комплексное занятие
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме

перелетные птицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_zanyatie_pticy.doc303.5 КБ
Файл pticy.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение        

для детей дошкольного и  младшего школьного  возраста         

«Начальная школа – детский сад №5» г. Юрги.

Комплексное занятие по формированию целостной картины мира «Перелётные птицы»

(для детей 5-6 лет)

                                 

                                                 Составитель:

                                                 Левицкая Елена Анатольевна,

                                                воспитатель МБОУ «НШ-ДС№5»

                                             Юрга 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Конспект занятия «Птицы»……………………………………………………..4

Список литературы………………………………………………………………9

Приложение 1 «Фотоматериал к занятию «Птицы»…………………………..10

Введение

Дошкольный и младший школьный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. Именно благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания чувства любви к природе.

Детям дошкольного возраста свойственно наглядно - действенное мышление, поэтому познание какого- либо объекта или явления природы необходимо начинать с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать ). Эти наблюдения можно дополнить художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца. Затем все эти впечатления хорошо отразить и закрепить в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Важнейший показатель бережного и заботливого отношения к живым существам – желание ребенка принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно привить понимание, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных, птиц (в пище, воде, тепле, солнце и др. ), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе труда в природе дети начинают понимать зависимость жизни и состояния растений, птиц и животных от труда человека.  

Перелетные птицы.

Комплексное занятие для старших дошкольников.

Цель: Формирование  обобщенных представлений о перелетных птицах.

Задачи:

-научить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их;

-активизировать словарь;

-воспитывать любовь к птицам.

Интеграция образовательных областей:

«Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»

Методические приемы:

- эвристическая беседа;

- рассматривание иллюстраций;

- просмотр презентации Power Point «Птицы»;

- физминутка «Журавли»;

- загадки о птицах;

        - упражнение «Отгадай и присядь»;

        - игра  «У кого какой птенец?»;

Предварительная работа: рассматривание предметных картинок, загадывание загадок, чтение произведений, наблюдения на прогулке.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр, CD – диск, таблицы «Перелетные птицы», клетка с живым попугаем, бумага для рисования, карандаши, фотоаппарат.

Конспект занятия

Ход занятия:

Дети входят в компьютерный класс под фонограмму «Пение птиц».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображением перелетных птиц.

Дети называют птиц, которых знают.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! К нам сегодня в гости прилетел попугай. Несколько дней назад, он мне позвонил с просьбой прилететь к нам в детский сад в гости. Я, конечно, разрешила ему к нам прилететь. Давайте с ним поздороваемся и познакомимся. Его зовут Жора. Как вы думаете, дети, откуда он к нам прилетел?

Ответы детей.

Воспитатель:

Жора прилетел к нам, чтобы больше узнать о жизни перелетных птиц и рассказать обо всем, что узнал, своим друзьям. Ребята, Жора летел к нам долгое время и конечно же устал. Давайте вместе с попугаем немножко подвигаемся.

Физкультминутка.

(Дети выполняют движения по тексту).

На опушку, посмотри,

Прилетели журавли.

Все внимательно глядят,

На одной ноге стоят,

А потом меняют,

Глазки закрывают,

Глазки открывают,

Крылья поднимают,

Крылья опускают,

Снова опускают,

Снова поднимают.

Вот и присели и поднялись,

Наклонились, распрямились,

Дружно все остановились,

Крылышками помахать

И на стульчик сесть опять.

Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте расскажем Жоре, что мы знаем о перелетных птицах.

Беседа по вопросам:

- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?

- Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму?

- Почему они улетают ?

Воспитатель:

Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в теплые края, а весной возвращаются на Родину.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о птицах.

Загадки.

На шесте дворец,

Во дворце- певец,

А зовут его…

( скворец )

Черный, проворный,

Кричит «крак»,

Червякам- враг.

( грач )

Кто на елке, на суку,

Счет ведет «ку-ку…ку-ку»

( кукушка )

Кто без нот и без свирели,

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это?

(соловей)

Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно,

Пуховую перину.

(Ласточка)

Воспитатель:

А как же птички находят дорогу на юг и обратно сюда? Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете птицы ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.         

 Дети, вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками»; другие, например: журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; многие птицы выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

 Воспитатель:

Ребята, вы наверно немного устали, давайте с вами поиграем.

Упражнение «Отгадай и присядь»

Дети, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

 Ворон , соловей, дятел, сорока, голубь , ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Воспитатель:

Ребята, нашему гостю интересно знать, чем же занимаются перелетные птицы, после длительного перелета.

Дети. Птицы начинают строить гнезда.

