занятие "Русская одежда."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
занятие по патриотическому воспитанию детей, знакомство с историей России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
история России | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Русская одежда»
Старшая группа.
МДОУ « Солнышко»
Воспитатель: Е.А. Сафьянникова.
П.Усть-Баргузин.
2010г.
Цель: познакомить детей с традиционным русским костюмом, с народными обычаями и украшениями одежды ,познакомить с процессом выращивания льна и его обработки, расширить словарь детей словами, обозначающими названия одежды и головных уборов, познакомить с новыми пословицами о труде.
Инструментарий: сюжетные картинки об одежде и быте русского народа , светец , пяльцы с отрезом ткани и вышивкой.
Предварительная работа: беседа о профессии - портной, швея ; беседа «Как льняная сорочка в поле выросла» , занятие «Русская береза» , «Русская изба» , этические беседы о труде.
Ход:
Воспитатель: Дети, мы живем в великой стране , которая называется Россия. Наша страна огромна :есть здесь океаны и моря , горы и леса ,реки и озера. Населяют ее люди разных национальностей : русские, украинцы, белорусы , татары. А у нас в Сибири , в Бурятии проживают буряты , эвенки ,тофы . Объединяет всех язык на котором они говорят – русский. Сегодня я предлагаю вам послушать рассказ о том , как русские люди жили в старину , какую одежду носили . Вы хотите об этом узнать?
Русский народ очень талантливый и изобретательный. Многое из того, что придумали ранее, мы используем сейчас.
Прежде чем вы услышите рассказ о старине , я хотела бы узнать, для чего людям нужна одежда?
- (защищает от холода, жары, оберегает от болезней.)
Где шьют одежду?
- (ателье, швейные фабрики.)
В старину на Руси не было швейных фабрик ,женщины шили одежду сами.
Из чего же шьют одежду? (ткань)
А в старину шили одежду из льняной ткани. Давайте вспомним с вами рассказ « Как льняная сорочка в поле выросла».
(рассказ двух- трех детей , помощь воспитателя).
Теперь поговорим об одежде , которую носили русские люди в старые времена.
Повседневной одеждой мужчин была рубашка да штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. Повторим это слово- кафтан. Это верхняя одежда. Послушайте какую потешку сочинили о кафтане.
- Федул , чего губы надул?
- Кафтан прожег.
- А велика ли дыра?
- остались одни рукава.
Если было холодно, под кафтан поддевали зипун , подбитый заячьим или собачьим мехом. Как вы думаете, для чего надевали меховые зипуны? ( для тепла).Давайте повторим новое слово- зипун.( повторяет несколько детей).
Обязательной частью одежды у мужчин и женщин был пояс или кушак. Найдите в своей одежде эту деталь. Раньше на одежде не было карманов, они появились позже. На кушак вешали нож ,расческу, ложку, мешочек для денег. И пуговицы появились намного позже.
С начало и богатые, и бедные носили одинаковые шапки, напоминающие колпаки. Шапки были самые разные ; остроконечные, округлые, с отворотами. В те давние времена женщине разрешалось ходить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник – вот таким. Зимой носили шапки, отороченные мехом- малахай. Проговаривание новых слов. Мужчины носили головной убор- картуз. Они были тоже разные и для торжественных случаев, и для повседневной жизни.
Физкультминутка «Как живешь?».
Женщины и в городе , и в деревне носили одинаковые рубашки- сорочки. Только бедные шили из льна, а богатые- из шелка. Поверх сорочки надевали длинный сарафан , украшенный лентами. Вышитыми узорами; цветами, солнцем, птицами и просто крестиком. По приданиям, вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза.
В долгие зимние вечера собирались девицы в горнице , пели песни , вышивали узорами свои одежды. Давайте посмотрим, как это было. ( девочки в русских сарафанах вышивают на пяльцах , приговаривая.). ( вспомнить и использовать в инсценировке светец).
В первый раз вышивали, светел месяц со лунами,
Светел месяц со лунами, со чистыми звездами.
Во второй раз вышивали, красно солнце со лучами,
Красно солнце со лучами, с теплыми облаками.
В третий раз вышивали, сине море со волнами,
Сине море со волнами, с белыми облаками.
В четвертый раз вышивали , чисто поле со кустами,
Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.
Все: середину украшали светло- синими цветами.
Воспитатель: Какие нарядные девицы и сарафаны у них очень нарядные.
А теперь рассмотрим обувь , которую носили в старину. Очень- очень давно ноги просто обматывали кусками кожи. На Руси широко были распространены лапти. Их плели из лыка- коры липы. На одну пару лаптей уходила кора 3-4 деревьев. Для мягкости и тепла клали в лапти солому. На ногах лапти держались с помощью веревок, их обматывали вокруг ноги. Позже стали шить сапоги.
Дети, как можно назвать народ, который много трудится , умеет шить красивую одежду?( мастеровой, трудолюбивый, работящий).
Послушайте какие пословицы передаются из поколения в поколение.( дети тоже вспоминают пословицы).
Терпение и труд все перетрут.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Какова пряха, такова и на ней рубаха.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Труд человека кормит, а лень портит.
Ремесло есть и пить не просит, а само кормит.
О какой стране, народе мы сегодня вели речь?( России, русском народе). О России написано много красивых слов. Вот такими красивыми словами я бы хотела закончить наше занятие.
Для меня Россия- белые березы,
Для меня Россия- утренние росы.
Для меня Россия- ты всего дороже.
До чего на маму ты мою похожа.
У моей России- светлые реснички,
У моей России- длинные косички,
У моей России- голубые очи.
На меня, Россия , ты похожа очень.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь.
Ты, моя Россия , песни петь умеешь.
Ведь Россия наша- это мы с друзьями.
Пока вы еще маленькие , но уже сейчас вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких , не будете ссорится. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и не будем забывать , что мы с вами- россияне. Народ очень мудрый, терпеливый, добрый.
« Если дружба велика- будет родина крепка».
Всем спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Одежда: какая она бывает и почему одежду для людей не шьют из бумаги
Непосредственная образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей...
Консультация для родителей по теме недели "Одежда, обувь, головные уборы (сезонная, домашняя, уличная одежда)".
Родителям даны рекомендации в рамках образовательной работы, Предлагаются задания, которые можно выполнить в домашних условиях....
Проект по патриотическому воспитанию «Одежда кубанских и терских казаков» Название проекта «Особенности одежды казаков »
Содержание деятельности:Дать понятие «Казачество» и его значение в роли защитника государстваРассказать об одежде, ее видах и предназначенииПоказать отличия одежды казака – воина и воина армии.А...
Проект: "По одежде встречают, по уму провожают» в рамках лексической темы календарно-тематического плана «Одежда по сезону»
На сегодняшний день важным аспектом жизнедеятельности ДОУ является охрана детского здоровья. В рамках нашего проекта, мы углубленно изучим тему «одежда», для того, чтобы у детей и родителей было сформ...
Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».
Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга» Воспитатель:...
Зимняя одежда. Предметы зимней одежды.
Конспект ООД в средней группеТема: Зимняя одежда. Предметы зимней одежды. Программные задачи: уточнение и активизация предметного слов...
Тема: «Вот в какой чудной одежде ходили люди прежде. Праздничная русская женская одежда. Мужская русская (праздничная и повседневная) одежда.»
Конспект предназначен для детей старшей группы....