педагогический проект "Познай себя"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 269»
«Познай себя»
(Педагогический проект)
Подготовлен и реализован
Погореловой М.Л.
- воспитателем первой
квалификационной категории.
Пермь,2012г.
«Познай себя»
Вид проекта: познавательный
Участники проекта: Погорелова М.Л. воспитатель старшей группы № 22, Чудненко С.С.- инструктор по физической культуре, родители.
Целевая группа: дети 5 лет.
Продолжительность: октябрь
Актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
Проблема:
По результатам медицинского обследования детей группы сегодня наиболее часто отмечаются такие нарушения физического здоровья, как простудные заболевания, нарушение осанки, плоскостопие, заболевания ЖКТ и т.д. Порой ребенок сам, не имея элементарных навыков сохранения и укрепления здоровья, может нанести себе вред. Родители занимаются здоровьем детей, тогда когда они заболевают, или же не информируют их о возможных травмах.
Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, через привлечение родителей к оздоровлению детей.
Задачи:
1. Формирование представлений у детей о том, как устроено тело человека
2. Воспитание бережного отношения к себе и своему здоровью.
- Совершенствование элементарных навыков сохранения и укрепления своего здоровья.
Перспективное планирование работы с детьми в рамках проекта
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | 1.1 Тематические мини беседы в режимные моменты: - «Что нужно делать, чтобы была красивая осанка?» - «Что умеют делать руки взрослых?» - «Зачем взрослым и детям нужно заниматься физкультурой и спортом?» 1.2. Чтение художественной литературы. Сюжетно – ролевые игры. (Приложение №3) 1.3. Загадки о частях тела человека. (Приложение №4) 1.4. Пословицы и поговорки «Береги здоровье смолоду». (Приложение №5) | Октябрь. Октябрь. Октябрь. | Воспитатель. Воспитатель. Воспитатель. |
2. | Непосредственно образовательная деятельность с детьми: 2.1. «Как хорошо устроено тело человека!» (приложение №1) 2.2. «Как человек двигается?» (приложение №2) 2.3. Аппликация «Вот и вышел человек» 2.4. Развлечение на тему: «Путешествие в страну здоровячков». (приложение №6) | 11 октября. 18 октября 24 октября. 26 октября. | Воспитатель. Воспитатель. Воспитатель. Воспитатель и инструктор по физической культуре. |
3. | Взаимодействие с родителями. «Клуб интересных встреч»: 3.1. Встреча родителей с врачом педиатром. Тема: «Где поджидает травма?» 3.2. Консультация для родителей. Тема: «Профилактика травматизма у детей».
| Октябрь. Октябрь | Воспитатель. Родитель. Воспитатель. |
Приложение № 1
« Как хорошо устроено тело человека!»
Цель: расширять представления детей о строении человеческого организма.
Развивать интерес к телу человека.
Беседа строится на самонаблюдении и рассматривании друг друга.
Воспитатель собирает детей, очень внимательно, чтобы дети это заметили, смотрит на них, затем говорит: « Какие вы все разные! У Яны светлые волосы, у Маши – темные, Руслан высокий, а Вова у нас самый маленький. Может быть, у вас нет ничего общего, похожего ? Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи». Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает: «Все люди похожи друг на друга. Человека легко отличить от животного или каких - либо предметов. Родился ребенок в нашем городе или в Африке – все равно у него две руки, две ноги, одна голова. Давайте поговорим о том, почему все люди похожи. Звери ходят на четырех ногах (лапах), а человек – на двух. Наше тело устроено так, чтобы мы могли прочно держаться на ногах. Какие ноги у человека? (Длинные, крепкие.) Чем заканчивается нога? (Ступней)
Пройдите на носочках, на пятках, на всей ступне и объясните, когда удобнее идти (дети идут по - разному вокруг ковра).
Посмотрите на свои руки. Что можно о них сказать, какие они?
( Дети выполняют различные движения)
Почему человек может делать руками самые разные движения?». После ответов детей воспитатель подчеркивает: « Руки расположены так, чтобы ими было удобно пользоваться и вверху, и внизу. Что у человека внутри тела?
Почему мы не видим свой скелет?». Дети рассматривают таблицу « Скелет человека».
Воспитатель предлагает проверить, есть ли внутри их тела скелет. Дети ощупывают руки,
ноги, позвоночник, ребра, слегка стучат по голове, отвечают на следующие вопросы: «Объясните, почему голова у человека вверху, высоко над полом, над землей? Что есть у человека на голове? Почему человеку особенно нужно беречь голову? Лицо у человека красивое или некрасивое? Хорошо или плохо, что у человека два глаза, два уха, а нос один и рот один?».
После ответов воспитатель читает шутливое стихотворение С.Маршака:
Одна дана нам голова,
А глаза два
И уха два.
