Родная культура и ее место в развитии ребенка
статья на тему
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной культуры..Национальная культура отражает конкретные особенности группы людей, живущих достаточно продолжительное время на одной и той же территории и имеющих кровное родство. Таким образом, национальная культура находится в гармонии с национальным характером.
Родная культура входит в сознание человека так, как гены отца и матери входят в его тело,- на правах порождающего начала. С культурой других народов, с мировой культурой человек вступает в диалог, взаимодействуя с ними с позиции одной, уже «присвоенной»культуры.
Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни.
Например, существует большой пласт народных традиций, связанных с пестованием маленьких детей.
Педагог детского сада имеет значительно большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры, потому что он живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и удовлетворив ее.
Мы мало задумываемся о том, насколько культурно – эклектична та среда, в которой растут дети сегодня. Они слушают русские народные сказки – и тут же смотрят мультфильмы про Тома и Джерри. Нередко взрослые предлагают малышам классическую музыку, а сами признаются, что предпочитают песни Ю.Николаева.
Перед каждым воспитателем, начинающим работать с детьми, должен прежде всего встать вопрос: а что для него самого русская культура? Ощущает ли он себя ее носителем? Многим людям импонирует культурный космополитизм. Однако, если вместо целостной культуры ребенок получит в качестве питательной среды хаотический набор элементов разных традиций, это таит в себе угрозу развития равнодушия. Жизнь в русле родной культуры не может быть навязана кем то, она может быть только результатом свободного выбора свободного человека, который видит в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом. Безусловно, национальная принадлежность сама по себе не обязывает, не предполагает, что родной для человека станет культура именно этого народа. Если русский ребенок рождается в Калифорнии, родным языком для него скорее всего станет английский, а душа его будет питаема не «березовыми» пейзажами. Но что же такое та самая ностальгия, стремление к земле предков? Факт остается фактом: история, образ жизни предков продолжают отзываться эхом в человеке через несколько поколений.
В каждом районе, а раньше и в каждой деревне, существуют свои особые традиции в песенном, декоративно – прикладном искусстве, манере речи. Очень важно знать культурные особенности именно того места, где вы живете. Но даже жители двух соседних деревень, принадлежащие, несомненно, к одной традиции, могли по – разному петь одну и ту же песню, причем это передавалось из поколения в поколение так же, как узоры вышивки или украшения наличников окон. К сожалению, в наше время мало кто может по – настоящему понять русскую национальную культуру, важно проникнуться своеобразным духом, присущим культуре народной. Только глубоко вникнув в какую – то одну культуру, человек может воспринимать и по достойному оценивать другие. Ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что – то должно стать в жизни особенным, как говорил Маленький Принц, «какая – то роза должна быть одной в целом свете», иначе человек никогда не поймет, в чем суть розы. Нам кажется естественным, если для наших детей этой розой, единственной в целом свете, станет родная русская культура. А когда они вырастут, то смогут услышать многоголосье культур, звучащих в едином хоре Человечества, и различать совершенно неповторимую, Теплую, нежную и радостную интонацию звучания культуры своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение ребенка со взрослыми в дошкольном возрасте: место и роль в психическом развитии ребенка.
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например...
Физкультурно-оздоровительное мероприятие в группе №2 "Родничок" МБДОУ - детский сад №6 "Центр развития ребенка"
Ключевым пунктом в развитии детей является физкульрно-оздоровительные мероприятия, которые должны проводиться каждодневно....
Консультация для родителей «Какое место занимает приобщение ребенка к экологической культуре в вашей семье»
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, о...
родная культура и ее место в жизни детей
родная культура и ее место в жизни детей...
«Родная культура и ее место в развитии ребенка »
Цель данного проекта - приобщение дошкольников к русской национальной культуре....
Развитие интереса к родному краю и родной культуре ОО «Речевое развитие»
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка ...