Интегрированная образовательная совместная деятельность в работе с детьми ЗПР
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

СТЕПАНОВА  Марина Юрьевна

 

Принципы развивающего обучения  и интеграции образовательных областей  составляют  главную нить основной общеобразовательной программы дошкольного образования и соответствуют требованиям, определенным ФГТ. Работая с детьми ЗПР необходимо искать новые формы работы , позволяющие обучать, развивать и воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Одним из видов такой работы является интегрированная  совместная деятельность двух педагогов и детей, позволяющая добиться положительных результатов в непосредственном образовательном  процессе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированная совместная деятельность учителя – дефектолога и воспитателя  с детьми старшего возраста с ЗПР в рамках непосредственной образовательной деятельности

МУТНЫХ Ю.В.,

Учитель –дефектолог МКДОУ « Детский сад комбинированного вида № 9» города Кирова

КАЗАКОВЦЕВА Н.Н.,

Воспитатель  МКДОУ « Детский сад комбинированного вида № 9» города Кирова

СТЕПАНОВА М.Ю.

Заместитель заведующего  МКДОУ « Детский сад комбинированного вида № 9» города Кирова

        Принципы развивающего обучения  и интеграции образовательных областей  составляют  главную нить основной общеобразовательной программы дошкольного образования и соответствуют требованиям, определенным ФГТ. Работая с детьми ЗПР необходимо искать новые формы работы , позволяющие обучать, развивать и воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Одним из видов такой работы является интегрированная  совместная деятельность двух педагогов и детей, позволяющая добиться положительных результатов в непосредственном образовательном  процессе.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР ( 1-й год обучения)

Тема :  Осень

Вид: Интегрированное, бинарное занятие с использованием различных видов деятельности

Образовательные области: « Коммуникация», « Познание»

Цель: способствовать расширению, углублению, осмыслению у детей знаний об осенних явлениях в природе, созданию целостной картины образа осени.

Задачи:

Обучающие: содействовать формированию представлений у детей закономерности осенних  природных явлений, упражнять в составлении рассказа, в согласовании существительного и прилагательного

Коррекционно - развивающие: способствовать развитию познавательной активности, процессов памяти через отсроченное воспроизведение  речевого материала, мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, работать над увеличением продолжительности речевого выдоха.

Воспитательные: побуждать детей к проявлению бережного отношения к природе, создать условия для овладения средствами общения ( слушать друг друга), для развития наблюдательности и любознательности.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно — исследовательская, двигательная.

Методы: словесные, наглядные, практические

Формы организации:  подгрупповая, индивидуальная

Оборудование: набор сюжетных картинок по теме, набор карточек -символов, ТСО, комнатное и дикорастущее растение

Этапы занятия

Цель этапа


Задание детям


Деятельность педагога


Деятельность детей


Результат

Организация начала занятия:

- обеспечение концентрации внимания, создание позитивного настроя

Предлагается вспомнить  самое интересное занятие осенью. Какое у тебя было настроение?

Воспитатель:

установление зрительного и тактильного контактов.

Выясняет эмоциональное состояние детей

Отвечают на вопросы педагога, передавая мяч по кругу

Активизация внимания, психологическая готовность к предстоящей деятельности

Мотивационно-побудительный: - формирование представлений о предстоящей деятельности

Вовлечение детей в деятельность:

«Какое настроение вызывает эта музыка? Какая картинка подходит к музыке? Почему?

Учитель-дефектолог организует прослушивание аудиозаписи        « Времена года» П.И.Чайковского. Подводит к пониманию темы занятия

Слушают музыку. Осознают и принимают поставленную задачу.

Внутренняя мотивация на деятельность

Актуализация имеющихся знаний, представлений

Подберите картинку к слову, объясните свой выбор.









Дыхательное упражнение « Ветер и листья»

Учитель -дефектолог слушает ответы детей, эмоционально поддерживает, направляет деятельность наводящими вопросами



Воспитатель: Как дует осенний легкий ветерок?...., а сильный?....

Подбирают картинку, объясняют свой выбор









Выполняют дыхательную гимнастику

Активизация внимания, активизация словаря









Увеличение продолжительности речевого выдоха, снятие эмоционального напряжения

Восприятие и усвоение нового материала

Послушайте рассказ об осени...










Проблемная ситуация: сравнение комнатного и дикорастущего растения:               « Почему завял цветок? Почему комнатный цветок живой?»

Учитель — дефектолог знакомит с признаками осени, используя опорные карточки -символы.





Воспитатель создает проблемную ситуацию, ставит задачу определить закономерность

Слушают рассказ, выкладывают индивидуальные панно







Рассуждают, делают выводы, высказывают свое мнение, слушают друг друга.

Восприятие и осознание закономерности природных явлений.







Активизация мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания

Динамическая пауза

Упражнение «Осенью»

Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение     « Осень»

Участвуют в игре, выполняя движения проговаривают слова

Координация речи и движения, физическая разрядка, снятие эмоционального настроения

Закрепление, систематизация знаний

Составление рассказа детьми

Учитель -дефектолог вовлекает в рассказ, оказывает необходимую помощь. Поощряет умение слушать друг друга.

С опорой на панно составляют рассказ

Вторичное осмысление полученных знаний, выработка умений  по их применению.

