Конспект НОД ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ Без друзей нам не прожить
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей используя художественное слово, музыку, искусство. Учить оценивать поступки в ситуационных задачах, формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, себялюбию, трусости.
Закрепить навыки культуры поведения в общественных местах, применяя вежливые слова.
Словарная работа:
Совершенствовать умение использовать слова только по смыслу в нужном моменте.
Предшествующая работа:
- Чтение художественной литературы.
- Заучивание половиц, поговорок, применяя их в жизни.
- Этическая беседа на тему: «Что значит быть добрым»
- Разбор ситуационных моментов.
- Сюжетные ролевые игры.
- Настольная игра «Оцени поступок».
Материал для занятия:
- Грам.запись «Если с другом вышел в путь» Шианского
- Книга Осеевой «Три товарища»
- Игрушка «Ушастик»
- Костюм для ребенка – «Каркуша»
Список используемой литературы:
1. « Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» - Е.А.Алябьева
2. «Хрестоматия детей старшего дошкольного возраста» - Рез З.Я.,Гурович Л.М., Береговая Л.Б.
3. «Пословицы русского народа» - В.В.Даль
4. «Дошкольное воспитание» - №10/90; №4/88; №10/89.
Ход Нод.
Ребята сегодня у нас с вами будет необычное начало занятия. Тему нашего занятия вы узнаете из песни, которую сейчас услышите. О чем она? (Звучит песня в грам.записи «Если с другом вышел в путь» Шаинского).
Так о чем эта песня? Какие слова вам больше всего запомнились и понравились в этой песни?
«Без друзей меня чуть-чуть
А с друзьями много.
Что мне снег, что мне зной
Что мне дождик проливной
Когда мои друзья со мной»
Кто же такой друг? Кого можно назвать своим другом?
Ответы детей: Другом может называться тот, кто готов разделить и твою радость и твое горе, поделиться всем, что у него есть. Друг всегда первый придет на помощь, выручит из беды.
Ребята а как вы сами должны относиться к другу? (Остановить товарища, если он поступает плохо, помочь товарищу не ждать когда он тебя попросит о помощи).
Дети, а почему дружба так ценится? Даже в народных пословицах говорится: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» или «Верный друг самое большое богатство». /Порознь, по одиночке не сделать того, что сделать можно вместе, дружно. Один посадит дерево, все вместе – сад. Соединяет людей дружба. Делает их счастливыми/.
Ребята а какие пословицы о дружбе вы знаете?
- Чтобы у тебя были друзья, ты должен сам уметь дружить.
- Дружба заботой и подмогой крепка.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Сам погибай, а друга выручай.
- Друга ищи, а найдешь береги.
- Человек без дружбы – что дерево без корней.
- Только одному тяжело жить на свете.
- Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
- Не та дружба сильна, что в словах заключена.
Ребята о дружбе написано много стихов и песен. Сейчас мы с вами споем одну из них /Песня о дружбе/.
Дети, а сейчас я вам прочитаю рассказ Осеевой «Три товарища». Послушайте и скажите, кто из этих мальчиков был настоящим другом? /читает рассказ/
С кем бы из этих мальчиков вы хотели дружить? Почему?
Ребята, а вот послушайте рассказ о мальчиках, которые называют себя друзьями и оцените их взаимоотношения: «Саша и Андрюша так расшалились и разбегались, что помяли цветы на клумбе. Это Андрейка виноват! Сразу же закричал Саша, увидев воспитателя. Андрей это ты виноват? Строго спросила воспитательница, мальчика. – Я, ответил Андрейка и отвернулся от Саши. Хотя виноват только Андрей, но я вижу вас обоих – сказала Ольга Ивановна и усадила детей около веранды. А меня за что? Захныкал Саша. Ольга Ивановна внимательно посмотрела на него, вздохнула и отвернулась. И Андрей отвернулся от Саши чуть ли не спиной. То же мне друг еще называется, пробурчал Саша, но Андрей никак не среагировал на его ворчание.
Почему Ольга Ивановна наказала и Сашу и Андрейку? Почему вздохнула? Хотели бы вы чтобы Саша был вашим другом?
Ребята давайте разберемся еще в одной ситуации /сценка/.
- У Юры был день рождения, пришли дети, принесли подарки. А Оля самый лучший друг забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику /дойдя до этого, сценка останавливается, дети думают и говорят, что ответил девочке Юра/ после высказанного – Юра улыбнулся и сказал: «Разве забытый подарок повод для огорчения? Я же тебя звал в гости, а не подарок».
Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Можно ли его считать настоящим другом?
Ребята, еще в одном случае нам нужно разобраться /инсценировка с игрушкой/ «Ушастик принес в детский сад чудесный автомобиль. Какой красивый восхитились звери-малыши. Можно покататься на нем? Конечно, конечно, играйте – разрешил Ушастик. Еж, заяц и утенок забрались в машину. Они так веселились, разъезжая в автомобиле, что Ушастику захотелось покататься вместе с друзьями. Он сел в кузов и автомобиль развалился.
В каком случае Ушастик поступил правильно?
I Вариант: Ушастик увидев изуродованную автомашину, рассердился и закричал: Зачем вы полезли в мою машину, вы нарочно захотели ее раздавить, потому что у вас не было такого красивого автомобиля. Ежик возразил ему: Ну и ты влез в автомашину. А там ведь уже не было места- ты же видел! Это моя машина, опять закричал Ушастик. – захотел и влез в нее. А с вами я не хочу больше водиться! Уходите отсюда! И приятели отошли.
II Вариант: Ушастик увидев сломанную машину, чуть было не заплакал и не закричал на друзей, но спохватился: «Они же не нарочно это сделали. Я же сам тоже влез к ним в кузов. Уж очень у них была веселая игра. Жалко автомобиль, но может быть еще удастся его починить? Не огорчайтесь друзья».
Ребята, в каком случае Ушастик поступил правильно? /во втором случае Ушастик поступил справедливо и за это его друзья будут больше любить и уважать/.
Стук в дверь.
Дети, посмотрите к нам в гости прилетел Каркуша.
Каркуша: Ребята, вы меня узнали?
Постой, Каркуша, ты же забыла поздороваться с нами.
Каркуша: Вот опять забыла, поэтому у меня нет друзей, я не знаю как себя вести.
Ребята давайте научим Каркушу быть вежливой и воспитанной. У нас Каркуша, есть «Книга добрых правил», где записаны правила хорошего поведения. Давайте о них поговорим.
Каркуша: Если в дверях встретились мальчик и девочка, кто кого должен пропустить? / дети показывают /
Правило: Мужчина всегда уступает дорогу женщине.
Каркуша: А если в дверях встретились дети взрослые? /Дети должны не задумываясь уступить дорогу старшим сказав «Проходите пожалуйста» - дети показывают/.
Каркуша: А как быть в этой ситуации? /иллюстрация в автобусе/. /Дети решают как поступить./ В транспорте нужно уступать места: пожилым, инвалидам, с детьми.
Все эти правила Каркуша, наши дети знают и учат им своих кукол.
Чтение стихотворения С.Папутикян. /Слушай хорошенько/ см Мажанова «Правильно ли говорит ваш ребенок» - стр 145.
А сейчас дети нарисуйте портрет своего лучшего друга, а ты, Каркуша, может быть узнаешь кого?
ИТОГ НОд
О чем мы с вами сегодня беседовали? /о дружбе/. Какое правило можно записать в «книгу добрых правил?» Правило: Всем советуем дружить. Ссорится не смейте. Без друзей нам не прожить. Ни за что на свете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по нравственному воспитанию во 2 младшей группе «Не надо ссориться, друзья».
Занятие по нравственному воспитанию. Цель: социализация детей в условиях детского коллектива....
План-конспект занятия по нравственному воспитанию "Нужны ли человеку друзья?"
конспект по нравственному воспитанию...
Конспект НОД с детьми старшей группы по нравственному воспитанию «Мы друзья»
Конспект НОД по нравственному воспитанию в старшей группе, учит детей быть более дружелюбными, доброжелательными и миролюбивыми. Помогает осознать что такое дружба и каким должен быть друг. Учит уважи...
Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию «Мои друзья» (средняя группа)
Цель: Расширять представления у детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.Совершенствовать детей, воспитывать гармоничную личность через общение с людьми.Раз...
Конспект по социально-нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях»
Цели занятия:Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков. ...
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Не надо ссориться, друзья».
Цель: социализация детей в условиях детского коллектива....
Конспект НОД по нравственному воспитанию "Вежливые слова-наши лучшие друзья!"
Конспект НОД по нравственному воспитанию "Вежливые слова-наши лучшие друзья!"...