Занятие "Защитники земли русской"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Мордик Инна Сергеевна

Обобщение знаний детей об истории возникновения Руси. Формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитание любви и уважения к защитникам Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_na_temu_zashchitniki_zemli_russkoy.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Программное содержание: обобщить знания детей об истории возникновения Руси формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины; активно поддерживать инициативу ответов на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные рассуждения, реагировать на высказывания партнера.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображениями Древней Руси, защитников земли русской, оружия и одежды воинов; герба Москвы и флага России; два шлема; два набора солдатиков; кокошник; эмблемы: «Щит», «Меч»; бумага, восковые мелки.

Предварительная работа: чтение былин «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка», «Алеша Попович и Тугарин  змей». Рассказывание детям о великих русских полководцах: об Александре Невском, Дмитрии Донском, Ярославе Мудром, Юрии Долгоруком. Показ их портретов и иллюстраций о Древней Руси. Заучивание стихотворений и пословиц.

          Ход занятия.                                                                                    

Дети свободно подходят к стенду с иллюстрациями Древней Руси и защитников земли русской.

Воспитатель.

- Ребята, как вы думаете, кого называют героями? (Ответы детей.)

Свои подвиги герои совершают с чистым сердцем на благо своего народа и отечества. Самоотверженность - вот главная черта русских героев.

- Ребята, а какой праздник мы с вами недавно отмечали? (День защитника Отечества.)

- А, что, означает слово Отечество? (Отечество-это наша Родина.)

-А, кто, такие защитники Отечества? ( Ответы детей.)

Сегодня я предлагаю вам вернуться в наше прошлое, в глубину веков. Поможет нам  в этом наша лента времени по Древней Руси, которую мы с вами сделали.

Давайте вспомним стихотворение о родной стороне. ( Звучит музыка. Ребенок читает стихотворение.)

           Ничего нет лучше, краше

           Милой Родины твоей!

           Оглянись на предков наших,

           На героев прошлых дней.

          Вспоминай их добрым словом-

          Слава им, борцам суровым!

          Слава нашей стороне!

          Слава русской старине!

 Воспитатель. История нашей страны начинается в давние-давние времена, когда не было еще на Земле ни вас, ни ваших родителей, ни ваших бабушек, ни дедушек, ни даже нашей страны России. Тогда селились в лесистых местах на берегах рек наши далёкие предки.

-Как вы думаете, кто такие предки? (Ответы детей.)

             Предки это люди, которые жили на нашей Земле много лет назад.

-А как они назывались? (ответы детей)

Славяне - значит славные, хорошие люди. Славяне были мужественными, сильными людьми. Враги часто   называли славян Русью. Поэтому и земли, на которых они поселились, стали со временем называть русскими землями.

            -Назовите самый главный город Древней Руси. (Киев.)

-Кто в то время правил Киевом? (Ярослав Мудрый.)

-Что вы о нем знаете? (Ответы детей.)

При Ярославе Мудром древнерусское государство стало расти и процветать. Русь стала одной из самых могучих стран того времени.

Славилась русская земля мужественными и сильными людьми. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь разоряли сёла и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства и каждый раз вставали на защиту своей родины, русские люди, защитники земли русской.

 Давайте вспомним о них. Для этого проведем викторину на тему «Защитники земли русской». В состязании будут участвовать две  дружины. Одну дружину «Меч» возглавит Ваня Гребенников, а другую «Щит»- Дима Шуваев. (Им  воспитатель надевает шлемы, а остальным детям прикрепляет  эмблемы; ставит на стол два набора солдатиков.)

Воспитатель. Ребята перед вами  равное количество воинов, я буду задавать каждой дружине вопросы. Если дружина неправильно отвечает на вопрос, то один из ее воинов покидает поле боя. По окончании состязания мы подсчитываем число оставшихся воинов и определяем победителя.

А сейчас перед началом игры вспомним с вами богатырское правило.

        Богатырское наше правило:

        Надо другу в беде помочь,

        Отстоять в борьбе дело правое,

       Силой силушку превозмочь.

                                      Н. Добронравов

Много песен и былин складывал народ о силе и подвигах русских богатырей.

 Вопросы дружине «Меч»:

-Каких русских богатырей вы знаете, которые в глубине веков защищали Русь? (Ответы детей.)

-Что вы знаете об Илье Муромце? (Ответы детей.)

Вопросы дружине «Щит»

-Как в народе говорили об Илье Муромце? (Ответы детей.)

-Что вы знаете о Добрыне Никитиче? (Ответы детей.)

Вопросы дружине «Меч»:

-Что вы знаете об Алеше Поповиче? (Ответы детей.)

-Какие былины о русских богатырях вы знаете? (Ответы детей.)

А теперь я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Бояре».

(Проводится игра.)

Воспитатель. Дружины займите свои места, и мы продолжим наш поединок знаний.

Много раз враги и с запада, и с востока грозили нашей Родине и хотели захватить ее. Их привлекали бескрайние просторы и богатства русской земли.

Вопросы дружине «Щит»:

-Кто произнес эти слова? «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» (Ответы детей.)

Так молодой князь Александр Невский сказал, когда одержал победу над немецкими рыцарями на Чудском озере, спасая Русь от врагов.

-В какие доспехи были одеты защитники земли русской? (Кольчуга, шлем, щит, наручи, поножи.)

