Зимушка -Зима
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Молоткова Светлана Федоровна

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ –ЭКСКУРСИИ

« В гостях у Зимушки –зимы»

Программное содержание:

  1. Уточнить представления детей о типичном состоянии  природы зимой.
  2. Закреплять знания о разнообразии коры деревьев.
  3. Учить видеть красоту зимнего парка, слышать тишину, ощущать покой и запах зимнего парка.
  4. Обогащать эстетическое впечатление детей.
  5. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: Ежедневные наблюдения за погодой; заучивание стихотворений; наблюдение за состоянием растений; рисование с натуры деревьев; слушание музыкальных произведений об осени и зиме.

Материал к экскурсии: Педагог вместе с детьми заранее вырезает снежинки, подготавливает кормушки и корм для птиц.

Ход занятия:  Педагог выходит на крыльцо и загадывает загадку детям.  

Педагог:             Что за звездочки сквозные

                             На пальто и на платке?

                             Все сквозные, вырезные,

                             А возьмешь – вода в руке.

Дети:         Это снежинки

Педагог:   Расскажите как вы догадались? (выслушивает ответы детей и предлагает рассмотреть снежинки на варежках, на рукавах пальто.)

Встаньте лицом друг к другу и рассмотрите одинаковые ли снежинки по форме.

( поощряет высказывания детей)

А теперь я приглашаю вас пойти в парк и посмотреть, что там изменилось с тех пор , как мы были в нем в последний раз.

По дороге педагог предлагает поиграть в игру «Разведчики» , - заметить, что изменилось в природе. Побеждает увидевший большее количество изменений. (например:  вокруг белым-бело, мороз, под ногами скрепит снег, деревья нарядились в белые шубки и шапочки)

Войдя в парк, педагог предлагает остановиться  и осмотреться, полюбоваться красотой зимней природы.

Давайте помолчим, тихо постоим и послушаем тишину парка.

 Нравиться вам здесь? А что именно вам нравится? Как вы думаете здесь красиво? Расскажите, что вы видите и что слышите. (ответы детей)

И действительно парк очень красив: ели стоят, будто былинные богатыри, ветки под тяжестью снега опустились вниз, они все занесены снегом, и зелени почти не видно. Парк как-будто уснул. Все притихло.

(Подходят к березе)

 А какое же дерево растет здесь?

Дети: Береза

Педагог: А как  вы узнали?

Дети: По коре, береза белоствольная.

Педагог: А что вы можете сказать про березу, как ее украсила зима?

Дети: Березы одели наряды из кружев.

Педагог: Вы молодцы, березу сразу узнали, она очень приметная, а можно ли здесь найти такое дерево как дуб? И как мы узнаем что это дуб?

Дети: Надо знать какая кора у дуба, какого она цвета?

Педагог: Правильно, кто мне покажет дуб?

Дети: (дети показывают дуб, а если затрудняются педагог напоминает, что кора дуба очень шероховатая, темная, ветки у  дуба неровные, корявые, ствол очень толстый).(по описанию дети находят дуб)

Педагог: Давайте посмотрим внимательно на кору дуба, потрогаем. Дуб могучий . Посмотрите на верх, какие у него ветви, как будто руки, и этими руками он ловит хлопья снега. Посмотрите еще выше, что мы там увидели?

Дети: Небо!

Педагог: А какое сегодня небо?

Дети: ( ответы детей) Голубое, серое…

Педагог: Посмотрите внимательно на небо и на ветви дуба. Что вы можете сказать? Как красиво на фоне неба вырисовываются ветки дерева, не правда ли?

Педагог: Скажите, какое у вас настроение сегодня? Почему оно такое?

Дети: (ответы детей)

Педагог: Послушайте, ребята, какое стихотворение написал поэт И.Суриков о снеге:        

                Белый снег пушистый

                В воздухе кружится

                И на землю тихо падает ложится….

Педагог: Представьте себе, что вы снежинки, кружитесь и тихо опускаетесь на землю, на ветки деревьев( дети изображают снежинок)

Педагог: Полюбуйтесь красотой природы, посмотрите кругом снег, снег везде – и на земле, и на ветках деревьев. Представьте, что мы попали в снежную сказку, и герои этой сказки деревья и кусты.

                Заколдован невидимкой

                Дремлет лес под сказку сна

                Словно белою косынкой

                 Подвязалася сосна.

                 Понагнулась, как старушка,

                 Оперлася на клюку,

                 И над самою макушкой

                 Долбит дятел на суку.

                                                          (С.Есенин)

Педагог: А раз мы попали в нежную сказку , а в сказках всегда необходимо преодолевать какие –то препятствия вот и мы будем преодолевать все препятствия на нашем пути:

надо пройти по снежному мостику, преодолеть гору и…… вот он сказочный лес! (двигательная активность детей –упражнения на ловкость, подготавливается заранее)

Педагог: Вот он сказочный лес, что заколдован невидимкой!

                Расскажите каким вы его видите?

Дети: (рассказы детей) Обобщение рассказов детей педагогом.

Педагог: Морозы набросили студеную кисею на примолкший лес. Зябко кутаются в пушистые снежные одеяла ели. Тихо вокруг, только шелестит снег, касаясь ветвей и стволов деревьев. Давайте послушаем тишину.

Каждое дерево по-своему встречает снегопад. Ели протягивают навстречу снежинкам кончики мохнатых лап. Рябина подставляет багряную гроздь: «Пожалуйста, посыпь ее снежок». У берез опущены гибкие ветви. Летит мимо белых стволов, не шелохнуться березы. Опустив ветви, они подсказывают: «Сюда, сюда, не скупись, ножки укрой, босым нам холодно». Бережно и нежно опускаются снежинки. Вот и мы  так же бережно  и нежно должны относиться к деревьям, не ломать ветки. Если увидим сломанную веточку, аккуратно срежем ее ножом, возьмем в сад и поставим в воду.

Педагог: Я предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка», Сначала я буду описывать  дерево, называть его особенности, а кто узнает это дерево должен подбежать к этому дереву. (Угадавший  быстрее всех два раза подряд становится ведущим)

Игра проводиться несколько раз.

Педагог: Еще раз взглянем на зимний парк, запомним, кому что понравилось, чтобы потом в детском саду нарисовать картину, сделать аппликацию.

                                Заметает пурга белый путь,

                                 Хочет в мягких снегах потонуть.

                                Ветер резвый уснул на пути,

                                Ни проехать в лесу, ни пройти.  (С.Есенин)

 А мы с вами отправляемся в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...