Проект" Как жили люди в старину"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект по познавательному развитию для детей подготовительной группы ДОУ в форме пу тешествия по "реке времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_zhili_lyudi_v_starinu.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
По познавательному развитию для детей подготовительной группы
«Как жили люди в старину»
Составила: воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР «Алые паруса» - детский сад № 26 города Железногорска Курской области
Маслова Ирина Николаевна
(«Путешествие по реке времени»)
Тип проекта: информационно – практико — ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный .
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатель, специалисты детского сада.
Актуальность темы:
В настоящее время, к сожалению, наблюдается утрата интереса к прошлому народа, его наследию. Дети дошкольного возраста поверхностно знакомы с тем, как жили люди раньше, как строили свое жилище, как украшали свой быт.
Какие изменения произошли со строениями людей, в которых они жили, как изменились сами люди, их быт, одежда, обо всем этом дети имеют отрывочные представления. У детей слабо развиты познавательный интерес и познавательная инициатива.
Проблема: У детей недостаточно развит интерес к прошлому человечества, истории жилища, процессам его преобразования.
Цель: создание в воображении ребенка целостных образов прошлого и настоящего жилища человека, развитие исследовательских навыков воспитанников, поддержка детской инициативы.
Задачи:
-познакомить детей с историей жилища, его особенностями в разные периоды жизни человека, в зависимости от климатических условий;
-развивать у детей ретроспективный взгляд на жилище человека (ориентироваться в прошлом и настоящем);
-развивать самостоятельность и познавательную инициативу воспитанников;
-формировать обобщенные способы умственной работы, предпосылки учебной деятельности;
-стимулировать развитие познавательных и творческих способностей;
- воспитывать интерес и уважение к прошлому своего народа.
Этапы проекта:
I этап: (подготовительный)
Содержание |
Деятельность |
1. Выбор темы, введение в тему с использованием модели «трех вопросов» «Что я знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?». Что мы знаем: - что были первобытные люди; - что они жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи; - знаем, что им (древним людям) нужны были убежища и что они «обживали свои пещеры». Что мы хотим узнать: - почему человек не захотел жить в пещере? - как люди научились строить деревянные дома? - для чего нужна была крепость? - от кого они защищались? Что сделать, чтобы узнать: - попросить взрослых рассказать о том, что они знают об истории жилища человека; - найти в интернете картинки, изображающие древнего человека и его жилье; - прочитать в энциклопедии как и где жили люди в старину. 2. Постановка проблемы «Для чего необходимо знать историю жилища человека?». 3. Обсуждение проблемы, принятие задач. 4. Изучить методическую литературу по данной теме «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста» Н.А.Короткова, «Как жили наши предки» Ю.Дорожкин, «Что было до..» О.В. Дыбина, «Познавательное развитие» В. Волчкова 5.Подбор художественной литературы, изготовление дидактических пособий. 6. Знакомство родителей с предстоящей работой, беседы с родителями по данной теме 6. Разработка модели взаимодействия со специалистами детского сада. 7. Разработка перспективного плана по реализации проекта | Беседы Накопление информации. Беседы, анкетирование Осознание мотива и цели деятельности |
II этап: практический
Перспективный план по реализации проекта
Месяц | Содержание работы | Литература |
Сентябрь | Чтение «Вера и сегодня» Маршак С., «Кошка, которая гуляла сама по себе» Киплинг Р. | |
Октябрь | 1.Изготовление карты-панно- «реки времени», сиволизирующей движение исторического времени. 2.Выбор остановок: «древность» - «старина» - «наше время», познавательно- исследовательская деятельность 3.Беседа: «Дом, в котором мы живем». | Н.А. Короткова «Образовательный процесс в гуппах детей старшего дошкольного возраста». Ю. Дорожин «Как жили наши предки» |
Ноябрь | 1. «Путешествие в прошлое жилища», познавательная деятельность 2.Изготовление макета: «Пещера древнего человека», конструирование. 3.«Обживание остановки «древность» , познавательно- исследовательская деятельность 4. «Кто построил этот дом?», беседа | О.В. Дыбина «Что было до...». Ю. Дорожин «Как жили наши предки». Н.А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» В.Волчкова «Познавательное развитие». |
Декабрь | 1.Как жили наши предки (старина), беседа. 2.Средневековый город — крепость.(рассматривание иллюстраций) 3.Путешествие в музей предметов, познавательно- игровая деятельность. | Ю. Дорожин «Как жили наши предки» |
Январь | 1.Изготовление макета жилища человека в старину, конструирование. 2.Обживание остановки «старина», познавательно- исследовательская деятельность. | Н.А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» |
Февраль | 1.В гостях у бабушки в деревне, рассказ из личного опыта детей. 2.Традиции россиян, познавательная деятельность. 3.Игра «Путешествие в многообразие рукотворного мира» | В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе». В.Н. Волчкова «Конспекты занятий в старшей группе». О.В. Добина «Что было до...» |
Март | 1.«Для чего нужны дома?», беседа. 2.Изготовление макетов современных домов. 3.«Чудесные вещи рукотворного мира», дидактическая игра. | О.В. Дыбина «Что было до...» О.В. Дыбина «Рукотворный мир» |
Апрель | Развлечение с родителями: «Хорошо у нас в дому!» |
III этап: заключительный
Презентация «Путешествие по реке времени» «История жилища»,
Выставка макетов сооружений, развлечение с родителями «Хорошо у нас в дому»
Практический материал по реализации проекта
Конспект занятия «История жилища человека в средние века»
Программное содержание:
1.Продолжать учить создавать макеты строений: дома, крепость, как целостного воплощения прошлого.
