Проект "Это удивительное морское царство"
материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Очень актуальна проектная деятельность в детском саду. Она объединяет детей, родителей и воспитателей в одно общее интересное дело.
Авторы проекта: Волкова Елена Ивановна, Смирнова Елена Геннадьевна, воспитатели МДОБУ «Кузнецовский детский сад «Улыбка»
Консультант: старший воспитатель Степанова Людмила Николаевна
База реализации проекта : Муниципальное дошкольное образовательное быджетное учреждение «Кузнецовский детский сад «Улыбка»
Адрес: Медведевский район, с.Кузнецово, ул. Кооперативная, 4
Тема проекта: «Это удивительное морское царство»
Вид проекта: среднесрочный фронтально- групповой исследовательский проект
Продолжительность: 3 месяца
Участники проекта: дети смешанной группы (2 младшая - средняя), воспитатели, родители.
Образовательная область: познавательная область, экологическое воспитание
Актуальность проблемы: Дети дошкольного возраста очень мало знают о «мире воды», в ДОУ не уделяется достаточного внимания , родители не считают нужным просвещать дошкольников по данной теме.
На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры . Основы экологической культуры складываются ещё в дошкольном возрасте.
Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Этот удивительное морское царство»
Задачи:
Формировать у детей представления о морских обитателях
Формировать желание пользоваться специальной терминологией
Формировать навыки поисковой деятельности
Развивать коммуникативные навыки , самостоятельность, инициативу
Вызвать желание у детей беречь и любить родную природу
Вовлечь родителей воспитанников в участие в проведение мини- исследований в роли помощников и консультантов.
Гипотеза: Развитие эмоциональной отзывчивости и познавательной активности детей в процессе формирования представлений о море и его обитателях будет успешным если:
- будут использованы различные методы работы
- будут созданы условия для изучения темы
- будут вовлечены родители в исследовательскую деятельность
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с рыбами, морскими животными, молюсками. Их строением, особенностями передвижения.
Овладеют понятиями «морские животные», «рыбы», «молюски», «водоросли».
Узнают об особенностях строения рыб, о взаимосвязи строения рыб с их средой обитания.
Узнают о многообразии подводного мира.
Сформируется представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Сформируются первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Будет оформлен экологический уголок в группе
Состоится совместная (родители- дети) выставка поделок и рисунков «Подводное царство»
Будут напечатаны фотографии занятий и досугов
Методы проекта:
консультирование родителей
коллективные и индивидуальные творческие работы
заочная экскурсия
индивидуальная работа с воспитанниками
тематические занятия
досуговая программа для детей
игры
Новизна проекта: В стенах ДОУ проводятся различные исследования. Новизна данного проекта в её необычности и сложности. Сложность состоит в том, что нужно суметь дать детям знания о море и его обитателях, а наглядно их увидеть нет возможности, т.к. в нашей местности нет моря , нет дельфинария и океанариума, где дети могли бы своими глазами увидеть их обитателей. Вся работа заключается в «заочной экскурсии». Поэтому большая роль отводится ТСО и литературе.
Сроки реализации: с 1 декабря 2011 по 1 марта 2012 года
Этапы работы:
Подготовительный (1- 15 декабря)
Основной (15 декабря- 20 февраля)
Заключительный (20 февраля- 1 марта)
Описание проекта:
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одним из составных успешности обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое- основа формирования этого качества. Одним из перспективных методов, способствующим решению этой проблемы , является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний , формирует навыки сотрудничества. В основе проекта лежит исследовательский поиск в различных направлениях, а также стремление к совместной познавательно-поисковой деятельности детей, педагогов, родителей. В качестве объекта исследования нами было выбрано море и его обитатели.
В нашей местности (Республика Марий Эл) нет морей, мало у кого из детей есть возможность съездить туда даже отдыхать. Поэтому мы можем провести лишь заочную экскурсию к морю, с помошью доступных методов познакомить детей с этим удивительным водоёмом и его обитателями. Проект будет реализовываться детьми, воспитателями и родителями детей смешанной группы.
Подготовительный этап- это начало работы над проектом. В ходе данного этапа проделана большая работа. Подобраны консультации для родителей, репродукции картин И. К. Айвазовский «Чёрное море», «Ураган на море», А.Боголюбов «Парусник в море»; произведения писателей и поэтов ; пословицы, поговорки, пальчиковая гимнастика, загадки. Такде найдены серии детских познавательных фильмов «Обитатели океанского дна», мультфильмы , приобретён диск «Прикоснись к природе» с записями звуков моря и океана. Найдены песни «Дельфины» из мультфильма «В порту».
