Русская народная культура и ее место в развитии ребенка.
методическая разработка по окружающему миру по теме

                                                   «Народ, который не знает своей культуры

                                                   И истории, - презренен и легкомысленен».

                                                                             Н.М.Карамзин

    Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_kultura_i_ee_mesto_v_razvitii_rebenka.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная культура и ее место в развитии ребенка.

Содержание работы во второй младшей группы.

    В младшей группе детям еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время  праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы, оформляет группу к праздникам, а после них беседует с детьми, спрашивает, где они были с родителями, что видели.

     Вся работа по знакомству малышей с родным городом и страной проходит вне занятий. Во время прогулок воспитатель знакомит детей с близлежащими улицами, обращает их внимание на то,что улиц много, у каждой улицы свое название, добивается, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес.

     Большая работа проходит в книжном уголке ,куда воспитатель помещает иллюстрации о природе России, о главной достопримечательности родного города. Рассматривая иллюстрации, воспитатель повторяет с детьми название города, страны.

     В младшей группе детей начинают приобщать к русской культуре: рассказывают им русские народные сказки, читают потешки , слушают русские народные песни, играют в народные игры, рассматривают предметы народно-прикладного искусства ( матрешки, пирамидки ) и играют с ними. Воспитатель инсценирует с детьми некоторые русские народные сказки.

     На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки, которыми украшают город к празднику.

     Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что дети, хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.

Содержание работы в средней группе.

     В средней группе продолжается работа, начатая с малышами. Углубление представлений о родной стране происходит в процессе ознакомления с родным городом. Воспитатель рассказывает детям о том, что наша страна большая, в ней много городов, закрепляет название родного города и страны.

     Основная работа проводится вне занятий : целевые прогулки, работа в книжном уголке, беседы с детьми и т.д.

     Но, начиная со средней группы, можно проводить занятия о родном городе, родной стране. Занятия проводится один раз в месяц, их основная задача - показать детям красоту родного города и страны, приобщить к ее истории. На занятиях дети знакомятся с главной достопримечательностью родного города, с тем, как давали названия улицам, с природой страны, с праздниками, которые отмечают  в нашей стране - День защиты Отечества, День космонавтики, День Победы.

      Продолжается работа по знакомству детей с русской культурой. Воспитатель рассказывает детям сказки, заучивает с ними потешки, предлагает послушать русские народные песни, поиграть в народные игры. Усложняется работа по знакомству с народно – прикладным искусством.

      Детей знакомят с русским национальным костюмом, вносят в группу одетых в эти костюмы кукол.

      В работе по воспитанию патриотических чувств у детей средней группы широко используется художественная литература. Детям читают много стихов, рассказов о русской природе, о жизни в городе и деревне.

      Постепенно у детей формируются первичные представления о своей стране, о своем городе, о своем народе. Дети учатся восхищаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей страной.

Содержание работы в старшей группе.

    В старшей группе содержание работы по воспитанию патриотических чувств усложняется. Задача воспитателя заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Детей знакомят с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями, памятниками известным людям; дают знания о некоторых событиях из истории России.

     Большая работа проводится по знакомству детей с трудом народа на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление народа сделать свою страну, свой город еще краше и богаче.

     Много внимания уделяется знакомству детей с русской культурой: устному народному творчеству, народно – прикладному искусству, русским народным песням, играм.

     Основная работа проходит вне занятий. Занятия проводятся один – два раза в месяц. Информация, которую дети получают на занятиях, закрепляется во время бесед с детьми, в дидактических играх и упражнениях. Один раз в неделю проводятся целевые прогулки.

      Работа с детьми по воспитанию патриотических чувств, воспитатель должен помнить, что только положительная информация о своем народе, о своей стране, о своем городе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну.

Содержание работы в подготовительной группе.

    В подготовительной группе даются новые знания и закрепляются и расширяются знания, полученные детьми в старшей группе. Увеличивается число занятий – два раза в неделю. Информацию, которую дети получают в подготовительной группе, можно разделить на следующие темы.

      *История возникновения родного города и его достопримечательности.

