Русская народная культура и ее место в развитии ребенка.
методическая разработка по окружающему миру по теме
«Народ, который не знает своей культуры
И истории, - презренен и легкомысленен».
Н.М.Карамзин
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_kultura_i_ee_mesto_v_razvitii_rebenka.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Русская народная культура и ее место в развитии ребенка.
Содержание работы во второй младшей группы.
В младшей группе детям еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому воспитатель обращает внимание детей на празднично украшенные улицы, оформляет группу к праздникам, а после них беседует с детьми, спрашивает, где они были с родителями, что видели.
Вся работа по знакомству малышей с родным городом и страной проходит вне занятий. Во время прогулок воспитатель знакомит детей с близлежащими улицами, обращает их внимание на то,что улиц много, у каждой улицы свое название, добивается, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес.
Большая работа проходит в книжном уголке ,куда воспитатель помещает иллюстрации о природе России, о главной достопримечательности родного города. Рассматривая иллюстрации, воспитатель повторяет с детьми название города, страны.
В младшей группе детей начинают приобщать к русской культуре: рассказывают им русские народные сказки, читают потешки , слушают русские народные песни, играют в народные игры, рассматривают предметы народно-прикладного искусства ( матрешки, пирамидки ) и играют с ними. Воспитатель инсценирует с детьми некоторые русские народные сказки.
На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки, которыми украшают город к празднику.
Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что дети, хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.
Содержание работы в средней группе.
В средней группе продолжается работа, начатая с малышами. Углубление представлений о родной стране происходит в процессе ознакомления с родным городом. Воспитатель рассказывает детям о том, что наша страна большая, в ней много городов, закрепляет название родного города и страны.
Основная работа проводится вне занятий : целевые прогулки, работа в книжном уголке, беседы с детьми и т.д.
Но, начиная со средней группы, можно проводить занятия о родном городе, родной стране. Занятия проводится один раз в месяц, их основная задача - показать детям красоту родного города и страны, приобщить к ее истории. На занятиях дети знакомятся с главной достопримечательностью родного города, с тем, как давали названия улицам, с природой страны, с праздниками, которые отмечают в нашей стране - День защиты Отечества, День космонавтики, День Победы.
Продолжается работа по знакомству детей с русской культурой. Воспитатель рассказывает детям сказки, заучивает с ними потешки, предлагает послушать русские народные песни, поиграть в народные игры. Усложняется работа по знакомству с народно – прикладным искусством.
Детей знакомят с русским национальным костюмом, вносят в группу одетых в эти костюмы кукол.
В работе по воспитанию патриотических чувств у детей средней группы широко используется художественная литература. Детям читают много стихов, рассказов о русской природе, о жизни в городе и деревне.
Постепенно у детей формируются первичные представления о своей стране, о своем городе, о своем народе. Дети учатся восхищаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей страной.
Содержание работы в старшей группе.
В старшей группе содержание работы по воспитанию патриотических чувств усложняется. Задача воспитателя заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Детей знакомят с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями, памятниками известным людям; дают знания о некоторых событиях из истории России.
Большая работа проводится по знакомству детей с трудом народа на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление народа сделать свою страну, свой город еще краше и богаче.
Много внимания уделяется знакомству детей с русской культурой: устному народному творчеству, народно – прикладному искусству, русским народным песням, играм.
Основная работа проходит вне занятий. Занятия проводятся один – два раза в месяц. Информация, которую дети получают на занятиях, закрепляется во время бесед с детьми, в дидактических играх и упражнениях. Один раз в неделю проводятся целевые прогулки.
Работа с детьми по воспитанию патриотических чувств, воспитатель должен помнить, что только положительная информация о своем народе, о своей стране, о своем городе может вызвать в детях чувство любви и гордости за свою страну.
Содержание работы в подготовительной группе.
В подготовительной группе даются новые знания и закрепляются и расширяются знания, полученные детьми в старшей группе. Увеличивается число занятий – два раза в неделю. Информацию, которую дети получают в подготовительной группе, можно разделить на следующие темы.
*История возникновения родного города и его достопримечательности.