Основной этап включает в себя различные методы работы как с воспитанниками, так и с родителями. Мы считаем, что только совместными усилиями можно достичь желаемых результатов. Родители с удовольствием приняли участие в подготовке выставки рисунков и поделок «Подводное царство». Подготовлены различные поделки из пластилина, круп, ракушек, камушков, бросового материала, самоклеящейся плёнки и даже из печенья. Многе взрослые обнаружили, что море- это интересный объект для наблюдения и развития ребёнка. Для родителей проводились консультации «Научим ребёнка любить живую природу», «Изучаем морских обитателей», «В жаркий день на пляже». Для детей проводились тематические занятия «Что мы знаем о мире воды?» (Окружающий мир), «Необыкновенные рыбки» (ИЗО), «Береги природу» (Развитие речи) , «Водоросли» (Аппликация). Совместно с детьми просмотрено множество познавательных фильмов: «Рыба- жулик», «Рыба- корова», «Муреновый угорь», «Морские коньки», «Рыба- мандарин», «Кораллы», «Морской чёрт», «Каракатица», «Биса- морская черепаха» и др. Совершили заочную экскурсию в дельфинарий благодаря фотографиям и видеозаписям. Проделаны познавательные опыты с водой «Фильтрация воды», ___________________________________________________________________. В ходе проекта воспитателями оформлен экологический уголок , где дети сами могут рассматривать морских обитателей.
Познакомили детей с произведениями писателей и поэтов: Г.Р. Лагздынь «Морской конёк», Г. Кодиненко «Осьминог», Е.Попова «Краб», Н. Доброта «Электрический скат», «Дельфин», Т. Астафьева «На дельфинах», А. Барто «Раковина», Г. Косова «Азбука подводного мира», С.Сахаров «Кто в море живёт?», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,В. Орлов «Для чего морю наряды?», «Я рисую море»,С.Баранов «Дельфины».
Очень понравились детям мульфильмы «Сказка о рыбаке и рыбке», «Подводная братва», «Русалочка», «Приключения пингвиненка Лоло», «В поисках Немо», «Шевели ластами». Разученя с детьми подвижные игры «Водолаз», «Море волнуется», «Рыбаки и рыбки», «Водяной». Для успешной реализации проекта потребовалось оснащение экологической зоны (Уголка природы). Изготовили картотеку загадок, пословиц и поговорок об обитателях моря. Разучили с детьми пальчиковую гимнастику «Чайка», «Пять рыбок», «Рыбки весело плескались», физкультминутку «А над морем – мы с тобою!».
На заключительном этапе проекта проведена викторина для детей «Морские тайны», она помогла провести некую диагностику знаний детей по данной теме. ________________
29 февраля планируется проведение открытого районного занятия «Путешествие в подводное царство». 1 марта состоится развлечение «В гостях у Нептуна». Но на этом наша исследовательская деятельность не закончена. Мы будем и дальше изучать, наблюдать, исследовать это удивительное морское царство.
Заключение: В данном проекте была сделана попытка изучения и развития эмоциональных переживаний у детей в ходе исследовательской деятельности . Проверка выдвинутой гипотезы показала, что развитие эмоциональной отзывчивости и познавательной активности детей о море и его обитателях стала успешной, благодаря созданию условий для изучения, наблюдения, вовлечения родителей в исследовательскую деятельность детей.
Материалы и оборудование:
Фотографии
Книжные и другие иллюстрации с изображением водоёмов и их обитателей
Фотоаппарат
материалы для изобразительной и конструкторской деятельности
Книги с рассказами о каких- либо морских обитателях
Расскраски по теме проблемы
Фильмы о морских обитателях
Дидактические игры
«Большая книга животных»
Детская энциклопедия «Эти необычные животные»
Карточки для занятий в детском саду и дома «Расскажите детям»:
Интернет -ресурсы.
Диск «Прикоснись к природе»
План- график реализации проекта
Этапы работы | Мероприятия | Сроки | Результат |
1. Подготовительный | Подбор тематической литературы, репродукций картин, мультфильмов, художественных фильмов, песен, пальчиковой гимнастики, физкультминуток, дидактических игр, раскрасок, информации для родителей, пополнение уголка пророды соответствуюшей картотекой. Разработка конспектов для занятий с детьми.
| 1-15 декабря | Будет способствовать качественной теоретической подготовке работы над проектом. |
2 Основной |
| 15 декабря- 20 февраля | Родители и дети обогатят свои знания о морских обитателях, появится интерес желание бережно относиться к природе, её богатству.
Появится интерес к экспериментальной деятельности. Будет способствовать созданию положительного эмоционального настроя, интереса, развитию речи, внимания. мышления у воспитанников.
Способствует развитию коммуникативных навыков, представления детей об окружающем мире, формированию двигательных навыков
|
3 Заключи тельный |
| 20 февраля- 1 марта | Диагностика, закрепление, обогащение знаний о морских обитателях |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированное занятие "Путешествие в морское царство"
Занятие для детей старшего возраста. Интегрированны развитие речи, ознакомление с окружающим, рисование....
Новый год в Морском царстве
новогодний праздник для средней группы детского сада....
"Морское царство"
Сюжетное физкультурное занятие для детей старшей группы....
Путешествие в Морское царство
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюв подготовительной группе «Путешествие в морское царство».(Образовательная область «Музыка»)....
"Морское дно, морское царство".
Познакомить детей с богатым миром подводного царства, разобрать взаимоотношения животных и растений, дать знания о природоохранной деятельности человека....
«Морское царство»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №5...
Морское царство
Давайте научим ребёнка рисовать подводный мир....