Практический материал «Воспитание культурно-гигиенических навыков»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Мурзагалина Марина Ивановна

 

 

Практический материал

«Воспитание культурно-гигиенических навыков»+циклограмма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou1.docx18.15 КБ
Файл ciklogramma_1.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Практический материал

«Воспитание культурно-гигиенических навыков»

        Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколения материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, поговорки, басенки.

        Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившие нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа, - героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

        Эта литература была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

А.Н.Толстой

        Известный советский психолог А.И.Леонтьев подчеркивал: «Деятельность человека определяется его потребностью. Причем сознание потребности делает понятным её направленность». Ребёнок начинает действия человека осознавать как виды деятельности (трудовой, навыков самообслуживания и гигиены, бытовой, художественный, игровой), направленные на результат.

        Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.

        Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Так репка, морковка , огурчик в их представлении уже не обычный предмет, а результат труда человека. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Подчеркивается, что именно это открытие внутреннего богатства фольклорных тестов для дошкольников приводит к выводу, как значимы народные песенки, потешки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

        Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные моменты: когда его укладывают спать /колыбельная песня/, когда купают, умывают, одевают /ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка/, когда эмоционально общаются в момент бодрствования /прибаутки, потешки/.

        Начиная работать с детьми в ясельной группе, меня очень заинтересовала тема «Фольклор в жизни детей раннего возраста». Малые формы фольклора использовала при формировании навыков самообслуживания и гигиены.

        Показ трудового действия сопровождала потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки, смывать мыло, вытираться насухо полотенцем, побуждая малышей повторять действия. Чтобы вызвать радостное настроение сопровождала процесс умывания словами: «Чистая водичка моет Вове личико, Анечке – ладошки, а пальчики Серёжке!» или «Водичка, водичка, умой моё личико!»

        При одевании – «Вот они сапожки»; при плаче – «Все капризы у Оксанки»; при укладывании спать «Баю - бай»

        Всё это помогало малышам запомнить последовательность процедуры и весёлую потешку. А в дальнейшем они уже использовали народные потешки во время игр в «семью». Укачивая куклу спать, дети попевали: «Баю – баю – баю –бай, ты собачка не лай». Выходя на прогулку и увидев кошку, сидящую на дорожке, вспоминали: «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись!»

        Широко известные потешки – «Ладушки», «Сорока» с маленькими детьми проводила следующим образом: брала руки ребёнка в свои, хлопала ими в ладоши в такт, разводила в стороны, поднимала на голову ребенку. В последствии дети сами выполняли движения под речевое сопровождение и произносили слова, сопровождая их движениями.

        Эти забавные потешки не только ненавязчиво заставляют ребёнка говорить, сопровождая слова движениями, но и помогают при формировании навыков самообслуживания и гигиены, приобщают к правилам поведения.

        Например, щедрая белобока, покормила всех, только один остался без каши, лентяй:         А ты, мал – малёнок,

                        За водицей не ходил,

                        Дров не носил,

                        Печку не топил.

        Рассматривали с детьми иллюстрации к прочитанным сказкам. Показывали детям кукольный театр по знакомым сказкам в исполнении старших групп и взрослых.

        При чтении потешки «Расти коса» предлагали показать кому-нибудь из детей показать как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей живо возникал образ мамы. Копируя её в своих действиях, они передавали чувство, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки, эти действия уже сопровождали тестом.

        Подобные «живые картинки» позволяли правильно понять и эмоционально передать содержание потешки «Ночь прошла», «Водичка, водичка», «Уж ты котенька коток».

        Чтобы потешка, прибаутка, песенка или байка прочно вошла в жизь ребёнка, надо ему помочь осознать её содержание. На занятиях я не просто читала ту или иную песенку, потешку, а продумывала, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребёнка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

        Так к занятию, на котором разучивала потешку «Пошёл котик на Торжок», сделала шапочку кота и пирожок.

        Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащало словарь детей, делало их речь эмоционально выразительной. Например, на занятиях по конструированию, малыши строили домики – теремки. Затем я предлагала , чтобы каждый выбрал понравившийся ему домик и при обыгрывании постройки отвечали на вопросы: «Кто постучался в твой теремок? Как он просился жить в домике? Что он стал делать там?»