Воспитатель: Расскажите, ребята, попугаю, из чего же птицы строят гнезда и где? Могут ли люди как-то помочь птицам в строительстве гнезд?

Дети. Гнезда птицы строят из веточек, прутиков, соломы, грязи и тополиного пуха в разных местах: и на деревьях, в траве, и в камышах,  на крышах , и под крышами домов ,  в горах. Люди помогают тем, что делают скворечники и развешивают домики на деревьях.

Воспитатель: Ребята, а есть такая птичка, которая себе гнезда не строит, а свои яйца откладывает в чужие гнезда. Вы знаете эту птицу?

Дети. Да, это кукушка.

Воспитатель: Молодцы. Очень много информации вы дали нашему гостю. Но это еще не все. Жоре интересно, зачем же птицы строят гнезда? Когда они построили себе гнездышко, что дальше происходит?

Дети. Птицы откладывают яйца. У крупных птиц - яйца крупнее, а у мелких- маленькие.

Воспитатель: После того как птицы отложили в гнезда яйца, они садятся на них и высиживают птенчиков. В это время ни в коем случае нельзя подходить к гнезду, трогать яйца, потому что птицы могут покинуть свои дома, и тогда птенцы погибнут. Когда появляются птенчики, родители начинают их кормить. Проходит время, родители – птицы, учат птенцов летать, затем из птенца вырастает  самостоятельная птица.

 Воспитатель .Ребята, давайте немного отдохнем и попугай Жора тоже поиграет вместе с нами.

Игра  «У кого какой птенец?»

(проводится с мячом).

у грача – грачонок,

у скворца – скворчонок

у чижа - чижонок

у соловья - соловьенок

у аиста - аистенок

у кукушки - кукушонок

Воспитатель: Ребята, а если у птиц враги?

Дети. Да, это лиса; крупные хищные птицы ; кошка и даже шустрая белка может съесть яйцо птицы.

Воспитатель:молодцы, ребята, много всего знаете о птицах. Попугай – Жора очень вам благодарен за полученные знания. А вы хотите сделать Жоре подарок ? Мы подарим ему фотографии птиц нашего края. Пусть его друзья тоже посмотрят на птиц, живущих у нас. Еще на прошлой неделе я сфотографировала птиц, но нечаянно засветила пленку ,поэтому остались одни силуэты. Но я недолго расстраивалась, потому что знаю, вы мне поможете. Мы с вами возьмем сейчас цветные карандаши и нарисуем птичек в подарок для Жоры.

Обратная связь:

Под пение птиц (аудиозапись ) , дети выполняют практическую работу. Затем они дарят свои «фотографии» попугаю.

Воспитатель.

 В конце занятия я хочу показать вам слайды о птицах и Жора с удовольствием посмотрит вместе с нами .

После просмотра дети желают попугаю доброго пути, прощаются и просят еще прилетать в гости. Жора тоже прощается, благодарит за все и обещает еще прилететь и привезти фотографии птиц ребятам  из жарких стран.

Список литературы:

Журнал Воспитатель/2012/№ 3. С.53-55

Журнал Воспитатель/2010/№10.С. 47-48

Волчкова В.Н. \Экология /Конспекты занятий в старшей группе. 2008.   С. 33 - 40.

Приложение1

Фотоматериал к занятию «Птицы»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перелетные птицы О чем поют весной птицы?

Слайд 2

Ласточка

Слайд 3

Скворец

Слайд 4

Грач

Слайд 5

Кукушка

Слайд 7

Гнездо ласточки

Слайд 8

Гнездо грача

Слайд 9

Соловьиное гнездо

Слайд 10

Скворечник

Слайд 11

Ястреб Враги птиц

Слайд 12

Кошка

Слайд 13

Лисица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл комплексных занятий по теме "Театрализованные игры на музыкальных занятиях как средство формирования эмоциональной отзывчивости на музыку".

Предлагаются по три комплексных занятия для средней, старшей и подготовительной группы. Линия формирования эмоциональной отзывчивости на музыку идет через активизацию интонационно-речевого опыта, разв...

Конспект комплексного занятия «Здоровый образ жизни на занятиях по развитию элементарных математических представлений, изодеятельности». Подготовительная группа. На тему "Лучики здоровья".

Конспект занятия  написан по программе ФГТ . Включает в себе интеграцию образовательных областей "Здоровье", "Познание", "Художественное творчество".Материал познавательный и доступный, а главное...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ.          ...

Открытое занятие по экологии. Конспект комплексного занятия в первой младшей группе «Волшебница – вода.»

Программное содержание. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бере...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Разработка занятия НОД: конспект комплексного занятия"На водоеме"

Развернутый конспект комплексного занятия "На водоеме"...