Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей для детей 3-7 лет (Технология развивающего обучения, автор Л.С.Выготский)
методическая разработка по математике
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей для детей 3-7 лет
(Технология развивающего обучения, автор Л.С.Выготский)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей для детей 3-7 лет
(Технология развивающего обучения, автор Л.С.Выготский)
Воспитатель:
Фургина А.Р
Рождествено
1.Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы Дополнительная образовательная программа для дошкольников «Развивающие игры» разработана в соответствии с новыми подходами в образовании. Единые образовательные стандарты предполагают, что моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Образовательная программа «Развивающие игры» имеет социальнопедагогическую направленность по уровню освоения общекультурный, она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей при подготовке к школе, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а так, же подготовить к новой социальной роли школьника. Самой продуктивной формой обучения в данном возрастном периоде является игра, поэтому реализация программы «Развивающие игры» осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени. Новизна заключается в том, что реализация программы позволяет комплексно решать обозначенные задачи. Программа предусматривает развитие у детей воображения, фантазии, творческих возможностей. В программу игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной 4 деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах.
2.Актуальность
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки . Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых методик и технологий, учитывающих возрастные особенности детей, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства. Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет 5 поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка.
3.Педагогическая целесообразность
Программа «Развивающие игры» предусматривает увлекательную систему игр и упражнений и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, ассоциативные тренинги, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, с этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение детей в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребёнка, развитие познавательных процессов, стремления к самостоятельному познанию посредством развивающих игр.
Задачи: Обучающие: Обучение навыкам использования полученных знаний для решения практических вопросов; обучение навыкам самостоятельной работы; обучение навыкам игровой деятельности; формирование познавательной и двигательной активности; формирование умений устанавливать связи, выделять главное, анализировать, осознавать логику построения материала; - формирование позитивной мотивации к обучению. 6 Развивающие: Развитие интеллектуальных и творческих способностей, направленных на процесс познания через игру; развитие мыслительных процессов: память, внимание, мышление, воображение; развитие навыков самоконтроля и самооценки; развитие творческого потенциала; развитие координации движений и ориентировку в пространстве; развитие любознательности, как основу познавательной активности; развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности ребенка; развитие предпосылок учебных умений и навыков; развитие представлений об окружающем мире, расширение кругозора и развитие речи детей на основе имеющихся знаний; - формировать позитивную самооценку. Воспитательные: Воспитание способности к взаимодействию; к принятию самостоятельных решений; формирование способности работать в группе сверстников; - воспитание культуры общения.
Здоровьесберегающие: Снятие эмоционального и физического напряжения; Развитие общей координации движений; Профилактика нарушений зрения; Профилактика нарушений осанки.
5.Принципы построения программы
Система работы построена с учётом следующих подходов и принципов: - принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; - принцип минимакса: обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом; - принцип вариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; - принцип творчества (креативности): процесс обучения ориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности; - принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности; - наглядность обучения; 7 - цикличность построения занятия; - проблемность; - принцип системности и планомерности: занятия проводятся систематично, материал располагается последовательно, от простого к более сложному; - принцип доступности: материал преподносится в доступной для понимания форме, что облегчает работу с детьми, делает ее для них понятной; - игровой принцип: для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра, поэтому занятия носят игровой характер, обучение ведется через логические игры и игровые ситуации; - принцип развития ребёнка в деятельности: деятельность самого ребёнка – основной фактор его развития; - принцип целостного и гармоничного формирования личности в процессе обучения и воспитания: ребенок развивается как личность в соответствии с его физическими особенностями и имеющимися задатками; - принцип индивидуальности и дифференцированности: знание и учет индивидуально-психологических особенностей обучаемых, постановка задач конкретным воспитанникам в соответствии с их личностными характеристиками, корректирование методики воспитания и обучения. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей
Особенности развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Начиная с трёхлетнего возраста, ребёнок переходит в разряд дошкольника. Но присвоение такого «солидного» статуса не должно вводить в заблуждение родителей, стремящихся немедленно начать подготовку к школе и обременяющих детей утомительными занятиями по обучению счёту, письму и чтению. Ребёнка на данном возрастном этапе нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательным и усидчивым. Малыши просто не способны на это - все системы организма детей 3-4 лет находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жёсткому волевому контролю. Но ребёнка можно увлечь, заинтересовать и развить в полной мере его интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал посредством создания игровых ситуаций. Занятия в игровой форме помогут развить у ребёнка ловкость, наблюдательность, образное мышление, память, внимание. В возрасте трёх лет у детей появляется интерес к совместной игровой деятельности. Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. Основным видом деятельности становится игра. Задача 8 взрослых – сделать игру интересной и максимально продуктивной, не ущемляя интересов ребёнка.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребёнка |
Ведущая функция | Восприятие |
Игровая деятельность | Партнёрская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие |
Отношения со взрослыми | Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству |
