Конспект НОД ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ Без друзей нам не прожить
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тихонова Ирина Фёдоровна

Конспект по нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_druzey_ne_prozhit.odt21.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Программное содержание:

     Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей используя художественное слово, музыку, искусство. Учить оценивать поступки в ситуационных задачах, формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, себялюбию, трусости.

     Закрепить навыки культуры поведения в общественных местах, применяя вежливые слова.

     Словарная работа:

     Совершенствовать умение использовать слова только по смыслу в нужном моменте.

     Предшествующая работа:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Заучивание половиц, поговорок, применяя их  в жизни.
  3. Этическая беседа на тему: «Что значит быть добрым»
  4. Разбор ситуационных моментов.
  5. Сюжетные ролевые игры.
  6. Настольная игра «Оцени поступок».

     Материал для занятия:

  1. Грам.запись «Если с другом вышел в путь»  Шианского
  2. Книга Осеевой «Три товарища»
  3. Игрушка «Ушастик»
  4. Костюм для ребенка – «Каркуша»

Список используемой литературы:

1. « Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» - Е.А.Алябьева

2. «Хрестоматия детей старшего дошкольного возраста» - Рез З.Я.,Гурович Л.М., Береговая Л.Б.

3. «Пословицы русского народа» -  В.В.Даль

4. «Дошкольное воспитание» -  №10/90; №4/88; №10/89.

                                              Ход Нод.

     Ребята сегодня у нас с вами будет необычное начало занятия. Тему нашего занятия вы узнаете из песни, которую сейчас услышите. О чем она? (Звучит песня в грам.записи  «Если с другом вышел в путь»  Шаинского).

Так о чем эта песня?   Какие слова вам больше всего запомнились и понравились в этой песни?

 «Без друзей меня чуть-чуть

А с друзьями много.

Что мне снег, что мне зной

Что мне дождик проливной

Когда мои друзья со мной»

     Кто же такой друг? Кого можно назвать своим другом?

     Ответы детей: Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость и твое горе, поделиться всем, что у него есть. Друг всегда первый придет на помощь, выручит из беды.

     Ребята а как вы сами должны относиться к другу? (Остановить товарища, если он поступает плохо, помочь товарищу не ждать когда он тебя попросит о помощи).

     Дети, а почему дружба так ценится? Даже в народных пословицах говорится:  «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» или «Верный друг самое большое богатство». /Порознь, по одиночке не сделать того, что сделать можно вместе, дружно. Один посадит дерево, все вместе – сад. Соединяет людей дружба. Делает их счастливыми/.

     Ребята а какие пословицы о дружбе вы знаете?

  1. Чтобы у тебя были друзья, ты должен сам уметь дружить.
  2. Дружба заботой и подмогой крепка.
  3. Жизнь дана на добрые дела.
  4. Сам погибай, а друга выручай.
  5. Друга ищи, а найдешь береги.
  6. Человек без дружбы – что дерево без корней.
  7. Только одному тяжело жить на свете.
  8. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
  9. Не та дружба сильна, что в словах заключена.

     Ребята о дружбе написано много стихов и песен. Сейчас мы с вами споем одну из них /Песня о дружбе/.

     Дети, а сейчас я вам прочитаю рассказ Осеевой «Три товарища». Послушайте и скажите, кто из этих мальчиков был настоящим другом? /читает рассказ/

     С кем бы из этих мальчиков вы хотели дружить?  Почему?

     Ребята, а вот послушайте рассказ о мальчиках, которые называют себя друзьями и оцените их взаимоотношения: «Саша и Андрюша так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе. Это Андрейка виноват! Сразу же закричал Саша, увидев воспитателя. Андрей это ты виноват? Строго спросила воспитательница, мальчика. – Я, ответил Андрейка и отвернулся от Саши. Хотя виноват только Андрей, но я вижу вас обоих – сказала Ольга Ивановна и усадила детей около веранды. А меня за что? Захныкал Саша. Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отвернулся от Саши чуть ли не спиной. То же мне друг еще называется, пробурчал Саша, но Андрей никак не среагировал на его ворчание.

     Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрейку? Почему вздохнула? Хотели бы вы чтобы Саша был вашим другом?

     Ребята давайте разберемся еще в одной ситуации  /сценка/.