        В соответствии со своим представлением, дети придумывали персонажам определённые движения, например, матрёшки в теремке плясали, уточка прибирала, а кукла варила обед. Или, построив из кирпичиков кроватку, укладывали куклу спать, а качать кроватку поручали котику: «Уж ты котенька - коток, котя - серенький лобок. Приди котя, ночевать…»

        Практиковала такие упражнения с использованием словесных игр по мотивам устного народного творчества, например про сороку. На роль сороки выбирали самого активного ребёнка.

        Читая потешку, предлагала детям отобразить её содержание в действиях. В результате потешка превращалась в игру, и очень увлекала малышей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучали непосредственно, эмоционально.

        В ходе фольклорных занятий с детками широко использовала принцип наглядности, то есть использование наглядных средств (игрушек, картин, пособий и т.п), с помощью которых создается развёрнутая картина действия и результата. Показ – основной метод принципа наглядности – может быть фрагментарный (основные эпизоды поведения) или полный (последовательные эпизоды произведения), с использованием различных наглядных пособий. Я использовала пособия плоскостные и объёмные. Плоскостные пособия:

        - иллюстрации, картинки, картины;

        - ширмы с плоскостным изображением;

        - картонные ширмы;

        - плоскостные фигурки людей и животных;

        - плоскостной настольный театр.

Объёмные пособия:

        - игрушки специально подобранные;

        - игрушки стилизованные (свинка в фартуке, лисичка в сарафане);

        - игрушки самоделки из бумаги, ткани т.п.

        - игрушки фабричные и самоделки, имитирующие предметы народного быта (ведро, ковш, деревянные ложки, лапти, печка, чугунок для каши, козина, короб и т.д);

        - разные виды театра (кукольный, пальчиковый);

        Некоторые народные музыкальные инструменты и игрушки, их имитирующие (ложки, трещотки, колокольчики, бубен, гармонь, дудочка, губная гармошка и пр.)

        При создании «Циклограммы» ставила целью способствовать формированию развития культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

        Приобщить детей к русскому народному творчеству, формированию и расширению словарного запаса детей, развитию речи.

        Работая по этой теме, в уголке для родителей были помещены рекомендации для родителей «Использование потешек при проведении режимных моментов; народные игры, песенки, первые сказки».

        С родителями было проведено по теме: «Воспитание по традиции».

        В результате использования малых форм фольклора, дети с удовольствием выполняли культурно – гигиенические навыки.



Предварительный просмотр:

п.п.

При умывании

Во время приёма пищи

1.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы щёчки краснели,

Чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Травка-муравка со дна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайка - за капусту,

Мышка за норку,

Дети – за молочко

2.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Часто умываемся,

Детям улыбаемся.

Умница, Катенька,

Ест кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

3.

Чище мойся,

воды не бойся.

Кушаем все до донышка

А там увидим солнышко

4.

 Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется!

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

5.

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана,

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывёт, заплывает прямо в рот.

6.

Чище умывайся,

Воды не жалей,

Будут ладошки

Снега белей.

Каша сладкая с песком

Да душиста с молоком

Ну-ка ложку Саше,

Ешь скорее кашку.

Понедельник

При одевании

При уклады-вании спать

При подъеме (расчесывании)

Я умею обуваться,

Если только захочу,

Я и маленького братца

Обуваться научу.

Вот они сапожки

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках.

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам

Спят, поспят, всему миру спать велят.

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок повернулись

Потянушки,

Потянушечки!

Детям на растушечки.

Вот они сапожки,

Этот с правой ножки,

этот с левой ножки!

Вот так хорошо!

Ходит сон на горе,

Носит дрему в рукаве, всем детишкам продает.

Моим деткам так дает

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса

Расти, косынька до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся.

Этот с правой ножки,

этот с левой ножки!

Валенки-валенки,

Невелички-маленьки.

Шарф потуже завяжу,

Я гулять хочу!

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка не лай.

Бедолага не скули, моих деток не буди.

