Образовательные ситуации, направленные на развитие познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.
методическая разработка
Игровые ситуации для детей разных возрастных групп, которые позволят быстро развивать у детей умение использовать знания о здоровом образе жизни для своего здоровья, умение высказывать свое мнение о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnye_situatsii.doc | 476 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные ситуации, направленные на развитие познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.
Ситуация «Найди свое дерево»
Средняя группа
Цель:
1.Развивать внимание, быстроту реакции.
2 . Закрепление порядкового счета.
Ход
Дети под музыку выполняют разные упражнения. На полу лежат карточки двух цветов: синие и красные с цифрами на обороте. По сигналу дети берут карточки и строятся в две колонны по цвету и порядковому номеру, обозначенному на карточке.
Материал: карточки двух цветов с цифрами (1-10) на обратной стороне.
Ситуация «Собери не задев»
Старшая группа
Цель:
- Развивать ловкость, реакцию на сигнал.
- Учить распознавать оттенки цветов.
Ход
В центре зала круг, внутри разноцветные кегли 6-ти оттенков. Ведущий бросает кубик. Дети должны не уронив кегли, собрать те, которые соотносятся к цвету на кубике.
Правила: не толкаться, не ронять кегли, собрать большее количество кеглей.
Материал: кегли 10 -15 шт. разных оттенков, кубик со сторонами различный по цвету (основные цвета)
Место проведения: физкультурный зал, на улице.
Ситуация «Город Мастеров»
Подготовительная группа
Цель:
1.Развивать творчество детей в имитации движений людей разных профессий в соответствии с характером музыки.
2. Развивать чувство ритма.
Ход:
Детям предлагается передать движениями, подходящий на их взгляд, профессий характеру мелодии.
Материал:
«Маляры»- музыка- ритмическая композиция
«Весёлая пастушка» - музыка - ритмическая композиция
«Давай танцуй» - ритмический танец
«Плотник» - танцевально-ритмическая гимнастика
Место проведения: музыкальный зал, физкультурный зал.
Ситуация «Безопасность в большом городе»
Подготовительная группа
Цель: Развивать двигательное творчество детей в имитации движений различных транспортных средств, в соответствии с характером музыки.
Ход
Детям предлагается отправиться в небольшое путешествие по большому городу на разных видах транспорта. Вид транспорта подскажет музыка.
Материал:
«Музыкальные змейки» -музыка
«Весёлый паровоз» - музыкально-ритмическая композиция
«Автомобили» - ритмический танец
«Автостоп» - ритмический танец
Место проведения музыкальный зал, физкультурный зал
Ситуация «Готовимся к празднику»
Подготовительная группа
Цель:
- Учить пользоваться карточками в самостоятельной деятельности, правильно выполнять упражнения.
- Развивать умение анализировать описание упражнения, показывать его.
Ход.
Ольга Ивановна (физ. Руководитель) поручила мне (воспитатель) к празднику разучить с вами, ребята упражнения. Дала карточки, а объяснить, что это за упражнения забыла.
Задача детям: помочь воспитателю разобраться, какие упражнения нужно разучить.
Материал: Карточки с описанием движений
- Отбивание мяча о землю правой и левой рукой поочерёдно, двигаясь «змейкой» между предметами.
- Прыжки на двух ногах через бревно, лежащее на полу, прямо, боком.
Место проведения: на прогулке, в группе.
Материал: мячи, бревно.
Ситуация «Загадочные карточки»
Старшая группа
Цель:
- Развивать умение мыслить, самостоятельно высказывать своё мнение, осмысливать двигательные действия;
- Проявлять творчество в придумывании упражнений.
Ход:
У детей скоро спортивные соревнования. Им дали домашнее задание: придумать упражнения с предметами, изображённых на карточках.
Оцениваться будет творчество и разнообразие упражнения с одним предметом.
Материал: карточки с предметами, обручи, веревка, скакалка, мяч, дорожка из обручей.
Место занятия: зал, группа, улица.
Ситуация: «Кто любит детей – драчунов?»
