Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Улицы нашего микрорайона названные в честь героев ВОВ".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Программное содержание:
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к Родине.
- Воспитывать уважение к героям ВОВ, к их подвигам.
- Познакомить детей с героями ВОВ: маршалом Захаровым М.В., генералом Беловым П.А., татарским поэтом и героем М. Джалиля.
- Развивать связную речь детей.
- Продолжать учить детей читать стихотворения выразительно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ulicy_nashego_mikrorayona_nazvannye_v_chest_geroev_vov.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1709
Конспект НОД с презентацией
для детей старшего дошкольного возраста
"Улицы нашего микрорайона
названные в честь героев ВОВ"
Воспитатель:
Андрунь Ирина Геннадьевна
Москва 2013
Программное содержание:
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к Родине.
- Воспитывать уважение к героям ВОВ, к их подвигам.
- Познакомить детей с героями ВОВ: маршалом Захаровым М.В., генералом Беловым П.А., татарским поэтом и героем М. Джалиля.
- Развивать связную речь детей.
- Продолжать учить детей читать стихотворения выразительно.
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук, диск с презентацией, магнитофон.
Ход НОД:
Дети сидят полукругом на стульчиках перед экраном.
- Ребята, в какой стране мы живем? (В России). Как называется наш город? (Москва). А кто из вас знает как называется наш район? (Орехово-Борисово Южное).
- В нашем микрорайоне есть улицы, которые названы в честь героев ВОВ. Сегодня мы с вами поговорим о этих героях. Кто из вас знает, что это за улицы? Чьими именами они названы? Кто-то из вас живет на этих улицах? А кто-то ходил с родителями по этим улицам. (Улица генерала Белова, улица маршала Захарова, улица Муса Джалиля).
- Белов Павел Алексеевич родился в 1897 г. Он прошел учение в Советской армии, а в 1933 г. окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, и был назначен командиром дивизии, а после помощником инспектора кавалерии Красной армии. В ВОВ Белов Павел Алексеевич командовал 2-м кавалерийским корпусом, который в битве под Москвой заслужил наименование 1-й Гвардейский кавалерийский корпус. Генерал Белов участвовал во многих битвах: в битве под Москвой, Курской битве, Белорусской, Прибалтийской, Восточно- Померанской и берлинских операциях, при проведении которых генерал-полковник Белов проявил высокие организаторские способности, волю и решительность в достижении победы. В январе 1945 г. Павел Алексеевич был удостоен награды "Золотой Звезды" Героя Советского Союза. Белов П.А. награжден множеством различных наград.
- Захаров Матвей Васильевич родился 17 августа 1898 г. в Тверской губернии. В 1913 г. окончил "высшее-начальное училище", затем - Советские петроградские артиллерийские курсы. В 1919 г. Захаров учился в "Высшей школе штабной службы" в Москве. Матвей Васильевич в свое время окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (как и Белов П.А.) и Военную академию Генерального штаба. В годы ВОВ Захаров Матвей Васильевич был начальником штаба Одесского округа, начальником штаба Главного командования Северо-Западного направления, заместителем начальника Главного управления Тыла Красной Армии, начальником Украинского Забайкальского фронтов. Маршал Захаров был награжден различными орденами, медалями и другими наградами.
- Муса Джалиль - великий татарский поэт, который родился 15 февраля 1906 г. в деревне Мустафино ( город Оренбург). Муса был в семье шестым ребенком. Его воспитывали папа с мамой и бабушка, которая ласково называла его котеночком. Муса очень любил слушать сказки, которые рассказывала бабушка. Муса Джалиль пошел в школу очень рано в 6 лет, следом за своим братом, так сильно ему хотелось учиться. Он очень любил рисовать, заниматься музыкой, он даже научился играть на мандолине (музыкальный инструмент) и исполнял на ней татарские народные песни.
