Тема: «Вот в какой чудной одежде ходили люди прежде. Праздничная русская женская одежда. Мужская русская (праздничная и повседневная) одежда.»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект предназначен для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_starshaya_gruppa.docx | 283.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ д/с №53 «Лесная сказка»
Конспекты занятий
в музее «Русская изба»
Старшая группа
Составил:
Зырянова К.С.
г. Новосибирск 2018 г.
ОКТЯБРЬ
Тема: «Посуда деревянная. Посуда глиняная.»
Цель: формировать знания о посуде и познавательный интерес к истории возникновения посуды. Знакомить с традиционной российской кухней.
Образовательная задача: уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, о материалах из которых она сделана. Закреплять названия предметов посуды и ее виды. Расширять кругозор ребенка на основе установления временных отношений. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Развивающая задача: развивать память, слуховое и зрительное внимание, познавательный интерес.
Воспитательная задача: воспитывать умение устанавливать партнерские взаимоотношения во время коллективной деятельности; инициативность, стремление проявлять творческую активность.
Речевая задача: развивать грамматический строй речи, диалогическую, связную и доказательную речь, активизировать словарь по теме.
Словарь: посуда, книга, названия предметов посуды, древность, материал, глина, железо, дерево, камень, делали, лепили, стеклянная, деревянная, чайная, столовая, готовить, варить.
Оборудование: материал: большая книга с иллюстрациями предметов посуды, предметы посуды, иллюстрации предметов посуды, клеевые карандаши, предметы посуды, карточки с видами посуды, кувшины с изображениями разных эпох.
Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, отгадывание загадок и др.
План НОД
1 часть
Воспитатель.
-Ребята, а вы знаете кто такие исследователи?
-А чем они занимаются? (Объяснения детей)
-А вы сами хотите стать исследователями? Тогда, давайте в них превратимся. Встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза «Трах-тибидох-бумс» открываем глаза, вот мы с вами и стали исследователями.
Воспитатель. Я приглашаю вас пройти в наш исследовательский центр и занять свои места.
-Сегодня к нам сюда из музея принесли необычную книгу и сказали, что не могут ее открыть. Нам с вами нужно исследовать ее, чтобы узнать, о чем она написана. (Рассматривание книги).
-Посмотрите, какая она большая и толстая. А как она называется? Кто - нибудь из вас, сможет прочитать название этой книги.
Дети. «История посуды».
Воспитатель. Давайте ее откроем. Не открывается, на ней стоит печать. А как ее открыть?
-Вот здесь что-то написано на записке «Если отгадаете, кто создал все окружающие предметы, то книга откроется».
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто создал все окружающие нас предметы? Помогите, пожалуйста (иначе книга не откроется)
- Ответы детей.
-Ребята книга эта волшебная и ее страницы открываются только тогда, когда вы сами будете рассказывать о посуде.
-Посуда таит в себе много интересного и неизвестного. Ученые с давних пор изучают посуду, для того, чтобы узнать, когда она появилась.
-Как вы думаете, когда появилась самая первая посуда? Ответы детей.
-А как вы считаете, зачем человеку стала нужна посуда?
-А из чего человек сделал первую посуду?
-А почему?
-А какую посуду делали из камня? (тарелки, ножи).
-А откуда вы это узнали? (из энциклопедий).
-Молодцы! Смотрите, вот и первая страница открылась. Вывешиваю на доску иллюстрацию.
Воспитатель. Послушайте стихотворение
В это время человек жил в глухой пещере,
На огне варил обед, ну а чем же ел он?
Как ни странно человек пищу ел руками.
Проходил так целый век. Вы представьте сами.
Но подумал: «Выход есть»,- сделал ложку человек.
Воспитатель. Ребята, прежде чем нам с вами дальше исследовать книгу мы немного отдохнем.
Физминутка
Вот большой стеклянный чайник, Надули животик, одну руку поставили на
Очень важный, как начальник. пояс, другую изогнули как «носик».
Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку на пояс.
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос, Вытянули руки вперед.
Он посуду нам принес.
2 часть.
Воспитатель. Ребята, вот мы с вами отдохнули. И нам нужно дальше продолжить наше исследование.
-Прошло много, много лет. Человек развивался и со временем он ушел из пещеры, стал строить себе хижины, дома. Шил себе красивую и удобную одежду. И конечно стал делать предметы посуды из других материалов.
-Ребята, давайте мы с вами снова сядем за наш стол. Посмотрите, какие интересные горшочки находятся в этой книге. (из картона)
-Что на них изображено? (ответы детей)
-А здесь еще лежат предметы посуды. Вам нужно выбрать предметы посуды, которые делали в древности и предметы посуды, которые делают в наше время и наклеить на эти горшочки. Готовые горшочки вывесить на доску.