Отношения со сверстниками | Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен |
Эмоции | Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта |
Способ познания | Экспериментирование, конструирование |
Объект познания | Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) |
Внимание | Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 минут Объём внимания 3-4 предмета |
Память | Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация); Преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная Объём памяти 3-4 предмета из 5 |
Мышление | Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) |
Воображение | Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого объекта) |
Условия успешности | Разнообразие окружающей среды; партнёрские отношения со взрослыми |
Новообразования возраста | Самопознание, усвоение первичных нравственных норм |
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
На пятом году жизни продолжается развитие всех органов и психологических функций ребёнка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется время активного бодрствования. Игры становятся более сложными. В игре ребёнок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Игры для детей среднего дошкольного возраста рассчитаны на возросшие возможности детей и направлены на формирование у них новых умений. В этом возрасте дети могут находить и выделять в предметах и явлениях некоторые дополнительные их свойства (вес, длительность звука и т. п.) и характеризовать предмет с помощью таких свойств. У дошкольников к этому возрасту совершенствуются сенсорные функции, активно развиваются все сферы психики.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении; познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно -деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | сверстниками Ситуативно – деловое: сверстник интересен как партнёр по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости |
Способ познания | Вопросы: рассказы взрослого; экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер); свойств предметов |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребёнка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 минут.Объём внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности Объём памяти 4-5предмет из 5, 2-3 действия |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное (появление элементов творческого воображения) |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речи |
Новообразования возраста | 1. Речь способствует организации собственной деятельности 2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения 3. Появление элементов сюжетной игры |
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Игры становятся более сложными. В старшем дошкольном возрасте детям полезны игры и упражнения, направленные на формирование и совершенствование разнообразных заместителей, анализировать их строение, использовать наглядные модели при ориентировке в пространстве и при создании образов. Дети используют предложенные взрослыми заместители предметов и ситуаций, но и сами их придумывают. Они учатся применять всё более сложные наглядные модели (планы, схемы, чертежи). Развивающие занятия учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы и саморегуляции.
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение |
Игровая деятельность | Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: углубление интереса к партнёру по играм, предпочтении в общении |
Эмоции | Преобладание ровного оптимистичного настроения |
Способ познания | Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание | Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 минут Объём внимания 8-10 предметов |
Память | Развитие целенаправленного запоминания Объём памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия |
Мышление | Наглядно-образное, начало формирования логического |
Воображение | Развитие творческого воображения |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста | 1. Планирующая функция речи 2. Предвосхищение результата деятельности 3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические) |
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. У ребёнка 6-7 лет достаточно развито наглядно-образное мышление и формируется более сложная форма мышления – словеснологическая. Благодаря этому дети могут понять главную мысль литературных произведений, высказываний, сюжетных картин; объединить несколько предметных картин на основе общих признаков; разделить картины на группы. Память по-прежнему является непризвольной, основанной на эмоциях, интересе. В этом возрасте дети могут быстрее ориентироваться в ситуациях, переходить от одной деятельности к другой, могут одновременно сосредоточиться на двух и большем числе различных объектов. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил. К возрастным особенностям 6-7 летних детей относятся непосредственность, эмоциональность, любознательность, доверчивость, отзывчивость. Именно в этом возрасте формируется мотивация к обучению.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Показатели | Характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении |
Ведущая функция | Воображение, словесно-логическое мышление |
Игровая деятельность | Длительные игровые объединения, умение согласовывать своё поведение в соответствии с ролью |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-личностное: взрослый – источник эмоциональной поддержки |
Отношения со сверстниками | Внеситуативно-деловое: собеседник, партнёр по деятельности |
Эмоции | Развитие высших чувств; формирование самооценки посредством оценки окружающих; ребёнок начинает осознавать свои переживания |
Способ познания | Самостоятельная деятельность, познавательное общение со сверстниками, взрослыми |
Объект познания | Причинно-следственные связи между предметами и явлениями |
Восприятие | Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание | Интенсивное развитие произвольного внимания. Удерживает внимание 20-25 минут Объём внимания 10-12 предметов |
Память | Интенсивное развитие долговременной памяти Объём памяти 6-8 предметов из 10, 4-5 действий |
Мышление | Элементы логического мышления развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления |
Воображение | Переходит на внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, стихи) |
Условия успешности | Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Новообразования возраста | 1. Внутренний план действия. 2. Развитие произвольности всех мыслительных процессов. 3. Возникновение соподчинение мотивов: общественные мотивы преобладают над личностными. 4. Возникновение первой целостной картины мира. 5. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника |
Планируемые результаты освоения Программы
Обучающийся будет знать: Способы использования полученных знаний для решения практических задач; способы действий при решении логических задач; - правила общения и взаимодействия в коллективе.