      *Знакомство с округом, районом, в котором живут дети. Ориентировка в близлежащих улицах.

      *История России и ее символика. Народы России. Города России.

      *Защитники Отечества – А. В. Суворов, М. И. Кутузов, К. Минин и Д.Пожарский, Г. К. Жуков.

      *Люди, прославившие Россию: М. В. Ломоносов, П. И. Чайковский, Ю. А. Гагарин, челюскинцы.

      *Богатство России – хлеб, лес, лен.

      *Русская культура – устное народное творчество, народные игры, народно – прикладное искусство, музеи родного города, традиции русского народа, архитектура родного города.

    Давая знания об истории города о его памятниках, необходимо связать их с историей России, чтобы дети осознали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны.

    Большая часть работы по – прежнему проводится вне занятий. Во время целевых прогулок необходимо уделить особое внимание обучению детей умению ориентироваться в своем микрорайоне, объяснить детям, что это им пригодится, когда они пойдут в школу.

    Усложняются формы работы с детьми: детей учат работать со схемами, картой, знакомят с глобусом, учат придумывать герб семьи и группы и др. Воспитатель чаще привлекает к работе родителей, советует им посетить те места в родном городе, о которых он рассказывал детям на занятиях. Убеждает родителей в том, что детям необходимо показывать свой город, свою страну с привлекательной стороны. Только в этом случае мы сможем вырастить настоящих патриотов, любящих свою страну, свой народ, свой город.

Народный праздник «Ярмарка»

    Задача : дать детям представление о празднике, народных традициях, русском костюме, промысловой деятельности, живописи.

    Представления детей о празднике :

  1. это веселый, яркий народный праздник;
  2.  предки продавали на ярмарке излишек нового урожая, производили обмен товара;
  3. На ярмарку ходили ( ездили ) в нарядных праздничных костюмах;
  4. Коробейники и купцы продавали игрушки, посуду из глины, дерева, разные украшения и т.д.;
  5. Скоморохи веселили народ;
  6. На ярмарке играли на народных музыкальных инструментах, пели песни, водили хороводы, устраивали игры.

С чем знакомятся дети:

    Дети 4 -5 лет получают представления о сарафане, головном уборе девушки, который назывался «Краса».

    Дети 5 -7 лет узнают о новых элементах костюма.

    Классифицируют костюм по цветному исполнению, качеству материи, отделке, украшению.

    Головной убор девушки – краса, женщины - мамы  --- кичка.

    Дети 4 – 5 лет получают представление об украшениях : бусы, перстенек.

    Дети 5 -7 лет – о материале, из которого изготовлены украшения (бисер, жемчуг, цветное стекло) .

    Дети знакомятся с мужским костюмом, в состав которого входят косоворотка, штаны, или порты, головной убор- картуз.

    Дети 4 -5 лет узнают о лаптях.

    Дети 5 – 7 лет – о лаптях и праздничных сапогах.

    Народные игрушки.

    Дети 4 – 6 лет знакомятся со свистульками Ярославского края.

    Дети 4 – 5 лет – с формой и функциональным назначением сундука.

    Дети 5 – 7 лет узнают, из чего изготовлен сундук и как украшен.

    Дети рассматривают картину Е. Кустодиева «Ярмарка» и другие иллюстрации по теме.

Праздник « Рождества Христово»

    Задачи: формировать представления детей о празднике, народных традициях.

    Представление детей о празднике:

    Рождество – день рождения Иисуса Христа. Рождество – веселый праздник. Он сопровождается колядками, хождением со звездой, ряженьем. На Рождество елку украшают звездочками, игрушками, сделанными своими руками. В Рождество угощают колядками – маленькими булочками в виде фигурок домашних животных.

    Представление об украшениях народного костюма.  

    Самодельные серьги – двойчатки Ярославской губернии и другие украшения из бисера и жемчуга.

    Представление о рождественской атрибутике, о праздничных колокольных звонах.

Русский народный праздник «Святки»

    Задача: дать представление детям о празднике «Святки», народных традициях, промысловой деятельности, народном обряде, народных играх, праздничной трапезе .

