Использование фольклора народов Севера как компонент воспитания творческих способностей у детей.
творческая работа учащихся по окружающему миру (подготовительная группа)

Корчмарь Анна Александровна

 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_mini_sayta.doc25.5 КБ
Microsoft Office document icon mini_kukly.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора народов Севера в работе с детьми как компонент воспитания творческих способностей через изготовление кукол «АКАНЬ».

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Давно доказан величайший потенциал народного творчества. Поэтому педагоги дошкольного образования сами ищут отдельные способы формирования бережного отношения к природе посредством малых форм фольклора, часто не имея четких теоретических и методических ориентиров и научных позиций.

Используя  фольклор  народов Севера в работе с детьми можно рассматривать компонент воспитания творческих способностей через изготовление кукол. Народная память пронесла традиционные образы кукол через века и поколения. Всегда дети любили эту игрушку, а взрослые верили, что кукла охраняет детский сон ребенка и оберегает его.

Издавна в семьях обско-угорских народов девочки играли тряпичными куклами, которые им шили бабушка или мама, в дальнейшем девочка сама училась изготавливать себе куклу; по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

Куклу шили, орнаментировали как одежду взрослых, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку.

Эта игрушка являлась партнером детей в игре, учила понимать внутренний мир человека и служила оберегом от напастей. Обычно у девочек был целый набор различных кукол, кукольный гардероб и хозяйство (предметы домашнего обихода из бересты, дерева, меха, кожи, сукна и т.д.). Для игр взрослые делали девочкам берестяную посуду и утварь, колыбель, постель, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребки для выделки кожи, ступки и пестики для получения порсы (муки из сушеной рыбы). Всего было достаточно, чтобы девочка усвоила основы женского труда, стала в будущем хорошей матерью и хозяйкой.

Куклы обских ханты, северных манси называются «Акань»,

а куклы юганских ханты - «Пакы».

Эта народная игрушка ярка, красочна, выразительна. Цветовая гамма узоров, орнаментация выполнены в соответствии с народными традициями.

В рамках реализации своего проекта, в группе были проведены занятия по изготовлению национальных кукол «Акань». Детьми самостоятельно выбиралась цветовая гамма для будущей куклы. В ходе освоения детьми технологии различных видов изготовления кукол, они проявляли интерес в познании более глубоких знаний о коренных народов Севера, что и говорило о не навязчивой форме работы по формированию национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа

В результате в группе образовался мини – музей национальных кукол.

Нам есть чем гордиться!



Предварительный просмотр:

Мини-музей Кукол «АКАНЬ»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.

Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...

Исследовательский проект в группе для детей с ОНР (третий период обучения) «Увезу тебя я в тундру» Ознакомление с бытом и фольклором народов севера.

Цель проекта:Формирование этнокультурного сознания и поведения детей (культура толерантности).Задачи:Расширять, обогащать знания детей о быте, традициях, обычаях народов Севера....

Использование игровых технологий для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игровых пособий: "Палочки Кюизинера"; "Логические блоки Дьеныша"; "методика раннего развития Никитина" ;" Разв...

Использование нетрадиционной техники граттаж с целью формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств, творческих способностей. Особое значение имеет рисование, как...

Сборник методических рекомендаций на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста".

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные исследования могут быть использованы с целью усовершенствования процесса развития творческих способностей детей на занятиях изобразительн...

Презентация «Использование нетрадиционных техник рисования с целью формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Презентация «Использование нетрадиционных техник рисования с целью формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей для детей 3-7 лет (Технология развивающего обучения, автор Л.С.Выготский)

Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей  для детей 3-7  лет                        ...