Обучающийся будет уметь: Находить объяснения и устанавливать причинно-следственные связи; - устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.); запоминать и удерживать в памяти действие, на определенном промежутке времени; проявлять логическое мышление в решении задач; запоминать определённое количество картинок или предметов; воспроизводить по памяти рассказанное событие или рассказ; запоминать и удерживать в памяти действия на определенном промежутке времени; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; сопоставлять разные признаки предметов; ориентироваться в окружающем пространстве, устанавливать последовательность событий, способность рассуждать и давать причинные объяснения; выделять существенные признаки объекта; находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор; играть в игры на внимательность и быстроту реакции, по правилам; регулировать силу нажима на карандаш или кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета; располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе; копировать узор или движение; - выполнять творческие задания самостоятельно; понимать и выполнять словесные инструкции, аргументировать свои высказывания; уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений; - уметь понимать и передавать свои чувства.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на три года для детей в возрасте от 3 до 7лет. Программа предполагает проведение 32 занятия для каждой возрастной категории детей в течении одного учебного 14 года. Количество детей в подгруппе – 8-12 человек. Продолжительность совместной деятельности (учебного часа) зависит от возрастной категории детей: - младший дошкольный возраст 3-4 года – 15 минут - средний дошкольный возраст 4-5 лет -20 минут - старший дошкольный возраст 5-6 лет – 25 минут - подготовительная к школе группа 6-7 (8) лет – 30 минут Структура занятия Структура занятия состоит из следующих этапов: 1.Организационный этап. Создание эмоционального настроя; Упражнения с целью привлечения внимания. По выбору педагога проводятся: этюды, игры на создание эмоционального настроя; упражнения, игры на развитие умения быстро сосредотачиваться; этюды на развитие внимания, умения контролировать свои действия; этюды на выражение внимания и сосредоточенности; игры, этюды на развитие произвольного внимания. 2. Мотивационный этап:
Сообщение темы занятия; выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме. 3. Практический этап. Подача новой информации на основе имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображение) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике. По выбору проводятся: игры, игровые задания с использованием демонстрационного материала; игры, игровые задания с использования раздаточного материала; словесные игры и задания; выполнение развивающих заданий и упражнений на бланках, карточках. 4. Заключительный этап (рефлексия). Обобщение полученных знаний, подведение итогов; игры, этюды, упражнения на снятие эмоционального и физического напряжения. По выбору проводятся: игры, этюды, упражнения на снятие эмоционального и физического напряжения. Форма занятий – совместная игровая – познавательная деятельность взрослого и детей. Занятия проводятся в форме игры-путешествия
Тематический план младший дошкольный возраст (3-4 года)
месяц, количество недель | Название темы | Дидактическая задача |
Сентябрь 1-2 | 1.Знакомство с палочками Кюизенера. Дидактическая сказка « Царство разноцветных палочек 2. « Строим дорожку» | Знакомство с дидактическим материалом и правилами его использования. Знакомство с розовым цветом. Формировать умение сравнения палочек по ширине, учить пользоваться словами широкий -узкий, одинаковые по ширине. |
3-4 | 1. « Чудесный мешочек» 2. « Поезд» | Различение и называние цвета палочек. Сравнение палочек по длине. Знакомство с голубым цветом. Развитие комбинаторных способностей, приобщение детей к моделированию. Способствование развитию речи. Заучивание стихотворения « Мишка» |
Октябрь 1-2 | 1. « Вверх – вниз» 2.«Волшебные дорожки» Игра: «По синей дорожке спешит сороконожка». | Выкладывание палочек по нарастающей и убывающей, сравнение по высоте. Знакомство с фиолетовым цветом. Знакомство с дидактическим материалом и правилом его использования.Учить различать и показывать цвет палочек(синий). Умение работать со схемой, накладывание палочек на изображение. |
3-4 | 3. Игра: «По красной дорожке друзья идут к Антошке». 4. Игра: «На желтой дорожке угадай, чьи ножки?». | Учить различать и показывать цвет палочек (красный). Умение работать со схемой, накладывание палочек на изображение. Учить различать и показывать цвет палочек (желтый). |