Рефлексия

« Осень для вас это радостное или грустное время года? »

Учитель — дефектолог подводит итог. Обобщает полученный  опыт.

Высказывают свое мнение

Осознание себя как участника познавательного процесса

Приложение 1

Конспект

 непосредственно образовательной деятельности посредством интеграции образовательных областей « Коммуникация» и « Познание» на тему «ОСЕНЬ»

Оборудование: аудиозапись, карточки-символы, набор сюжетных картинок, комнатное и дикорастущее растение.

1. «За что мы любим осень»

На доске - сюжетные картинки с изображением осенних занятий.

-Какое сейчас время года?

-Посмотрите на картинки, подумайте и назовите свое самое интересное осеннее занятие.

-Какое настроение у тебя бывает  в этот момент?

Образец ответа: Осенью я  люблю гулять под зонтиком… - Мне весело.

                             Осенью  облетают листья …. Мне бывает грустно

2. Звучит аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского.

На доске 2 картинки: лето и осень.

- Кому стало грустно? Почему?

-Какая картинка подходит к музыке? Почему?

- ОСЕНЬ - это грустное или радостное время года?  Давайте поразмышляем об этом вместе.

          «Покажи картинку».(Припоминание признаков осени).

На столах наборы карточек – символов: улыбающееся и грустящее солнце.

- какая  картинка больше всего подходит для того, чтобы передать настроение  веселого

 (грустного) человека?

- Я  буду говорить слова про осень, а вы – выкладывать по порядку картинки, которые, на ваш  взгляд, подходят к этому слову.

Слова: опадают, хмурая, поспевают, золотая, унылая, улетают, дует.

Образец  ответа: Мне весело, когда осенью опадают красивые листья. Мне грустно, потому что осенью часто бывает хмурая погода….

- Каких «солнышек»  больше?

-Вспомните все слова про осень по порядку.

        

4 .  Дыхательная гимнастика «Ветер и листья».

Воспитатель: покажите, как дует легкий осенний ветерок: «У-У-У…»(произносят длительно, тихо).

А сильный  осенний  ветер? (громко  произнести длительное  «У-У-У…»).

Обращает внимание на правильное выполнение упражнения: щеки не надуваются, плечи не поднимаются.

  1. Изучение нового материала.

А)- Учитель -дефектолог : Я буду рассказывать об осени, а вы – слушать, отыскивать  нужную картинку  и составлять из кусочков целую картину. Будьте  внимательны.

Образец  рассказа:

Солнце светит мало, и уже почти не греет.

Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.

Часто идут проливные  дожди.

На земле лужи и грязь.

Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

Дикие животные готовятся к зиме.

Люди надевают теплую одежду.

Вместе  дают название рассказу (карточка «знак вопроса»)

Б)Проблемная ситуация: «Сравнение комнатного и дикорастущего растения».

Воспитатель: так вы будете рассказывать об осени, а послушайте как говорит об осени поэт А. Плещеев.

Чтение отрывка из  стихотворения.

                                Осень наступила,

                                Высохли цветы,

                                И глядят уныло

                                Голые  кусты.

Демонстрирует высохший цветок: «Почему погиб цветок?».

Определение закономерности: солнце греет мало --- не хватает тепла и света.  ПОЧЕМУ? Наступила осень.

Демонстрирует комнатный цветок: «Почему этот цветок живой?».

Закономерность: много тепла и света.

5.  Д/ у : «Осенью» (координация речи и движения)

.Воспитатель:

        Вдруг закрыли небо тучи,                        Разведет повсюду слякоть.

        Начал капать дождь колючий.                Грязь и лужи на дороге,

           Долго дождик будет плакать,                Поднимай повыше ноги.

        6).Составление рассказа детьми.

Учитель -дефектолог обращает внимание на последовательность изложения, умение детей слушать друг друга.

-Чьи предложения понравились больше всего? Почему?

-Почему так говорят: «Осень - на дню погод восемь»?.

        7). Итог занятия.

Учитель - дефектолог: Мы сегодня много слов  сказали об осени. А теперь ответьте, какая для вас осень?

Выберите и покажите то солнышко, которое покажет ваше отношение к осени.

Образец ответа: «Для меня осень – это радостное (грустное)  время года, потому что…..»

Вывод : каждый человек ощущает осень по-своему, и мы в этом сейчас убедились.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная совместная деятельность в работе с детьми ЗПР

Интегрированная образовательная деятельность по областям: познание и физическая культура...

Методическая разработка по художественному творчеству по теме:Интегрированная образовательная деятельность в работе с детьми старшей группы "Зимний пейзаж"

Интегрированная образовательная деятельность по областям: познание и ходожественное творчество.Интегрированная деятельность направлена на развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФК С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ОВЗ (ТНР).

Конспект интегрированой совместной с детьми-логопатами 5-7 лет образовательной деятельности по теме: "Путешествие в волшебный лес" - итог по лексической теме "Дары леса"...

Специально организованная образовательная совместная деятельность с родителями и детьми "У семейного очага"

Национальные традиции, традиции семьи, обладают большим педагогическим потенциалом и могут быть эффективным средством духовно-нравственного воспитания....

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»

Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы            «Знакомство ...