*Знакомство с округом, районом, в котором живут дети. Ориентировка в близлежащих улицах.
*История России и ее символика. Народы России. Города России.
*Защитники Отечества – А. В. Суворов, М. И. Кутузов, К. Минин и Д.Пожарский, Г. К. Жуков.
*Люди, прославившие Россию: М. В. Ломоносов, П. И. Чайковский, Ю. А. Гагарин, челюскинцы.
*Богатство России – хлеб, лес, лен.
*Русская культура – устное народное творчество, народные игры, народно – прикладное искусство, музеи родного города, традиции русского народа, архитектура родного города.
Давая знания об истории города о его памятниках, необходимо связать их с историей России, чтобы дети осознали, что история их родного города неразрывно связана с историей страны.
Большая часть работы по – прежнему проводится вне занятий. Во время целевых прогулок необходимо уделить особое внимание обучению детей умению ориентироваться в своем микрорайоне, объяснить детям, что это им пригодится, когда они пойдут в школу.
Усложняются формы работы с детьми: детей учат работать со схемами, картой, знакомят с глобусом, учат придумывать герб семьи и группы и др. Воспитатель чаще привлекает к работе родителей, советует им посетить те места в родном городе, о которых он рассказывал детям на занятиях. Убеждает родителей в том, что детям необходимо показывать свой город, свою страну с привлекательной стороны. Только в этом случае мы сможем вырастить настоящих патриотов, любящих свою страну, свой народ, свой город.
Народный праздник «Ярмарка»
Задача : дать детям представление о празднике, народных традициях, русском костюме, промысловой деятельности, живописи.
Представления детей о празднике :
- это веселый, яркий народный праздник;
- предки продавали на ярмарке излишек нового урожая, производили обмен товара;
- На ярмарку ходили ( ездили ) в нарядных праздничных костюмах;
- Коробейники и купцы продавали игрушки, посуду из глины, дерева, разные украшения и т.д.;
- Скоморохи веселили народ;
- На ярмарке играли на народных музыкальных инструментах, пели песни, водили хороводы, устраивали игры.
С чем знакомятся дети:
Дети 4 -5 лет получают представления о сарафане, головном уборе девушки, который назывался «Краса».
Дети 5 -7 лет узнают о новых элементах костюма.
Классифицируют костюм по цветному исполнению, качеству материи, отделке, украшению.
Головной убор девушки – краса, женщины - мамы --- кичка.
Дети 4 – 5 лет получают представление об украшениях : бусы, перстенек.
Дети 5 -7 лет – о материале, из которого изготовлены украшения (бисер, жемчуг, цветное стекло) .
Дети знакомятся с мужским костюмом, в состав которого входят косоворотка, штаны, или порты, головной убор- картуз.
Дети 4 -5 лет узнают о лаптях.
Дети 5 – 7 лет – о лаптях и праздничных сапогах.
Народные игрушки.
Дети 4 – 6 лет знакомятся со свистульками Ярославского края.
Дети 4 – 5 лет – с формой и функциональным назначением сундука.
Дети 5 – 7 лет узнают, из чего изготовлен сундук и как украшен.
Дети рассматривают картину Е. Кустодиева «Ярмарка» и другие иллюстрации по теме.
Праздник « Рождества Христово»
Задачи: формировать представления детей о празднике, народных традициях.
Представление детей о празднике:
Рождество – день рождения Иисуса Христа. Рождество – веселый праздник. Он сопровождается колядками, хождением со звездой, ряженьем. На Рождество елку украшают звездочками, игрушками, сделанными своими руками. В Рождество угощают колядками – маленькими булочками в виде фигурок домашних животных.
Представление об украшениях народного костюма.
Самодельные серьги – двойчатки Ярославской губернии и другие украшения из бисера и жемчуга.
Представление о рождественской атрибутике, о праздничных колокольных звонах.
Русский народный праздник «Святки»
Задача: дать представление детям о празднике «Святки», народных традициях, промысловой деятельности, народном обряде, народных играх, праздничной трапезе .
Представление детей:
Святки – это веселый праздник с зимними играми, забавами, колядками.
