествие на этот материк с известным персонажем произведения К.И.Чуковского. Отгадайте с кем:

 Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

    Сквозь очки свои глядит

             Добрый доктор…..(Айболит)

 

Выставляется картинка с изображением доктора  Айболита.

 

2. Игра – путешествие «Африка».

 

- Летим с доктором Айболитом и попадаем

                Весьма раскаленное место.

              Не надо не печки, ни дров,

        В песок бросил тесто –

И завтрак готов.

- Куда мы попали? (Пустыня Сахара)

-Что означает слово «Сахара»? В переводе с арабского «пустыня». Здесь очень жарко. Вдруг впереди  Айболит увидел зелёный островок – оазис. Рассмотрите фотографии африканских растений. Посмотрите, перед нами дерево, у него отсутствуют ветки, высота 20 метров и более, на верху ствола колышется пучок из 40-70 листьев длиной до трёх метров. Это финиковая пальма. Она даёт в год от 100 до 200кг. плодов. Из листьев делают заборы, изгороди, плетут сандалии и корзины, ствол пальмы используют как строительный материал. Из надреза пальмы вытекает сладкий сок, который можно пить.

- Какие ещё деревья растут в африканских лесах? (масленичная пальма, банан, кофейное дерево). Отдохнул  Айболит и полетел на орле, дальше на юг к реке Лимпопо. Вдруг послышался гул воды. Айболит увидел водопад.

А за водопадом лежит Саванна – это «дикая, первобытная равнина», степь, покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одинокие, реже группами, деревья и кустарники. Какие деревья можно встретить в саванне? (Баобаб, зонтичная акация)

   

 А в Африке, а в Африке

На чёрной Лимпопо    

       Сидит и плачет в Африке

Печальный Гиппопо.

И рыщут по дороге

Слоны и носороги.

И говорят сердито:

      «Что ж нету Айболита?»

-Какие же животные ждут помощи Айболита? Отгадайте загадки и узнаете.

 


 Она как змейка,

в траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвёт-

Другой наживёт.

(Ящерица)

 

Целый день летает,

Всем надоедает.

Вред приносит.

От болезней всех корчит.

(Муха цеце.)

 

Когда он в клетке, то приятен.

Он хищный зверь, хотя немножко

Как тигр и лев, похож на кошку.

(Леопард)

 

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

 

 

 

 

Вьётся верёвка,

На конце головка.

(Змея)

 

Он ходит, голову задрав.

Не потому, что важный граф.

Не потому, что гордый нрав.

А потому, что он…(жираф).

 

По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…(крокодил).

 

Уж очень вид у них чудной:

У папы – локоны волной.

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша…(львица)

 

Что за коняшки,

На всех тельняшки?

 

(Зебры.)

 


Физминутка

Аист в Африку летал,

Ох, летал, ох, летал (машут руками).

По болотам там шагал,

Там шагал, там шагал (шагают, высоко поднимая колени).

Рыб, лягушек он клевал,

Он клевал, он клевал (наклоняются и выпрямляются каждый раз, изображая руками, как аист клюет).

Он объелся, ой-ой-ой,

Ой-ой-ой, ой-ой-ой! (Круговые движения руками по животу.)

Полетел скорей домой,

Да, домой, да, домой (машут руками).

 

Игра «Рассели животных по Африке».

 

Детям необходимо взять картинку с изображением животного и  положить на карту Африки.

Картинки для игры: птица – носорог, горилла, окапи, шимпанзе, муха цеце, леопард, носорог, бегемот, жираф, антилопа гну, слоны, лев, страус, зебра, варан, верблюд, газель, антилопа канна, крокодил, фламинго.

-Послушайте стихотворения о животных Африки. Покажите картинку каждого животного.


Самый быстрый зверь- гепард.

Он становится на старт,

По саванне мчится ловко,-

Неплохая тренировка.

 

Подальше от дороги

Гуляют носороги,

Чтобы кого- нибудь

Случайно не боднуть.

 

Посмотрите, ну и ну!-

Это антилопа гну.

Её гнутые рога

Защищают от врага.

 

Посмотрите- ка скорей:

Это хищник – царь зверей

До чего же грозный вид,

Как на троне он сидит!


 

Спросите всю саванну-

Не любят игуану!

И за шипы на коже,

И за характер тоже.

