Занятие по духовно-нравственному воспитанию с элементами экспериментальной деятельности "Колокола и колокольчики"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Интегрированное занятие, включающее в себя беседу, опытническую деятельность, музыкальную составляющую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_po_duhovno.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию с использованием опытно-экспериментальной деятельности для детей 5 – 6 лет
«Колокола и колокольчики».
Цель педагогической деятельности: дать представление духовно-нравственного поведения через изучение православной истории; развивать музыкальную культуру; познакомить с различными колокольными звонами, закрепить представление о колокольном звоне как об искусстве; способствовать усвоению полученных знаний через опытно-экспериментальную деятельность.
Виды детской деятельности: коммуникативная, опытно-экспериментальная, игровая музыкально-художественная.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Физкультура».
Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок использует разные способы создания звука; определяет общее настроение; характер музыкального произведения; имеет представление об истории общества, его культурных ценностях.
Предварительная работа:
Материалы и оборудование:
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, вы когда-нибудь слышали колокольный звон?
Ответы детей.
Воспитатель: Настоящий звучный и торжественный колокольный звон можно услышать перед церковной службой. В каждом храме есть высокая колокольня с колоколами, которые своим звоном созывают людей для молитвы, возвещают о начале богослужения. По окончании службы тоже звонят колокола. Ребята, а давайте сейчас подойдем к изображению храма преподобного Серафима Саровского Чудотворца в п. Лотошино. Посмотрите, вот это колокольня, видите насколько она выше, чем храм. Вот фотография колоколов, которые в ней находятся. Послушайте молитвенный колокольный звон. (Звучит аудиозапись молитвенного колокольного звона). Ребята, расскажите, что такое молитва?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молитва – это разговор с Богом, а призыв к священному обряду благодарственному слова к небесам издавна на Руси славился колокольным перезвоном. Умение звонить в колокола – это старинное, древнее искусство. Каждый звонарь звонил особенно, проявляя своё искусство, мастерство. Ведь колокола звучат по-разному не только из-за размера, тембра, материала, из которого они сделаны, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и малых колоколов, ритма звона. (Звучит аудиозапись воскресного звона).
Воспитатель: В старину колокола не только созывали людей в храмы, но и сообщали о пожарах, нашествии врагов, предупреждали об опасностях. На колокольный звон шёл к людям заблудившийся путник. Крестьяне верили в способность колокольного звона отгонять «нечистую» силу, вылечивать от разных болезней, отводить стороной грозу. Давайте, мы с вами тоже возьмём по колокольчику и совершим обряд, который был принят в древние времена на Руси.
Музыкальная игра «Колокольчик динь-динь».
Я пою первую строчку, вы – вторую, дальше по очереди. Подыгрываем себе колокольчиками то громко, то тихо.
Весёлый колокольчик динь-динь-динь
Смеётся и хохочет динь-динь-динь.
Он пел зимой чуть слышно динь-динь-динь,
Но снова солнце вышло динь-динь-динь.
И звонкие капели динь-динь-динь,
Тихонечко запели динь-динь-динь.
Воспитатель: Колокола сопровождали жизнь человека и в радости, и в горе. Они звучали на всех праздниках. Во время народного гуляния в их весёлый перезвон часто вплетались плясовые ритмы. Приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей. А поминальный, прощальный звон колокола возвещал о печальных, траурных событиях. Грустные, тихие, медленные звоны, прерываемые молчанием, остановками, сообщали о прощании с человеком, который прошёл свой жизненный путь, стал духом и отправляется к Богу. С помощью колокольного звона можно передать разное настроение – весёлое, торжественно-праздничное, грустно-задумчивое, тревожное. (Прослушиваем аудиозапись фрагментов праздничного и поминального звона).
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомились с разными колокольными звонами. Ответьте мне, как называют человека ,который служит в церкви и звонит в колокола?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, а хотите попробовать сами побыть звонарями.
Ответ детей.
Воспитатель: Перед такой сложной и ответственной работой нужно сделать гимнастику. Давайте встанем в круг.
Дили, дили, дили, дили.
(В.Данько) | Пальцы сцепляются в купол, средний палец правой руки становится языком купола, качается в ритме слов.
Хлопки ладошками.
|
Воспитатель: А теперь я вас прошу пройти за столы – перед вами на подносе лежит 3 разных колокольчика: маленький – звонкий, с тонким голосом и не очень громкий; колокольчик побольше обладает голосом более звучным, густым и громким, а третий – самый большой – громкий, обладающий самым низким звуком. Сейчас с помощью сказки «Колокольчики друзья» мы с вами научимся различать высоту звуков разных колокольчиков. Я буду рассказывать сказку, а вы мне будете помогать, внимательно слушать и звонить в колокольчик, который я опишу.