-Из каких материалов делали предметы посуды в древности? (ответы детей).
-А кто делал глиняную посуду? (гончары). Кто делал посуду из железа? (кузнецы).
-Ребята, посмотрите, открылись еще несколько страниц книги. Вывешиваю иллюстрации гончара, кузнеца.
Воспитатель. А из каких материалов, делают предметы посуды в наше время?
Дети. Из стекла, пластмассы.
Воспитатель. А почему стали использовать много пластмассовой посуды?
Дети. Потому что стало мало деревьев, железа, глины.
Воспитатель. Молодцы! Вы очень наблюдательные и любознательные.
3 часть.
Воспитатель. Но нам с вами нужно открыть еще одну страницу.
-Для этого давайте с вами подойдем вот к этому столу. Посмотрите внимательно, какие предметы посуды находятся на нем?
- Дети, вас волшебная книга хочет испытать. Сможете ли вы отгадать предметы посуды на ощупь.
-Сейчас вы с закрытыми глазами должны сказать, как называется предмет посуды, из какого материала и где используется? Вы справитесь? (дети на ощупь определяют предмет посуды)
-Кто из вас самый смелый?
-Какие виды посуды вы знаете?
Дети. Столовая, чайная, кофейная, кухонная.
-Молодцы!
-Давайте повернемся к книге. Посмотрите, здесь открылись еще несколько страниц. Вывешиваю на доску схемы с видами посуды.
-Вот мы с вами и раскрыли все страницы в этой книге. Теперь ее смело можно отправлять обратно в музей.
Воспитатель. Вам понравилось быть исследователями? (ответы детей).
-Я считаю, вы оказались умными, наблюдательными, рассудительными исследователями.
-А нам с вами нужно обратно превратиться в ребят. Встаем в круг, закрываем глаза «Трах-тибидокс-бумс» открываем глаза. Вот мы с вами снова ребята.
-Сейчас мы с вами отдохнем, а потом приготовим книгу для отправки в музей.
Тема: «Щи да каша – пища наша. Русская пища».
Ход занятия
1.Организационный момент:
Воспитатель: - Ребята! Я очень рада видеть вас красивыми, умными, а главное – здоровыми! У нас сегодня много гостей, поприветствуйте их. (Дети здороваются)
Воспитатель: - А знаете, ребята, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте! Здоровья желаю! Недаром русская народная поговорка гласит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
- Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого? (ответы детей).
- А письмо пишет нам бабушка Арина из деревни «Дымково».
- Ребята бабушка Арина приглашает нас в гости. Вы хотите поехать в деревню и побывать в гостях? (Да!).
2 . Основная часть занятия:
Выходит бабушка
Бабушка:- Здравствуйте, мои дорогие внученьки и внучата
Добры молодцы, красны девицы.
Здравствуйте, гости и гостьюшки!
Дети:- Здравствуйте!
Бабушка: - Как я рада вас видеть у себя
Проходите, присаживайтесь!
Воспитатель: - Бабушка Арина как у вас красиво, сколько всего интересного, не обычного? Ребята смотрите, да это же русская печь! Бабушка, а расскажите нам, что же можно приготовить в русской печке?
Бабушка: - Раньше люди, и сейчас еще в некоторых деревнях готовили еду в русской печи. Основной пищей на Руси были щи и каша. Первое блюдо (щи) и второе блюдо - каша. Щи, как - жидкое кушанье, суп с рубленой капустой. Разновидностей щей было много. Кислые щи (из квашеной капусты); Свежие щи (из свежей капусты); Зеленые щи (из шпината, щавеля и т. п.); Ленивые щи; Суточные щи и т.д. Самыми вкусными на Руси считались суточные щи, которые долго готовили. Зимой щи замораживали и в таком виде брали с собой в дальнюю дорогу. В дороге щи разрубали топором и разогревали. К щам на Руси подавали хлеб, сметану, крутую гречневую кашу, крупеники и ватрушки с творогом. Издавна, щи готовят из полезных продуктов – это капуста, картофель, лук, зелень, морковка, перец, свекла. (Бабушка демонстрирует все овощи, которые называет).
Наравне со щами каша, стала, чуть ли не нашим национальным символом. Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Не зря русская пословица говорит: “ Щи да каша – пища наша”. Так говорили в старину. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: "Каша - мать наша". А ещё каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли "кашей". Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: "С ним каши не сваришь". Выражение дошло до наших дней.
На Руси варили огромное количество каш. Их делали жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши маслом, салом и бараньим жиром. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.
- Вот и я сегодня решила угостить вас вкусной кашей. А пока она готовиться скажите, а вы, знаете, из каких продуктов готовят кашу ваши мамы? (Да!)
- Сейчас проверим!