2.Развивать ретроспективный взгляд на предметы, помочь осваивать формы упорядочивания опыта: причинно-следственных, пространственных и временных отношений.
3. Способствовать развитию познавательной инициативы детей, расширению кругозора.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Методы и приемы: вопросы встречные и поисковые, беседа, опыты, моделирование, проблемная ситуация.
Материалы и оборудование: карта-схема средневекового города-крепости; материал для исследования: дерево, камень, вода; материал для моделирования крепости: конструктор «лего», деревянный конструктор.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, мы продолжаем путешествие по «реке времени». Мы узнали, как и где жили люди раньше: сначала в пещерах, потом в шалашах. Но и в шалаше, наверное, тоже неудобно было жить. Как вы думаете? Почему? (Не было окон, дверей, мог протекать дождь и т.п.)Воспитатель. Да, согласна, и люди стали строить дома из дерева. Как вы думаете, деревянный дом был удобнее? Чем он отличался от шалаша?
Воспитатель. Итак, мы с вами дошли до второй остановки на «реке времени», которая называется «старина». И слово «город» в те времена имело совсем другое значение. Подумайте, как мы можем узнать, что означало это слово раньше?
Воспитатель. Обобщает ответы детей и знакомит со значением слова «город». Это поселение, которое имело крепкую стену-ограду, крепость. Как вы думаете, для чего она была нужна?
Воспитатель. Рассказ детям о крепостной стене.
Когда подступали враги, жители близлежащих поселений старались укрыться за городской оградой. Поэтому, когда строили крепостные стены, никто не жалел сил. Чем надежнее была стена, тем легче было держать оборону. Крепостные стены кажутся простыми только на первый взгляд. На самом деле все было продуманно до мелочей.
Посмотрите на картинку города-крепости.
-Какие постройки сделаны из камня?
- Какие из дерева? Для чего нужны башни?
- Что необычного вы заметили в постройке стены?
Воспитатель. Обобщает ответы детей.
А сейчас я предлагаю вам сделать соответствующую отметку на «реке времени» и приступить к изготовлению макета средневекового города-крепости.
- Что мы сделаем сначала? Какие материалы выберем для постройки стены?
Воспитатель. Предлагает опытным путем подобрать материал для стены.(Дети делают выводы о том, что наиболее подходящий материал — камень, т. к. он прочный, не пропускает воду).
Воспитатель. А теперь предлагаю вам из деревянного строителя, из конструктора «лего» сделать крепость. (самостоятельная работа детей )
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше «путешествие по реке времени». Что вам запомнилось? Что вы теперь умеете делать? Понравилось ли вам «путешествие»?
На этом наши путешествия не заканчиваются, нас ждут новые, интересные открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Образовательный проект "Как жили люди на Руси"
Приобщение детей к истокам русской народной культуры...
Беседа: Как люди в старину использовали «Домашнее животное». «Овечка».
Закрепить знание детей о домашнем животном овце. Какую пользу в старину принесло это животное....
Труд людей в старину
познакомить детей с трудом крестьянских людей в доступной форме...
Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"
В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....
Как жили люди на Руси.
Как жили люди на Руси....
Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".
Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6 Одинцова Магдалина Николаевна....
Конспект игрового занятия в мини-музее «В гостях у хозяюшки» в рамках проекта «Как жили люди в старину» (средняя группа)
Игровое занятие в мини-музее «В гостях у хозяюшки» в рамках проекта «Как жили люди в старину» для детей средней группы....