занятие "Русская одежда."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сафьянникова Елена Александровна

занятие по патриотическому воспитанию детей, знакомство с историей России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon история России35 КБ

Предварительный просмотр:

        Занятие «Русская одежда»

        Старшая группа.

       МДОУ « Солнышко»

Воспитатель: Е.А. Сафьянникова.

          П.Усть-Баргузин.

                  2010г.

Цель: познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды ,познакомить с процессом выращивания льна и его обработки, расширить словарь детей словами, обозначающими названия одежды и головных уборов, познакомить с новыми пословицами о труде.

Инструментарий: сюжетные картинки об одежде и быте русского народа , светец , пяльцы с отрезом ткани и вышивкой.

Предварительная работа: беседа о профессии  - портной, швея ; беседа «Как льняная  сорочка в поле выросла» , занятие «Русская береза» , «Русская изба» , этические беседы о труде.

                                        Ход:

Воспитатель: Дети, мы живем в великой стране , которая называется  Россия. Наша страна огромна :есть здесь океаны и моря , горы и леса ,реки и озера. Населяют ее люди разных национальностей : русские, украинцы, белорусы , татары. А у нас в Сибири , в Бурятии проживают буряты , эвенки ,тофы . Объединяет всех язык на котором они говорят – русский. Сегодня я предлагаю вам  послушать рассказ о том , как русские люди жили в старину , какую одежду носили . Вы хотите об этом узнать?

Русский народ очень талантливый и изобретательный. Многое из того, что придумали ранее, мы используем сейчас.

Прежде чем вы услышите рассказ о старине , я хотела бы узнать, для чего людям нужна одежда?

- (защищает от холода, жары, оберегает от болезней.)

Где шьют одежду?

- (ателье, швейные фабрики.)

 В старину на Руси не было швейных фабрик ,женщины шили одежду сами.

Из чего же шьют одежду? (ткань)

 А в старину шили одежду из льняной ткани. Давайте вспомним с вами рассказ « Как льняная сорочка в поле выросла».

(рассказ двух- трех детей , помощь воспитателя).

Теперь поговорим об одежде , которую носили русские люди в старые времена.

Повседневной одеждой мужчин была рубашка да штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. Повторим это слово- кафтан. Это верхняя одежда. Послушайте какую потешку сочинили о кафтане.

- Федул , чего губы надул?

- Кафтан прожег.

- А велика ли дыра?

- остались одни  рукава.

Если было холодно, под кафтан поддевали зипун , подбитый заячьим или собачьим мехом. Как вы думаете, для чего надевали меховые зипуны? ( для тепла).Давайте повторим новое слово- зипун.( повторяет несколько детей).

Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс или кушак. Найдите в своей одежде эту деталь.  Раньше на одежде не было карманов, они появились позже. На кушак вешали нож ,расческу, ложку, мешочек для денег. И пуговицы появились намного позже.

С начало и богатые, и бедные носили одинаковые шапки, напоминающие колпаки. Шапки были самые разные ; остроконечные, округлые, с отворотами. В те давние времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой  только дома. Голову покрывали вышитыми платками  или головным убором, который назывался кокошник – вот таким. Зимой носили шапки, отороченные мехом- малахай. Проговаривание новых слов. Мужчины носили головной убор- картуз. Они были тоже разные и для торжественных случаев, и для повседневной жизни.

Физкультминутка «Как живешь?».

Женщины и в городе , и в деревне носили одинаковые рубашки- сорочки. Только бедные шили из льна, а богатые- из шелка. Поверх сорочки надевали длинный сарафан , украшенный лентами. Вышитыми узорами; цветами, солнцем, птицами и просто крестиком. По приданиям, вышитые узоры оберегали людей  от болезней, наговоров, сглаза.

В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице , пели песни , вышивали узорами свои одежды. Давайте посмотрим, как это было. ( девочки в русских сарафанах вышивают на пяльцах , приговаривая.). ( вспомнить и использовать в инсценировке  светец).

В первый раз вышивали, светел месяц со лунами,

Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.

Во второй раз вышивали, красно солнце  со лучами,

Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.

В третий раз вышивали, сине море со волнами,

Сине море со волнами, с белыми облаками.

В четвертый раз вышивали , чисто поле со кустами,

Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.

Все: середину украшали светло- синими цветами.

Воспитатель: Какие нарядные девицы и сарафаны у них очень нарядные.

А теперь рассмотрим обувь , которую носили в старину. Очень- очень давно ноги просто обматывали кусками кожи. На Руси широко были распространены лапти. Их плели из лыка- коры липы. На одну пару лаптей уходила кора 3-4 деревьев. Для мягкости и тепла клали в лапти солому. На ногах лапти держались  с помощью веревок, их обматывали вокруг ноги. Позже стали шить сапоги.

Дети, как можно назвать народ, который много трудится , умеет шить красивую одежду?( мастеровой, трудолюбивый, работящий).

Послушайте какие пословицы передаются из поколения в поколение.( дети тоже вспоминают пословицы).

Терпение и труд все перетрут.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Какова пряха, такова и на ней рубаха.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ремесло есть и пить не просит, а само кормит.

О какой стране, народе мы сегодня вели речь?( России, русском народе). О России написано много красивых слов. Вот такими красивыми словами я бы хотела закончить наше занятие.

Для меня Россия- белые березы,

Для меня Россия- утренние росы.

Для меня Россия- ты всего дороже.

До чего на маму ты мою похожа.

У моей России- светлые реснички,

У моей России- длинные косички,

У моей России- голубые очи.

На меня, Россия , ты похожа очень.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь.

Ты, моя Россия , песни петь умеешь.

Ведь Россия наша- это мы с друзьями.

Пока вы еще маленькие , но уже сейчас вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких , не будете ссорится. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся  и  не будем забывать , что мы с вами- россияне. Народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

« Если дружба велика- будет родина крепка».

Всем спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одежда: какая она бывает и почему одежду для людей не шьют из бумаги

Непосредственная образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей...

Консультация для родителей по теме недели "Одежда, обувь, головные уборы (сезонная, домашняя, уличная одежда)".

Родителям даны рекомендации в рамках образовательной работы, Предлагаются задания, которые можно выполнить в домашних условиях....

Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »

Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...

Проект: "По одежде встречают, по уму провожают» в рамках лексической темы календарно-тематического плана «Одежда по сезону»

На сегодняшний день важным аспектом жизнедеятельности ДОУ является охрана детского здоровья. В рамках нашего проекта, мы углубленно изучим тему «одежда», для того, чтобы у детей и родителей было сформ...

Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга»  Воспитатель:...

Зимняя одежда. Предметы зимней одежды.

Конспект ООД в средней группеТема: Зимняя одежда. Предметы зимней одежды.            Программные задачи: уточнение и активизация предметного слов...