Чуть что – «Я с вами не дружу!»
Чуть что «Я дедушке скажу!»

Он игуаны пращур,-

Огромный древний ящур.

 

 

 

3. Рисование «Комнатные растения».

-Многие растения приехали к нам в дом из Африки. Рассмотрите их.

О Бальзамине.

Хрустит за окошком морозный денёк.

Стоим на окошке цветок – огонёк.

 Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду зажглись огоньки.

Его поливаю, его берегу,

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

                                   Е. Благинина.

 

-Бальзамин называют «огонёк» за яркие красные и малиновые цветки. А ещё в народе он получил шутливо – ласковое название «Ванька – мокрый» за свои прозрачно – водянистые стебли. Родина бальзамина – тропические леса Африки. Это растение не прихотливое, обильно цветущее, светолюбивое, но не выносит прямых солнечных лучей.

 

Об Алоэ.

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?

Какое оно алоэ – алоэ, голубое?

Доброе или злое? Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.

А маминой лучшей подруге алоэ не помогло – э.

И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.

На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ.

Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.

                                                  Б. Заходер
 

 Показать у доски направления стеблей, форму горшка. Все ли части растения одинаковы по цвету? Где светлее? Где темнее? Как это можно передать в рисунке одним простым карандашом? (Воспитатель показывает приёмы рисования растений.)

4. Итог занятия.

-Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Наше путешествие по Африке завершилось.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_afrike.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по Африке. Комнатные растения.

Цели: познакомить с самым жарким континентом Африкой, с климатическими условиями, с животными: верблюд, антилопа, леопард, лама; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли; учить детей передавать в рисунке характерные особенности растения; развивать мелкие движения руки.

Материалы и оборудование:  физическая карта, персонаж доктор Айболит,   картинки с изображением явлений природы, растительного и животного мира Африки; комнатные растения (аспарагус, традесканция, алоэ)    

Ход занятия

1.Вводное слово воспитателя.

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Африке. В Африке побывали многие герои литературных произведений. Давайте мы совершим путешествие на этот материк с известным персонажем произведения К.И.Чуковского. Отгадайте с кем:

 Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

    Сквозь очки свои глядит

             Добрый доктор…..(Айболит)

Выставляется картинка с изображением доктора  Айболита.

2. Игра – путешествие «Африка».

- Летим с доктором Айболитом и попадаем

                Весьма раскаленное место.

              Не надо не печки, ни дров,

        В песок бросил тесто –

И завтрак готов.

- Куда мы попали? (Пустыня Сахара)

-Что означает слово «Сахара»? В переводе с арабского «пустыня». Здесь очень жарко. Вдруг впереди  Айболит увидел зелёный островок – оазис. Рассмотрите фотографии африканских растений. Посмотрите, перед нами дерево, у него отсутствуют ветки, высота 20 метров и более, на верху ствола колышется пучок из 40-70 листьев длиной до трёх метров. Это финиковая пальма. Она даёт в год от 100 до 200кг. плодов. Из листьев делают заборы, изгороди, плетут сандалии и корзины, ствол пальмы используют как строительный материал. Из надреза пальмы вытекает сладкий сок, который можно пить.

- Какие ещё деревья растут в африканских лесах? (масленичная пальма, банан, кофейное дерево). Отдохнул  Айболит и полетел на орле, дальше на юг к реке Лимпопо. Вдруг послышался гул воды. Айболит увидел водопад.

А за водопадом лежит Саванна – это «дикая, первобытная равнина», степь, покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одинокие, реже группами, деревья и кустарники. Какие деревья можно встретить в саванне? (Баобаб, зонтичная акация)

   

 А в Африке, а в Африке

На чёрной Лимпопо    

       Сидит и плачет в Африке

Печальный Гиппопо.

И рыщут по дороге

Слоны и носороги.

И говорят сердито:

      «Что ж нету Айболита?»

-Какие же животные ждут помощи Айболита? Отгадайте загадки и узнаете.

 Она как змейка,

в траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оборвёт-

Другой наживёт.

(Ящерица)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Вред приносит.

От болезней всех корчит.

(Муха цеце.)

Когда он в клетке, то приятен.

Он хищный зверь, хотя немножко

Как тигр и лев, похож на кошку.

(Леопард)

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

(Верблюд)

Вьётся верёвка,

На конце головка.