Больше всего на свете Муса любил читать, но денег на книги у семьи не было, т.к. они жиле небогато. И однажды Муса придумал сам издать книги. Он сшил небольшие книжечки из сложенной вчетверо тетрадной бумаги. В одну книжечку записал легенду, в другую - сказку, которую сочинил сам. А в третью и четвертую - частушки и народные песенки. Муса очень гордился своей библиотекой, показывал приятелям, давал им почитать. Муса рано начал писать стихи и мечтал стать поэтом, ему тогда было 9 лет. Муса очень любил свою родную деревню и ему нравилось встречать утро под громкое "ку-ка-ре-ку" местных петухов. И он написал об этом стихотворение, которое прочитает Саша.
«Петушок».
Лишь пришла пора рассвета
Как сейчас же подал где-то:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
Чей-то чуткий петушок
Чистый звонкий голосок:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
Встрепенулся старый кочет
И вовсю как загрохочет:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
А за ним и здесь и там
Понеслось по всем дворам:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
Услыхав весь этот крик
Мы проснулись в тот же миг
И скорей, скорей, скорей
В сад бежать гурьбою всей:
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
- Очень М. Джалиль любил родную природу, наблюдал за животными и птицами. Ему было интересно, почему у кукушки такая грустная песня. И вот что он об этом написал. Стихотворение прочитает Егор.
«Кукушка».
Тихие сумерки
Солнце садится
Слышно как плачет
Какая-то птица
Ку-ку, ку-ку!
Это кукушка
Кричит на суку
Словно прогнать
Она хочет тоску:
Ку-ку, ку-ку!
Если б кукушка
Жила не одна
Так бы весь век
Не кричала она.
Пела б кукушка
Веселые песни
Если б птенцы ее
Были все вместе.
Ку-ку, ку-ку!
- У маленького Мусы был котенок, очень хитрый и вороватый, который очень любил сметану. Вот послушайте, что однажды с этим котенком произошло. Стихотворение прочитают Паша и Матвей.
«Вороватый котенок».
Однажды, узнав
Что у нас из чулана
Куда-то бесследно
Пропала сметана.
Тихонько сказал
Своему я котенку,
Уйдя из чулана
Подальше в сторонку:
- Послушай, шепнул я
В чулане разбой
Там – мыши
И дело теперь за тобой
Ты должен, котенок,
Всех этих мышее
Прогнать из чулана
Как можно скорей.
Конечно все мыши
Едва увидев котенка
Спасаться помчались
Стремглав.
Забились
Кто в норы,
Кто в дыры,
Кто в щели
И там еле живы
От страха сидели.
А котик мой смелый,
Косясь на сметану
Неспешно, как сторож
Ходил по чулану…
Но утром, когда я
За маслом полез в чулан
Я увидел
Что котик исчез
А с ним и сметана
Куда-то пропала
Как будто ее никогда не бывало
Ах, котик, мой котик
Каких же мышей
Пошел прогонять ты
Из дыр и щелей
Когда ты один лишь
Во всем виноват:
Ведь это не мыши,
А ты – вороват.
- Физминутка. Подвижная игра "Кот и мыши".
- Когда Муса вырос, он закончил университет, стал журналистом, женился, у него родилась дочь Чулпан, которую он очень сильно любил. Для своей дочери Муса Джалиль читал сказки, писал стихотворения, играл на мандолине. Муса написал колыбельную для дочери, которую нам прочитает Ева.
Колыбельная дочери.
Элли-бэлли, озорница,
Пусть тебе спокойно спится,
Звездочка моя, певунья,
Птица счастья, песня птица!
Час придет – и эта песня
Полетит над всей страною,
В синем-синем поднебесье
Станет звездочка звездою.
Элли-бэлли, спи, дочурка,
За день очень ты устала,
Дремлет сад, где ты играла,
Спишь ли, звездочка моя?..
У М. Джалиля было много творческих планов. Но тут случилась беда (звучит музыка «Священная война»). 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия. М. Джалиль ушел защищать Родину. В 1942 году тяжелораненый М. Джалиль был схвачен фашистами и брошен в концлагерь, где его пытали, морили голодом, сковали ему руки и ноги, чтобы заставить изменить своей Родине и сражаться за фашистов.