И два виска, и две руки,
Зато один и нос, и рот,
А будь у нас наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка,-
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали.
В обобщении воспитатель подчеркивает: у всех людей похожее строение тела, все умеют думать, говорить, делать самые разнообразные дела. Люди отличаются ростом, по цвету кожи, глаз, волос. Дети рассматривают иллюстрации красивого тела человека.
Приложение № 2
«Как человек двигается?»
Цель: познакомить детей с назначением и функциями костей, мышц.
Воспитывать уважение к близким, желание оказывать им помощь.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит им: « Ребята, вы любите сказки? А какие вы знаете сказки? Давайте будем рассказывать вместе одну старую сказку.
Сказка старая, а рассказывать ее будем по- новому:
Жили-были дед да баба. И была у них Курочка Ряба ( выставляются силуэтные изображения персонажей). Узнали сказку? Тогда давайте в нее отправимся.
Какое яйцо снесла в сказке Курочка Ряба? Как вы думаете, что хорошего и что плохого в золотом яйце? Настоящие яйца, конечно состоят не из золота, они содержат минеральное вещество – кальций. Из него состоят и наши кости. У каждого человека более двухсот костей, это очень много. Они придают форму нашему телу – без них мы, наверно, походили бы на медузу или на пластилиновый шарик. Когда вы были совсем маленькими, кости у вас были мягкими и хрупкими, поэтому вы не могли не то что ходить, а даже стоять.
Физкультминутка « Шалтай-Болтай»
Воспитатель продолжает сказку дальше: « Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба…Давайте поможем им,- соберем яичко( дети собирают «Колумбово яйцо»).
Курочка Ряба говорит: « Не плач, дед, не плач, баба. Я снесу вам другое яйцо - не золотое, а простое».
Но и простое яйцо может разбиться, если неаккуратно с ним обращаться. Иногда случается так, что во время падения человек ломает кость. Лучше, конечно, избегать таких травм, но если это произошло, не стоит волноваться: врачи сделают все, чтобы через некоторое время кость стала такой, как прежде. Если сломана кость, на нее накладывают гипс - чтобы она несколько недель оставалась в полном покое. Сломанная рука или нога перестанет болеть почти в тот же день, как на нее наложат гипс. Снимать гипс тоже совсем не больно.
Правда, когда гипс снимут, рука или нога еще несколько дней остаются слабыми,- ведь мышцы, которые покрывают наши кости и благодаря которым мы двигаемся, долго не действовали: отвыкли работать и стали слабыми. Благодаря мышцам мы можем выполнять различные движения: танцевать, одеваться, есть и многие другие. Мышцы могут удлиняться и укорачиваться, как резиновая лента. Когда вы, например, напрягаете мышцы руки, сгибаете ее в локте, мышцы ваши становятся короткими ( дети могут выполнить это действие). Когда вы выпрямляете руку, расслабляете ее, мышцы ваши удлиняются. Кости и мышцы нужно укреплять. Например, танцы - прекрасное физическое упражнение, укрепляющее мышцы.
Физкультминутка (танец на выбор воспитателя)
Чтобы узнать правила, благодаря которым наши кости и мышцы всегда будут в порядке, мы потренируем мышцы правой руки и выполним графический диктант (дети проходят за столы):
1- клеточка вверх. 1- вправо, 1- вверх, 2- вправо,
2- вверх, 1- вправо, 2- вниз, 2- вправо, 1- вниз, 1- вправо (далее дети выполняют самостоятельно).
Правила
- Каждый день пей молоко, ешь мясо, свежие фрукты, овощи.
- Не ешь слишком много конфет и других сладостей,- от них ты можешь набрать лишний вес.
-Занимайся физкультурой, обязательно играй в подвижные игры с друзьями.
-Помогай своим родителям выполнять домашние дела,- так ты одновременно будешь делать полезное дело и укреплять свои мышцы.
Приложение № 3
Чтение художественной литературы: А.Барто «Я расту», С.Маршак «Великан», Г.Юдин «Главное чудо света».
Игры – шутки для рук и ног:
«Завяжи шнурок одной рукой»
«Застегни пуговицы на спине»
«Вырежи круг из бумаги в варежках»
«Ходьба, прыжки в мешке»
«Прыжки на одной ноге» и т. д.
Сюжетно- ролевые игры: «Больница», « Аптека»
Рассматривание иллюстраций из книги С.А.Козловой « Я и мое тело»
Демонстрационный материал: таблица « Скелет человека», макет Скелет.
