Интегрированная образовательная совместная деятельность в работе с детьми ЗПР
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей составляют главную нить основной общеобразовательной программы дошкольного образования и соответствуют требованиям, определенным ФГТ. Работая с детьми ЗПР необходимо искать новые формы работы , позволяющие обучать, развивать и воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Одним из видов такой работы является интегрированная совместная деятельность двух педагогов и детей, позволяющая добиться положительных результатов в непосредственном образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированная совместная деятельность учителя – дефектолога и воспитателя с детьми старшего возраста с ЗПР в рамках непосредственной образовательной деятельности
МУТНЫХ Ю.В.,
Учитель –дефектолог МКДОУ « Детский сад комбинированного вида № 9» города Кирова
КАЗАКОВЦЕВА Н.Н.,
Воспитатель МКДОУ « Детский сад комбинированного вида № 9» города Кирова
СТЕПАНОВА М.Ю.
Заместитель заведующего МКДОУ « Детский сад комбинированного вида № 9» города Кирова
Принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей составляют главную нить основной общеобразовательной программы дошкольного образования и соответствуют требованиям, определенным ФГТ. Работая с детьми ЗПР необходимо искать новые формы работы , позволяющие обучать, развивать и воспитывать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Одним из видов такой работы является интегрированная совместная деятельность двух педагогов и детей, позволяющая добиться положительных результатов в непосредственном образовательном процессе.
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР ( 1-й год обучения)
Тема : Осень
Вид: Интегрированное, бинарное занятие с использованием различных видов деятельности
Образовательные области: « Коммуникация», « Познание»
Цель: способствовать расширению, углублению, осмыслению у детей знаний об осенних явлениях в природе, созданию целостной картины образа осени.
Задачи:
Обучающие: содействовать формированию представлений у детей закономерности осенних природных явлений, упражнять в составлении рассказа, в согласовании существительного и прилагательного
Коррекционно - развивающие: способствовать развитию познавательной активности, процессов памяти через отсроченное воспроизведение речевого материала, мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, работать над увеличением продолжительности речевого выдоха.
Воспитательные: побуждать детей к проявлению бережного отношения к природе, создать условия для овладения средствами общения ( слушать друг друга), для развития наблюдательности и любознательности.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно — исследовательская, двигательная.
Методы: словесные, наглядные, практические
Формы организации: подгрупповая, индивидуальная
Оборудование: набор сюжетных картинок по теме, набор карточек -символов, ТСО, комнатное и дикорастущее растение
Этапы занятия Цель этапа | Задание детям | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результат |
Организация начала занятия: - обеспечение концентрации внимания, создание позитивного настроя | Предлагается вспомнить самое интересное занятие осенью. Какое у тебя было настроение? | Воспитатель: установление зрительного и тактильного контактов. Выясняет эмоциональное состояние детей | Отвечают на вопросы педагога, передавая мяч по кругу | Активизация внимания, психологическая готовность к предстоящей деятельности |
Мотивационно-побудительный: - формирование представлений о предстоящей деятельности | Вовлечение детей в деятельность: «Какое настроение вызывает эта музыка? Какая картинка подходит к музыке? Почему? | Учитель-дефектолог организует прослушивание аудиозаписи « Времена года» П.И.Чайковского. Подводит к пониманию темы занятия | Слушают музыку. Осознают и принимают поставленную задачу. | Внутренняя мотивация на деятельность |
Актуализация имеющихся знаний, представлений | Подберите картинку к слову, объясните свой выбор. Дыхательное упражнение « Ветер и листья» | Учитель -дефектолог слушает ответы детей, эмоционально поддерживает, направляет деятельность наводящими вопросами Воспитатель: Как дует осенний легкий ветерок?...., а сильный?.... | Подбирают картинку, объясняют свой выбор Выполняют дыхательную гимнастику | Активизация внимания, активизация словаря Увеличение продолжительности речевого выдоха, снятие эмоционального напряжения |
Восприятие и усвоение нового материала | Послушайте рассказ об осени... Проблемная ситуация: сравнение комнатного и дикорастущего растения: « Почему завял цветок? Почему комнатный цветок живой?» | Учитель — дефектолог знакомит с признаками осени, используя опорные карточки -символы. Воспитатель создает проблемную ситуацию, ставит задачу определить закономерность | Слушают рассказ, выкладывают индивидуальные панно Рассуждают, делают выводы, высказывают свое мнение, слушают друг друга. | Восприятие и осознание закономерности природных явлений. Активизация мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания |
Динамическая пауза | Упражнение «Осенью» | Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение « Осень» | Участвуют в игре, выполняя движения проговаривают слова | Координация речи и движения, физическая разрядка, снятие эмоционального настроения |
Закрепление, систематизация знаний | Составление рассказа детьми | Учитель -дефектолог вовлекает в рассказ, оказывает необходимую помощь. Поощряет умение слушать друг друга. | С опорой на панно составляют рассказ | Вторичное осмысление полученных знаний, выработка умений по их применению. |
Рефлексия | « Осень для вас это радостное или грустное время года? » | Учитель — дефектолог подводит итог. Обобщает полученный опыт. | Высказывают свое мнение | Осознание себя как участника познавательного процесса |
Приложение 1
Конспект
непосредственно образовательной деятельности посредством интеграции образовательных областей « Коммуникация» и « Познание» на тему «ОСЕНЬ»
Оборудование: аудиозапись, карточки-символы, набор сюжетных картинок, комнатное и дикорастущее растение.
