Практический материал «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме
Практический материал
«Воспитание культурно-гигиенических навыков»+циклограмма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou1.docx | 18.15 КБ |
ciklogramma_1.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический материал
«Воспитание культурно-гигиенических навыков»
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколения материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, поговорки, басенки.
Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившие нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа, - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Эта литература была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
А.Н.Толстой
Известный советский психолог А.И.Леонтьев подчеркивал: «Деятельность человека определяется его потребностью. Причем сознание потребности делает понятным её направленность». Ребёнок начинает действия человека осознавать как виды деятельности (трудовой, навыков самообслуживания и гигиены, бытовой, художественный, игровой), направленные на результат.
Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.
Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так репка, морковка , огурчик в их представлении уже не обычный предмет, а результат труда человека. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Подчеркивается, что именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для дошкольников приводит к выводу, как значимы народные песенки, потешки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные моменты: когда его укладывают спать /колыбельная песня/, когда купают, умывают, одевают /ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка/, когда эмоционально общаются в момент бодрствования /прибаутки, потешки/.
Начиная работать с детьми в ясельной группе, меня очень заинтересовала тема «Фольклор в жизни детей раннего возраста». Малые формы фольклора использовала при формировании навыков самообслуживания и гигиены.
Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение сопровождала процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Вове личико, Анечке – ладошки, а пальчики Серёжке!» или «Водичка, водичка, умой моё личико!»
При одевании – «Вот они сапожки»; при плаче – «Все капризы у Оксанки»; при укладывании спать «Баю - бай»
Всё это помогало малышам запомнить последовательность процедуры и весёлую потешку. А в дальнейшем они уже использовали народные потешки во время игр в «семью». Укачивая куклу спать, дети попевали: «Баю – баю – баю –бай, ты собачка не лай». Выходя на прогулку и увидев кошку, сидящую на дорожке, вспоминали: «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись!»
Широко известные потешки – «Ладушки», «Сорока» с маленькими детьми проводила следующим образом: брала руки ребёнка в свои, хлопала ими в ладоши в такт, разводила в стороны, поднимала на голову ребенку. В последствии дети сами выполняли движения под речевое сопровождение и произносили слова, сопровождая их движениями.
Эти забавные потешки не только ненавязчиво заставляют ребёнка говорить, сопровождая слова движениями, но и помогают при формировании навыков самообслуживания и гигиены, приобщают к правилам поведения.
Например, щедрая белобока, покормила всех, только один остался без каши, лентяй: А ты, мал – малёнок,
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Печку не топил.
Рассматривали с детьми иллюстрации к прочитанным сказкам. Показывали детям кукольный театр по знакомым сказкам в исполнении старших групп и взрослых.
При чтении потешки «Расти коса» предлагали показать кому-нибудь из детей показать как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникал образ мамы. Копируя её в своих действиях, они передавали чувство, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки, эти действия уже сопровождали тестом.
Подобные «живые картинки» позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешки «Ночь прошла», «Водичка, водичка», «Уж ты котенька коток».
Чтобы потешка, прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизь ребёнка, надо ему помочь осознать её содержание. На занятиях я не просто читала ту или иную песенку, потешку, а продумывала, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребёнка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
Так к занятию, на котором разучивала потешку «Пошёл котик на Торжок», сделала шапочку кота и пирожок.
Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащало словарь детей, делало их речь эмоционально выразительной. Например, на занятиях по конструированию, малыши строили домики – теремки. Затем я предлагала , чтобы каждый выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечали на вопросы: «Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он стал делать там?»
В соответствии со своим представлением, дети придумывали персонажам определённые движения, например, матрёшки в теремке плясали, уточка прибирала, а кукла варила обед. Или, построив из кирпичиков кроватку, укладывали куклу спать, а качать кроватку поручали котику: «Уж ты котенька - коток, котя - серенький лобок. Приди котя, ночевать…»
Практиковала такие упражнения с использованием словесных игр по мотивам устного народного творчества, например про сороку. На роль сороки выбирали самого активного ребёнка.
Читая потешку, предлагала детям отобразить её содержание в действиях. В результате потешка превращалась в игру, и очень увлекала малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучали непосредственно, эмоционально.