Приложение № 4
Загадки о частях тела человека:
- Куда ни пойдешь,
Все на них взглянешь (ноги)
- Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут (ноги)
- Что мягче всего на свете? (рука)
- У двух матерей по пяти сыновей,
Одно имя всем (пальцы)
- Четыре брата, пятый - дядя (пальцы)
- Горшочек умен, семь дырочек в нем (голова)
- Один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши)
- Между двух светил, я – один (глаза, нос)
-Два соседа – непоседа: день на работе, ночь на отдыхе (глаза)
Приложение № 5
Пословицы и поговорки « Береги здоровье смолоду»
Боль врача ищет.
Здоровому все здорово.
Здоровье дороже денег.
Аппетит приходит во время еды.
Здоров будешь – всего добудешь.
Болен – лечись, а здоров – берегись.
Холода не бойся - по пояс мойся.
Береги нос в большой мороз.
Если бы знал, где упаду, соломки бы постелил …
Когда я ем, то глух и нем.
Вкусна рыбка, да опасна косточка.
В здоровом теле – здоровый дух.
Не доглядишь оком – заплатишь боком.
Один за всех, все за одного.
Приложение № 6
Физкультурный досуг « Путешествие в страну здоровячков»
Цель: создание эмоционального настроя.
Задачи: развивать физические качества: быстроту, силу, ловкость.
Закреплять знания детей о полезных продуктах.
Воспитывать доброжелательное отношение к соперникам, чувство товарищества, выдержку.
Ход:
Ведущий: - Здравствуйте! Все собрались! Все здоровы? Бегать и играть готовы?
Ну, тогда подтянулись,
Не зевай и не ленись,
На разминку становись!
Чтоб разминка была задорнее давайте потанцуем и споем выполняя веселые движения.
Ну-ка, дружно все вставайте!
Разминка «Мы пойдем сначала вправо…»
( Входит почтальон с телеграммой)
Почтальон: Добрый день! Я почтальон Печкин. Принес срочную телеграмму для ребят. Возьмите.
Ведущий: Спасибо! Интересно от кого телеграмма! (читает)
Телеграмма: « Здравствуйте дети! Пишут вам жители страны здоровичков. У нас случилась беда. В нашу красивую и здоровую страну пробрался микроб, и все мы стали сильно болеть. Только такие весёлые и смелые, сильные и ловкие дети как вы могут помочь нам одолеть злого микроба.
Жители страны здоровячков!»
Ведущий: Ребята что будем делать! Поможем жителям этой страны?
Дети: Да!
Ведущий: А помочь мы можем жителям, если будем дружны и здоровы. Становитесь, друг за другом пойдём в страну здоровячков с песней.
(Идут под музыку по залу и делятся на две команды. Из – за занавеса выбегают 2 девочки капельки)
Капелька: Здравствуйте! Мы весёлые капельки воды,
Хотим, чтоб дети росли
Чтоб водой чистой умывались,
Каждый день ей закалялись.
Мы так устали практически засохли, Микроб не даёт нам пить. Ребята помогите.
Ведущий: ребята давайте напоим наши капельки!
- Конкурс «Водоносы»
Ведущий: Молодцы! Сколько воды принесли.
Капельки: Спасибо! За это мы вам станцуем.
(капельки танцуют)
Ведущий: Ребята нам пора дальше отправляться! До свидания капельки! Будьте здоровы! (идут дальше)
Ведущий: Ой, ребятки кто это там кашляет?
Воздух (простуженный) Здравствуйте, я воздух!
Чтобы воздух чистым был и свежим
Ароматом всех манил!
Чтоб дышалось всем легко
Чтоб было всем хорошо!
Ведущий: Что с тобой милый воздух?
Воздух: Заболел я! Мне овощи и фрукты, полезные продукты чтобы выздороветь нужны. А злой микроб их перемешал, и я не знаю какие здесь полезные!
Ведущий: Поможем нашему воздуху? Ведь если он будет свежим, то и мы будем здоровыми! Нужно быстро перебрать продукты и отобрать из них полезные. Посмотрим, какая команда будет быстрее.
- Конкурс «Соберём полезные продукты»
Ведущий: Молодцы ребята! Как быстро справились с заданием!
Воздух: Спасибо за помощь, теперь я быстро поправлюсь, и буду сохранять здоровье.
Ведущий: А мы дальше пойдём (идут дальше)
Солнце (дрожит): - Здравствуйте!
Я – яркое солнце!
Свечу всем в оконце,
Чтоб была хорошая погода
Чтоб дети росли год от года.
Ведущий: Что случилось солнышко? Почему ты дрожишь?
Солнце: Микроб совсем меня заморозил. Ветры на меня наслал.
Ведущий: Отогреться тебе поможет наш общий друг под названием мячик. С ним чуточку мы поиграем, и всем сразу станет жарко. Ребята берите солнышко с собой. Команды готовы?
- Конкурс «Прыжки с мячом»
Ведущий: Понравилось играть? Солнышко Ты согрелось?
