Конспект ООД в области: «Познавательное развитие» на тему: «Богатыри земли русской». Подготовительная к школе группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: Познакомить с былиной, как с одним из фольклорных жанров; формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях – защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче; закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, сапоги, кольчуга, шлем, плащ; палица, булава, копьё, меч, щит, лук, стрелы); воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_bogatyri.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №15
Конспект ООД в области: «Познавательное развитие»
на тему: «Богатыри земли русской».
Подготовительная к школе группа.
Воспитатель: Л. М. Мещерякова
2017 год
Цель: Познакомить с былиной, как с одним из фольклорных жанров; формировать представление о героическом прошлом русского народа, русских богатырях – защитниках Земли Русской: Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче; закрепить знание названий элементов костюма и оружия русского богатыря (рубаха, сапоги, кольчуга, шлем, плащ; палица, булава, копьё, меч, щит, лук, стрелы); воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предварительная работа. Чтение былин «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Змей», «Алёша Попович», прослушивание былин в аудиозаписи, рассматривание картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», заучивание пословиц.
Материал: «Утро» Э. Грига, и звучание гуслей (в записи), репродукции картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»,
Ход:
Дети сидят полукругом на стульях. Звучит «Утро» Э. Грига.
Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною. А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках Земли Русской, которые жили тысячу лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней. Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?
Дети. Мы узнали из былин.
Воспитатель: Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?
Дети. Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина – это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.
Воспитатель. Кто слагал и рассказывал былины о богатырях? Создателем былин был народ, а рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который сказывал, рассказывал русские народные былины и сказки. Как сказитель рассказывал былины?
Дети. Сказывал, как песню, и играл на гуслях.
Воспитатель: Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях – богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказитель так и говорил (звучит голос сказителя)
В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Так кто же такие богатыри?
Дети: Защитники Родины, воины, смелые мужественные люди.
Воспитатель: Вы правы, богатыри – это защитники Земли Русской. Они славились невиданной силой, безграничной храбростью. Какие пословицы вы знаете о смелости русских героев?
Дети:
-Кто смел, тот и на коня сел.
- Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
-Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Воспитатель. А теперь проведём игру «Угадай-ка» по русским былинам, которые мы с вами читали. (на столе лежат картинки или предметы, которые вызывают ассоциацию с какой-либо былиной). Угадайте, в каких былинах упоминались следующие предметы. Печка, колодец, ковш.
Дети. В былинах об Илье Муромце.
Воспитатель. Свисток, дубовый листок.
Дети. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
Воспитатель. Почему Илью называли Муромцем?
Дети. Он был родом из Мурома.
Воспитатель. Кто передал Илье Муромцу меч?
Дети. Святогор.
Воспитатель. С кем сражался Алёша Попович?
Дети. С Тугарином Змеем.
Воспитатель. Молодцы! Отлично справились с викториной! Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо!
Физкультминутка
Дружно встанем – раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо –
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце, руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Воспитатель: подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Скажите, пожалуйста, какая картина В. М. Васнецова появилась у нас на экране?
Дети. Картина «Богатыри».
Воспитатель. Давайте рассмотрим её и поговорим о ней. Кто изображён на картине?
Дети. Богатыри.
Воспитатель. Кто находится в центре картины?
Дети. Илья Муромец.
Воспитатель. Как вы догадались, что это Илья Муромец?
Дети. Он самый старший, самый могучий и мудрый.
Воспитатель. Кто слева от Ильи Муромца? А кто справа от него?
Дети. Добрыня Никитич слева, Алёша Попович справа.
Воспитатель. Богатыри смотрят вдаль: не видать ли где врагов? Они защищают Землю Русскую, её границы. Как одеты богатыри?
Дети. На тело надета кольчуга.
Воспитатель. А что такое кольчуга и зачем она нужна?
Дети. Это рубашка из металлических колец. Она защищала богатырей от ударов копья или меча, от стрел.
Воспитатель. Что надето на головы богатырей?
Дети. Шлем. Он оберегал голову богатыря от ударов.
Воспитатель. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Дети. У Ильи Муромца копьё и булава или палица, Добрыни Никитича меч, а у Алёши поповича лук со стрелами.
Воспитатель. На чём умел играть Алёша Попович? Давайте внимательно посмотрим на картину.
Дети. Алёша Попович играл на гуслях.
Воспитатель. Вы правы. Богатыри не только воевали, но и умели отдыхать. Сейчас и мы с вами отдохнём. Я познакомлю вас с русской народной игрой «Достань сапожок!» Она проводилась на ярмарках и в праздники. Сапожок подвешивали на шесте или верёвке; достать его можно, только подпрыгнув . Сапожок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет сапожок. (проводится игра)
А теперь давайте соберём богатыря в дорогу, на подвиг героический. (надевают элементы одежды на ребёнка: кольчугу, шлем, плащ; снаряжают оружием – мечом, щитом).
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием! Богатырь получился на славу. Сейчас он произнесёт клятву богатыря.
Ребёнок (в роли богатыря). Обещаю бороться в честном бою! Друга в беде не бросать! Да не посрамим Земли Русской!
Воспитатель: Дети, давайте вспомним пословицы, в которых говорится о русских богатырях.
Дети:
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.
Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.
Воспитатель. Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним, какое правило оставили на богатыри.
Дети: любить Родину, защищать и беречь её. Защищать слабых, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми , мужественными.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Слава русской старине!
Слава русской стороне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД раздел «Формирование целостной картины мира» тема: «Илья Муромец – богатырь земли русской» подготовительная к школе группа
Материал формирует представление детей о прошлом русского народа Древней руси, знание о былине и ьылинном богатыре - Илье Муромце. Развивать познавательный интерес к истории России. Воспитывать чувств...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) в подготовительной к школе группе на тему «Все профессии важны, все профессии нужны»
Организованная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений) с использованием презент...
КОНСПЕКТ ООД ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ) В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКИ» ( С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ)
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать у детей интерес к познавательному развитию через формирование элементарных математических представлений....
КОНСПЕКТ НОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Формирование элементарных математических способностей (в подготовительной к школе группе) «Приключения Незнайки и его друзей»
Программное содержание.1. Обучить детей составлять число из двух меньших чисел.2. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день недели сегодня, какой был вчера, какой бу...
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской» (подготовительная к школе группа)
ПРОЕКТ «23 ФЕВРАЛЯ» (подготовительная группа)Проблема: отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской арми...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Удивительная глина» в подготовительной к школе группе
Конспект ООД по образовательной области "Познавательное развитие" разработан для детей подготовительной к школе группы с целью обобщения и расширения представлений детей о свойствах природны...