Экскурсия в осенний лес
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Экскурсия в весенний лес.
Старшая группа
( проводится в 20-х числах марта)
Программное содержание:
Образовательная область «Познание»
- Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно еще наблюдать приметы зимы (лежит глубокий снег, деревья, кроме хвойных, кустарники стоят голые, насекомых не видно), и уже заметны признаки весны (на снегу образовался наст, кое-где видны первые проталины, усилилась капель с крыш, оживленнее стали птицы, из шишек ели высыпаются семена).
- Упражнять детей в умении различать деревья.
- Учить устанавливать связи между повышением температуры воздуха и удлинением дня с изменениями в природе.
- Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом, усилить их эстетические переживания.
Образовательная область «Коммуникация»
- активизировать словарь детей по теме «Весна»
Образовательная область «Здоровье»
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни
Образовательная область «Безопасность»
- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Предварительная работа:
- Экскурсии на данный объект проводятся периодически ( последняя - в феврале );
- наблюдения на прогулке за увеличением долготы дня;
- беседы с детьми о сказках, о животных -героях сказок (подвести к пониманию того, что люди, сочиняющие сказки, очень внимательны и наблюдательны).
Ход экскурсии:
В группе:
- дети, где живут сказки?..
- Я тоже считаю, что сказки могут поселиться в самых разных местах. И,
наверное, многие из них живут в лесу. Сегодня мы пойдем в лес в гости
к сказке. Послушайте стихи:
Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну прослышала она И ей невольно улыбнулась.
(Ф.Тютчев)
Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень внимательными и постараться заметить улыбки весны.
По дороге в лес:
Определить с детьми состояние погоды (тепло - холодно, солнечно-пасмурно, тихо-ветрено), рассмотреть во что одеты дети. Поощрять детей, замечающих приметы - улыбки весны (капель с крыш, гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце)
Воспитатель демонстративно отворачивается от проходящих мимо машин,
говорит о том, как тяжело дышать этим воздухом, обращает внимание на
то, какой грязный снег на обочине дороги.
В лесу:
Войдя в лес, остановиться.
- Ах, здравствуй, лес! Здравствуй, сказка! Как легко и приятно здесь
дышится! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте послушаем, о чем
говорит лес (слышен шелест ветвей, голоса птиц - каких? Кто узнает
птицу по ее песне? Мозможно услышать стук дятла. Слышен шум
машин, но он приглушен - почему? ).
Воспитатель предлагает детям полюбоваться красотой леса, замечает, как хороши сосны, ели на фоне голубого неба, белого снега.
- А видны ли в лесу приметы весны?
Обратить внимание детей на то, что снег покрыт твердой корочкой -настом, значит сюда уже заглядывало солнце, пригревало снег своими лучиками.
- На что похож сейчас снег? Он как ледяное кружево. Возьмите кусочки
наста и посмотрите сквозь него на небо, на солнце, только близко к лицу
не подносите. - А сколько же сейчас снега в лесу?
- Много, еще больше, чем в разгар зимы. Давайте определим его
глубину.
Подготовленным шестом измерить глубину снега, сделать отметку, сравнить с отметкой, сделанной во время предыдущей экскурсии. Измерить глубину снега в центре поляны и в лесу за деревьями.
- Почему за деревьями снег глубже, чем на поляне? (Снег осел, солнце
освещает поляну сильнее и дольше). - А в лес солнце что не пускает? (Ветки деревьев).
-Как можно узнать, что весеннее солнце греет сильнее? (Можно
потрогать стволы деревьев, нагретые солнцем).
- Вот мы слушали. Что лес рассказывает, а ведь лесную книгу можно
еще и прочитать. Посмотрите на снег, что вы видите? (Следы птиц,
людей, тонкие и толстые веточки, кусочки коры, местами снег почернел
от еловых иголок - опадает сухая хвоя с деревьев). - А это что? Постарайтесь и вы найти такие же крылышки, а я расскажу
еще об одной примете весны.
Продолжить после того, как дети соберутся возле воспитателя.
- Эти крылышки - семена ели. Рассмотрите их внимательно, какие они?
- Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по
всему лесу. Что помогает им перелетать? - Ребята, давайте посмотрим вокруг, а вдруг нам удастся увидеть как
летят семена-вертушки.
- А вы знаете, в лесу до еловых семян много охотников. Кто бы это мог
быть?
- Это и белки, и дятлы, и клесты. Прислушаемся еще раз к голосам птиц.
Отличается ли теперь их пение от того, что мы слышали зимой? - Конечно, как и в городе, птицы стали оживленнее, больше поют.
- Ребята, ель или сосну вы в любое время узнаете, ни с чем не путаете. А
другие деревья вы узнать можете? Назовите, что еще растет вокруг
нашей поляны.
- Кустарники узнать еще труднее. Вот это - молодая рябинка. Она
похожа на кустарник. Мы ее внимательно рассмотрим - веточки, почки,
чтобы через некоторое время прийти сюда еще раз, увидеть, что станет с
ней.
А сейчас мы попрощаемся с весенним лесом, чтобы в апреле встретиться с ними снова. Оглянитесь вокруг. Постарайтесь запомнить, что вы увидели. А в группе все, кто хочет, нарисуют лесную сказку.
До свидания, лес, до новой встречи!
Литература:
- Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду»
Методическое пособие. М., Мозаика- Синтез 2010,
- Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» М., 2007
- Зотов В.В. «Лесная мозаика». Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. М., 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию "Экскурсия в осенний парк"
Решая задачу патриатического воспитания детей, по формированию основ любви к малой Родине в воспитательно -- образовательном прцессе, я использую авторскую программу коллектива МАДОУ "Каневской Кубань...
Тема: «ОСЕНЬ ЗОЛОТО РОНЯЕТ» (Экскурсия в осенний парк).
Цель: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавлива...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-523407-1415693217.jpg)
Открытое мероприятие в рамках конкурса пед. мастерства "Экскурсия в осенний бор «В гости к Осени»"
Открытое мероприятие в рамках конкурса пед. мастерства....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/10/picture-299812-1552230411.jpg)
Методическая разработка "Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Экскурсия по осеннему Петербургу"
Методическая разработка "Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы детского сада "Экскурсия по осеннему Петербургу""...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-1030220-1552405010.jpg)
Экскурсия в осенний парк "Деревья в осеннем лесу"
Цель: организация коллективной прогулки; наблюдение за осенними изменениями на территории детского сада; воспитание в детях эстетических чувств.Задачи:Образовательные: закреплять знания об осенни...
Конспект осенней познавательной экскурсии "Волшебница осень"
Цель: экологическое, эстетическое воспитание дошкольников.Задачи: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их; уточнить представления детей об измене...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/01/picture-1422305-1664628833.jpg)
Конспект экскурсии в осенний лес «В гости к Осени» для детей старшей группы
Цель: Способствовать созданию условий для усвоения детьми представлений об осенних изменениях в живой природе (жизни растений, животных) Задачи: Продолжать учить ...