Подготовительная группа
Цель:
1. познакомить детей с упражнениями на карточках «наклонись назад», «упражнение без предмета для развития силы», «упражнения без предмета для развития быстроты»
2. Закрепить упражнения «перетягивание веревки», «поднимите вдвоем», «с подушкой на спине»
3. Воспитывать у детей желание мирно разрешать конфликты.
Ход:
Краткая беседа «нужны ли нам драчуны?»
- А нужны ли нам дети, которые могут заступиться за слабых?
- Каждый ли сможет заступиться за слабого или за себя?
- Что для этого нужно?
Дети предлагают придумать упражнение на развитие силы и быстроты. Разучить новые упражнения на карточках.
Материал: карточки, веревка, подушка.
Место занятия: физкультурный зал.
Ситуация: «В зоопарке»
Старшая группа
Цель:
- Развивать умение самостоятельно мыслить, сравнивать, высказывать свое мнение, строить предложения, осмысливать двигательное действие
- Проявлять творчество при создании образа животного
Ход:
Воспитатель предлагает детям пойти в зоопарк, но вот беда, ночью кто-то перевесил все таблички на клетках и все животные перепутались.
Детям предлагается восстановить порядок, узнав животного по его повадкам, движениям. Выбираются дети-животные и дети-посетители. Детки-животные выбирают карточку с изображенным животным, но не показывают ее, а имитируют повадки животного изображенного на карточке. Дети-посетители – отгадывают. Правильность ответа определяют по карточке.
Материал: Карточки с животными, любые предметы для ограждения, стулья, кубики, скакалки
Место: группа, зал, улица.
Ситуация: «Зимующие птицы»
Младшая группа
Цель:
- Закрепление знаний о зимующих птицах.
- Упражнять детей в ходьбе.
Ход:
«Галки» - ходьба гимнастическим шагом.
«Вороны»- ходьба на носках, руки на поясе
«Голуби» - ходьба на пятках, руки «полочкой» за спиной»
«Воробьи» - ходьба в полуприсидя, руки на бёдрах.
«Совы» - медленный бег со взмахами.
«Синички» - быстрый бег на носочках.
Ситуация: «Путешествие на остров олимпийский»
Подготовительная группа
Цель: Развивать у детей самостоятельность, активность, творчество в
придумывании движений для танца, заданий для эстафеты.
Ход
Детям подготовительной группы поручили подготовить сценарий спортивного праздника: выбрать игры, творческие задания, упражнения для эстафеты.
Требования к содержанию: 1. Игры должны быть не только для старших, но и для младших детей. Для этого нужно вспомнить, чем маленькие дети отличаются от них: они не очень быстро бегают, часто падают, любят кого-то изображать.
Эстафета будет проводиться с различными предметами.
Группа поддержки придумывают танец-импровизацию (движения согласно характеру музыки)
После составления сценария детям предлагается «проиграть его и обсудить.
Место проведения: группа, физкультурный зал.
Ситуация: « 1,2,3,4,5…»
Подготовительная группа
Цель: Развивать у детей самостоятельную активность творчество, в
придумывании упражнений, ориентируясь на счет.
Ход
На полу лежат карточки с цифрами (цифрами вниз)
Под музыку дети бегают, с окончанием музыки берут карточку. Кто первый поднял карточку, в соответствии с цифрой придумывают упражнения на счет.
Место проведения: музыкальный зал, физкультурный зал, на улице.
Ситуация : «Научим Олимпионика играть в подвижные игры»
старшая группа
Цель: Формировать у дошкольников умение организовывать подвижные игры.
Ход
В гости к детям пришел Олимпионик. Он очень любит играть, особенно бегать, но ни кто не хочет с ним играть, потому что он только бегает и всем мешает. Давайте его научим, так как Олимпионик любит бегать, придумаем ему игру с бегом. Дети предлагают игры, Олимпионик «выбирает». Затем дети объясняют ему как нужно играть: Как выбирать водящего, как считать и т.д. Потом дети играют в выбранную игру.