«Жили-были три весёлых колокольчика: Динь – Дан – Дон. У каждого было не только своё необычное звонкое имя, но и своя песенка. Колокольчик Динь пел тоненьким голосом: «Динь-динь-динь,» - звенела его песенка (играем маленьким колокольчиком). Колокольчик Дан пел свою песенку средним голосом: «Дан-дан-дан» (играем средним колокольчиком). А у колокольчика Дон был самый низкий и толстый голос: «Дон-дон-дон» (играем большим колокольчиком). Кроме имени и песенки, каждый колокольчик любил носить одежду только определённого цвета – жёлтого, красного и синего. Колокольчик с самым тоненьким голосом носил одежду самого светлого жёлтого цвета, (привяжем жёлтую ленточку к колокольчику с тонким голосом), колокольчик с чуть более громким голосом носил одежду красного цвета (привязываем красную ленту), а колокольчик с самым низким голосом – синего цвета (привязываем синюю ленту)».
Воспитатель: Вот такая сказка. А теперь посмотрите, для этой сказки есть загадка, хотите мы её разгадаем?
Ответ детей.
Воспитатель: Вот здесь на схеме нарисованы круги разного цвета и размера – это мелодия, цвет каждого круга соответствует цвету лент на колокольчиках, а размер круга соответствует продолжительности звона – большой круг долго звоним, маленький круг – недолго. Давайте попробуем сыграть эту мелодию.
Играем мелодию по схеме.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Различать высоту звуков у вас получается, какая мелодия у вас получилась?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Фруктовый клокольчик» - эта игра тренирует ваше умение делать паузы для игры грустных и печальных мелодий.
Правила игры: главное условие – играющие могут двигаться только под звон бубна. Пока колокольчики звенят, можно двигаться, как только звон обрывается, играющие должны застыть на месте.
Я беру бубен и говорю волшебные слова:
Вы подвластны лишь одним
Колокольчикам моим.
Вы будете двигаться к фруктам, которые немного напоминают по форме колокольчики – это груши для каждого из вас – видите они лежат на тарелочках в конце зала. Кто будет внимателен – тот получит грушу, кто ошибаться будет – не дойдет до своего «фруктового колокольчика».
(Для педагогов пояснение: продолжительность звона бубна должна быть неравномерной: длительные периоды должны сменяться совсем короткими).
Когда дети дошли до груш говори следующие слова:
Дили-дили, дили-дили,
Колокольчики звонили.
Чтоб исчезло заклинанье
Поём песню на прощанье.
Дети исполняют песню «Колокольчики».
Мы ребята озорные.
Колокольчики степные.
Ну-ка, гости, не скучайте.
Колокольчиков встречайте.
Загляните к нам в окошки
И похлопайте в ладошки.
Угостим вас пирогами.
Пойте-пойте вместе с нами!
Для друзей споём мы песню.
С песней дружба интересней!
Мы возьмем с собой в дорогу
Каждой песни понемногу.
Воспитатель: Молодцы ребята! Гостей угостили пирогами, а сейчас ответьте мне на несколько вопросов. Мы с вами изучаем православный храм, о какой части храма вы сегодня узнали?
Дети: О колокольне.
Воспитатель: Как выделяется колокольня?
Дети: Она выше всех построек храма.
Воспитатель: Кто трудится в колокольне?
Дети: Звонарь.
Воспитатель: Что он делает?
Дети: Звонит в колокола.
Воспитатель: Ребята, а какие колокола есть в колокольне?
Дети: Разных размеров: от очень больших до маленьких.
Воспитатель: На какие события звонарь звонит в колокола?
Дети: На праздники, при оповещении об опасности, при прощании с людьми, которые завершили свой жизненный путь, при богослужении.
Воспитатель: Различается ли звон колоколов?
Дети: Да.
Воспитатель: Каким бывает звон?
Дети: Тихим, громким. Весёлым, грустным. Тревожным, праздничным.
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас наше занятие подошло к концу, вы многое сегодня узнали, поиграли, попели и получили угощение. Давайте на прощание в честь нашего такого хорошего занятия прослушаем воскресный колокольный звон, который возвещал о последнем дне недели и отдыхе.
(Звучит аудиозапись воскресного звона).
Источники:
- http://alekseev.numi.ru/kolokolchiki.php
- http://kolokol-zvon.ru/
- http://rudocs.exdat.com/docs/index-309494.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"
Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет ,тема занятия " Праздник Пасхи"...
КОНСПЕКТ интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию на тему: “Мы дружные ребята” I младшая группа
Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию в I младшей группе....
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения; Расширять представления детей ...
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»
Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба. Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Родина»
Конспект занятия по духовно - нравственно патриотическому воспитаниюво второй младшей группе «Родина» ...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей и возрождению духовных ценностей семьи на тему: «Доброта спасет мир»
Цели: сформировать у детей представление о духовно-нравственных нормах, отношениях с окружающими.Задачи: Формировать нравственную позицию детей. Учить видеть и анализировать поступки окружающих. Разви...
Комментарии
Мария, очень хорошее занятие!
Мария, очень хорошее занятие! Молодец!