Ноябрь 1-2 | 1.Игра «На лесной дорожке зайчики-трусишки: шапки одинаковы разные штанишки». 2. «Разложи по цвету». | Обогатить словарь ребенка словами «одинаковые палочки», «разные палочки», учить сравнивать по длине палочки розовую и голубую, какая длиннее, какая короче. Закреплять знание эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память. Развивать умение согласовывать свои действия со сверстниками. Развивать речь. |
3-4 | 1.Игра №7 «Разноцветные зайчата» 2.Игровое упражнение «Найди все такие палочки, как эта по цвету и длине». | Учить ориентироваться на плоскости листа, закрепить умение группировать фигуры по двум признакам: цвету и форме. Закрепить умение группировать палочки по двум признакам: цвету и длине. |
Декабрь 1-2 | 1.Д.и: «Ёлка» 2.Игровое упражнение «Лесенка» | Упражнять детей в определении длины предмета, используя приём наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее – короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета. Учить выкладывать палочки в определенной последовательности. Совершенствовать умения сравнивать палочки, пользоваться словами много, поровну, столько- сколько. Развивать внимание, мышление детей |
3-4 | Игра «Домик с забором» | Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи. |
Январь 1-2 | «Знакомство с кубиками Никитина «Сложи узор»». Игра: «Дружба» | Развивать умение находить сходства и различия. |
3-4 | Игра: «Кто лишний?» | Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению. |
Февраль 1-2 | Игра: «Продолжи последовательность» | Развитие умений выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определённым правилам. |
3-4 | «Сравнение» | Развивать у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трём свойствам |
Март 1-2 | Игра: «Разные дорожки» | Формировать у детей способность создавать сериационные ряды с целью понимания относительности величины, развивать умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. |
3-4 | Игра: «Чудо квадрат» | Развивать речь, внимание и память; закреплять основные цвета. |
Апрель 1-2 | Игра: «Кто быстрее» | Развивать способность определять объём задания на определённый промежуток времени. |
3-4 | Игра: «Выложи по памяти» | Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление |
Май 1-2 | Игра: «Справа, как слева» | Развивать образное воображение, логическое мышление, память. |
3-4 | «Сложи узор» | Учить детей различать прямоугольник и квадрат. |
Тематический план средний дошкольный возраст (4-5 лет)
месяц, количество недель | Название темы | Дидактическая задача |
Сентябрь 1-2 | 1.Сказка о палочках Кюизенера. Выкладываем из палочек «Лесенки» | Продолжать знакомить детей с палочками как с игровым материалом. Помочь детям сориентироваться в данном материале. Выявить знания группы детей, уровни того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек(найди и покажи такую же палочку, как у меня; найди самую длину или короткую палочку; укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога. |
3-4 | «Весёлое путешествие» | Цель: закрепить представление детей о том, что палочки (полоски) каждого цвета имеют определенное число; продолжать упражнять в соотнесении цвета и числа; формировать навык самоконтроля. |
Октябрь 1-2 | «Вариант 2». | Цель:предложить составить «поезд» из пяти палочек (желтого, белого, голубого, розового, красного цвета). |
3-4 | «Найди колпачок для гномиков» | Цель:упражнять детей в подборе палочки (полоски) нужного цвета и числового значения согласно словесному указанию взрослого; подвести к пониманию, что у каждого числа есть свой цвет; формировать навыки самоконтроля. Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски). |
Ноябрь 1-2 | «Найди свой домик» | Цель: закрепить умение соотносить цветную палочку с цифрой; развивать память. |
3-4 | «Домики жильцов» | Цель: подобрать для цветной палочки соответствующую цифру. |
Декабрь 1-2 | «Построй лесенку» | Цель: закрепить умение считать в прямом и обратном порядке до 5 (порядковый счет); развивать глазомер. |
3-4 | «Вертикальная лесенка» | Цель: учить составлять вертикальную «лесенку» (от самой низкой до самой высокой палочки) и назвать «ступеньки», посчитать их по порядку. |
Январь 2 | «Работа с кубиками Никитина «Сложи узор». Игра «Сложи квадрат» | Закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; - развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; - учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действия в игре; - способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели. |