Хоть с тобой я ссорюсь часто, гребешок зубастый, здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке заплести свои косички. Без тебя пришлось бы брату целый день ходить лохматым

Вот они сапожки

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки

Если дождик пойдет,

Наденем калошки.

Уж я косу заплету,

Уж я руссу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса-

Всему городу краса».

п.п.

При умывании

Во время приёма пищи

1.

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода к низу,

А дитя к верху!

Ай, качи – качи - качи!

Глянь - бараном калачи!

С пылу, с жару из печи.

Все румяны, горячи!

Ты, коровушка, ступай

В чистом поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Напоишь нас молочком.

2.

Кран, откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу, оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Мойся, мойся хорошенько

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся,

Грязь, сдавайся!

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правило еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил – так убери.

3.

Мойте руки перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

4.

Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла,

Я уж стол накрыла.

Ладушки – ладушки,

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала,

Даше – два, Толе – два,

Ване - два, Толе – два,

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

5.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Вторник

При одевании

При уклады-вании спать

При подъеме (расчесывании)

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Баю, баю, баюшок

Кладу Машу

на пушок

На пуховую кровать

Будет Маша

крепко спать

Мы с Антошкою проснулись,

С боку на бок повернулись.

Влад, пора вставать,

Убирай свою кровать.

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке

Будет наш сынок ходить

Новы валенки носить

Ночь пришла,

И темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок,

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочек,

Баю – бай, засыпай.

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса

Расти, косынька до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся.

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Шар покачу,

Гулять хочу.

Летят гули вон, вон,

Несут Косте сон, сон

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров

– приятный вид

Ны не любим неопрятных,

Непричесанных ребят,

с ними даже поросята

подружиться не хотят.

Чешу,чешу волосоньки,

Расчесываю косыньки

                                                                           Среда

п.п.

При умывании

Во время приёма пищи

1.

Буль, буль, буль – журчит водица,

Все ребята любят мыться

Вот так хорошо./2 раза/

Руки с мылом мы помыли

Нос и щеки не забыли

не забыли вымыть уши

Затем вытереть посуше

Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие.

Топ – топ на конях,

Скрип – скрип на санях,

Едем к бабушке

На оладушки.

Будет, будет нам пирог

Блин с подмазочкой!

Будет, будет вечерок

с доброй сказочкой.

2.

Знаем, знаем да-да-да

Где тут прячется вода

Выходи водица

Мы пришли умыться.

Капай на ладошку, понемножку

Нет не понемножку,

- побыстрей

Будем умываться веселей

Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

да и Бореньке снесу.

3.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот тарелка, вот еда,

Не осталось и следа.

4.

На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

При одевании

При укладывании спать

При подъеме (расчесывании)

Это чья, это чья

Шапка пуховая,

Синяя да новая,

Шапка меховая,

Черная большая.

Темная ноченька – не спится,

Моя Танечка боится,

Ты собачка, не лай,

Мою Таню не пугай!

Потягушки, потягушки!

Поперек толстунишки,

А в ножки ходунишки,

а в ручки хватунишки,

а в роток говорок,

а в голову разумок.

Этот пальчик хочет спать

этот пальчик прыг в кровать

этот пальчик прикорнул,

этот пальчик уж заснул,

тише пальчик, не шуми.

Встали пальчики Ура!

 В детский сад идти пора!

Я качаю день и ночь,

Отойди бессонье прочь!

Отойди, да отвались,

В темном лесе заблудись.

В темном лесе во кустах,

Во малиновых кустах

Четверг

При одевании

При уклады-вании спать

При подъеме (расчесывании)

Шапка да шубка,

Вот и весь мишутка!

Я лягу на кровать,

Перестану болтать.

Глазки закрываются.

Что начинается?

(сон)

Потягушка, потянись,

Поскорей,скорей проснись.

День настал давным давно,

Он стучит в твое окно

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки – сапожки

И пойдем скорей гулять, прыгать, бегать и скакать.

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ждет тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

Ах ты, душечка!

Ах ты, душечка!

Ах ты, белая моя подушечка.

На тебя я ложусь щекой,

За тебя держусь рукой

Кто спит в постели сладко?

Давно пора вставать,

Спешите на зарядку

мы вас не будем ждать.