В святочные дни принимали гостей и ходили в гости; колядовали, гадали, рядились; устраивали спектакли, розыгрыши, маскарады. На Руси существовали поверья: в святочные дни происходят чудеса, животные разговаривают по – человечески (оживают сказки ), сбываются предсказания.
В эти дни принято одаривать близких, подавать милостыню.
Праздник в доме крестьянина и богатого горожанина, обстановка горницы и гостиной, праздничные развлечения, прядение (дети подготовительных групп).
Народный святочный костюм, ряженые крестьяне, маскарадный костюм горожанина.
Промысловая деятельность:
Прялка. Дети 4 – 5 лет знакомятся с функциональным назначением прялки, ее украшением.
Дети 5 – 6 лет получают представление о разных формах ярославских прялок.
Народный обряд – святочные гадания (дети подготовительной группы).
Праздничная трапеза : Дети со взрослыми пекли печенье в форме домашних животных.
Опытническая деятельность «Вода – лед» : изготовление ледяных украшений для улицы.
Народные игры.
Совместная музыкальная, игровая деятельность взрослых и детей.
Работа с родителями.
Русский народный праздник «Масленица»
Задача: дат детям представление о народном празднике, народном костюме, предметах, народных промыслах, обрядовой кухне, русском гостеприимстве.
Представления детей:
Масленица – это праздник весны с шутками, плясками, маслеными блинами, катанием на горке, на лошадях.
Русский народный костюм. Дети старшего возраста знакомятся с новыми элементами народного костюма – душегрейкой, безрукавкой, росписью, вышивкой душегрейки, безрукавки, праздничных сапог.
Головные уборы – женские шали, платки, мужская шапка – треух.
Обувь – праздничные сапоги.
Народные промыслы. Изделия из глины – свистульки, глиняные игрушки.
Посуда деревенского дома – кувшины, горшки, миски.
Обрядовая кухня. Блины гречневые, блинчики с творогом, пироги.
Русское гостеприимство. Хождение в гости, прием гостей.
Русская тройка.
Колокольчики поддужные.
Совместная музыкальная, игровая деятельность детей с родителями и педагогами.
Слушание русских народных песен: «Валенки», «Еду к любушке своей…», «Однозвучно звенит колокольчик….».
Пение русских народных песен: «Прощай, Масленица», «Как на масляной неделе…», «А кто у нас гость большой?», «Здравствуй, Масленица годовая».
Праздник «Пасха»
Задача: дать представление о празднике, народных традициях, русском народном костюме, пасхальном столе, пасхальной живописи.
В ожидании светлого праздника взрослые и дети к нему тщательно готовятся. Совершают разные добрые дела, моют, убирают свой дом, помещение группы в детском саду; квартиру, дом, где живет семья; готовят подарки родителям и друзьям. В течение недели педагоги знакомят детей с символами Пасхи, читают библейскую детскую литературу об Иисусе Христе. Организуют целевые наблюдения за изменениями в природе, возрождением всего живого на земле.
Представления детей.
Пасха – праздник начала весны. Пасха – это день воскресения Иисуса Христа. Пасхальная традиция – красить яйца во все цвета радуги. В Пасху дети и взрослые играют крашеными яйцами. В Пасху принято ходить в гости и принимать гостей. Пасха – день любви и милосердия.
Представления о празднике.
Русский народный костюм.
Дети 4 – 5 лет узнают о назначении и окраске передника, пояса; дети старшего возраста – о назначении украшений.
Пасхальный стол.
Педагоги знакомят детей с пасхальной атрибутикой – разноцветные яйца (крашенки, писанки), кулич, пасха.
Живопись. Старшие дошкольники знакомятся с иконами:
«Рождение Иисуса Христа», «Распятие Иисуса Христа», «Воскресение Иисуса Христа».
Совместная музыкальная и игровая деятельность взрослых и детей.
Слушают пасхальные колокольные звоны и другие музыкальные произведения: увертюру Н. Римского – Корсакова «Светлый праздник» (перезвон колоколов), «Пасхальные звоны», «Утренняя молитва» (П. Чайковского», «Аве Мария» (Шуберта).
