Путешествие в королевство воды - Видявы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Интегрированное познавательное развлечение с элементом эксперементальной деятельности с водой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letnee_otkrytoe_meropriyatie_-_2012.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение социального обслуживания
Республики Мордовия
«Социального обслуживания социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Радуга»
Путешествие в королевство воды – Видявы
(развлечение с элементами исследовательской деятельности в дошкольной группе)
Подготовила и провела
воспитатель:
Уронина В.А.
Саранск, 2012
Задачи:
- развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с
жидкостями;
- познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды;
- научить находить различные жидкости в окружающем мире;
- получить доказательство того, что вода – очень умный продукт,
необходима всем живым организмам;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- познакомить детей с мифической Богиней воды мордовского народа –
Видявой, её роль в фольклоре, народных верованиях и обрядах.
Методика проведения: развлечение с элементами исследовательской деятельности.
Оборудование:
Картины Видьавы, моря; корона Видьавы; Выносные модули по количеству детей; дидактические игры «Где живёт вода?»,с пейзажами предметов о воде, «Найди и рассели морских животных»; для опытов: столы со стульями, поднос для каждого ребёнка, два стаканчика, воронки, фильтры, стаканы с водой и молоком, чайные ложки; три бутылочки с прозрачной водой, крышки смазаны с внутренней стороны гуашью зелёного и жёлтого цвета, сухая марганцовка; термос с горячей водой и зеркальцем; минеральная вода «Брадо».
1 часть.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Сегодня я приглашаю вас в гости к одной королеве. Чтобы узнать, к какой, отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Правильно. Мы отправляемся в гости к королеве воды - Видьаве. Так зовут водную королеву у мордовского народа. (Показывает картину «Видьавы» и рассказывает о ней. См. Книгу «Мой край – «Боги и сказания Мордвы». Стр.18-19)
- Древняя мордва обожествляла воду, покровительницей, держательницей которой считалась Ведьава. Наши предки верили, что каждая речка, озеро или родник, пруд имели свою Ведьаву.
Одна женщина мордовка рассказывала о встрече с Видьавой и её повадками. Волосы у неё длинные, белые. Живёт она в глубоких местах, а не в мелких, и тянут к себе тех людей, которые злые, неправильно ведут себя с животными, к природе относятся пренебрежительно. Если человек оказывается в опасной ситуации на воде, то нужно попросить помощи у Видьавы, ну самому нужно не теряться. А потом обязательно поблагодарить Богиню воды Видьаву о спасении и задобрить её, например, кинуть монетку в воду, пшена – на еду. Она очень рада будет такой благодарности. Когда долго не бывает
1
дождей и наступает засуха, крестьяне ходили всем миром молиться к роднику, расположенному где-нибудь за лесом – в поле, в овраге. Разроют родник, разбудят Видьаву словами: «Не пугайся, кормилица, земля горит, создай дождь». Затем брызгаются, обливаются водой. После этого садятся есть у воды и Видьаву приглашают. Вот такие обряды проводились в деревнях у мордвы.
Воспитатель: Пришла пора отправляться в гости к королеве воды. Но, это может быть опасно? (Проводится беседа по ТРИЗ «Вода – хорошо, вода – плохо?)
Делается вывод: Вера в оплодотворящую силу воды основана на реальном её
свойстве: вода даёт плодородие лесам, полям и лугам, питает растения и животных. Без воды нет жизни.
- А всё-таки без воды можно прожить? (Дети отвечают)
Воспитатель: Значит давайте отправимся в наше путешествие, чтобы узнать, какая она – королева Вода?
(Дети рассаживаются на заранее приготовленные выносные модули. Воспитатель надевает корону и исполняет роль Видьавы)
Воспитатель: Королева Вода – приветствует нас. Проводится дидактическая игра: «Где живёт вода?» (По предложенным картинкам с изображением предметов и пейзажей).
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
Ледником в горах зовётся,
Речкой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
(Показывает детям глобус)
- Синий цвет на глобусе – это реки, моря и океаны. Кто был на море и видел его?
Какое оно? (Ответы детей). А какая вода в море? (Солёная). Её можно пить? (Нет)
Солёный привкус морской воды придают различные миниральные вещества, которые приносят в море впадающие в него реки. Морская вода полезная для здоровья, ею полощут больное горло, из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства и удобрения для растений. Но море является и домом для многих животных и рыб.
(Проводится дидактическая игра «Найди и рассели морских животных)
Физкультминутка. (Дети имитируют движение воды в роднике)
Ключик – ключик, родничок,
2
Чистая вода –
Чей – то круглый кулачок
Звонко бьёт со дна!
(Королева Вода, приглашает детей в свою лабораторию. Дети садятся за столы. У каждого поднос с двумя стаканчиками, воронка, фильтр. Показывается опыт с водой)
2 часть
1 опыт. «Свойства воды»
На столе два стакана: в одном – вода, в другом - молоко, в оба стакана положить по чайной ложечке. В каком стакане она видна? Почему?
2 опыт. «Можно ли изменить цвет воды?»
На столе три бутылочки с прозрачной водой. В крышках зелёная и жёлая гуашь, сухая марганцовка. Бутылочки закрываются и взбалтываются. Какая вода получилась? Где вы видели цветную воду? (Дети отвечают)
3 опыт. (Проводят дети)
Ребята, я часто вижу зимой, некоторые дети берут снег в рот. Можно ли это делать? (Нет). Почему? (Ответы детей)
Давайте вспомним, мы зимой набирали снег в стаканчики и приносили его в группу, что произошло со снегом? (Снег растаял). Почему?
4 опыт. «Пар – тоже вода»
Воспитатель открывает термос с горячей водой и подносит к горлышку термоса зеркало. На нём появляются капельки воды. Давайте внимательно рассмотрим, как из термоса выходит пар. Пар – это тоже вода!
Элементы ОБЖ – напомнить детям, что пар – это очень опасно (тарелка с супом, кипящий чайник, самовар).
Воспитатель рассказывает: Вода, нужна всему живому на Земле. Поэтому в сказках, пословицах воду называют «матушкой», «царицей». Есть на нашей планете места, где из-под земли бьют особые родники, маленькие фонтанчики воды. Вода в них не простая, а лечебная и называется минеральной. Она даёт людям здоровье, снимает усталость, лечит горло, желудок, сердце. И у нас в Мордовии есть такая вода, селе Старо-Шайгово. (Угощает водой «Брадо») Попробуйте!
Воспитатель: Вот она какая, королева Вода. Вода даёт нам жизнь. Но не вся вода годится для питья человеку и животным. В морях – солёная, а в реках и озёрах – пресная. Мы пьём пресную воду. Но пресной воды меньше, поэтому её надо беречь. А как?
(Рассуждение детей)
3
Родник иссяк, ручей ослаб.
Вода из крана кап-кап-кап-кап –
Мелеют реки и моря.
Не тратьте воду зря-зря-зря,
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы, нет, нет, нет.
(Королева Вода дарит детям сок и благодарит за интересные рассказы. Дети садятся на модули и отдыхают)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Путешествие в королевство Воды".
Развлечение по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....
Путешествие в королевство волшебной воды
Методическая разработка...
НОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в королевство Воды».
Цель проекта: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде. Задачи проекта: Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; во...
Путешествие в королевство Воды
Открытое мероприятие...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе "Путешествие в Королевство Знаний" на методическое объединение города Минеральные Воды.
Итоговое занятие по закреплению у детей навыка формирования связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, навыка звукового анализа и синтеза слов. Составлять предложения с пре...
Путешествие в королевство Воды
Путешествие в королевство Воды...
Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»
Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»...