Экологическое развлечение "Лекарственные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.
Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли... Как же их называли, кто из вас ребята знает? (Ответы – предположения детей). Что бы узнать, как называли этих людей, давайте, решим кроссворд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie_po_ekologii.docx | 55.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2 К1.П2.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №57»
Энгельского муниципального района Саратовской области.
Экологическое развлечение
в подготовительной группе №12
на тему: «Лекарственные растения»
2012г.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Давайте прочитаем, что написано на плакате
Хором: ЛЕСНАЯ АПТЕКА НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА.
Ведущий: Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека.
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех умеющих их тайну разгадать…
(В. Рождественский)
Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались, и люди погибали.
Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли... Как же их называли, кто из вас ребята знает? (Ответы – предположения детей). Что бы узнать, как называли этих людей, давайте, решим кроссворд.
1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)
2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка)
3. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек)
4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик)
Ведущий: Итак, решив кроссворд, мы с вами узнали, что людей, собирателей лекарственных растений, называли “травниками”. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений.
Ребята, а вы хотели бы встретиться с травницей, которая бы рассказала вам о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего города (села, поселка)? Давайте знакомится – Доктор, знаток лекарственных растений (выходит Доктор).
Д: Здравствуйте, мои милые детишки! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить? (Вопросы детей – короткая беседа.)Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте загадку, прежде чем мы с вами отправимся в путешествие.
Дом со вех сторон открыт, дом резною крышей крыт.Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).
Ребята, а какие растения растут в наших лесах? (Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты елочек и цветов.)
А как вы думаете, почему лес называют “зеленой аптекой”? (Ответы.)
Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по сосновому бору? (В лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах соснового бора – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.
Можно в лесу, на дачах встретить и черемуху, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.
Много на Руси народ придумал пословиц и поговорок про растения. Давайте попробуем сейчас собрать пословицы и их прочитать.
(Ребята подбирают 1 и 2 части пословиц и читают их, объясняя их значение.)
- Деревья – украшения земли.
- Дереву цена – по плодам, человеку – по трудам.
- Лес – богатство и краса, береги свои леса.
- В лесу много рябины – к дождливой осени.
- Ель не сосна – шумит неспроста.
- Сосна там красна, где взросла.
- Всякая сосна своему бору шумит.
- Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
Примечание. Количество пословиц определяется по количеству участников праздника, содержание пословиц и поговорок должно учитывать знания и подготовленность ребят.
Д: Давайте, ребята, пройдем по нашей лужайке (полянке, лугу, опушке и т.д.), отыщем знакомые вам растения и вспомним их лекарственные свойства.
Участники праздника останавливаются около подорожника.
Доктор предлагает рассказать об этом растении. Подорожник – умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.
Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.
Ребенок читает стихотворение Н. Матвеевой.
“Подорожник”
Подорожник – санитар испытанный,
Врачеватель ног, в пути пораненных,
Подошел к дороге, приготовился,
Может, думает, кому понадоблюсь….
Рассмотреть листья мать-и-мачехи. Кто из ребят знает, почему это растение так называется?
“…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная а нижняя, покрыта белым пухом, – мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной стороной – станет неуютно, холодно…”
Отрывок из произведения А.Онегова “Мать-и-мачеха”.
– Ребята, вспомните народные сказки, в которых можно встретиться со злой мачехой. (“Морозко”, “Крошечка-Хаврошечка”, “Золушка”.)
Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.
Д: А вы знаете, я ведь не только люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае.
Ребята вспоминают их целительные свойства и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, ежевике и т.д.
Д: Ребята на нашей площадке есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте, я о нем расскажу. Это растение не бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Если узнали, о каком растении идет речь, найдите его.
(Ребята отыскивают аптечную ромашку, рассматривают ее.)
– Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар ромашки применяют при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.)
Кажется, солнце в ромашку вошло,
Желтое донце в лучах расцвело,
Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,
Солнца на ножках, качаясь, стоят.
Залит лучами зеленый лужок.
Солнце над нами и солнце – у ног!
(А. Мельникова)
Д: Ребята, а сейчас вы разделитесь на две команды “Малинка” и “Смородинка” и за 3 минуты на асфальте каждая команда напишет название лекарственных растений, о которых мы еще с вами не говорили. Но вы должны не только вспомнить и написать названия растений, но и рассказать о их лекарственных свойствах.
Ребята вместе с взрослыми, разделившись на две команды, на асфальте (или листе ватмана) пишут названия лекарственных растений, после отведенного времени, они зачитывают названия растений и рассказывают о них.
Д: Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.
Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, которые ждут вас в группе, а чтобы увидеть, как много разных лекарственных растений заготавливают, зайдите в любую аптеку и вам фармацевты расскажут очень много интересного о каждом растении.
Дети читают стихотворение:
Д: Ну, что мои милые друзья, понравилось вам путешествие по лекарственным травам, сумела я вам раскрыть небольшие тайны природы? Хотели бы вы еще отправиться со мной в гости в Дом Природы? Приходите к нам в медицинский кабинет, и тогда вы будете еще знать секреты и тайны природы, добра и здоровья! А сейчас на дорожку угощу природным коктейлем!
Ждем вас в гости! Всего доброго! До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая тревога и экологическая помощь растениям
Задачи:1. Развивать у детей представления о том, какие действия человека могут вызвать экологическ...
Проек образовательная область познание " экологическое воспитание" "Растения нашей группы и дома"
ПРОЕКТ«Комнатные растения нашей группы и дома»Срок реализации; 3 месяцаТип, вид проекта: информационно-практико-ориентированный, фронтальный (с группой детей и их родителями)Актуальность на...
экологический проект: "Растения фитоогорода - календула".
Экологический проектознакомлениядошкольников среднего возраста с растениями фитоогорода:календула....
Семейный экологический проект. "Растения в моём дворе".
Семейный экологический проект:"Растения в моём дворе!"Работа выполнена коллективом семьи Роганянпод руководствомСтаровойтовой Анны Сергеевны воспитателя МБДОУ№24"Радуга"г.Туапсе А...
Экологический проект "Растения, которые нас лечат" подготовительная группа.
Проект "Растения, которые нас лечат" Проектная деятельность в детском саду по ознакомлению с лекарственными растениями....
Экологический праздник "Растения Туапсинского района"
Цель праздника:Создать радостное весёлое настроение у детей.Закреплять и расширять знания детей о растениях и месте их произрастания, насекомых, сезонных явлениях в природе.Развивать речь, умение разм...
Экологический проект "Растения нашего края" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель проектной деятельности: формирование основ экологической культуры и обогащение представлений детей о растительном мире Самарской области...