Тяжело было Джалилю, он тосковал по своей дочке Чулпан и жене Амине. Но он продолжал бороться против фашистов своими стихами. Он верил в победу и писал стихи о том, как люди будут жить после войны, восстанавливать города и строить новые, писал о храбрых солдатах, которые защищают Родину. Вот послушайте одно из них.
«Клятва».
Сердцем сокол
Клятву поет,
Сердцем клятву
Дает джигит.
Седлает коня,
В стремена встает
Сыплются искры
Из-под копыт.
Там, где летел он
На верном коне –
Танки и пушки
Дымились в огне.
Смерти джигит
Не страшился в бою
Где же он взял
Эту силу свою?
Крепче чем меч
И верней скакуна
Клятва джигита,
Что сердцем дана.
Просто всем сердцем
Любил он народ.
Просто две клятвы
Джигит не дает!
- В камере Моабитской тюрьмы в Берлине Джалиль написал много бессмертных стихов, которые известны всему миру под названием «Моабитская тетрадь». В них звучит клятва верности Родине и жгучая ненависть к ее врагам:
Придет мой час - умру.
Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Конечно, фашистам не нравились его стихи, которые были против них. Поэтому 25 августа 1944 года М. Джалиль и его друзья были казнены.
Но все люди на планете помнят и любят великого поэта М. Джалиля. Его именем названы улицы, его именем назван Татарский Академический театр оперы и балета в г. Казань. В городе Набережные Челны есть памятник М. Джалиля. Ребята, а что помогло в тяжелую минуту М. Джалилю стать героем? (любовь к Родине).
Родина - это главное, что у нас есть. Есть очень много поговорок и пословиц о Родине, о героях, которые храбро защищали свою Родину. Какие пословицы вы знаете?
• Если Родина живет, и герой не пропадет.
• Человек без Родины своей, что без песни соловей.
• Без Родины милой будешь птицей бескрылой.
• Чужая сторона серебра полна, а все дороже родная сторона.
• Лучше дома ходить в мешковине, чем султаном ходить на чужбине.
• Впереди смельчака удача шагает.
• Возможное сделает каждый, невозможное – только отважный.
• Нет тяжестей для сильного, нет трудностей для смелого.
• Скакун одолеет и речку, и гору, герой не робеет и в тяжелую пору.
- Молодцы. Ребята, о ком мы сегодня говорили?
- Чьи стихи мы читали?
Может быть, вы тоже когда-нибудь станете героями или знаменитыми поэтами, как Муса Джалиль. Но кем бы вы, ни стали, я желаю вам быть такими же честными и храбрыми защитниками своей Родины как генерал Белов, Маршал Захаров и Муса Джалиль.
Источники:
1. Боляева Л.Н. "Муса Джалиль - наш герой".
2. Кривоногова Л.А. "Поэты-герои ВОВ: Муса Джалиль".
3. http://musa-dzhalil.ru/
4. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2071
5. http://marshalu.com/BIOS/Zakharov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Былинные герои, князья-воители и полководцы – защитники Отечества. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста
На занятии дети знакомятся с героическим прошлым России, знаменательными битвами на суше и на море, отважными полководцами и флотоводцами, теми людьми, которые всю жизнь отдали служению Отечеству....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Былинные герои, князья-воители и полководцы – защитники Отечества"
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯ...
НОД для детей старшего дошкольного возраста "Наши герои - в космосе"
Примерный план конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наши герои - в космосе"...
Совместный познавательный проект к 75-летию Победы в ВОВ и 75-летию Синарского района города Каменска-Уральского «Улицы нашего города, названные в честь героев ВОВ. Улица Абрамова»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало что знают о своём родном городе, о событиях, которые происходили в нашей ...
Конспект Развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Наши сказки»
Конспект Развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Наши сказки»...
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по нравственно-патриотическому воспитанию "Путешествие в страну под названием "Родина""
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию...
Методическая разработка:Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Нашей бабушке Федоре дружно мы поможем в горе"
Образовательная область : речевое развитие...