Играют в пасхальные игры с крашеными яйцами (катание и битье).
Взаимодействие педагогов с родителями.
Для домашнего чтения воспитатели предлагают литературу: «Детская Библия», «Моя первая библейская история» и др.
Воспитатели дают рекомендации родителям по украшению праздничного пасхального стола.
Русский народный праздник «Именины березки» (Троица).
Задачи: дать детям представление о народном празднике, о русском народном костюме, о вышивании, об изделиях из глины, народных играх, праздничных трапезных блюдах.
По народному календарю – это праздник лета, который начинается в четверг, или семик, и заканчивается в первое воскресение после Троицы. Время с семика до Троицы называлось семитская неделя, троицкая неделя, зеленые святки. Троицкая неделя представляет собой прощания с весной, встречу с летом. В течение первой предпраздничной недели дети наблюдают весеннее возрождение земли, красоту зеленеющего луга, цветущих деревьев, любуются яркой изумрудной зеленью березки. Во вторую неделю дети «путешествуют в прошлое». Педагоги знакомят их со старинными праздничными обычаями: украшать березку; плести венки из веток березы, весенних цветов; ветками березы украшают дом; под березой совершать праздничную трапезу и т.д.
Представления детей о празднике.
Троица – это праздник прощания с весной, встреча с летом; именинница праздника – березка. Она – любимое дерево на Руси, раньше всех одевается в зеленый наряд. Предки ветками березки в Троицу украшали дома; вокруг нее водили хороводы, играли в народные игры. Девушки березку на Троицу украшали в народные игры. Девушки березку на Троицу украшали лентами, бумажными цветами и птицами, венками из веток, весенних цветов. Под березкой ели праздничные пироги, яйца.
Представление детей.
Русский народный костюм. Педагоги продолжают знакомить детей с головными уборами девушек, юношей. Дошкольники старшего возраста классифицируют их по принадлежности: краса, волюшка и повязка – головной убор девушки; кокошник, кика ( кичка), корона, сорока, повойник – женщины картуз – юноши, мужчины.
Промысловая деятельность.
Кистевая роспись по дереву. Мальчики изготавливают из плотной бумаги заготовки пряничных досок, прялки и расписывают их в подарок девочкам, мамам.
Вышивка. Девочки украшают вышивкой орнаментальные полосы полотенца, салфетки, платка в подарок маме, другу, подружке.
Изделия из глины. Дети изготавливают из глины народные игрушки в подарок близким и друзьям.
Народные игры. «Горелки», «Уточка», «Ручеек» и др.
Трапезные блюда. Блины, яйца, постная кутья, медовые пряники, печенье, пироги.
Приобщение к народным истокам
Занятие № 1
Тема: В гостях у бабушки в деревне.
Цель: прививать чувство любви к родной деревне, ее красоте, естественности, простоте, неразделимой связи с природой; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий, но благородный труд.
Занятие № 2
Тема: Чудо – чудное, диво – дивное ! (русские народные игрушки)
Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству, желание научиться рисовать народные игрушки.
Занятие № 3
Тема: Эти мудрые русские сказки!
Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл, знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
Занятие № 4
Тема: Краса ненаглядная (русские народные промыслы)
Цель; воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным природным материалом, из которых делали мастера различные изделия.
Занятие № 5
Тема: Традиции россиян (русские народные праздники)
Цель; познакомить с традиционными русскими народными праздниками; учить делится впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников.
Занятие № 6
Тема: Отгадайте – ка загадки! (русский народный фольклор)
Цель; познакомить с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
Занятие № 7
Тема: Золотые руки мастеров.
Цель; воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к художественному материалу.
Занятие № 8
Тема: Русские посиделки.
Цель; прививать любовь к русскому фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры.
«Народ, который не знает своей культуры
И истории, - презренен и легкомысленен».
Н.М.Карамзин
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой русского народа.
Задачи:
- знать, любить и уметь играть в русские народные игры;
- использовать в активной речи русский фольклор;
- уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами;
- принимать осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;
- знать былинных и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
- знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшения костюма;
- уметь различать изделия народных промыслов.
Сентябрь.
