Образовательные ситуации, направленные на расширение и углубление представлений о городе
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме
Представленные образовательные ситуации помогают развить интерес у старших дошкольников к краеведению, знакомят с историей и архитектурой города, развивают умения внимательно и последовательно рассматривать предметы, иллюстрации, скульптурное, живописное изображение, узнать изображенные предметы и объекты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательные ситуации, направленные на расширение и углубление представлений о городе, его видах, архитектуре, и знакомство с различными достопримечательностями
Цель: развитие интереса к краеведению, знакомство с историей и архитектурой города, развитие у детей умения внимательно и последовательно рассматривать предметы иллюстрации, скульптурное, живописное изображение, узнать изображенные предметы, объекты.
1. «Визитная карточка Санкт-Петербурга»
Цель: Освоение знаний о гербе и символике родного города.
Материал: изображение герба города, картинки с достопримечательностями.
Программа ситуации:
- Презентация герба Санкт-Петербурга.
- Вопросы детям:
- Что мы видим на гербе, еще, в самом центре?
- Почему же символ царской власти на гербе нашего города?
- Так что же такое Герб?
- Чтение стихотворения, посвященного гербу города.
- Прослушивание «Гимна нашего города» композитора Р. Глиэра.
- Демонстрация картинок с другими символами города: «Медный всадник», кораблик со здания Адмиралтейства, сфинксы, Невский проспект, Казанский собор, Эрмитаж и Петропавловская крепость, - в сопровождении кратких комментариев об интересных фактах.
2. «Город, в котором мы живем»
Цель: Расширить представление детей о городе, его достопримечательностях, его историческом прошлом и настоящем.
Материалы и оборудование: диапроектор, слайды с видами города, аудиозапись, карандаши, бумага (предварительно затонированная под голубой фон), цветная бумага, клей ПВА, салфетки бумажные, пазлы с видом города.
Программа ситуации:
- Просмотр слайдов с видами Санкт-Петербурга
- Прослушивание песни «Санкт-Петербург»
- Беседа на тему видов Санкт-Петербурга: стрелка Васильевского острова.
- Игра «Мы хотим построить дом».
- Аппликация «Ростральная колонна».
- Собирание пазлов из разрезанных открыток с видами города.
- Игра «Что в круге?» .
- Игра «волшебный телевизор».
3. «Город-крепость, город-верфь…»
Цель: формирование представлений о характерных функциональных и художественных особенностях архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, установление взаимосвязей между обликом, назначением и местоположением в городе.
Материалы и оборудование: видеопроектор, магнитофон с записями песен, посвященных Санкт-Петербургу, открытки, с видами города.
Программа ситуации:
1. Сюжетная игра в форме экскурсии: воспитатель играет роль вымышленного персонажа-экскурсовода, знакомит детей с достопримечательностями посредством видео-, аудио- и фотоматериалов.
2. Рассказ об основании города, сообщение сведений об основных природных условиях, в которых создавался Санкт-Петербург, об архитекторах и интересных исторических фактах.
3. Дидактическая игра «Найди сходства и отличия».
4. Рассказ об истории и архитектуре Адмиралтейства.
5. Дидактическая игра «Собери из частей».
6. Дидактическая игра «Узнай по детали (силуэту, цвету)».
4. «Славная Петропавловская крепость»
Цель: Расширить и углубить представления об архитектуре на примере фортификационных сооружений – одного из самых старых и известных сооружений Санкт-Петербурга – Петропавловской крепости.
Материалы: панорама Петропавловской крепости, фотографии или репродукции городских видов, отражающих данную достопримечательность, электронная презентация.
Программа ситуации:
1. Электронная презентация Петропавловской крепости.
2. Рассказ об истории основания крепости, ее архитектурных особенностях с использованием наглядного материала – фотографий.
3. Чтение стихотворений, посвященных крепости, сопоставление их с изображением на фотографиях.
4. Предложить детям найти символы крепости и символы города (картонные элементы с изображением Ангела, льва, разводного моста, формы крепости и т.п.).
5. Совместное составление красивого описания для экскурсии по крепости.
6. Изготовление открыток с видом города (силуэтное изображение крепости на листке бумаги; дети раскрашивают пространство вокруг крепости создавая интересные образы (зимнего утра крепости, спокойно ночи крепости, весны в крепости), подбирая цвета и детали).
Программное содержание (для обеих образовательных ситуаций). Расширять и углублять представления об архитектуре (на пример фортификационный сооружений – одного из самых старых и известных сооружений Санкт-Петербурга и Храмовых сооружений - Спаса на крови). Познакомить (на доступном уровне) с историей их создания, архитектурными особенностями, традициями и мифами, связанными с ними.
5. «Храм Спас на крови»
Цель: Расширить и углубить представления об архитектуре на примере Храмовых сооружений - Спаса на крови.
Материалы: панорама Храма Спаса на крови, фотографии или репродукции городских видов, отражающих данную достопримечательность, электронная презентация.
Программа ситуации:
1. Рассматривание фотографий храма, детям следует обратить внимание на необычность формы сооружения: своего рода, сказочность постройки (наличие большого числа луковок–глав, резные элементы декора, разнообразие плиток, убранство входом (словно в теремок) – созданные в «русском духе»).
2. Уточнение функционального назначения Храма, уточнение символического обозначения числа куполов.
3. Рассмотрение внутреннего убранства Храма по фотографиям. Предложить детям:
- назвать цвета и оттенки;
- отметить яркость, декоративность, свойственную русской народной культуре (используемые контрастные цвета создают ощущения праздника, и часто используются в росписи игрушек и предметов посуды народными мастерами).
Можно рассмотреть пространство Храма (алтарь).
Обратить внимание детей на детали декора:
- облицовка желтым кирпичом, детали украшения – специально изготовленным глазурированным кирпичом (пояснение),
- мозаичные изображения гербов (фотографии фрагментов внешних стен, изразцовой плитки),
- предложить высказать свое впечатление, вспоминать, где еще можно увидеть такие элементы.
4. Предложить найти самые необычные, сказочные изображения (петушка словно из сказки о царе Салтане, чудо-цветка и т.п.).
5. Сочинение собственного рисунка изразца на кафельной плитке или доске, покрытой пластилином нанести рисунок стекой и украсить налепами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательные ситуации, направленные на развитие у дошкольников познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.
Данные образовательные ситуации помогут воспитателям разнообразить двигательную активность , наполнить её познавательным материалом....
Образовательные ситуации, направленные на обобщение и систематизацию представлений о городе
Представленные образовательные ситуации помогут старшим дошкольникам приобрести интерес к архитектуре и истории родного города, научат воспринимать его красоту, составлять маршруты экскурсий....
Образовательные ситуации, направленные на развитие интереса к краеведению
Представленные образовательные ситуации способствуют развитию интереса к краеведению, знакомят с историей и архитектурой города....
План-конспект образовательных ситуаций, направленных на развитие культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.
Обучение Культурно - гигиеническим навыкам в игровой форме....
"Цикл образовательных ситуаций, направленный на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными изобразительными техниками."
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления...
Конспект образовательной ситуации " Поможем Маше" - формирование элементарных математических представлений.
Цель: направлять мыслительную активность детей на поиск способов решения поставленных задач. Задачи: продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, называть части и сравнивать целое и ч...
Образовательные ситуации с дидактической куклой по развитию представлений об окружающих предметах.
Образовательные ситуации с дидактической куклой по развитию представлений об окружающих предметах для детей 3-го года жизни в непосредственной образовательной деятельности....