В ходе фольклорных занятий с детками широко использовала принцип наглядности, то есть использование наглядных средств (игрушек, картин, пособий и т.п), с помощью которых создается развёрнутая картина действия и результата. Показ – основной метод принципа наглядности – может быть фрагментарный (основные эпизоды поведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием различных наглядных пособий. Я использовала пособия плоскостные и объёмные. Плоскостные пособия:
- иллюстрации, картинки, картины;
- ширмы с плоскостным изображением;
- картонные ширмы;
- плоскостные фигурки людей и животных;
- плоскостной настольный театр.
Объёмные пособия:
- игрушки специально подобранные;
- игрушки стилизованные (свинка в фартуке, лисичка в сарафане);
- игрушки самоделки из бумаги, ткани т.п.
- игрушки фабричные и самоделки, имитирующие предметы народного быта (ведро, ковш, деревянные ложки, лапти, печка, чугунок для каши, козина, короб и т.д);
- разные виды театра (кукольный, пальчиковый);
Некоторые народные музыкальные инструменты и игрушки, их имитирующие (ложки, трещотки, колокольчики, бубен, гармонь, дудочка, губная гармошка и пр.)
При создании «Циклограммы» ставила целью способствовать формированию развития культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
Приобщить детей к русскому народному творчеству, формированию и расширению словарного запаса детей, развитию речи.
Работая по этой теме, в уголке для родителей были помещены рекомендации для родителей «Использование потешек при проведении режимных моментов; народные игры, песенки, первые сказки».
С родителями было проведено по теме: «Воспитание по традиции».
В результате использования малых форм фольклора, дети с удовольствием выполняли культурно – гигиенические навыки.
Предварительный просмотр:
№ п.п. | При умывании | Во время приёма пищи |
1. | Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы щёчки краснели, Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. | Травка-муравка со дна поднялась, Птица-синица за зерно взялась, Зайка - за капусту, Мышка за норку, Дети – за молочко |
2. | Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Часто умываемся, Детям улыбаемся. | Умница, Катенька, Ест кашу сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. |
3. | Чище мойся, воды не бойся. | Кушаем все до донышка А там увидим солнышко |
4. | Будет мыло пениться, И грязь куда-то денется! | Час обеда подошел, Сели деточки за стол. |
5. | Я сегодня утром рано Умывался из-под крана, Я и сам теперь умею Вымыть личико и шею. | Глубоко и мелко, Корабли в тарелке, Вот кораблик плывёт, заплывает прямо в рот. |
6. | Чище умывайся, Воды не жалей, Будут ладошки Снега белей. | Каша сладкая с песком Да душиста с молоком Ну-ка ложку Саше, Ешь скорее кашку. |
Понедельник
При одевании | При уклады-вании спать | При подъеме (расчесывании) |
Я умею обуваться, Если только захочу, Я и маленького братца Обуваться научу. Вот они сапожки Этот с левой ножки, Этот с правой ножки | Вот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках. Утки на муравушке, Детки все по люлечкам Спят, поспят, всему миру спать велят. | Вот проснулись, Потянулись, С боку на бок повернулись Потянушки, Потянушечки! Детям на растушечки. |
Вот они сапожки, Этот с правой ножки, этот с левой ножки! Вот так хорошо! | Ходит сон на горе, Носит дрему в рукаве, всем детишкам продает. Моим деткам так дает | Расти коса до пояса Не вырони ни волоса Расти, косынька до пят, Все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся, Дочка, маму слушайся. |
Этот с правой ножки, этот с левой ножки! | ||
Валенки-валенки, Невелички-маленьки. Шарф потуже завяжу, Я гулять хочу! | Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка не лай. Бедолага не скули, моих деток не буди. | Хоть с тобой я ссорюсь часто, гребешок зубастый, здравствуй! Без тебя нельзя сестричке заплести свои косички. Без тебя пришлось бы брату целый день ходить лохматым |
Вот они сапожки Этот с левой ножки, Этот с правой ножки Если дождик пойдет, Наденем калошки. | ||
Уж я косу заплету, Уж я руссу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: «Ты расти, расти, коса- Всему городу краса». |
№ п.п. | При умывании | Во время приёма пищи |