1. Кто мы, откуда? Где наши корни? | 1. Моя семья, мои близкие родственники. 2. Семья – это группа живущих вместе близких родственников. Несколько поколений составляют род. 3. Рассматривание семейных фотографий. 4. Изготовление семейного древа (родословное древо). |
2. Древняя Русь. | 1. Мы – русские. 2. Откуда пошло название нашей родины (Русь). 3. Знакомство с древнерусской архитектурой. 4. Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукции). |
3. Путешествуем в прошлое России. | На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки и др. 1. Чтение былин. 2. Просмотр диафильмов. 3. Рассматривание и обсуждение картины В.Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие). |
4. Русский народный костюм. | 1. Знакомство с историей народного костюма, с его элементами. 2. Рассматривание соответствующих репродукций. 3. Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз. |
Октябрь.
1. Вечера долгие, головушки умные, руки умелые. | 1. Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими. 2. Рассматривание фотографий (готовые головные уборы: повязки, кокошник, картуз). 3. Украшение головного убора (повязки) бусинками, бисером, пуговицами, блестками, тесьмой. |
2. С новым урожаем! | 1. Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен). 2. Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на дачах, огородах. 3. Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени. 4. Подготовка к выставке «Щедрые дары Осени». 5. Приготовление салата. |
3. У нас сегодня капустник! | Сочетание сезонного труда и развлечений – нравственная норма жизни. 1. Знакомство с преданием о появлении капусты на Земле. 2. Загадки, поговорки о капусте, игра «Вейся капустка». |
4. Покров – первое зазимье. | 1. Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня. 2. Наблюдение за погодой, приметами поздней осени. |
Ноябрь.
1. Дом, дом, открой свою тайну. | 1. Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька) и т.д. 2. Отгадывание загадок о предметах быта. |
2. Дух и природа. | 1. Духовная жизнь и природа соеденены на Руси в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, пословицы, поэзия и проза, загадки. 2. Чтение стихов о природе детьми. 3. Чтение рассказа воспитателем. |
3. Синичкины именины. | 1. Знакомство с традициями проведения праздника «Синичкины именины» на Руси и приметами, связанными с этим днем. 2. Уточнение знаний о зимних пернатых друзьях. Изготовление кормушек для птиц и развешивание на участке детского сада. |
4. К худой голове своего ума не приставишь. | 1. Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок и пословиц) 2. Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю». 3. Словесная игра Филя и Уля. |
Декабрь.
1. На печи лежим, сказки слушаем. | «Нет сказки без правды», - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (элемент драматизации, инсценировка отрывков). Чтение сказки по желанию детей. |
2. Начинаем готовиться к зимним святкам. | 1. Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах. 2. Разучивание колядок, игр к празднику. 3. Знакомство с традициями Рождественских праздников. 4. Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням. |
3. Спиридон – солнцеворот. | Знакомство с обычаями проведения этого дня, с закличками солнца, с зимними играми-забавами (продолжение на улице: дети лепят снежную бабу). |
4. Новый год на Руси. Русский Никола и Санта-Клаус. | 1. Рассказ о праздновании Нового года на Руси. 2. Пение колядок. 3. Санта-Клаус и Никола – чем похожи и в чем отличие (сравнить) (игрушки и иллюстрации). 4. Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров». |
Январь.
1. У нас Рождественский сочельник. | В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по детскому саду, потом в группе продолжается праздник с песнями, танцами, играми, угощениями. Рассказ о гаданиях и показ одного из них. |
2. Играем в забытые детские игры. | 1. Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры). 2. Разучивание считалок, слов к играм. 3. Игры (старинные, детские). |
3. О русском прянике. | 1. Рассказ о пряниках, о том, почему их так называют. 2. Рассматривание и различение на запах приправ, которые кладут в пряники (мята, ваниль, тмин). 3. Изготовление из теста пряников детьми. |
4. Что расскажет нам старинная прялка. | 1. Рассказ о прялке, о том, какое место она занимала в жизни женщины на Руси. 2. Рассматривание прялки. 3. Загадывание загадок о прялке, веретене. 4. Учить прясть пряжу на прялке (по желанию). |
Февраль.
