Конспект итогового занятия по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Конспект итогового занятия по познавательному развитию «Люби и знай свой край»» в подготовительной группе Программные задачи: закрепить знания детей о Хабаровском крае, его расположении на карте, его живой и неживой природе, растительном и животном мире: птицах, рыбах, животных; реках, полезных ископаемых, достопримечательностях Верхнебуреинского района. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее. Развивать у детей связную речь, внимание, мышление, активизировать словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_itogovogo_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по познавательному развитию

 «Люби и знай свой край»» в подготовительной группе

Программные задачи:  закрепить знания детей о Хабаровском крае, его расположении на карте, его живой и неживой природе, растительном и животном мире: птицах, рыбах, животных; реках, полезных ископаемых, достопримечательностях Верхнебуреинского района. Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее. Развивать у детей связную речь, внимание, мышление, активизировать словарный запас.

                                        Ход занятия

1.Организационный момент «Солнышко». Дети стоят по кругу и передают мяч друг другу со словами:

Ходит солнышко по кругу,

Дарит деточкам свой свет,

А со светом к нам приходит,

Дружбы солнечный привет.

2. Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики, с использованием художественного слова:

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть края, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. О том, как вы знаете свой край и посвящается наше занятие. У каждого края есть свой символ.

Воспитатель:  Ребята, что это за символ? (предположительные ответы детей)

Воспитатель:   Совершенно верно – флаг. На нем можно увидеть богатство каждого края. На нашем флаге Хабаровского края три цвета. Какие это цвета? Назовите их.

 (предположительные ответы детей)

Воспитатель:  Умнички! Зеленый, белый, голубой. Что они символизируют? (предположительные ответы детей)

Белый цвет – цвет чистоты, мирных намерений наших людей, мирное небо. Голубой  цвет – цвет красоты, символизирует, что у нас в крае много рек. Зеленый – цвет радости, он говорит о том, что наш край богат лесами. В нашем крае – тайга.

3. Воспитатель:  Ребята, какую важную роль в жизни людей имеет лес? (предположительные ответы детей)

Лес – легкие земли, чистый воздух, лес – наше богатство, лес – это стройматериалы и т.д.

Воспитатель:  Ребята, обратите внимание на карту. Зеленым цветом обозначена тайга, но на ней также обозначены и белые пятна. Здесь вырублены и уничтожены леса, а значит и большая часть животных и растений. Лес – надежный хранитель природы, но он нуждается в нашей защите.

 - Как человек может защитить природу? (предположительные ответы детей)

-  Какое самое главное правило поведения в лесу для человека? (предположительные ответы детей- осторожно обращаться с огнем, обкладывать костер камнями, а уходя из леса – заливать водой).

4. Воспитатель: Давайте напомним себе, что должен знать каждый человек, приходя в лес. (Дети друг за другом рассказывают стихотворение «Правила поведения в лесу»)

1 ребенок:    Если в лес пришел гулять,

                  Свежим воздухом дышать:

                  Бегай, прыгай и играй!

                  Только чур, не забывай:

                  Что в лесу нельзя шуметь,

                  Даже очень громко петь.

2 ребенок:    Испугаются зверушки,

                  Убегут с лесной опушки

                  Ветки дуба не ломай!

                  Никогда не забывай

                  Мусор с травки убирать!

                  Зря цветы не надо рвать!

 3 ребенок: Из рогатки не стрелять!

                  Ты пришел не убивать!

                  Бабочки пускай летают,

                  Ну кому они мешают?

4 ребенок:   Здесь не нужно  всех ловить,

                  Топать, хлопать, палкой бить.

                   Ты в лесу всего лишь гость!

                   Здесь хозяин дуб и лось!

                   Их покой побереги,

                   Ведь они нам не враги!

Воспитатель: Молодцы ребята! Наши кедрово-лиственные леса обильны ягодами, грибами, медоносами и лекарственными растениями. Кедр, сосна, лиственница, береза, соседствуют с маньчжурским орехом, ясенем, дикой яблоней, амурским бархатом. Это наша тайга, наш край!

5. Дети отгадывают кроссворд.

Воспитатель: Ребята, вы знаете растительный мир нашего края и я сейчас проверю с помощью кроссворда как вы его знаете.