1. | Вода текучая, Дитя растучее, С гуся вода, С дитя худоба! Вода к низу, А дитя к верху! | Ай, качи – качи - качи! Глянь - бараном калачи! С пылу, с жару из печи. Все румяны, горячи! |
Ты, коровушка, ступай В чистом поле погуляй, А вернешься вечерком, Напоишь нас молочком. | ||
2. | Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, оба глаза! Мойтесь уши, мойся шейка! Мойся, мойся хорошенько Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся, Грязь, сдавайся! | Вот и полдник подошел, Сели дети все за стол. Чтобы не было беды, Вспомним правило еды: Наши ноги не стучат, Наши язычки молчат. За обедом не сори, Насорил – так убери. |
3. | Мойте руки перед едой, Грязные руки грозят бедой. | |
4. | Таня, Машенька и Женька, Мойте руки хорошенько. Не жалейте мыла, Я уж стол накрыла. | Ладушки – ладушки, Пекла бабка оладушки, Маслом поливала, Детушкам давала, Даше – два, Толе – два, Ване - два, Толе – два, Хороши оладушки У нашей бабушки! |
5. | Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем, Перед каждою едою, После сна и перед сном. |
Вторник
При одевании | При уклады-вании спать | При подъеме (расчесывании) |
Наша Маша маленькая, На ней шубка аленькая, Опушка бобровая, Маша чернобровая. | Баю, баю, баюшок Кладу Машу на пушок На пуховую кровать Будет Маша крепко спать | Мы с Антошкою проснулись, С боку на бок повернулись. Влад, пора вставать, Убирай свою кровать. |
А баиньки-баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ножки, Пустим по дорожке Будет наш сынок ходить Новы валенки носить | Ночь пришла, И темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок, Уже поздно, сынок, Ложись на бочек, Баю – бай, засыпай. | Расти коса до пояса Не вырони ни волоса Расти, косынька до пят, Все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся, Дочка, маму слушайся. |
Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, Гулять хочу. | Летят гули вон, вон, Несут Косте сон, сон Стали гули ворковать, Стала Маша засыпать. | Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу. Что мы делаем расческой? Вите делаем прическу. Витя в зеркало глядит: Нет вихров – приятный вид |
Ны не любим неопрятных, Непричесанных ребят, с ними даже поросята подружиться не хотят. | ||
Чешу,чешу волосоньки, Расчесываю косыньки |
Среда
№ п.п. | При умывании | Во время приёма пищи |
1. | Буль, буль, буль – журчит водица, Все ребята любят мыться Вот так хорошо./2 раза/ Руки с мылом мы помыли Нос и щеки не забыли не забыли вымыть уши Затем вытереть посуше Мы помылись, как большие, Вот мы чистые какие. | Топ – топ на конях, Скрип – скрип на санях, Едем к бабушке На оладушки. Будет, будет нам пирог Блин с подмазочкой! Будет, будет вечерок с доброй сказочкой. |
2. | Знаем, знаем да-да-да Где тут прячется вода Выходи водица Мы пришли умыться. Капай на ладошку, понемножку Нет не понемножку, - побыстрей Будем умываться веселей | Пошел котик на Торжок, Купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть, Либо Бореньке снесть? Я и сам укушу, да и Бореньке снесу. |
3. | Теплою водою Руки чисто мою. Кусочек мыла я возьму И ладошки им потру. | А у нас есть ложки Волшебные немножко. Вот тарелка, вот еда, Не осталось и следа. |
4. | На моей тарелочке Рыженькая белочка, Чтоб она была видна, Все съедаю я до дна. |
При одевании | При укладывании спать | При подъеме (расчесывании) |
Это чья, это чья Шапка пуховая, Синяя да новая, Шапка меховая, Черная большая. | Темная ноченька – не спится, Моя Танечка боится, Ты собачка, не лай, Мою Таню не пугай! | Потягушки, потягушки! Поперек толстунишки, А в ножки ходунишки, а в ручки хватунишки, а в роток говорок, а в голову разумок. |
Этот пальчик хочет спать этот пальчик прыг в кровать этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул, тише пальчик, не шуми. Встали пальчики Ура! В детский сад идти пора! | ||
Я качаю день и ночь, Отойди бессонье прочь! Отойди, да отвались, В темном лесе заблудись. В темном лесе во кустах, Во малиновых кустах | ||
Четверг
При одевании | При уклады-вании спать | При подъеме (расчесывании) |
Шапка да шубка, Вот и весь мишутка! | Я лягу на кровать, Перестану болтать. Глазки закрываются. Что начинается? (сон) | Потягушка, потянись, Поскорей,скорей проснись. День настал давным давно, Он стучит в твое окно |