    Представление детей:

Святки – это веселый праздник с зимними играми, забавами, колядками.

    В святочные дни принимали гостей и ходили в гости; колядовали, гадали, рядились; устраивали спектакли, розыгрыши, маскарады. На Руси существовали поверья: в святочные дни происходят чудеса, животные разговаривают по – человечески (оживают сказки ), сбываются предсказания.

    В эти дни принято одаривать близких, подавать милостыню.

    Праздник в доме крестьянина и богатого горожанина, обстановка горницы и гостиной, праздничные развлечения, прядение (дети подготовительных групп).

    Народный святочный костюм, ряженые крестьяне, маскарадный костюм горожанина.

    Промысловая деятельность:

    Прялка. Дети 4 – 5 лет знакомятся с функциональным назначением прялки, ее украшением.

    Дети 5 – 6 лет получают представление о разных формах ярославских прялок.

    Народный обряд – святочные гадания (дети подготовительной группы).

    Праздничная трапеза : Дети со взрослыми пекли печенье в форме домашних животных.

    Опытническая деятельность «Вода – лед» : изготовление ледяных украшений для улицы.

              Народные игры.

    Совместная музыкальная, игровая деятельность взрослых и детей.

    Работа с родителями.

Русский народный праздник «Масленица»

    Задача: дат детям представление о народном празднике, народном костюме, предметах, народных промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве.

    Представления детей:

    Масленица – это праздник весны с шутками, плясками, маслеными блинами, катанием на горке, на лошадях.

    Русский народный костюм. Дети старшего возраста знакомятся с новыми элементами народного костюма – душегрейкой, безрукавкой, росписью, вышивкой душегрейки, безрукавки, праздничных сапог.

    Головные уборы – женские шали, платки, мужская шапка – треух.

    Обувь – праздничные сапоги.

    Народные промыслы. Изделия из глины – свистульки, глиняные игрушки.

    Посуда деревенского дома – кувшины, горшки, миски.

    Обрядовая кухня. Блины гречневые, блинчики с творогом, пироги.

    Русское гостеприимство. Хождение в гости, прием гостей.

    Русская тройка.

    Колокольчики поддужные.

    Совместная музыкальная, игровая деятельность детей с родителями и педагогами.

    Слушание русских народных песен: «Валенки», «Еду к любушке своей…», «Однозвучно звенит колокольчик….».

    Пение русских народных песен: «Прощай, Масленица», «Как на масляной неделе…», «А кто у нас гость большой?», «Здравствуй, Масленица годовая».

Праздник «Пасха»

    Задача: дать представление о празднике, народных традициях, русском народном костюме, пасхальном столе, пасхальной живописи.

    В ожидании светлого праздника взрослые и дети к нему тщательно готовятся. Совершают разные добрые дела, моют, убирают свой дом, помещение группы в детском саду; квартиру, дом, где живет семья; готовят подарки родителям и друзьям. В течение недели педагоги знакомят детей с символами Пасхи, читают библейскую детскую литературу об Иисусе Христе. Организуют целевые наблюдения за изменениями в природе, возрождением всего живого на земле.

    Представления детей.

    Пасха – праздник начала весны. Пасха – это день воскресения Иисуса Христа. Пасхальная традиция – красить яйца во все цвета радуги. В Пасху дети и взрослые играют крашеными яйцами. В Пасху принято ходить в гости и принимать гостей. Пасха – день любви и милосердия.

    Представления о празднике.

    Русский народный костюм.

    Дети 4 – 5 лет узнают о назначении  и окраске передника, пояса; дети старшего возраста – о назначении украшений.

    Пасхальный стол.

    Педагоги знакомят детей с пасхальной атрибутикой – разноцветные яйца (крашенки, писанки), кулич, пасха.

    Живопись. Старшие дошкольники знакомятся с иконами:

         «Рождение Иисуса Христа», «Распятие Иисуса Христа», «Воскресение Иисуса Христа».

    Совместная музыкальная и игровая деятельность взрослых и детей.