- У Юры был день рождения, пришли дети, принесли подарки. А Оля самый лучший друг забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику /дойдя до этого, сценка останавливается, дети думают и говорят, что ответил девочке Юра/ после высказанного – Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок  повод для огорчения? Я же тебя звал в гости, а не подарок».

     Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Можно ли его считать настоящим другом?

     Ребята, еще в одном случае нам нужно разобраться /инсценировка с игрушкой/ «Ушастик принес в детский сад чудесный автомобиль. Какой красивый восхитились звери-малыши. Можно покататься на нем?  Конечно, конечно, играйте – разрешил Ушастик. Еж, заяц и утенок забрались в машину. Они так веселились, разъезжая в автомобиле, что Ушастику захотелось покататься вместе с друзьями. Он сел в кузов и автомобиль развалился.

     В каком случае Ушастик поступил правильно?

     I  Вариант: Ушастик увидев изуродованную автомашину, рассердился и закричал: Зачем вы полезли в мою машину, вы нарочно захотели ее раздавить, потому что у вас не было такого красивого автомобиля. Ежик возразил ему: Ну и ты влез в автомашину. А там ведь уже не было места- ты же видел! Это моя машина, опять закричал Ушастик. – захотел и влез в нее. А с вами я не хочу больше водиться! Уходите отсюда! И приятели отошли.

     II  Вариант: Ушастик увидев сломанную машину, чуть было не заплакал и не закричал на друзей, но спохватился: «Они же не нарочно это сделали. Я же сам тоже влез к ним в кузов. Уж очень у них была веселая игра. Жалко автомобиль, но может быть еще удастся его починить? Не огорчайтесь друзья».

     Ребята, в каком случае Ушастик поступил правильно? /во втором случае Ушастик поступил справедливо и за это его друзья будут больше любить и уважать/.

     Стук в дверь.

Дети, посмотрите к нам в гости прилетел Каркуша.

Каркуша: Ребята, вы меня узнали?

Постой, Каркуша, ты же забыла поздороваться с нами.

Каркуша: Вот опять забыла, поэтому у меня нет друзей, я не знаю как себя вести.

     Ребята давайте научим Каркушу быть вежливой и воспитанной. У нас Каркуша, есть «Книга добрых правил», где записаны правила хорошего поведения.                  Давайте  о них поговорим.

Каркуша: Если в дверях встретились мальчик и девочка, кто кого должен пропустить? / дети показывают /

Правило:  Мужчина всегда уступает дорогу женщине.

Каркуша: А если в дверях встретились дети взрослые?  /Дети должны не задумываясь уступить дорогу старшим сказав «Проходите пожалуйста» - дети показывают/.

Каркуша: А как быть в этой ситуации? /иллюстрация в автобусе/. /Дети решают как поступить./ В транспорте нужно уступать места: пожилым, инвалидам, с детьми.

     Все эти правила Каркуша, наши дети знают и учат им своих кукол.

     Чтение стихотворения С.Папутикян. /Слушай хорошенько/ см Мажанова «Правильно ли говорит ваш ребенок» - стр 145.

     А сейчас дети нарисуйте портрет своего лучшего друга, а ты, Каркуша, может быть узнаешь кого?

ИТОГ НОд

О чем мы с вами сегодня беседовали? /о дружбе/. Какое правило можно записать в «книгу добрых правил?» Правило: Всем советуем дружить. Ссорится не смейте. Без друзей нам не прожить. Ни за что на свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по нравственному воспитанию во 2 младшей группе «Не надо ссориться, друзья».

Занятие по нравственному воспитанию. Цель: социализация детей в условиях детского коллектива....

Конспект НОД с детьми старшей группы по нравственному воспитанию «Мы друзья»

Конспект НОД по нравственному воспитанию в старшей группе, учит детей быть более дружелюбными, доброжелательными и миролюбивыми. Помогает осознать что такое дружба и каким должен быть друг. Учит уважи...

Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию «Мои друзья» (средняя группа)

Цель: Расширять представления у детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.Совершенствовать детей, воспитывать гармоничную личность через общение с людьми.Раз...

Конспект по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»

Цели занятия:Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков. ...

Конспект занятия по нравственному воспитанию «Не надо ссориться, друзья».

Цель: социализация детей в условиях детского коллектива....

Конспект НОД по нравственному воспитанию "Вежливые слова-наши лучшие друзья!"

Конспект НОД по нравственному воспитанию "Вежливые слова-наши лучшие друзья!"...