   

Вопросы к кроссворду:

Слово-подсказка к этому кроссворду

  1. Ягодное дерево, которое лианой обвивается вокруг  других деревьев (лимонник) по вертикали – ключевое слово
  2. Ягода, которая растет на болоте круглый год (клюква).
  3. Дерево из которого делают спички (осина).
  4. Таежный чеснок (черемша).
  5. Гриб, который лечит лося (мухомор).
  6.  Корень – жизни (женьшень)
  7. Кустарник, который зацветет первым ранней весной (багульник)
  8. Цветок, который первым появляется из- под снега (адонис)
  9. Растение, которое очень любит медведь (борщевик)

Воспитатель:  В лесу живут насекомые, звери, птицы. Говоря об обитателях нашей тайги, мы смело можем употреблять выражение – «уникальный». Потому что многие из обитателей тайги не встречаются больше нигде.

   Поэтому многих обитателей амурско-уссурийской тайги можно увидеть в зоопарках и зверинцах десятков стран мира.

6.  Игра «Угадайка»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка» . Сначала я вам буду загадывать загадки про лесных зверей, а вы отгадывать

   Загадки:

1.У него в полосках спинка

Хвостик легкий, как пушинка,

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла……..(бурундук)

2. Моет в речке свою пищу,

Чтоб была она почище,

И потом отправит в рот,

А чистюля тот……(енот)

3. Эта птица-лесовица

Для нее гроза лисица,

Рысь и волк, сова и филин,

Всем она для пищи мила

Ест же ягоды и почки

В снег ныряет перед ночью (рябчик, тетерев, глухарь)

4. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавиц,

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко (лось)

5. Вот этот случай очень редкий,

На голове растут две ветки (олень)

6. Что за зверь, скажите братцы,

Может сам в себя забраться (норка)

7. Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит, постучит и легче им. (дятел)

8. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

«Кле-кле-кле» поет со свистом  (клест)

  1. Меньше тигра – больше кошки,

Над ушами кисти-рожки

С виду кроток, но не верь,

Страшен очень этот зверь. (рысь).

7.  Игра «Отгадай зверя по описанию»- 2-3 человека. 

Воспитатель: Ребята, а теперь вы по одному загадываете свои загадки, попробуете описать какое-нибудь животное, не называя его, а остальные дети будут его отгадывать, о ком идет речь.

8.Физкультминутка «Дрозд»

Дети встают парами и произносят слова, согласовывая с движениями.

Я дрозд и ты дрозд,

У тебя нос и у меня нос

У меня румяные щечки и у тебя румяные щечки.

У меня алые губки и у тебя алые губки,

Я твой друг и ты мой друг и мы друг друга любим!

Игра «Изобрази животное» Воспитатель называет животных, а дети его изображают.

Упражнение на дыхание «Одуванчик»

  1.  Воспитатель предлагает детям присесть на стулья с использование художественного слова:

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Дети, посмотрите на карту. На карте выделяются причудливо извивающие ленты голубого цвета. Что это?

(предположительные ответы детей)

Воспитатель: Какие реки Хабаровского края вы знаете? (ответы детей- Амур, Бурея, Амгунь, Уссури, Сунгари).

  Воспитатель: Амур –батюшка – величайшая река планеты.Остальные реки, которые вы перечислили впадают в реку Амур.

- Какое значение имеют реки для нашего края?

 (предположительные ответы детей)

  1. В них живут рыбы, которыми мы питаемся такие как: осетр, таймень, калуга, ленок, кета, толстолобик, хариус, карась и т.д.
  2. Реки – судоходства (дети рассказывают)
  3. Пассажирские теплоходы (поясняют)
  4. Реки края – свет в домах (электростанции)
  1.  Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту и мы увидим на ней не только тайгу, реки, но и горы. Бесценные клады хранятся в тольще этих гор. Что это за клады?  

(предположительные ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, полезные ископаемые. На территории Хабаровского края находятся 40 видов полезных ископаемых.

  1.  Игра «Колечко»

 Давайте поиграем в игру «Колечко» и мы вспомним с вами названия ископаемых (Дети встали по кругу и со словами «Кому дать, кому дать, тот и будет отвечать» передают колечко, по окончанию слов, у кого в руках  осталось колечко называет полезное ископаемое). 