1. Ждем весну, готовимся к Масленице. | 1. Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси. 2. Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров, игр. 3. Знакомство с приметами Сретенья. 4. Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола». |
2. День Трифона – день святого Валентина (14 февраля). | 1. Сравнение двух праздников. 2. Изготовление сердечек-сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям. 3. Выбор по жребию «Валентина» и «Валентины». |
3. Познаем секреты русской кухни – учимся печь блины. | 1. Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу. 2. Загадки о блинах. 3. Выпечка блинов детьми. |
4. Прощай, Масленица. | Праздник, посвященный проводам зимы, встрече весны. |
Март.
1. «Онисим – овчарник». | 1. Беседа об овцах, о том какую пользу они приносят человеку. 2. Рассматривание овечьей шерсти и пряжи, готовых изделий из нее. 3. Вязание на спицах. 4. Рассказ о том, что делали раньше в этот день. Загадки об овцах. |
2. Учимся величать мальчиков. Учимся величать девочек. | 1. Добры – молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга. 2. Хвалятся своими умениями: девочки – рукоделием, мальчики – спортивными достижениями. 3. Совместные танцы, песни. |
3. Ждем весну! | 1. Рассказ о старинных обычаях встречи весны. 2. Загадывание загадок о весне. 3. Разучивание закличек птиц и весны. 4. Знакомство с народными приметами. |
4. Прилетите, жавороночки, к нам.. | 1. Знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника. 2. Работа с тестом (делать жаворонков). |
Апрель.
1. Благовещенье – птиц на волю отпущенье. | 1. Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. 2. Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим пусканием по ветру на улице. |
2. Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой… | 1. Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня. 2. Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре «Ручеек». |
3. Готовимся к Вербному базару. | 1. Знакомство с обычаем на праздник устраивать базар. 2. Работа детей: склеивают корзиночки – подставки для яиц; расписывают яйца красками или путем аппликации, делают другие поделки. |
4. Христос воскрес, воистину воскрес! | 1. Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями. 2. Участие в празднике. |
Май.
1. Не бывать на Руси весны без Егория. | 1. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. 2. Рассматривание герба Екатеринбурга. |
2. Про отцов и дедов помнить от века завещано… | 1. Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны. 2. Рассматривание фото из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры. 3. Беседа на тему «Человек жив до тех пор, пока его помнят». |
3. Белая береза – русская береза! Любимое дерево на Руси. | 1. Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета). 2. Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы. 3. Разучивание песен о березке, хороводов, игр. 4. Загадывание загадок о березе, о лете. |
4. Прощай, весна! Здравствуй, лето красное! | Возле березки на поляне дети водят хороводы, поют песни, плетут венки, играют, прославляют березку. |
Диагностическая карта по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа.
Фамилия и имя ребенка. | ||
1. Теоретические знания | - знание содержания сказок, былин, легенд. - умение узнавать героев в произведениях изобразительного искусства. - знание истории русского костюма. - знание народных игр, праздников и игрушек. - знание русского народно-прикладного искусства. - эмоционально-положительный отклик на красоту природы. | |
2. Практические умения. | - использование фольклора в повседневной разговорной речи. - физическое воспитание. - трудовое воспитание. - продуктивные виды деятельности. |
Критерии к диагностической карте.
Высокий уровень:
- использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
- знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
- знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
- имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка, и др.) и использует их элементы в своих работах.
- имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью, в приготовлении салатов, украшении головного убора тесьмой, бусинками, и другими деталями, изготовлении самодельных игрушек из соломки, тряпичных кукол.
- умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.
Средний уровень:
- знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи.
- знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
- знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
- знает русские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.
- знает некоторые элементы русского костюма и различает головные уборы.
- различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели.
- имеет практические умения по работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.
Низкий уровень:
- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и использует их в речи.
- знает народные приметы.
- знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие.
- знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
- различает Хохлому, Дымку.
- имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
1. «Что изменилось?»
Цель: Закрепить знания о назначении игрушек, бытовых предметов, их классификации. Развивать память, сообразительность. Научить взаимопомощи.