3-4 | Игровой турнир по развивающим играм Б.П.Никитина | Заинтересовать детей играми, вызвать радостное настроение. Развивать память, внимание, логическое мышление; добиваться самостоятельного выполнения заданий. Тренировать в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы целого и его частей, их взаимоотношений и взаиморасположение (в игре «Сложи квадрат»). |
Февраль 1-2 | «Разноцветные платочки, полосатые флажки и табуреточки для матрешки» кубики «сложи узор» | Продолжать учить детей выкладывать задание по образцу. Продолжать учить сравнивать количество кубиков: по 2, поровну, одинаковое количество. |
3-4 | «Путешествие в загадочный город на ковре самолете». Кубики «сложи узор» «Конфета» | Выкладывание знакомых узоров по памяти (коврик, платочек, флажок) Развивать наглядно-действенное мышление, воображение, умение различать формы: квадрат, треугольник, прямоугольник. |
Март 1-2 | «Путешествие в гору» | Развивать способность к анализу и синтезу изображений, пространственного мышления, мелкой моторики, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи, познакомить с соотношением целого и части |
3-4 | «Цветочная поляна» кубики «сложи узор» | Стимулировать стремление проявлять самостоятельность в выборе материала по цвету, видоизменяя палитру предложенного образца. |
Апрель 1-2 | Путешествие «Фантазейки» на цветочную поляну. Кубики «сложи узор» | Выкладывание по памяти (цветок, озеро). Учить выкладывать бабочку и рыбку. Развивать фантазию, побуждать детей выполнять задания из кубиков других цветов. |
3-4 | Коврик для «божьей коровки». | Учить выкладывать «коврик» по образцу. |
Май 1-2 | Дом, в котором живет «Фантазейка» Кубики «сложи узор» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний, правый нижний угол). |
3-4 | «Сложи узор» работ по схеме | Развивать образное воображение, логическое мышление, память. |
Тематический план старший дошкольный возраст (5-6 лет)
месяц, количество недель | Название темы | Дидактическая задача |
Сентябрь 1-2 | Игровое упражнение «Ступеньки» | Цель: учить строить двустороннюю лесенку с направлениями снизу вверх и сверху вниз, затем назвать «ступеньки» и посчитать их по порядку. |
3-4 | «Найди ступеньки» | Цель: закреплять умение называть числа-«соседей», сравнивать смежные числа; учить устанавливать логические связи и закономерности, развивать глазомер. Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски). |
Октябрь 1-2 | «Числа-ступеньки» | Цель: учить называть числа «ступеньки», соседствующие со «ступенькой», обозначающей число 2 (3, 4). |
3-4 | «Числа-ступеньки» | Цель: учить называть числа «ступеньки», обозначающие числа до 4 (после 2; от 3 до 5; между 1 и 3 и т. д.). |
Ноябрь 1-2 | «Лесенка сломалась» | Цель: подвести к пониманию того, что каждое число натурального ряда должно быть больше предыдущего на 1; развивать глазомер, память. Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски). |
3-4 | «Составь палочку» | Цель: закреплять умение составлять число из двух меньших чисел в пределах пяти; развивать количественные представления; подводить к действиям сложения и вычитания. |
Декабрь 1-2 | «Состав числа из двух меньших чисел» | Цель:составить для голубой палочки аналогичную по длине, но из двух меньших. |
3-4 | «Составь палочку» | Цель: «забрать» от голубой палочки белую и узнать, какая палочка останется, а затем записать данные действия в виде числового выражения с применением арифметических знаков: 3-1=2. |
Январь 2 | «Работа с кубиками «Сложи узор». Повторение предыдущих заданий. Д/и «Гусеница» | Развивать внимание, зрительную память, пространственные представления, конструктивные способности, логическое и творческое мышление. |
3-4 | «Лошадка» «Отдыхающая Собачка» | Развивать внимание, зрительную память, пространственные представления, конструктивные способности, логическое и творческое мышление. |
Февраль 1-2 | «Сказочный домик» «Грузовой поезд» | Развивать внимание, зрительную память, пространственные представления, конструктивные способности, логическое и творческое мышление. Развивать внимание, зрительную память, пространственные представления, конструктивные способности, логическое и творческое мышление. |
3-4 | «Пятиэтажный дом» «Утка» | Развивать внимание, зрительную память, пространственные представления, конструктивные способности, логическое и творческое мышление. Развивать внимание, зрительную память, пространственные представления, конструктивные способности, логическое и творческое мышление. |