Материал: кукла Олимпионик.
Место проведения: физкультурный зал, на улице.
Ситуация : «Научим Олимпионика выполнять упражнения по карточкам»
Подготовительная группа
Цель: Развивать у старших дошкольников умение в свободное время выполнять физкультурные упражнения по карточкам.
Ход
Олимпик грустит. Ему нечем заняться. Хочется подвигаться, надоело сидеть. Заняться спортом. Дети выбирают карточки, показывают движения и объясняют, что развивает это упражнение: силу, ловкость…
Материал: кукла Олимпионик, картотека упражнений.
Место проведения: группа, в физкультурном зале.
Ситуация : «Бабочки и Цветы»
Младшая группа
Цель: 1. Закрепление цвета
2.Координация движения
Ход
На полу зала лежат цветы. Дети в масках бегают по периметру зала.
Над цветком порхаем, пляшем
Веерком узорным машем
И садимся на цветы
Такого цвета, как и мы.
После слов дети-бабочки летят каждый к цветку такого же цвета, как и его маска.
Во время бега детей педагог меняет местами цветы. Все повторяется.
Материал: маски бабочек по количеству детей, цветы из цветной клеенки (синий, красный, желтый, зеленый, оранжевый, голубой).
Место проведения: физкультурный зал, на улице.
Ситуация: «Весёлая пирамидка»
Средняя группа
Цель: 1 Учить детей собирать пирамиды по размеру колец.
2. Развитие у детей ориентации в пространстве.
Ход
На одном конце зала стоят дети в двух колоннах, на противоположной стороне сломанные пирамидки. Каждому члену команды нужно пробежать полосу препятствий и положить в конце одно кольцо пирамиды. Побеждает та команда кто быстрее и правильнее соберёт пирамиду.
Материал: две большие пирамиды, инвентарь для полосы препятствия.
Место проведения: физкультурный зал.
Ситуация : «Ёжик»
Младшая группа
Цель: 1Развитие речи.
2.Массаж рук и стоп с помощью массажного мяча (профилактика плоскостопия).
Ход
Детям даются массажные мячики. Они говорят стихотворение и в тоже время делают себе массаж ладоней и стоп.
Гладь мои ладошки ёж.
Ты колючий ну и что ж,
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Ёжик выбился из сил
Яблоки, грибы носил.
Мы потрём ему бока,
Надо их размять слегка
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
Материал: массажные мячики на всех детей.
Место проведения: зал ЛФК, физкультурный зал, группа
Ситуация : «Как ухаживать за ногами»
Средняя группа
Цель:
1. Познакомить детей с элементами правильного ухода за ногами.
2.Воспитывать у них желание и потребность в правильном уходе за ногами.
3.Развивать самостоятельную активность при выполнении физкультурных упражнений.
«Вбегает» кукла Незнайка и плачет: «Ходил босиком и поранил ногу. Нога болит, а что делать не знаю». Дети объясняют незнайке, что босиком можно ходить, только зная ряд правил: не ходить босиком по дощатому полу, чтобы не занозить ступни; не бегать босиком там, где разбито стекло; не ходить по холодному полу, можно простудиться и т.д. Потом дети вместе с воспитателем оказывают первую помощь, смазывая рану йодом, и бинтуют. Выясняют, как еще можно заботиться о ногах: не носить слишком узкую или слишком свободную обувь и т.д. Учат незнайку специальным упражнениям, которые помогают исправить и предотвратить плоскостопие.
Упражнения: «С пятки на пальцы», «ходите с мячом», «скатайте коврик» и др.
Материал: игровой персонаж – незнайка, маленькие мячики, коврики.
Место проведения: групповая комната, физкультурный зал
Ситуация : «Поможем Буквоежке»
Цель:
- Научить выполнять простые движения для глаз.
- Учить беречь и охранять зрение.
- Воспитывать у детей желание и потребность в ежедневной гимнастике для глаз.
Ход упражнения
В гости к детям пришел буквоежка, ему подарили большие интересные книги с картинками, но он не может их читать, ни рассматривать картинки. Врач окулист ему сказал, что он не берег свои глаза, они устали и теперь он долго не сможет ни читать, ни рисовать, ни даже смотреть телевизор. Врач посоветовал ему охранять свое зрение. А как это делать буквоежка не знает. Детям предлагается помочь буквоежке. Они дают буквоежке рекомендации. Придуманные ими упражнения зарисовываются на карточку. Вместе с воспитателем дети разучивают гимнастику для глаз.
Материал: карточки с гимнастикой для глаз.
Место проведения: в группе
Ситуация : «Глазки»
Старшая группа
Цель:1. Дать детям представление об одном из органов чувств – зрении
2. Учить делать упражнения для глаз.
Ход
Попросить детей «Нарисовать» глазами геометрические фигуры сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки.
Треугольник, круг, квадрат
Нарисуем мы подряд.
Место проведения: в группе.
Ситуация: «Хорошо – плохо»
Младшая группа
Цель:
1.Развивать эмоциональный мир ребенка
2.Учить работать над корректировкой негативного поведения
Ход:
Коллаж «Настроение»
Жил в лесу медвежонок. В день рождения друзья забыли его поздравить, у него испортилось настроение, ему стало очень грустно.
Друзья не должны так поступать.
- Как поднять мишке настроение?
А вот два друга поссорились, наверное, что-то не поделили.
- Как их помирить?
Место проведения: в группе.
Ситуация : «Полоски»
Младшая группа
Цель: 1Развивать дыхание.
Ход
Детям раздаются бумажные ленточки. Предлагается подуть на них.
Подуем, и полоски взлетают высоко,
Теперь дышать мы будем свободно и легко.
Материал: Бумажные полоски.
Место проведения: группа
Ситуация: «Делая прическу, пойми про себя,
Что твоя расческа только для тебя!»
Средняя группа
Цель: Развивать у детей умение использовать знания о здоровом образе жизни для своего здоровья, умение высказывать свое мнение о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровья человека.
Ход
В гости к детям пришел Попрошайка. Принёс много вещей, которые он выпросил у других ребят: носовой платок, расчёску, мочалку, заколку и т.д. Попрошайка хвастается, как у него много «полезных» вещей, дети очень добрые. Воспитатель спрашивает детей. Все ли вещи хорошие у Попрошайки, какие вещи нельзя брать у других? И почему.
Материал: расческа, носовой платок, заколка, мочалка и т.д.
Место проведения: группа
Ситуация : «Нос и уход за ним»
Цель: 1 Дать детям представление об обонянии
2. Приучать беречь его и правильно за ним ухаживать
Ход
В гости к детям пришел Буратино. У него « испортился его длинный нос. Он предлагает рассмотреть носы друг друга. В друг он чихает на детей. Воспитатель делает ему замечание и просит детей показать. как нужно пользоваться платком, когда у тебя насморк. Давайте покажем Буратино зарядку-игру с носиком.
Массаж «Поиграем с носиком»
Подходи ко мне, дружок, (дети рассаживаются и показывают свой нос)
И садись скорей в кружок.
Носик ты скорей найди,
Буратино покажи.
Носик надо очищать, (дети берут салфетки и вытирают свой носик)
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай, (закрывают ротик рукой)
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник! (На вдохе оказывается сопротивление воздуху,
Он шалить у нас привык. надавливая на крылья носа)
Тише, тише не спеши, (10 вдохов–выдохов через правую и левую ноздрю)
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду (На выдохе малыш постукивает указательным
И поёт нос: «Ба-бо-бу» пальцем по крыльям носа и поет )
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть. ( Ребёнок указательными пальцами выполняет
Нагулялся носик мой, движения от переносицы к крыльям носа и обратно)
Возвращается домой.
Материал: игровой персонаж Буратино, носовой платок
Место проведения: группа
Ситуация: «Настроение»
Младшая группа
Цель: 1. Развивать эмоциональный мир ребёнка
2. Учить работать над корректировкой негативного поведения
Ход
- Жил в лесу медвежонок. В День рождения друзья забыли его поздравить. У него испортилось настроение, ему стало очень грустно. Друзья не должны так поступать
- А вот мальчик Вова поздравить Катю не забыл.