(Змея)

Он ходит, голову задрав.

Не потому, что важный граф.

Не потому, что гордый нрав.

А потому, что он…(жираф).

По реке плывёт бревно.

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…(крокодил).

Уж очень вид у них чудной:

У папы – локоны волной.

А мама ходит стриженой.

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша…(львица)

Что за коняшки,

На всех тельняшки?

(Зебры.)

Физминутка

Аист в Африку летал,

Ох, летал, ох, летал (машут руками).

По болотам там шагал,

Там шагал, там шагал (шагают, высоко поднимая колени).

Рыб, лягушек он клевал,

Он клевал, он клевал (наклоняются и выпрямляются каждый раз, изображая руками, как аист клюет).

Он объелся, ой-ой-ой,

Ой-ой-ой, ой-ой-ой! (Круговые движения руками по животу.)

Полетел скорей домой,

Да, домой, да, домой (машут руками).

Игра «Рассели животных по Африке».

Детям необходимо взять картинку с изображением животного и  положить на карту Африки.

Картинки для игры: птица – носорог, горилла, окапи, шимпанзе, муха цеце, леопард, носорог, бегемот, жираф, антилопа гну, слоны, лев, страус, зебра, варан, верблюд, газель, антилопа канна, крокодил, фламинго.

-Послушайте стихотворения о животных Африки. Покажите картинку каждого животного.

Самый быстрый зверь- гепард.

Он становится на старт,

По саванне мчится ловко,-

Неплохая тренировка.

Подальше от дороги

Гуляют носороги,

Чтобы кого- нибудь

Случайно не боднуть.

Посмотрите, ну и ну!-

Это антилопа гну.

Её гнутые рога

Защищают от врага.

Посмотрите- ка скорей:

Это хищник – царь зверей

До чего же грозный вид,

Как на троне он сидит!

Спросите всю саванну-

Не любят игуану!

И за шипы на коже,

И за характер тоже.

Чуть что – «Я с вами не дружу!»
Чуть что «Я дедушке скажу!»

Он игуаны пращур,-

Огромный древний ящур.

3. Рисование «Комнатные растения».

-Многие растения приехали к нам в дом из Африки. Рассмотрите их.

О Бальзамине.

Хрустит за окошком морозный денёк.

Стоим на окошке цветок – огонёк.

 Малиновым цветом цветут лепестки,

Как будто и вправду зажглись огоньки.

Его поливаю, его берегу,

Его подарить никому не могу!

Уж очень он ярок, уж очень хорош,

Уж очень на мамину сказку похож!

                                   Е. Благинина.

-Бальзамин называют «огонёк» за яркие красные и малиновые цветки. А ещё в народе он получил шутливо – ласковое название «Ванька – мокрый» за свои прозрачно – водянистые стебли. Родина бальзамина – тропические леса Африки. Это растение не прихотливое, обильно цветущее, светолюбивое, но не выносит прямых солнечных лучей.

Об Алоэ.

Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое?

Какое оно алоэ – алоэ, голубое?

Доброе или злое? Маленькое или большое?

Хорошее или плохое?

Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.

А маминой лучшей подруге алоэ не помогло – э.

И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.

На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ.

Зелёное, небольшое, но колючее и кривое.

                                                  Б. Заходер

 Показать у доски направления стеблей, форму горшка. Все ли части растения одинаковы по цвету? Где светлее? Где темнее? Как это можно передать в рисунке одним простым карандашом? (Воспитатель показывает приёмы рисования растений.)

4. Итог занятия.

-Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Наше путешествие по Африке завершилось.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну комнатных растений»

Цель:дать детям знания о том, что комнатные растения не только оздоравливают наши дома, но и оздоравливают человека.Программное содержание:·...

Презентация к занятию :"Космическое путешествие на планету комнатных растений".

Ознакомление детей старшей группы с комнатными растениями....

"Космическое путешествие на планету комнатных растений"

Ознакомление детей старшей группы с комнатными рвстениями....

"Путешествие в царство комнатных растений"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию.Занятие построено в форме игры, где воспитатель умело использует разнообразные игровые приемы . На занятии используется обширный нагля...

Путешествие в царство комнатных растений

Путешествие в царство комнатных растений...

Путешествие в царство комнатных растений

закрепить знания названий комнатных растений; продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки; развивать речь, мышление; поддерживать интерес ...