- Если из того, что я буду называть, может готовиться каша, то вы громко скажите «Да!». Но если продукты для приготовления каши не используют, тогда вы дружно скажите «Нет!».
Игра «Кричалка»
Парное молоко? (Да!)
Куриное яйцо? (Нет!)
Крупа манная? (Да!)
Капуста кочанная? (Нет!)
Солёный огурец? (Нет!)
Мясной холодец? (Нет!)
Сахар да соль? (Да!)
Белая фасоль? (Нет!)
Масло топлёное? (Да!)
Рыбка солёная? (Нет!)
Лавровый лист? (Нет!)
Белый рис? (Да!)
Чернослив да изюм? (Да!)
Шоколадный лукум? (Нет!)
Перец болгарский? (Нет!)
Соус татарский? (Нет!)
Клубничное варенье? (Да!)
Бисквитное печенье? (Нет!)
Бабушка: - Что-то мы с вами засиделись. А давайте с вами поиграем в русскую народную игру :
Игра - хоровод «Огород» (под музыку)
Есть у нас огород,
в нем морковка (капуста, свекла) растет,
вот такой ширины,
вот такой ужины,
вот такой вышины,
вот такой низины.
Огород, огород, что еще там растет? (в круг по очереди выходит ребенок – овощ и танцует под музыку, остальные дети – хлопают)
Воспитатель:- Молодцы!..
Практическая часть занятия:
- Ребят, а скажите, кто какую кашу любит? (Ответы детей)
- Ребята, выберите себе пару, и кто с кем, хочет, приготовит свою вкусную кашу.
3. Заключительная часть
- Ребят, так какие же вкусные и полезные блюда готовят в деревне?
Дети: - Щи, кашу.
Воспитатель: - Вот и у нас в детском саду тоже готовят щи, каши. Теперь, я думаю, после рассказа бабушки Арины вы еще лучше будите кушать различные каши и щи. Да?!
- А наше занятие подошло к концу. До свидания.
Тема: «Вот в какой чудной одежде ходили люди прежде. Праздничная русская женская одежда. Мужская русская (праздничная и повседневная) одежда.»
Цель: сформировать у детей представления о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях, познакомить с мужской и женской праздничной одеждой, способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре.
Материалы: куклы в народном костюме, шаблоны русского национального костюма для раскрашивания, альбом «Русский народный костюм».
Предварительная работа: найти информацию и подготовить рассказ о русском народном костюме (женском, мужском, распечатать фотографии национального костюма, создать альбом «Русский народный костюм».
Ход беседы.
1. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим об истории русского народного костюма.
Что означает «одежда вообще»? Как называли древние славяне «одежду вообще»?
Когда мы теперь произносим слово одежа – это звучит как просторечие. Однако в Древней Руси именно одежа употреблялось гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин одежда.
Слово одеяние, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, давайте вслушаемся: одеяние – то, что одевает. Употреблялся и близкий вариант – одение.
История русского народного костюма насчитывает многие столетия. За время своего развития он был максимально приспособлен к традиционному быту народа.
Откуда мы можем узнать, какой была одежда раньше?
Источниками для изучения истории одежды служат музейные коллекции, топографические описания; миниатюры рукописей XV–XVII вв., гравюры и описания иностранных путешественников; царских одежд и утвари, составленные в XIV–XV вв. ; миниатюры, фрески, иконы XI–XIII вв. ; летописные русские источники ;
Какой же элемент одежды является основой русского костюма?
Рубаха (сорочка, исподка, подноска) – древнейший, ведущий элемент русского народного костюма. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. А были ли у рубахи предки?
Слово «рубаха», по всей видимости, происходит от слова «руб», которое обозначает не только кусок, обрывок ткани, но и служило предметом одежды.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ.
Женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. В старину на Руси костюм был одним из проявления народного прикладного искусства и ремесел.
Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).
Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.
Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям, защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов. В последнюю неделю перед венцом девушки носили рубаху с очень длинными рукавами, называемую «убивальницей». В ней невеста должна была плакать от страха перед грядущей семейной жизнью в чужом доме. Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила. Прядением и ткачеством полотна занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.
А порядок украшения одежды, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры, располагались на вороте, оплечье, на низках рукавов и подоле рубахи.
Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «покоснице» с широкой узорной полосой по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху.
В народном костюме, как правило, большее внимание уделялось женской одежде, поскольку она в первую очередь была призвана охранять здоровье продолжательницы рода. Однако к мужской одежде, несмотря на меньшее количество украшений, тоже относились с должным уважением и вниманием.
Особое значение приобрела мужская рубаха в различных древних обрядах. Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами. Поношенные мужские сорочки служили первыми пеленками.
ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА
Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», то есть надо было выдержать определенное испытание.
Ученые называют это инициацией – то есть обновлением. Это был своеобразный экзамен на зрелость, физическую и духовную.