Как поднять Мишке настроение?
- Два друга поссорились. Наверное, что-то не поделили. Как их помирить?
Место проведения: группа
Ситуация : « Сердце»
Подготовительная группа
Цель:1. Уточнить для чего нужен фонендоскоп,
2. Дать представление о работе сердца,
3.Развивать умение использовать свои знания для укрепления своего сердца.
Ход
В д\с пришла посылка: фонендоскоп. Воспитатель удивляется , зачем он и что это такое. « Дети объясняют это, чтобы слушать сердце, когда человек дышит.» Воспитатель спрашивает, зачем человеку сердце. Предлагает детям послушать друг друга ухом, как бьётся сердце. Дети ищут пульс, считают за 1 минуту. Затем тоже самое выполняют через 10 приседаний, после бег на месте 1 минуту. Потом снова считают пульс.
Подбирают карточки к пульсу в покое, после прыжков, после бега.
Материал: фонендоскоп, карточки сердечками.
Место проведения: группа
Ситуация : «Моё тело»
Младшая группа
Цель: формировать у детей представление о себе, о своем теле.
Ход
Дети называют и показывают. (Массажируя легкими движениями)
Это ушки, вот-вот-вот,
Это глазки, вот-вот-вот,
Это нос, это рот,
Там спина, тут живот,
Это ручки, хлоп-хлоп-хлоп.
Это ножки, топ-топ-топ,
Фу, устали, вытрем лоб,
Сложим руки на живот.
Место проведения: группа
Ситуация: «Кожа»
Старшая группа
Цель: 1.Дать представление о коже человека, о её назначении,
2.Развивать тактильную чувствительность
Ход
Дети «путешествуют» по нашей прекрасной планете Земля: на северном полюсе – холодно, на юге – жарко, где-то идет дождь. «Мы все промокли». Детям задаётся вопрос, что помогает нам чувствовать холод, тепло, сырость (кожа)
Рассказ воспитателя о коже, о необходимости её защищать и беречь.
Проводится игра: Тактильные дощечки. Кого напоминают вам эти дощечки?
Материал: тактильные дощечки: гладкая, шершавая, мягкая, теплая, холодная.
Место проведения: группа
Ситуация : «Нарисуй отгадку
Цель: 1. Профилактика плоскостопия
2. Развитие логического мышления
Ход
Детям предлагаются карточки с загадками. Отгадку они должны нарисовать карандашом, зажатым в пальцах ног на листе бумаги лежащим на полу.
Материал: карточки с загадками, листы бумаги, прикрепленные на полу.
Место проведения: группа
Ситуация «Холодный комок»
Старшая группа
Цель: 1 Развитие быстроты движений.
Ход
Дети встают в круг. Воспитатель объясняет, что мячик – это холодный комок снега и его надо как можно быстрее передать соседу, чтобы руки не замерзли. Мячик переходит по кругу 1-3 раза.
Материал: мяч
Место проведения: группа, физкультурный зал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательные ситуации, направленные на развитие у дошкольников познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.
Данные образовательные ситуации помогут воспитателям разнообразить двигательную активность , наполнить её познавательным материалом....
Игровые и проблемные ситуации, как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождения. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагиров...
Проектная деятельность через интеграцию образовательных областей, как средство развития познавательной активности у детей.
Развитие у детей познавательной активности через проектную деятельность...
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Современные требования к дошкольному образованию прямоуказывают на необходимость совершенствования познавательной деятельности дошкольников.На первый план выходят активные методы интеллектуального ...
Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захот...
Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Опыт работы с детьми 2 младшей группы " Ягодки" по развитию познавательной активности детей...
Экспериментирование в детском саду - это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Экспериментирование в детском саду, актуальная тема для работы с воспитанниками. Делимся опытом с коллегами , рассказываем о приемах и методах работы....