    Слушают пасхальные колокольные звоны и другие музыкальные произведения: увертюру Н. Римского – Корсакова «Светлый праздник» (перезвон колоколов), «Пасхальные звоны», «Утренняя молитва» (П. Чайковского», «Аве Мария» (Шуберта).

    Играют в пасхальные игры с крашеными яйцами (катание и битье).

    Взаимодействие педагогов с родителями.

    Для домашнего чтения воспитатели предлагают литературу: «Детская Библия», «Моя первая библейская история» и др.

    Воспитатели дают рекомендации родителям по украшению праздничного пасхального стола.

Русский народный праздник «Именины березки» (Троица).

    Задачи: дать детям представление о народном празднике, о русском народном костюме, о вышивании, об изделиях из глины, народных играх, праздничных трапезных блюдах.

    По народному календарю – это праздник лета, который начинается в четверг, или семик, и заканчивается в первое воскресение после Троицы. Время с семика до Троицы называлось семитская неделя, троицкая неделя, зеленые святки. Троицкая неделя представляет собой прощания с весной, встречу с летом. В течение первой предпраздничной недели дети наблюдают весеннее возрождение земли, красоту зеленеющего луга, цветущих деревьев, любуются яркой изумрудной зеленью березки. Во вторую неделю дети «путешествуют в прошлое». Педагоги знакомят их со старинными праздничными обычаями: украшать березку; плести венки из веток березы, весенних цветов; ветками березы украшают дом; под березой совершать праздничную трапезу и т.д.

    Представления детей о празднике.

    Троица – это праздник прощания с весной, встреча с летом; именинница праздника – березка. Она – любимое дерево на Руси, раньше всех одевается в зеленый наряд. Предки ветками березки в Троицу украшали дома; вокруг нее водили хороводы, играли в народные игры. Девушки березку на Троицу украшали в народные игры. Девушки березку на Троицу украшали лентами, бумажными цветами и птицами, венками из веток, весенних цветов. Под березкой ели праздничные пироги, яйца.

    Представление детей.

    Русский народный костюм. Педагоги продолжают знакомить детей с головными уборами девушек, юношей. Дошкольники старшего возраста классифицируют их по принадлежности: краса, волюшка и повязка – головной убор девушки; кокошник, кика ( кичка), корона, сорока, повойник – женщины картуз – юноши, мужчины.

    Промысловая деятельность.

    Кистевая роспись по дереву. Мальчики изготавливают из плотной бумаги заготовки пряничных досок, прялки и расписывают их в подарок девочкам, мамам.

    Вышивка. Девочки украшают вышивкой орнаментальные полосы полотенца, салфетки, платка в подарок маме, другу, подружке.

    Изделия из глины. Дети изготавливают из глины народные игрушки в подарок близким и друзьям.

    Народные игры. «Горелки», «Уточка», «Ручеек» и др.

    Трапезные блюда. Блины, яйца, постная кутья, медовые пряники, печенье, пироги.

Приобщение к народным истокам

Занятие № 1

    Тема: В гостях у бабушки в деревне.

    Цель: прививать чувство любви к родной деревне, ее красоте, естественности, простоте, неразделимой связи с природой; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд.

Занятие № 2

    Тема: Чудо – чудное, диво – дивное ! (русские народные игрушки)

    Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать  добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки.

Занятие № 3

    Тема: Эти мудрые русские сказки!

    Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл, знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.

Занятие № 4

    Тема: Краса ненаглядная (русские народные промыслы)

    Цель; воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным природным материалом, из которых делали мастера различные изделия.

Занятие № 5

    Тема: Традиции россиян (русские народные праздники)

    Цель; познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делится впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников.

Занятие № 6

    Тема: Отгадайте – ка загадки! (русский народный фольклор)

    Цель; познакомить с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.

Занятие № 7

    Тема: Золотые руки мастеров.

    Цель; воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к художественному материалу.

Занятие № 8

    Тема: Русские посиделки.

    Цель; прививать любовь к русскому фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.

                                                   «Народ, который не знает своей культуры

                                                   И истории, - презренен и легкомысленен».

                                                                             Н.М.Карамзин

    Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой русского народа.

