Использование фольклора народов Севера как компонент воспитания творческих способностей у детей.
творческая работа учащихся по окружающему миру (подготовительная группа)
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_mini_sayta.doc | 25.5 КБ |
mini_kukly.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фольклора народов Севера в работе с детьми как компонент воспитания творческих способностей через изготовление кукол «АКАНЬ».
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Давно доказан величайший потенциал народного творчества. Поэтому педагоги дошкольного образования сами ищут отдельные способы формирования бережного отношения к природе посредством малых форм фольклора, часто не имея четких теоретических и методических ориентиров и научных позиций.
Используя фольклор народов Севера в работе с детьми можно рассматривать компонент воспитания творческих способностей через изготовление кукол. Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.
Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку.
Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей. Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т.д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы (муки из сушеной рыбы). Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.
Куклы обских ханты, северных манси называются «Акань»,
а куклы юганских ханты - «Пакы».
Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями.
В рамках реализации своего проекта, в группе были проведены занятия по изготовлению национальных кукол «Акань». Детьми самостоятельно выбиралась цветовая гамма для будущей куклы. В ходе освоения детьми технологии различных видов изготовления кукол, они проявляли интерес в познании более глубоких знаний о коренных народов Севера, что и говорило о не навязчивой форме работы по формированию национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа
В результате в группе образовался мини – музей национальных кукол.
Нам есть чем гордиться!
Предварительный просмотр:
Мини-музей Кукол «АКАНЬ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Исследовательский проект в группе для детей с ОНР (третий период обучения) «Увезу тебя я в тундру» Ознакомление с бытом и фольклором народов севера.
Цель проекта:Формирование этнокультурного сознания и поведения детей (культура толерантности).Задачи:Расширять, обогащать знания детей о быте, традициях, обычаях народов Севера....
Использование игровых технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых пособий: "Палочки Кюизинера"; "Логические блоки Дьеныша"; "методика раннего развития Никитина" ;" Разв...
Использование нетрадиционной техники граттаж с целью формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств, творческих способностей. Особое значение имеет рисование, как...
Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...
Презентация «Использование нетрадиционных техник рисования с целью формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Презентация «Использование нетрадиционных техник рисования с целью формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей для детей 3-7 лет (Технология развивающего обучения, автор Л.С.Выготский)
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей для детей 3-7 лет ...