Солнце: Да, спасибо вам! Мне жарко стало!
Ведущий: Ой, ребята это что там лежит? Да это же витаминка! Витамины всегда помогают поддержать организм здоровым.
Солнце: Это же доктор Айболит прислал нашим жителям, чтобы они выздоровели! А микроб ее спрятал. Быстрее берите ее!
Входит микроб.
Микроб: Это что ещё за шум!
Я известный микроб
Всем скажу спору стоп!
Ну, зачем вам закаляться,
Ну, зачем соревноваться!
Лучше хилым быть, худым,
Невесёлым и больным!
Ведущий: Ты зачем ребят пугаешь? Мы тебя не боимся. Мы нашли лекарство для жителей этой страны – Витаминка!
Микроб: Я сейчас отниму её!
(Дети передают друг другу витаминку, а микроб пытается забрать)
Ведущий: Не получается? Ребята спортом занимаются. Их тебе не запугать.
Микроб: Я их сейчас поймаю!
(Микроб бегает и пытается поймать детей)
Микроб: Ох, устал, я сил нет!
Ведущий: Ребята давайте потопаем ногами и прогоним злого микроба.
(Дети топают, а микроб убегает)
Ведущий: Дети, а что нужно делать, чтоб микроб никогда к нам не пристал?
(ответы детей)
Ведущий: Возьми витаминку и отдай её жителям этой прекрасной страны.
Солнце: Спасибо!
Ведущий: Ребята вы молодцы. Помогли жителям страны здоровичков! Они станут снова здоровы.
Солнце: А за вашу помощь мы дарим на память вам подарки.
(вручаются медали)
Ведущий: Спасибо! А теперь пора домой возвращаться. (Идут обратно)
Ведущий: Вот мы и в детском саду! Мы будем закаляться?
Дети: Да!
Ведущий: А спортом заниматься?
Дети: Да!
Ведущий: Будем, есть полезные продукты, витаминами богатые?
Дети: Да!
Ведущий: Молодцы!
Ожидаемые результаты
- Сформированы элементарные представления о здоровье;
- Дети предвидят возможные последствия своих поступков.
Трансляция проекта
- Выступление на педсовете, по теме « Здоровье и безопасность детей».
- Консультация для родителей « Профилактика травматизма у детей»
Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить детей, прежде всего в семье.
Дальнейшее развитие проекта
Переход в другой проект по теме: « Знаешь ли ты себя?»
Цель: уточнить представление детей о строении тела человека, о функциях внутренних органов, о слаженной работе органов. Продолжать развивать у детей интерес к знаниям о своем организме, желание заботиться о своем здоровье, воспитывать у детей бережное отношение к главному органу.
Список литературы:
- А.М.Федотова «Пермский край - мой родной край», «Книжный мир», 2001.
- Учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений: «Здоровейка в гостях у малышей». – Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2005.
- М.Р.Максиняева : «Занятия по ОБЖ с дошкольниками».- М.: ТЦ Сфера, 2002.
4.Андреас Пиль: «Мое тело», 2000.
5.М.Г.Привес, Н.К.Лысенков: «Анатомия человека». – Медицина, 1985.
6.Г.Юдин «Главное чудо света» Москва , 1992.
7.С.А.Козлова « Я и мое тело»: Части тела. – М.: Школьная Пресса, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективный педагогический процесс. Мастер – класс. Тема: « Играя учимся вести себя за столом» (старшая группа) Воспитатель: Корясова О.Н.
Актуальность: Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: чайная. Дети знакомятся с...
НОД-старшая группа.Коллективный педагогический процесс.Мастер - класс.Знакомство с правилами этикета.Тема:"Играя учимся вести себя за столом"
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель:А теперь прошу внимания.К нам сегодня в детский садКто-то должен появиться,Гостю будет каждый рад!Звучит песня: « Маленькая страна» - влетает Карлсо...
Педагогический проект для младших дошкольников «Дружно все в лесу живут, к себе в гости зиму ждут»
Тип проекта: познавательно-исследовательскийВозраст детей: младший дошкольныйЦель проекта: Приобщать детей к процессу познания окружающего мира; формировать реалистические представления о ...
Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...
Статья с мини-презентацией по теме: “ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. Почему вдру...
Статья с мини-презентацией по теме:“ От познания цвета к познанию самого себя. Педагогические традиции дошкольного воспитания в стране Восходящего солнца”.
Дорогие родители! Сегодня мы собрались с вами поговорить о традициях и культуре, а также и о системе дошкольного образования в удивительной, самобытной стране – Японии. ...
Педагогический проект Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аттестационная работа на тему "Педагогическое проектирование как средство формирования представлений о сбе и своем здоровье у детей раннего возраста"...