Март 1-2 | «Краб» «Грузовик» | Учить детей работать по схеме, пространственного мышления. Развивать внимание, зрительную память, пространственные представления, конструктивные способности, логическое и творческое мышление. |
3-4 | «Буква Т» | Развивать наглядно-действенное мышление, воображение, умение комбинировать. |
Апрель 1-2 | Путешествие «Фантазейки» на цветочную поляну. Кубики «сложи узор» «Кораблик» | Выкладывание по памяти (цветок, озеро). Учить выкладывать бабочку и рыбку. Развивать фантазию, побуждать детей выполнять задания из кубиков других цветов. Развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, умение владеть карандашом, проводить линии по линейке, по лекалу, на глаз, различать границу фигуры и видеть линии-контуры. |
3-4 | «Золотая рыбка» «Белочка» | Развивать наглядно-действенное мышление, воображение, умение комбинировать. |
Май 1-2 | «Фонарик» «Бабочка» | Развивать образное воображение, логическое мышление, память. Развивать мыслительные процессы, закреплять знания основных цветов. |
3-4 | «Сложи узор» работа по схеме | Развивать образное воображение, логическое мышление, память. |
Тематический план старший дошкольный возраст (6-7 лет)
месяц, количество недель | Название темы | Дидактическая задача |
Сентябрь 1-2 | Диагностика с палочками Кюизенера | Цвет. Величина. Количество счет (до 10). Геом. Фигуры (Квадрат, треугольник, прямоугольник). Ориентировка в пространстве (Право, лево, Вверху, внизу). Классификация. Цифры до 10. |
3-4 | «Составь коврик» | Учить детей отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки; закреплять у детей понятие «который по счету»; учить детей ориентироваться в пространстве (оперировать понятиями «левый», «правый», «между»). |
Октябрь 1-2 | «Назови число — найди палочку» | Цель: упражнять в нахождении соответствия между числом и палочкой. Материал: набор палочек Кюизенера (или цветные полоски). |
3-4 | «Дорожки длинные и короткие» | Цель: содействовать развитию представления о длине; закреплять понятия «длинный», «короткий», умение сравнивать предметы «на глаз»; развивать глазомер. |
Ноябрь 1-2 | «Заборчик» | Цель: содействовать развитию представлений о высоте; закреплять понятия «высокий», «низкий»; учить сравнивать два предмета по высоте «на глаз»; развивать глазомер. |
3-4 | «Ленточки для котят» | Цель: содействовать развитию представлений о длине (длинный, короткий); учить сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения; развивать глазомер. |
Декабрь 1-2 | «Ленточка широкая и узкая» | Цель: развивать представление о ширине (широкая, узкая); учить сравнивать два предмета по ширине; развивать глазомер. |
3-4 | «Чудесный мешочек» | Цель: продолжать развивать представления о длине; учить подбирать палочки одинаковой и разной длины на ощупь, закрепляя метод наложения. Материалы: палочки Кюизенера; мешочек. |
Январь 2 | Игра «Время» «Снежинка на окошке» | Цель:Развивать умение детей моделировать часы; определять время по часам. Материал. Цветные счетные палочки: 13 белых, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 12. Карточка, на которой нарисован круг с точками, обозначающими каждый час (на каждого ребенка). Продолжать учить выкладывать изображение по карточке-заданию. Развивать фантазию, воображение (придумывание и выкладывание своих снежинок, использование кубиков других цветов). |
3-4 | Количество и счет» «Весёлые птички» | Цель:Закреплять счет в пределах 10 Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления. Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера.Кубики и счетные палочки. |
Февраль 1-2 | Ориентировка во времени, пространстве, плоскости». «Ориентировка во времени» «Дни недели» | Цель:Развивать чувство времени; расширять представления о пространстве, на часах, днях недели, названия месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Закреплять знания детей дней недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. |
3-4 | Дом, в котором живет «Фантазейка» | Цель:Учить выкладывать домик, елочку, фонарик. Закреплять умение ориентироваться в пространстве (левый верхний угол, правый верхний угол, левый нижний, правый нижний угол). Закреплять умение сравнивать предметы (елочки) по высоте. Развивать фантазию (выкладывание узоров другими цветами, придумывание своих узоров) Материал: Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка |
Март 1-2 | «Журавушка»
| Цель:Учить детей моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в изображаемом предмете. Упражнять в счете. Развивать глазомер. Материал. Цветные счетные палочки: 2 розовые, 2 черные, 2 синие, 2 бордовые, 4 красные, 1 голубая, 6 белых. |