1. «За что мы любим осень»
На доске - сюжетные картинки с изображением осенних занятий.
-Какое сейчас время года?
-Посмотрите на картинки, подумайте и назовите свое самое интересное осеннее занятие.
-Какое настроение у тебя бывает в этот момент?
Образец ответа: Осенью я люблю гулять под зонтиком… - Мне весело.
Осенью облетают листья …. Мне бывает грустно
2. Звучит аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского.
На доске 2 картинки: лето и осень.
- Кому стало грустно? Почему?
-Какая картинка подходит к музыке? Почему?
- ОСЕНЬ - это грустное или радостное время года? Давайте поразмышляем об этом вместе.
«Покажи картинку».(Припоминание признаков осени).
На столах наборы карточек – символов: улыбающееся и грустящее солнце.
- какая картинка больше всего подходит для того, чтобы передать настроение веселого
(грустного) человека?
- Я буду говорить слова про осень, а вы – выкладывать по порядку картинки, которые, на ваш взгляд, подходят к этому слову.
Слова: опадают, хмурая, поспевают, золотая, унылая, улетают, дует.
Образец ответа: Мне весело, когда осенью опадают красивые листья. Мне грустно, потому что осенью часто бывает хмурая погода….
- Каких «солнышек» больше?
-Вспомните все слова про осень по порядку.
4 . Дыхательная гимнастика «Ветер и листья».
Воспитатель: покажите, как дует легкий осенний ветерок: «У-У-У…»(произносят длительно, тихо).
А сильный осенний ветер? (громко произнести длительное «У-У-У…»).
Обращает внимание на правильное выполнение упражнения: щеки не надуваются, плечи не поднимаются.
- Изучение нового материала.
А)- Учитель -дефектолог : Я буду рассказывать об осени, а вы – слушать, отыскивать нужную картинку и составлять из кусочков целую картину. Будьте внимательны.
Образец рассказа:
Солнце светит мало, и уже почти не греет.
Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.
Часто идут проливные дожди.
На земле лужи и грязь.
Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Дикие животные готовятся к зиме.
Люди надевают теплую одежду.
Вместе дают название рассказу (карточка «знак вопроса»)
Б)Проблемная ситуация: «Сравнение комнатного и дикорастущего растения».
Воспитатель: так вы будете рассказывать об осени, а послушайте как говорит об осени поэт А. Плещеев.
Чтение отрывка из стихотворения.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Демонстрирует высохший цветок: «Почему погиб цветок?».
Определение закономерности: солнце греет мало --- не хватает тепла и света. ПОЧЕМУ? Наступила осень.
Демонстрирует комнатный цветок: «Почему этот цветок живой?».
Закономерность: много тепла и света.
5. Д/ у : «Осенью» (координация речи и движения)
.Воспитатель:
Вдруг закрыли небо тучи, Разведет повсюду слякоть.
Начал капать дождь колючий. Грязь и лужи на дороге,
Долго дождик будет плакать, Поднимай повыше ноги.
6).Составление рассказа детьми.
Учитель -дефектолог обращает внимание на последовательность изложения, умение детей слушать друг друга.
-Чьи предложения понравились больше всего? Почему?
-Почему так говорят: «Осень - на дню погод восемь»?.
7). Итог занятия.
Учитель - дефектолог: Мы сегодня много слов сказали об осени. А теперь ответьте, какая для вас осень?
Выберите и покажите то солнышко, которое покажет ваше отношение к осени.
Образец ответа: «Для меня осень – это радостное (грустное) время года, потому что…..»
Вывод : каждый человек ощущает осень по-своему, и мы в этом сейчас убедились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная совместная деятельность в работе с детьми ЗПР
Интегрированная образовательная деятельность по областям: познание и физическая культура...
Методическая разработка по художественному творчеству по теме:Интегрированная образовательная деятельность в работе с детьми старшей группы "Зимний пейзаж"
Интегрированная образовательная деятельность по областям: познание и ходожественное творчество.Интегрированная деятельность направлена на развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование...
конспект интегрированной совместной деятельности по экспериментированию с детьми 5-6 лет (старшая группа) на тему "Чудесная бумага"
конспект занятия по эксперементированию в старшей группе на тему "Чудесная бумага"...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ИНСТРУКТОРА ПО ФК С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ОВЗ (ТНР).
Конспект интегрированой совместной с детьми-логопатами 5-7 лет образовательной деятельности по теме: "Путешествие в волшебный лес" - итог по лексической теме "Дары леса"...
Специально организованная образовательная совместная деятельность с родителями и детьми "У семейного очага"
Национальные традиции, традиции семьи, обладают большим педагогическим потенциалом и могут быть эффективным средством духовно-нравственного воспитания....
Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство с русскими традициями»
Конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности для работы с детьми средней группы «Знакомство ...