Игровое задание: Угадать, что изменилось.
Правила игры: Не подсматривать. Хранить секрет о перемещении игрушек.
Материал: Тематические подборки игрушек.
Игра: Разложить игрушки за ширмой. Отодвинуть ее и предложить детям запомнить порядок расположения игрушек. Затем за ширмой поменять их местами.
2. «Узнай по описанию»
Цель: Закрепить у детей умение выделять характерные признаки предметов, учить основам обобщения, классификации. Воспитывать привычку помогать друг другу в выполнении задания.
Игровое задание: Узнать предметы по описанию.
Правила игры: Загадать загадку.
Материал: Предметы быта, игрушки, овощи, фрукты.
Игра: Выбирается водящий. Остальные дети сообща выбирают предмет и рассказывают о нем так, чтобы водящий понял, о чем идет речь. Можно использовать загадки.
3. «Какие предметы сделал кузнец, а какие - гончар?»
Цель: Углубить знания детей о различных материалах, из которых сделаны предметы: металле, глине. Осваивать способы изучения предметов.
Игровое задание: Найти предметы, сделанные из одного материала.
Правила игры: Называть признаки материалов, не повторяя уже названные. Умело обращаться с предметами.
Материал: Группы старинных и современных предметов повседневного употребления из металла – ложка, вилка, ведро, таз, лейка, самовар, светец, коса, серп; из глины – кувшин, блюдо, ваза, кринка, миска, чашка, свистулька.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
1. «Выставка старинных вещей».
Цель: Совершенствовать представления детей о способах классификации предметов по типовым признакам. Учить детей сопереживать успехам и неудачам сверстников.
Игровое задание: Интересно и понятно для других описать предмет.
Правила игры: Рассказать о назначении предмета.
Материал: Экспонаты или карточки с их изображением.
Игра: Дети делятся на посетителей и экскурсоводов. Экскурсовод должен так описать предмет, чтобы посетитель сразу догадался, о чем идет речь.
2. «Одень куклу в национальный костюм».
Цель: Закреплять знания детей о предметах русского национального костюма (летнего и зимнего, мужского и женского).
Игровое задание: Правильно одеть куклу.
Правила игры: Подбирать одежду для мужчин и женщин по сезону.
Материал: На каждого ребенка комплект: картонные плоские куклы и одежда из плотной бумаги.
3. «Роспись полотенца».
Цель: Закрепить знания детей о таком виде народного искусства, как вышивка. Вызвать желание рисовать узор, состоящий из геометрических фигур; располагать узор ритмично, соблюдая линию орнамента; красиво сочетать цвета. Внести в активный словарь детей следующие слова: холст, вышивка, орнамент. Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Предварительная работа: Знакомство детей с вышивкой как видом народного искусства, рассматривание в музее вышитых изделий, чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Составление узора из геометрических фигур на прямоугольной форме.
Материал: Мольберты, прямоугольные листы бумаги.
Загадка: Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня.
ЧТИ ВСЕГДА СЛЕДЫ ПРОШЛОГО.
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Исходя из вышеизложенного выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение к истокам русской народной культуры детей подготовительного возраста как развитие игровой и коммуникативной деятельности.
Конспект практитикума для педагогов....
Родная культура и ее место в развитии ребенка
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной культуры..Национальная культура отражает конкретные особенности группы людей, живущих достаточно продолжительное время на...
НОД Формирование культуры поведения ребенка и развитие личностных качеств детей, через преобщение к русской народной культуре
знакомить детей с содержанием сказки «Петушок, петушок…», учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать звукоподражательные слова, учить пользоваться изобразительным ...
Знакомим с русской народной культурой "Посиделки", конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Программное содержание: формировать образную речь, употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки; обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, ла...
Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект
Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....
«Родная культура и ее место в развитии ребенка »
Цель данного проекта - приобщение дошкольников к русской национальной культуре....
Проект "Русская народная сказка "Колобок" как средство познавательного развития ребенка - дошкольника
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве,человек бессознательно накапливает целый "банк жизнненых ситуаций" поэтому очень важно, чтобы осоз...