3-4 | «Полосатая салфетка» | Цель: Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур; умение составлять число 6 из двух меньших чисел. Материал. Цветные счетные палочки: 5 фиолетовых, 3 желтых, 3 красных, 3 голубых, 3 розовых, 3 белых; карточка. |
Апрель 1-2 | Игра «Весна» | Цель:Учить выкладывать по образцу птичку и сосульки. Материал: Кубики «сложи узор» по коробке на ребенка Карточки-задания (птичка и сосульки) |
3-4 | «Подснежники» «Путешествие по весеннему лесу» | Цель:Учить выкладывать из кубиков разнообразные цветы по образцу. Выкладывание по памяти птичка и цветы. Закреплять умение сравнивать длину и ширину (ручейков). |
Май 1-2 | «Путешествие на машине и на корабле» «Подарки ко дню рождения Фантазейке» | Цель:Продолжать учить выкладывать по памяти (цветы, птицы, рыбки, лодка). Продолжать учить выкладывать по памяти. Развивать фантазию (выкладывание своих узоров). |
3-4 | «Цветы в подарок» «Подарки для друзей» | Цель:Продолжать учить выкладывать по памяти. Развивать фантазию (выкладывание знакомых изображений цветочков другого цвета). Закреплять навыки счета. Продолжать учить выкладывать по памяти (цветы, птицы, рыбки, лодка). |
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ
Палочки Х.Кюизенера.
С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х.Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Игры Никитина.
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб», «Сложи квадрат», «Дроби», «Кубики для всех», «Сложи узор».
Литература
1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 2019.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 2020.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 2020.
4. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 2021.
5. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Высшая школа, 2019г.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. -М.:Педагогика, 2019.
7. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2020.
8. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 2021.
9. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 2020.
10. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 20122.
11. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 2019.
13. Пимонова Т. А. Игровые ситуации на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. – 2019. - № 12. – с. 79-80.
14. Спиваковский А.С. Игра - это серьезно. - М., 2019.
15. Сластенин В.А.Педагогика: Инновационная деятеьность.-М..2018г.
16. ЭлъконинД.Б. Психология игры. - М., 2021.
17. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» М., 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровой площадки для развития познавательной области у детей первой младшей группы.
Использование игровой площадки для развития познавательной области у детей первой младшей группы.В каждом детском саду на площадке установлены павильоны, в которых можно переждать летний до...
Мастер-класс Тема: Развитие познавательной активности, творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).
Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – э...
Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.
В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....
Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной и творческой активности детей посредством создания игровой мотивации»
ТЕМА МАСТЕР КЛАССА "Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста при проведении образовательной деятельности посредством создания игровой мотивации." Цель мастер-класс...
Из опыта работы «Использование игровых технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей 2-3 лет»
laquo;От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»...
Мастер - класс «Использование орф-технологий в развитии музыкальных и творческих способностей детей посредством игры на музыкальных инструментах и движений».
движений».Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими орф-приемами для ознакомления детей дошкольного возраста с миром импровизации и музицирования через...
Отчёт о проделанной работе для решения годовой задачи ДОУ «Создание условий для развития познавательной и творческой активности детей в театрализованной деятельности при организации и оснащении развивающей предметно-пространственной среды»
В любом возрасте ребенок стремится проявить творчество. В развитии творческих способностей помогает театр (театрализованная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало ...