Образовательные ситуации, направленные на развитие интереса к краеведению
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Представленные образовательные ситуации способствуют развитию интереса к краеведению, знакомят с историей и архитектурой города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_situacii_naprvlennye_na_formirovanie_interesa_k_kraevedeniyu.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные ситуации, направленные на развитие интереса к краеведению, знакомство с историей и архитектурой города.
Цель: развитие интереса к краеведению, знакомство с историей и архитектурой города.
1. «Прогулка по осеннему Петербургу»
Цель: Восприятие красоты родного города в стихах, музыке, изобразительном искусстве.
Материал: Набор открыток с видами города в разное время года, репродукции картин русских художников с видами природы в разное время года, набор сухих осенних листьев, разрезанные картинки с видами города, фотографии с видами ближайшего к детскому саду городского пейзажа, карта города.
Программа ситуации:
- Прослушивание музыки П.И. Чайковского («Октябрь» из «Времен года»).
- Выбор маршрута прогулки детьми по карте города.
- Возможные пункты остановок: Медный всадник, Дворцовая площадь и т.п.
- Прогулка по выбранному маршруту.
- Игровые задания:
- Рассмотри картинки и разложи в 4 коробки. Объясни, почему разложил именно так (основание классификации – время года).
- Разложи фотографии по порядку, чтобы проложить путь от детского сада к месту прогулки в центре города.
- Собери целое из частей (работа с разрезанными картинками).
- Чтение стихов (стихи для детей авторов Ю. Юдин, О. Тарутин, М. Борисова, В. Блейков, С. Скаченков, К. Озерова и др. см. Приложение № 9 ), пение.
- Собери осенний букет.
2. «История города»
Цель: Развитие активного познавательного интереса к прошлому города, его настоящему и будущему, к видовым и характерным признакам зданий, развитие воображения и творческих способностей дошкольников.
Материал и оборудование: набор открыток с видами города в прошлом и настоящем, карты города, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, слайд-презентация «Путешествие по городу во времени», макет указательного камня и трёх дорог, разноцветные силуэты бумажных человечков, 3 рамки для готовых коллективных работ; изобразительные материалы: цветная гуашь, акварельные краски, палитры, кисти, тонированные листы бумаги разной формы, цветные восковые мелки, салфетки, стаканчики с водой, 3 мольберта, магнитофон, диск и кассета с записью фонограммы «голоса камня».
Программа ситуации:
1. Рассматривание старых планов Санкт-Петербурга и сопоставление с современным, поиск знакомых улиц, зданий.
2. Рассматривание фотографий старинных зданий.
3. Чтение стихов о городе.
4. Прослушивание «Послания инопланетян»:
«Доброе утро, земляне, жители города Санкт-Петербург. Мы обитатели далёкой планеты с туманности Андромеды, обращаемся к вам за помощью. Когда-то мы жили в таком же красивом городе, как ваш. Наши архитекторы создавали красивые здания, мосты, набережные. Но однажды с нами случилась беда. Из соседней галактики прилетел серый ветер забвения.
Мы забыли прошлое, перестали беречь настоящее, и у нас исчезло будущее. Город разрушился, кругом стало мрачно и пусто.
Этот ветер сейчас направляется к вам.
Ветер забвения можно остановить, если устроить встречу трёх изображений – настоящего, прошлого и будущего. Всё это нужно успеть, пока серая стрелка на космических часах не дошла до вашей планеты».
5. Рассматривание слайдов с историческими пейзажами.
6. Игра в «город».
7. Рисование 3 картин: старинный город, новый город, город будущего.
3. «Прогулка по Петропавловской крепости»
Цель: Восприятие красоты архитектурных ансамблей родного города.
Материал: карта города, открытки и изображения Петропавловской крепости и фотографии прочих достопримечательностей.
Программа ситуации:
- Игровые здания: Рассмотри картинки и найди изображения Петропавловской крепости.
- Описание маршрута прогулки детьми на основе карты города.
- Прогулка по выбранному маршруту (по Петропавловской крепости) с участием гида.
- Игровые задания:
- Разложи фотографии по порядку, чтобы проложить путь экскурсии по петропавловской крепости.
- Собери целое из частей (работа с разрезанными картинками).
- Чтение стихов, пение.
4. «Мы ходили в выходной…»
Цель: Актуализация знаний о достопримечательностях и музеях города. Развитие изобразительно-выразительных умений, творческих проявлений и умений создавать выразительные образы.
Материал: карта города, открытки и изображения достопримечательностей города, экспонаты детей.
Программа ситуации:
1. Описание детьми семейных прогулок и посещения музеев «Мы ходили в выходной…», «Самое интересное» и т.п.;
2. Выступление-рассказ родителей о своих увлечениях, впечатлениях, любимых музеях, выставках («Например, Когда я был маленьким», «Музей моего детства»). Данное выступление должно быть в форме записанного рассказа или фрагмента видеозаписи, возможно «живое» участие.
3. Организация выставки: дети приносят из дома интересные экспонаты, придумывают им «подпись»-сопровождение (стихотворение, фразу – пожелание, речевку), рассказывают о своем предмете для коллекции.
4. Рисунок на тему «Поход в музей с родителями».
В целом, на вводном этапе осуществился переход от ситуативного неустойчивого интереса старших дошкольников к городу и его архитектурному облику к интересу с элементами познавательной направленности, что позволило перейти к следующему этапу эксперимента. На данном этапе у детей появился интерес к видам, архитектуре и истории родного города, дети научились составлять маршруты экскурсий и приобрели базовые сведения об истории Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательные ситуации, направленные на развитие у дошкольников познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.
Данные образовательные ситуации помогут воспитателям разнообразить двигательную активность , наполнить её познавательным материалом....
Образовательные ситуации, направленные на обобщение и систематизацию представлений о городе
Представленные образовательные ситуации помогут старшим дошкольникам приобрести интерес к архитектуре и истории родного города, научат воспринимать его красоту, составлять маршруты экскурсий....
Образовательные ситуации, направленные на расширение и углубление представлений о городе
Представленные образовательные ситуации помогают развить интерес у старших дошкольников к краеведению, знакомят с историей и архитектурой города, развивают умения внимательно и последовате...
План-конспект образовательных ситуаций, направленных на развитие культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Обучение Культурно - гигиеническим навыкам в игровой форме....
"Цикл образовательных ситуаций, направленный на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными изобразительными техниками."
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления...
Образовательные ситуации, направленные на развитие познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.
Игровые ситуации для детей разных возрастных групп, которые позволят быстро развивать у детей умение использовать знания о здоровом образе жизни для своего здоровья, умение высказывать свое мнени...
Картотека образовательных ситуаций направленных на облегчение адаптации детей раннего возраста с помощью песочной терапии
Для воспитателей ДОУ предлагается перечень игр, которые будут способствовать достижения наилучших результатов в познавательном и сенсорном развитии младших дошкольников в результате использования дида...