Задачи:

- знать, любить и уметь играть в русские народные игры;

- использовать в активной речи русский фольклор;

- уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;

- принимать осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;

- знать былинных и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного искусства;

- знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшения костюма;

- уметь различать изделия народных промыслов.

Сентябрь.

1. Кто мы, откуда? Где наши корни?

1. Моя семья, мои близкие родственники.

2. Семья – это группа живущих вместе близких родственников. Несколько поколений составляют род.

3. Рассматривание семейных фотографий.

4. Изготовление семейного древа (родословное древо).

2. Древняя Русь.

1. Мы – русские.

2. Откуда пошло название нашей родины (Русь).

3. Знакомство с древнерусской архитектурой.

4. Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукции).

3. Путешествуем в прошлое России.

На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки и др.

1. Чтение былин.

2. Просмотр диафильмов.

3. Рассматривание и обсуждение картины В.Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие).

4. Русский народный костюм.

1. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.

2. Рассматривание соответствующих репродукций.

3. Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз.

Октябрь.

1. Вечера долгие, головушки умные, руки умелые.

1. Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими.

2. Рассматривание фотографий (готовые головные уборы: повязки, кокошник, картуз).

3. Украшение головного убора (повязки) бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой.

2. С новым урожаем!

1. Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен).

2. Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на дачах, огородах.

3. Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени.

4. Подготовка к выставке «Щедрые дары Осени».

5. Приготовление салата.

3. У нас сегодня капустник!

Сочетание сезонного труда и развлечений – нравственная норма жизни.

1. Знакомство с преданием о появлении капусты на Земле.

2. Загадки, поговорки о капусте, игра «Вейся капустка».

4. Покров – первое зазимье.

1. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.

2. Наблюдение за погодой, приметами поздней осени.

Ноябрь.

1. Дом, дом, открой свою тайну.

1. Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька) и т.д.

2. Отгадывание загадок о предметах быта.

2. Дух и природа.

1. Духовная жизнь и природа соеденены на Руси в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, пословицы, поэзия и проза, загадки.

2. Чтение стихов о природе детьми.

3. Чтение рассказа воспитателем.

3. Синичкины именины.

1. Знакомство с традициями проведения праздника «Синичкины именины» на Руси и приметами, связанными с этим днем.

2. Уточнение знаний о зимних пернатых друзьях. Изготовление кормушек для птиц и развешивание на участке детского сада.

4. К худой голове своего ума не приставишь.

1. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц)

2. Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю».

3. Словесная игра Филя и Уля.

Декабрь.

1. На печи лежим, сказки слушаем.

«Нет сказки без правды», - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (элемент драматизации, инсценировка отрывков). Чтение сказки по желанию детей.

2. Начинаем готовиться к зимним святкам.

1. Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах.

2. Разучивание колядок, игр к празднику.

3. Знакомство с традициями Рождественских праздников.

4. Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням.

3. Спиридон – солнцеворот.

Знакомство с обычаями проведения этого дня, с закличками солнца, с зимними играми-забавами (продолжение на улице: дети лепят снежную бабу).

4. Новый год на Руси. Русский Никола и Санта-Клаус.

1. Рассказ о праздновании Нового года на Руси.

2. Пение колядок.

3. Санта-Клаус и Никола – чем похожи и в чем отличие (сравнить) (игрушки и иллюстрации).

4. Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».

Январь.

1. У нас Рождественский сочельник.

В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по детскому саду, потом в группе продолжается праздник с песнями, танцами, играми, угощениями. Рассказ о гаданиях и показ одного из них.

2. Играем в забытые детские игры.

1. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры).

2. Разучивание считалок, слов к играм.

3. Игры (старинные, детские).

3. О русском прянике.

1. Рассказ о пряниках, о том, почему их так называют.

2. Рассматривание и различение на запах приправ, которые кладут в пряники (мята, ваниль, тмин).

3. Изготовление из теста пряников детьми.

4. Что расскажет нам старинная прялка.

1. Рассказ о прялке, о том, какое место она занимала в жизни женщины на Руси.

2. Рассматривание прялки.

3. Загадывание загадок о прялке, веретене.

