Такие разные дома
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с русской избой, бытом русского человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
takie_raznye_doma.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности
по ознакомлению детей с архитектурой
«Такие разные дома»
(старшая группа)
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Формировать понятие «дом».
- Дать обобщённый образ жилого дома (стены, крыша, двери, окна, фасад).
- Познакомить детей с русской избой и обратить их внимание на то, что она соответствует всем архитектурным законам (польза, прочность, красота).
- Формировать представления детей о том, что дом – это место, где живут, где можно спрятаться от бед и ненастья.
- Формировать у детей умение задавать вопросы.
- Закрепить умение размышлять, рассуждать.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня вместе с Кузей отправиться попутешествовать в необыкновенную страну – Страну искусств. Путь долгий, поэтому надо собираться в дорогу.
Кузя: А что нужно с собой брать?
Воспитатель: С собой обязательно нужно взять острое зрение и наблюдательность, умение думать и рассуждать, слушать и слышать.
Итак, вы готовы отправиться в путь?
Дети и Кузя: Да, готовы.
Воспитатель: Мы оказались с вами на городской улице, здесь очень много разных домов. Я предлагаю рассказать Кузе о домах, в которых мы живём и в которых часто бываем. Поможет вам в этом игра «Помогалочка».
Воспитатель выставляет карточки, на которых с помощью рисунков зашифрованы вопросы:
-Как называется этот дом?
-Какой он: высокий или низкий?
-Сколько этажей в этом здании?
-Какого цвета это здание?
-Какое по форме это здание?
-Какие основные части есть у этого здания?
-Из какого материала построено это здание?
-Как вы считаете, это здание молодое или старое?
-Какое настроение сегодня у этого дома?
Воспитатель: Итак, вы рассказали Кузе о домах, которые нас окружают. Вы назвали отличия домов, а теперь скажите, чем дома похожи между собой?
Дети: У всех домов есть стены, окна, двери, крыша.
Воспитатель: Верно, а ещё посмотрите, у каждого дома, чтобы он не стоял на земле, есть основание. Оно называется цоколем.
Кузя: У вас в городе дома такие высокие, в каждом очень много этажей. Как же они называются?
Дети: Многоэтажные, высотные.
Кузя: А вот у нас в деревне дома совсем другие. Вы были когда-нибудь в деревне?
Воспитатель: Ребята, вы были в деревне? Что такое деревня? Какие здания есть в деревне? Чем по внешнему виду они отличаются от городских?
Детские ответы.
Воспитатель: Лесов в России много, поэтому дома строили из дерева. Их называли избами или срубами. Как вы думаете, почему избу называли срубом?
Предположения детей.
Воспитатель: Верно, в старину избы ставили из толстых брёвен с помощью только одного топора (показывает иллюстрации). Как вы думаете, какие деревья выбирали, чтобы поставить сруб?
Предположения детей.
Воспитатель: Для строительства годились больше всего сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надёжная. Дома строили большие, иногда в два этажа. Раньше под одной крышей жили и деды, и отцы, и внуки, и правнуки. «Семья сильна, когда над ней крыша одна» - так считали наши предки. Но не каждая семья самостоятельно справлялась с возведением родового дома, вот и приглашали плотников. Их главным инструментом был топор. Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – с места не сдвинуть. Каждая часть, каждая деталь, необходимая для постройки и удобства проживания, придумывалась ещё и так, чтобы могла украшать избу. Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней (показывает иллюстрации).
Давайте и мы с вами попробуем построить такую избу.
И ты, Кузя, внимательно смотри и всё запоминай.
Воспитатель раскладывает посередине стола приготовленные заранее заготовки для моделирования избы, которое сопровождается рассказом.
Сначала заготавливали для строительства вот такие (показывает заготовки) брёвна, рубили деревья, очищали их от сучьев и коры. Затем прикладывали брёвнышко к брёвнышку – возводили стены.
Для крыши тоже доски тесали топором (пристроить крышу). Два ската крыши соединяли бревном, на конце которого выстругивали голову коня – делали конёк.
(Далее по тексту идёт украшение модели).
Скаты крыши напоминали крылья, а окна – глаза дома. На Руси говорили: «Одно кривое окно весь фасад портит». Над окнами крепили резные козырьки-наличники с резными ставнями.
Как правило, с южной стороны дома ставилось крыльцо. Выходило оно в сторону улицы. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля-крыша. Всё крыльцо украшалось ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Для удобства делались перила. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей и соседями.
Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты! Как талантливо всё придумано и хитро сделано! У каждой избы свой облик, свой характер.
Кузя: Да, ладная изба вышла, совсем как на моей улице в деревне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Такие разные дома"
Конспект НОД в старшей группе по ФЦКМ,...
Презентация "Такие разные дома" Старшая группа.
Тематическая неделя "Что нам стоит дом построить"...
конспект НОД по теме "Такие разные дома"Конспект
Конспект НОД в старшей группе детского сада по формированию способности организации действия....
Конспект занятия " Такие разные дома"
Конспект занятия "Такие разные дома"...
Пластилинография с помощью пластилиновых жгутиков "Сказочный дворец" (Приложение к проекту "Такие разные дома")
В материале представлены работы детей в контурной пластилинографии....
Презентация "Такие разные дома".
Можно использовать во время НОД в старшем дошкольном возрасте...
Презентация по познавательному развитию на тему "Такие разные дома"
Презентация по познавательному развитию на тему "Такие разные дома"...