Раз, два, три, четыре, пять Собираемся гулять. Завязала Катеньке Шарфик полосатенький. Наденем на ножки Валенки – сапожки И пойдем скорей гулять, прыгать, бегать и скакать. | Наступает ночка, Ты устала, дочка. Ждет тебя кроватка, Спи, дочурка, сладко. | |
Ах ты, душечка! Ах ты, душечка! Ах ты, белая моя подушечка. На тебя я ложусь щекой, За тебя держусь рукой | Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать, Спешите на зарядку мы вас не будем ждать. Носом ровно дышите, Спинки ровно дердите. | |
Нюша – капуша Час жевала грушу, Два – умывалась, Три вытиралась Нюша к завтраку пошла, Нюша к ужину пришла | Баю, баю, да зыбою, Отец пошел за рыбою А матушка дрова рубить А бабушка уху варить, Спи, спи, дитя милое. Укачаю я тебя, Убаюкаю. |
№ п.п. | При умывании | Во время приёма пищи |
1. | Чище мойся, воды не жалей будут от мыла ладошки белей | Идет коза рогатая, Идет коза бодатая за малыми ребятами ножками топ - топ, глазками хлоп – хлоп, кто каши не ест, молока не пьет - того забодает /3 раза/ |
Теплая водичка Умоет Тане личико, Пальчики Антошке, Сашеньке ладошки. | ||
2. | Моем шею, моем уши, вытираемся посуше Не спеша, не спеша чистота всего дороже Нужно мыться непременно Утром, вечером и днем! Перед каждою едою, После сна и перед сном | Баюшки, баю, баю: Живет мужик на краю. Он не скуден не богат Много у него ребят! Все по лавочкам сидят, Кашу масляну едят! Каша масляная, Ложки крашеные. Ложка гнется, Сердце бьется, Душа радуется. |
3. | Если руки мыли Вы, Если руки моем Мы Если руки моешь ты Значит руки Вы-Мы-Ты! | Посадим на ложку капусту, картошку – и спрячем, попробуй найди! Не видно на ложке капусты, картошки, и нет на тарелке – гляди! |
Пятница
№ п.п. | При умывании | Во время приёма пищи |
1. | Чистая водичка Моет Вове личико Танечке – ладошки, А пальчики - Антошке | Ешь побольше, лапушка, Будет рада бабушка, Молочка себе налей, Будет маме веселей. Станешь быстро расти, Станешь стадо пасти, а еще подрастешь – в мир огромный пойдешь. |
Здесь мой шкафчик И мой гребешок Лежит моё мыло душистое И полотенце пушистое | ||
2. | Кто умеет чисто мыться? Кто водицы не боится? Это мы! /4 раза/ Кто не хочет быть грязнушкой? Хорошенько моет ушки? Это мы / 4 раза/ Умываться мы умеем Мы мочалкой моем шею Вот так! /4 раза/ Мы помылись как большие, вот мы чистые какие посмотри /4 раза/ | Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду... Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. На-ка милый пастушок, Поспеши-ка на лужок. Там буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет Надо кашу варить Сашу кашей кормить. |
3. | Сидит в ложке Свесив ножки. (лапша) |
При одевании | При укладывании спать | При подъеме (расчесывании) |
Потягушки, потягушки! Поперек толстушечки, А в ножки ходунишки, а в ручки хватунишки, а в роток говорок, а в голову разумок. | Уж я косу заплету, Уж я руссу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: «Ты расти, расти, коса- Всему городу краса». | |
Спят медведи и слоны Заяц спит и ежик. Все вокруг спать должны, Наши дети тоже. | Мы с Антошкою проснулись, С боку на бок повернулись. Влад, пора вставать, Убирай свою кровать. | |
Спали – почивали, Весело ли встали? | ||
Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши. | ||
Баю - баю ручки в кучку, Баю - баю ножки в кучку. Станешь рыбкой, Быстрой щучкой. Баю – баю как уснешь В сене море уплывешь. | ||
Пани Ушко,пани Ушко, Вот пуховая подушка. Пан Бочек, пан Бочек, Лег в кроватку на бочек. Пани Глазки, пани Глазки Закрывайте ваши глазки. Тихо тохо входят в дом Пани Дрема с паном Сном |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...
Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».
Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....
Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...
Програмно-методический материал по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Задачи:1. Определить значение воспитания культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста;2. Изучить особенности проявления навыков опрятности в период адаптации;3. Сформировать культурно-ги...
Практический материал для воспитателей «Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы»
Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиен...
Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет
Перспективное планирование на год воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...