4. Учить прясть пряжу на прялке (по желанию).

Февраль.

1. Ждем весну, готовимся к Масленице.

1. Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.

2. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров, игр.

3. Знакомство с приметами Сретенья.

4. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола».

2. День Трифона – день святого Валентина (14 февраля).

1. Сравнение двух праздников.

2. Изготовление сердечек-сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям.

3. Выбор по жребию «Валентина» и «Валентины».

3. Познаем секреты русской кухни – учимся печь блины.

1. Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу.

2. Загадки о блинах.

3. Выпечка блинов детьми.

4. Прощай, Масленица.

Праздник, посвященный проводам зимы, встрече весны.

Март.

1. «Онисим – овчарник».

1. Беседа об овцах, о том какую пользу они приносят человеку.

2. Рассматривание овечьей шерсти и пряжи, готовых изделий из нее.

3. Вязание на спицах.

4. Рассказ о том, что делали раньше в этот день. Загадки об овцах.

2. Учимся величать мальчиков. Учимся величать девочек.

1. Добры – молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга.

2. Хвалятся своими умениями: девочки – рукоделием, мальчики – спортивными достижениями.

3. Совместные танцы, песни.

3. Ждем весну!

1. Рассказ о старинных обычаях встречи весны.

2. Загадывание загадок о весне.

3. Разучивание закличек птиц и весны.

4. Знакомство с народными приметами.

4. Прилетите, жавороночки, к нам..

1. Знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника.

2. Работа с тестом (делать жаворонков).

Апрель.

1. Благовещенье – птиц на волю отпущенье.

1. Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

2. Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим пусканием по ветру на улице.

2. Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой…

1. Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня.

2. Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре «Ручеек».

3. Готовимся к Вербному базару.

1. Знакомство с обычаем на праздник устраивать базар.

2. Работа детей: склеивают корзиночки – подставки для яиц; расписывают яйца красками или путем аппликации, делают другие поделки.

4. Христос воскрес, воистину воскрес!

1. Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями.

2. Участие в празднике.

Май.

1. Не бывать на Руси весны без Егория.

1. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.

2. Рассматривание герба Екатеринбурга.

2. Про отцов и дедов помнить от века завещано…

1. Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны.

2. Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры.

3. Беседа на тему «Человек жив до тех пор, пока его помнят».

3. Белая береза – русская береза! Любимое дерево на Руси.

1. Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета).

2. Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы.

3. Разучивание песен о березке, хороводов, игр.

4. Загадывание загадок о березе, о лете.

4. Прощай, весна! Здравствуй, лето красное!

Возле березки на поляне дети водят хороводы, поют песни, плетут венки, играют, прославляют березку.

Диагностическая карта по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа.

Фамилия и имя ребенка.

1. Теоретические знания

- знание содержания сказок, былин, легенд.

- умение узнавать героев в произведениях изобразительного искусства.

- знание истории русского костюма.

- знание народных игр, праздников и игрушек.

- знание русского народно-прикладного искусства.

- эмоционально-положительный отклик на красоту природы.

2. Практические умения.

- использование фольклора в повседневной разговорной речи.

- физическое воспитание.

- трудовое воспитание.

- продуктивные виды деятельности.

Критерии к диагностической карте.

Высокий уровень:

- использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

- знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

- принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

- знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).

- имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка, и др.) и использует их элементы в своих работах.

- имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью, в приготовлении салатов, украшении головного убора тесьмой, бусинками, и другими деталями, изготовлении самодельных игрушек из соломки, тряпичных кукол.

- умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.

Средний уровень:

- знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи.

- знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.

- знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.

- знает русские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.

- знает некоторые элементы русского костюма и различает головные уборы.

- различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.

- имеет практические умения по работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.

Низкий уровень:

- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и использует их в речи.

- знает народные приметы.

- знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.

- знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.

- различает Хохлому, Дымку.

- имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

1. «Что изменилось?»

Цель: Закрепить знания о назначении игрушек, бытовых предметов, их классификации. Развивать память, сообразительность. Научить взаимопомощи.