Юноша должен был вытерпеть жестокую боль (например, принимая татуировку или клеймо со знаками своего рода или племени, полноправным членом которого он становится отныне).
Для девушек тоже были испытания, хотя и не такие мучительные. Их цель – подтверждение зрелости, способности к свободному проявлению воли.
Из каких материалов получали ткань?
Хлопок, лен, шелк, крапива, шерсть. Из этих материалов получали самые разные ткани: из льна – льняную, из хлопка – хлопчатобумажную, из шерсти – шерстяную, из шелка – шелковую.
Воспитатель показывает волокна.
Дети рассматривают, трогают образцы шерстяных, льняных, хлопковых, шелковых и синтетических волокон, уточняют, какую ткань из них получают.
Как вы думаете, легко ли было изготовить из них одежду?
Чтобы из семечка льна получить, например, рубашку, нужно было выполнить множество действий. Давайте перечислим, что делали люди. (Сеяли лен, пололи его, убирали с поля – жали серпом, вымачивали, трепали, чтобы получить волокна – кудель; из кудели пряли нитки, из ниток ткали холст, потом его отбеливали – расстилали на морозе, сушили на солнце; кроили одежду, шили ее, вышивали на ней узоры. Иногда холст красили.)
Быстро ли делалась такая работа? (Сеяли весной, пололи летом, убирали осенью, а зимой, длинными вечерами, пряли нитки и ткали полотно.)
Вот откуда пошла традиция – собираться на посиделки, на которых люди играли, шутили, пели песни, но при этом не забывали о важных и нужных делах.
Нелегким и долгим был труд, зато какой красивый результат!
Тихо звучит русская народная музыка.
Подумайте и скажите, какую картину вы себе представляете при упоминании о русском народном костюме? (Хоровод у березки, плавные, красивые движения, русские народные песни.)
Русский костюм невозможно отделить от песни: то веселой, звонкой, то спокойной, даже печальной.
О б р а т и т е в н и м а н и е, какие красивые украшения на всей одежде. В украшениях, вышивке предпочтение чаще отдавалось красному цвету.
Даже в пословице говорится: «Красный цвет мил на весь свет».
А знаете, почему? Что вам напоминает красный цвет? (Огонь, солнце.)
Огонь, солнце были очень важны для людей, поэтому красный цвет был цветом защиты от сил зла, от разных напастей. В старину слово «красный» означало и «красивый», говорили «красна девица», «красно солнышко».
Как же относились люди к одежде? (Очень бережно, чтобы носить ее подольше, а нарядные сарафаны, кокошники, рубахи надевали по праздникам и передавали своим детям и внукам).
Костюм – это гордость народа. Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях. Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов).
Праздничная одежда.
Вся праздничная одежда была очень красочной. Обязательно украшалась элементами вышивки, полосами позумента, бисером, шнуром, блестками и прочими деталями которых не было в повседневной одежде. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но в то же время по ней можно было судить о вкусе и умению мастерицы. Крестьянка была сама себе и модельером, и моделью, и мастером по индивидуальному пошиву одежды. Даже ткани, из которых шилась традиционная одежда, были в основном домашней выработки, поэтому крестьянка должна была уметь не только шить, но и прясть, ткать, вязать, вышивать и делать многое-многое другое.
И конечно в праздничной одежде было много украшений, особенно в костюме молодой женщины. Это – ушные, шейные и нагрудные украшения. Они были весьма разнообразны по форме, составу и размерам. На их изготовление использовались различные матери алы со вставками из стекла, бисера, пуха птиц.
4. Подведение итогов.
Тема: «И стоит покрыт ковром ларь с хозяйкиным добром. Чудесный сундук».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-творческого занятия для старших дошкольников "Мужская и женская одежда на Руси".
Занятие - экскурсия для старших дошкольников в мини-музей "Русская горница", в ходе которой, на примере музейных экспонатов дети знакомятся с традиционной русской одеждой....
Мужская и женская одежда в Древней Руси
Мужская и женская одежда в Древней Руси ...
«Знакомство с историческим наследием и культурой России» (из истории мужской и женской одежды)
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Знакомство с историческим наследием и культурой России» (из истории мужской и женской одежды)...
Мужская и женская одежда в древней Руси
Вызвать интерес к видам разной одежды которые носили в древней Руси мужчины и женщины....
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «История мужской и женской одежды»
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «История мужской и женской одежды».Содержание: Знакомство детей с крестьянской одеждой.Цели: Приобщать дошкольников к истории национальной ку...
История мужской и женской одежды
НОД в средней группе...
презентация "Народные русские женские и мужские костюмы"
Познакомить детей дошкольного образования с особенностями русского костюма, с разнообразием и повсеместным распространением национального костюма как символа народа, страны; закрепить навыки создания ...