Труд людей в старину
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Троегубова Ольга Витальевна

познакомить детей с трудом крестьянских людей в доступной форме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx1005.03 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для старшей группы по патриотическому воспитанию на тему: «Труд людей в старину»

Программное содержание:

  1. познакомить детей с трудом крестьянских людей в доступной форме;
  2. Закреплять знания детей о материалах, из которых изготовлены игрушки (солома, береста, дерево, природные материалы, тесто), развивать мелкую моторику рук.
  3. приобщать детей к ценностям русской культуры
  4. учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами;
  5. развивать коммуникативные способности, память, воображение.

Активация словаря: крестьянские дети, сенокос, калачи, пойло.

Ход занятия:

Воспитатель:

1.послушайте песенку:

                            Скрип, скрип, скрипачок,

                            Купи новый башмачок:

                            Кошке Машке,

                            Коту Николашке,

                            Кобылке Нениле,

                            Мерину Гавриле,

                            Утке Анютке,

                            Селезню Васютке,

                            Кочету Никите,

                            Курице Улите.

Это - правда имена куриные, утиные, кошачьи?

Чьи же это имена? Давайте вместе со мной повторим их – Маша, Николаша, Ненила, Гаврила, Анюта, Васюта, Никита, Улита.

 2.  Дети простых людей начинали работать с самых малых лет. Когда же они становились взрослыми, то умели делать все. Трудясь с детства, человек становился сильным, крепким, выносливым.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага. Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником. Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.*****(показ инструменты на мультимедиа)

Давайте с вами поиграем. Я вам называю начало пословицы, а вы заканчиваете. У кого в ладони окажется волшебный камушек, тот договаривает пословицу.
• Труд кормит, а лень портит.
• Кто любит труд, того люди чтут.
• Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
• Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
• Сделал дело — гуляй смело.
• Делу время — потехе час.
• Почёт и труд рядом живут.

Девочка с шести лет начинала осваивать прялку, в десять — работала серпом, шила. К 12— 13 годам она в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала белье, доила корову, стряпала, присматривала за младшими братьями и сестрами.(картинки)

Мальчик тоже не сидел сложа руки. К 14 годам он не хуже взрослого владел косой, цепом, топором, пас скотину, управлялся с рыболовной сетью. Через год сын вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.(картинки)

А сейчас пройдем с вами в мастерскую (на столе лежат  инструменты)

Послушайте и отгадайте что это?

Принялась она за дело:        
Завизжала и запела,
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(Пила)

Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: «Тук,тук,тук!»
(Молоток)

Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе…
(Лопатой)

Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем
(Ножницы)

Замечательный дружище,
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
Он у плотника в почете —
Каждый день с ним на работ (топор)

3. Но дети раньше не только умели трудиться , но и как любили играть.

Мы с вами поиграем в старинную игру: «Удар по веревочке»

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

4. А теперь давайте с вами посмотрим как люди жили в старину, что у них было в избе. В русской избе все крутилось вокруг печки. И в нашей избе печечка имеется. А как вы думаете, для чего печь нужна в избе?
В те далекие времена, когда не было электричества и газа, всю еду для людей и домашних животных готовили в печи.
Готовили в печ : Пироги, щи да кашу, картошку, хлеб пекли. Называли печь в народе  - кормилица
Печка была еще и волшебным целителем, на ней лечились старики и больные, а лечила печка своим теплом удивительным.
 А еще печка обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбу.  На печи грелись. Так и говорили в старину: «Лежи на печи, ешь калачи!» Но лежать можно было после трудового дня или долгими зимними вечерами. Зимними вечерами, лежа на печке, дети слушали сказки мамы или бабушки, которые сами при этом пряли, ткали, вязали. Под сказки и тихие песни сладко засыпалось.

А также в избе «Что в избе за коровьи рога?» (ухват) Ухватом доставали горшок из печи.

– «Черный конь прыгает в огонь?» (кочерга) Мешали уголь в печи.

– «Стоит кошка – четыре ножки?» (лавка)

– Из чего сделаны эти предметы? (изделия сделаны из дерева и железа)

– Из чего сделана корзина? (из бересты)

 На кружале был,
На пожаре был,
На базаре был,
Домой пришел

Детей кормлю.
(Горшок) – готовили еду в нем на печи.

5. В старину был такой обычай у русских людей, как заканчивались полевые работы, собирали урожай, а хлеб закрома засыпали, коротали осенние, зимние долгие вечера вместе. Молодые устраивали посиделки, а старики пряли пряжу, вышивали полотенца, из глины посуду лепили, из дерева ложки да плошки вытачивали. Парни лапти плели, корзины, веревки вили. Девушки рукодельничали. Как их называли? (трудолюбивые….). Но били и такие которые не хотели работать. Как их назвать? Послушайте как их дразнили раньше.

- Глянь – ка, вон идет Федька – безлапотник.

Шестнадцать годков ему, а лапти – то плести все не умеет!

- А- а – а, вот он и Данила! У него нынче гуляшки, завтра гуляшки, вот и ходит без рубашки!

- Ох – хо – хо, спишь, спишь, а отдохнуть все некогда!

- У Малашки руки – что крюки, ничего делать не умеют: не прясти, не ткать.

- Акуля, Акуля, ты шьешь не оттуля!

- Ничего, мамаша, я еще пороть буду. Шить не сошью, а распороть сумею.(ответы детей)

 

6. Мы сегодня с вами познакомились как жили ваши сверстники много лет назад.

  1. Как дети ухаживали за домашними животными?
  2. Какую работу делали дети в доме?
  3. Что делали дети в поле?
  4. Какую еще работу выполняли дети?
  5. А сейчас расскажите, как вы помогаете дома и в детском саду? /Ответы детей/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Труд людей весной"

презентация о труде людей в весенний период...

"Предметы, облегчающие труд людей на производстве".

Конспект НОД по познавательной деятельности. Подготовительная группа....

Беседа: Как люди в старину использовали «Домашнее животное». «Овечка».

Закрепить знание детей о домашнем животном овце. Какую пользу в старину принесло это животное....

Проект" Как жили люди в старину"

Проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы ДОУ в форме пу тешествия по "реке времени"...

Конспект игрового занятия в мини-музее «В гостях у хозяюшки» в рамках проекта «Как жили люди в старину» (средняя группа)

Игровое занятие в мини-музее «В гостях у хозяюшки» в рамках проекта «Как жили люди в старину» для детей средней группы....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Труд детей в старину"

Программное содержание:познакомить детей с трудом крестьянских детей в доступной форме;учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами;развивать коммуникативные способности, па...

Календарно -тематическое планирование. Тематическая неделя "Что нам осень принесла"(урожай, труд по сбору и заготовке урожая, труд людей осенью) старшая группа

Понедельник 3 октября. Тематическая неделя «Что нам осень принесла? » (урожай, труд по сбору и заготовке урожая, труд людей осенью) Цель: обобщить и расширить знания детей об осенних явлен...