Носом ровно дышите,

Спинки ровно дердите.

Нюша – капуша

Час жевала грушу,

Два – умывалась,

Три вытиралась

Нюша к завтраку пошла, Нюша к ужину пришла

Баю, баю, да зыбою,

Отец пошел за рыбою

А матушка дрова рубить

А бабушка уху варить,

Спи, спи, дитя милое.

Укачаю я тебя,

Убаюкаю.

п.п.

При умывании

Во время приёма пищи

1.

Чище мойся,

воды не жалей

будут от мыла

ладошки белей

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

за малыми ребятами

ножками топ - топ,

глазками хлоп – хлоп,

кто каши не ест,

молока не пьет -

того забодает /3 раза/

Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики Антошке,

Сашеньке ладошки.

2.

Моем шею, моем уши, вытираемся посуше

Не спеша, не спеша чистота всего дороже

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем!

Перед каждою едою,

После сна и перед сном

Баюшки, баю, баю:

Живет мужик на краю.

Он не скуден не богат

Много у него ребят!

Все по лавочкам сидят,

Кашу масляну едят!

Каша масляная,

Ложки крашеные.

Ложка гнется,

Сердце бьется,

Душа радуется.

3.

Если руки мыли Вы,

Если руки моем Мы

Если руки моешь ты

Значит руки Вы-Мы-Ты!

Посадим на ложку капусту, картошку – и спрячем, попробуй найди!

Не видно на ложке капусты, картошки, и нет на тарелке – гляди!

Пятница

п.п.

При умывании

Во время приёма пищи

1.

Чистая водичка

Моет Вове личико

Танечке – ладошки,

А пальчики - Антошке

Ешь побольше, лапушка,

Будет рада бабушка,

Молочка себе налей,

Будет маме веселей.

Станешь быстро расти,

Станешь стадо пасти,

а еще подрастешь –

в мир огромный пойдешь.

Здесь мой шкафчик

И мой гребешок

Лежит моё мыло душистое

И полотенце пушистое

2.

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится?

Это мы! /4 раза/

Кто не хочет быть грязнушкой?

Хорошенько моет ушки?

Это мы / 4 раза/

Умываться мы умеем

Мы мочалкой моем шею

Вот так! /4 раза/

Мы помылись как большие,

вот мы чистые какие

посмотри /4 раза/

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду...

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку я отдала.

На-ка милый пастушок,

Поспеши-ка на лужок.

Там буренка лежит,

На теляток глядит,

А домой не идет,

Молочка не несет

Надо кашу варить

Сашу кашей кормить.

3.

Сидит в ложке

Свесив ножки.

(лапша)

При одевании

При укладывании спать

При подъеме (расчесывании)

Потягушки, потягушки!

Поперек толстушечки,

А в ножки ходунишки,

а в ручки хватунишки,

а в роток говорок,

а в голову разумок.

Уж я косу заплету,

Уж я руссу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса-

Всему городу краса».

Спят медведи и слоны

Заяц спит и ежик.

Все вокруг спать должны,

Наши дети тоже.

Мы с Антошкою проснулись,

С боку на бок повернулись.

Влад, пора вставать,

Убирай свою кровать.

Спали – почивали,

Весело ли встали?

Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши.

Баю - баю ручки в кучку,

Баю - баю ножки в кучку.

Станешь рыбкой,

Быстрой щучкой.

Баю – баю как уснешь

В сене море уплывешь.

Пани Ушко,пани Ушко,

Вот пуховая подушка.

Пан Бочек, пан Бочек,

Лег в кроватку на бочек.

Пани Глазки, пани Глазки

Закрывайте ваши глазки.

Тихо тохо входят в дом

Пани Дрема с паном Сном


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста".

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени б...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Воспитание культурно-гигиенических навыков является первоосновой всей дальнейшей работы с детьми по обучению и воспитанию. Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков начинается с раннего воз...

Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста».

Проект  «Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста»....

Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...

Програмно-методический материал по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Задачи:1. Определить значение воспитания культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста;2. Изучить особенности проявления навыков опрятности в период адаптации;3. Сформировать культурно-ги...

Практический материал для воспитателей «Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы»

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиен...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...