Игровое задание: Угадать, что изменилось.

Правила игры: Не подсматривать. Хранить секрет о перемещении игрушек.

Материал: Тематические подборки игрушек.

Игра: Разложить игрушки за ширмой. Отодвинуть ее и предложить детям запомнить порядок расположения игрушек. Затем за ширмой поменять их местами.

2. «Узнай по описанию»

Цель: Закрепить у детей умение выделять характерные признаки предметов, учить основам обобщения, классификации. Воспитывать привычку помогать друг другу в выполнении задания.

Игровое задание: Узнать предметы по описанию.

Правила игры: Загадать загадку.

Материал: Предметы быта, игрушки, овощи, фрукты.

Игра: Выбирается водящий. Остальные дети сообща выбирают предмет и рассказывают о нем так, чтобы водящий понял, о чем идет речь. Можно использовать загадки.

3. «Какие предметы сделал кузнец, а какие - гончар?»

Цель: Углубить знания детей  о различных материалах, из которых сделаны предметы: металле, глине. Осваивать способы изучения предметов.

Игровое задание: Найти предметы, сделанные из одного материала.

Правила игры: Называть признаки материалов, не повторяя уже названные. Умело обращаться с предметами.

Материал: Группы старинных и современных предметов повседневного употребления из металла – ложка, вилка, ведро, таз, лейка, самовар, светец, коса, серп; из глины – кувшин, блюдо, ваза, кринка, миска, чашка, свистулька.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.

1. «Выставка старинных вещей».

Цель: Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Учить детей сопереживать успехам и неудачам сверстников.

Игровое задание: Интересно и понятно для других описать предмет.

Правила игры: Рассказать о назначении предмета.

Материал: Экспонаты или карточки с их изображением.

Игра: Дети делятся на посетителей и экскурсоводов. Экскурсовод должен так описать предмет, чтобы посетитель сразу догадался, о чем идет речь.

2. «Одень куклу в национальный костюм».

Цель: Закреплять знания детей о предметах русского национального костюма (летнего и зимнего, мужского и женского).

Игровое задание: Правильно одеть куклу.

Правила игры: Подбирать одежду для мужчин и женщин по сезону.

Материал: На каждого ребенка комплект: картонные плоские куклы и одежда из плотной бумаги.

3. «Роспись полотенца».

Цель: Закрепить знания детей о таком виде народного искусства, как вышивка. Вызвать желание рисовать узор, состоящий из геометрических фигур; располагать узор ритмично, соблюдая линию орнамента; красиво сочетать цвета. Внести в активный словарь детей следующие слова: холст, вышивка, орнамент. Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Предварительная работа: Знакомство детей с вышивкой как видом народного искусства, рассматривание в музее вышитых изделий, чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Составление узора из геометрических фигур на прямоугольной форме.

Материал: Мольберты, прямоугольные листы бумаги.

Загадка: Говорит дорожка –

                Два вышитых конца:

                Помойся хоть немножко,

                Чернила смой с лица!

                Иначе ты в полдня

                Испачкаешь меня.

ЧТИ ВСЕГДА СЛЕДЫ ПРОШЛОГО.

    Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.

    Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

    Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

    Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

    Исходя из вышеизложенного выбраны следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть великого русского народа.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей целостности и многообразии.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

    Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная культура и ее место в развитии ребенка

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной культуры..Национальная культура отражает конкретные особенности группы людей, живущих достаточно продолжительное время на...

НОД Формирование культуры поведения ребенка и развитие личностных качеств детей, через преобщение к русской народной культуре

знакомить детей с содержанием сказки «Петушок, петушок…», учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать звукоподражательные слова, учить пользоваться изобразительным ...

Знакомим с русской народной культурой "Посиделки", конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Программное содержание: формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, ла...

Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект

Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....

«Родная культура и ее место в развитии ребенка »

Цель данного проекта  - приобщение дошкольников к русской национальной культуре....

Проект "Русская народная сказка "Колобок" как средство познавательного развития ребенка - дошкольника

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,человек бессознательно накапливает целый "банк жизнненых ситуаций" поэтому очень важно, чтобы осоз...