  1.  Воспитатель: Молодцы! Хабаровский край вы знаете хорошо. А знаете ли вы также хорошо наш Верхнебуреинский район? Предлагаю поиграть в викторину. Я буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать.
  1. Назовите адрес вашей малой Родины (Хабаровский край, Верхнебуреинский район, поселок Чегдомын)
  2. Чем знаменит наш район? (есть «Буреинсий заповедние, уголь, золото, пушнина»).
  3. Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе? (золото, каменный уголь, торф, песок, глину, щебень).
  4. Какое озеро нашего района напоминает по форме «валенок»? А «прямоугольник»? (озеро Карбахон и Горное в заповеднике «Буреинском» ).
  5. Какие деревья растут в районе этих двух озер? Почему? (стланик, карликовая береза).
  6. Что можно использовать в тайге для заварки чая? (листья брусники, малины, ветки лимонника и т.д.).
  7. Какой зверь ежедневно чистит зубы в любое время года? (тигр)
  8. Кто купается в муравейнике? (тетерева – муравьиная кислота убивает в перьях паразитов).
  9. Кто носом сажает деревья? (кабан). Какая птица носом сажает деревья? (кедровка –она желуди любит)
  10. Зверек, который плывет до тех пор, пока не намочит хвост? (белка)
  11. Зверь, у которого шерсть не покрывается инеем, даже в лютые морозы? (рассомаха).
  12. Какую птицу любит соболь? (дикушу)
  1.  Игра «Найди лишнее животное» Воспитатель предлагает на картинке найти животное,  которое по ошибке забрило к нам в тайгу. Найди птицу, которая залетела в нашу тайгу. Дети рассматривают два буклета и находят то животное и ту птицу, которая не обитает в тайге.

Воспитатель: Молодцы, дети! Много интересного вы знаете и о Хабаровском крае и о нашем Верхнебуреинском районе.

«Куда бы по белому свету,

Дороги тебя не вели,

Ты сыном останешься этой, чудесной, богатой земли»

Рыбе - нужна вода, птице – воздух, животному – лес, степь, горы. А человеку нужна родина.

  А охранять и любить природу, значит охранять и любить Родину. Вы дети – наше будущее нашего края, нашей природы, наших богатств. Мы взрослые надеемся, что вы сохраните их и приумножите. Наши ребята знают замечательное стихотворение, я предлагаю вам послушать.

  1.  Дети читают стихотворение ученика 10 класса, СШ№ 4

Ну как тебя нам не любить,

За синь озер, за зелень леса!

И разве можно позабыть

Хребтов стремленье в поднебесье!

Создал же Бог такой клочок земли,

И заселил его сполна одним богатством:

Здесь и зверь, и рыба, и воды источник,

И уголь в недра был заложен не напрасно.

Ты славься край, все хорошей и процветай!

И превратишься ты, из земли бренной,

В один из лучших уголков Вселенной!

Воспитатель благодарит детей.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по познавательному развитию на тему "Путешествие" группы общеразвивающей направленности для детей 4-го года жизни

Муниципальное автономное дошкольное учреждение г. Нижневартовскацентр развития ребенка - детский сад № 44 "Золотой ключик"       Конспектитогового занятияпо познават...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей. Тема: «Веселое путешествие» (старшая группа)

Конспект итогового занятия по познавательному развитию детей.Тема: «Веселое путешествие»Цель: Выявить качество знаний детей по данному разделу программы.Задачи: Закрепить и обобщить знания детей о сво...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе «Дикие и домашние животные».

Задачи:1. Образовательные:·     Закреплять знания  детей о диких и домашних животных, месте их обитания, их характерных признаках.·     Уметь классифициров...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела»

Конспект итогового занятия по познавательному развитию «Человек. Части тела» в старшей группе...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию (подготовительная группа) по теме "С математикой - в космический полёт"

Интегрированная НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическо...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию (Развитие сенсорных эталонов, познавательных действий и математических представлений) в средней группе компенсирующей направленности

Конспект итогового занятия по познавательному развитию (Развитие  сенсорных эталонов, познавательных действий и математических представлений)в средней группе компенсирующей направленности  ...