Воспитатель читает стихотворение В. Гришина «О, Русь моя»

О, Русь моя! На Куликовом поле я в гуще был,

В побоище самом.

Враг беспощаден, россияне смелы,

Нам надоело хану бить челом!

В меня летели вражеские стрелы,

Тупились сабли о стальной шелом.

Вопросы дружине «Меч»:

- Дети расскажите об этом событии, о ком и о чем говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.)

Московский князь Дмитрий Донской объединил русских князей, они собрали большое войско и разгромили татарского хана Мамая на Куликовом поле, освободив Русь от врага.

-Какое у воинов было оружие? (Топор, меч, копье, сабля, лук, нож, палица.)

Вопросы дружине «Щит»:

 - В чем заслуга князя Юрия Долгорукого перед Отечеством? (Ответы детей.)

В памяти людской навсегда останется имя князя Юрия Долгорукого, который считается основателем .

- Кто изображен на гербе Москвы? Расскажите о нем. (Ответы детей.)

На гербе Москвы изображен воин- всадник в плаще и на коне. Воин убивает копьем змея, а конь топчет его копытом. Всадник- это Святой Георгий Победоносец, он считается покровителем Москвы.

Воспитатель. Наш поединок знаний о защитниках древней Руси подошел к концу. Храбро сражались воины, без потерь.

Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки сложил народ о защитниках отечества. ( Дети встают в круг и проговаривают пословицы о смелости, силе и отваге.)

Воспитатель. Пройдут годы и века, но русский народ бережно будет хранить память о защитниках земли русской, ибо сражались они за родное Отечество, сражались и побеждали. А сейчас, давайте нарисуем их.

Итог занятия.

Воспитатель вывешивает детские рисунки под флагом России.

Дети по очереди рассказывают, кого они нарисовали.

Воспитатель.

-Какого цвета полосы на флаге России? (Ответы детей.)

- Какие символические значения они имеют? (Ответы детей.)

-Можно ли эти значения отнести к главным чертам русских героев?

(Ответы детей.)

Я вам желаю ребята, чтобы вы выросли такими же честными, благородными и  великодушными, как защитники земли русской.    

     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

        

                                               КОНСПЕКТ

                                      ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ:

                       «ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ».

                                  (подготовительная группа)  

                                                                         

 Здоровьесберегающие технологии

Воспитатель: Барадулина Т.А.

Применение здоровьесберегающих технологий

Двигательный режим имеет важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В этот период идет бурный рост и становление организма ребенка, двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие и работоспособность.

Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки. Правильный подбор 3-4 физкультминуток значительно снижает утомление и улучшает внимание учащихся. Проведение физкультминутки во время занятий  имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

  Физкультминутка состоит из комплекса, включающего 3-4 упражнения на потягивание, упражнения для рук, туловища, ног, головы. Упражнения эти простые, не требуют сложной координации движения. В зависимости от видов деятельности их можно выполнять сидя, стоя. Продолжительность – 1-2 минуты. В осеннее-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки.

  Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

физкультминутки в стихах:

       «Буратино потянулся,            

 Раз – нагнулся, два – нагнулся,

 Руки в стороны развел,         

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать»

«Ветер дует нам в лицо,          

  Закачалось деревцо,                

  Деревцо все выше, выше,        

  А ребята – тише, тише»              

                                             

«Раз, два – выше голова

 Три, четыре – руки шире

 Пять, шесть – всем присесть

 Семь, восемь – встать попросим

 Девять, десять – тихо сесть

«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

  Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

  Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

   Опорно – двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Результатом этого является осанка. Осанка – это приобретение человеком в ходе роста и развития привычное, непринуждённое положение тела. Мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабее. Поэтому неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий способствует прогрессированию нарушений опорно – двигательного аппарата. Несоблюдение гигиенических норм, неправильная посадка, не соответствие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушению осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах. Серьёзным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков.

    Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях – это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение упражнений в течение дня.

Упражнения на профилактику нарушений осанки:

    Ходьба.

         а\ на месте;

         б\ на носках, руки вверху;

         в\ на пятках, руки за головой.

                   Мы проверили осанку

                   И свели лопатки.

                   Мы походим на носках,

                   Мы идём на пятках.

    Котик.

                   Лучик котика коснулся,

                   Котик сладко потянулся.

    Самокоррекция.

Построиться в колонну. Раз – посмотреть налево; два – направо. Подровняться.

                   Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

                   Смотрим влево, смотрим вправо.

                   Спинка ровная у нас,

                   А осанка – высший класс.

    Ёлочки.

«Ели» -стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.

«Ёлочки» - присесть, руки вперёд.

Следить за спиной, спина прямая.

                   Есть в лесу три полочки-

                   Ели – ёлки – ёлочки.

                   Лежат на елях небеса,

                   На  ёлках – птичьи голоса,

                   Внизу на ёлочках – роса.

    Кузнечики.

Спина прямая, руки на поясе.

                   Поднимайте плечики,

                   Прыгайте, кузнечики!

                   Прыг – скок, прыг – скок!

                   Сели, травушку покушали,

                   Тишину послушали.

                   Выше, выше высоко!

                   Прыгай на носках легко!

    Аист.

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают  то правую ногу, то левую, согнутую в колене. И так же плавно опускаются.

                   -Аист, аист длинноногий,

                   покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

                   -Топай правою ногою,

                   Топай левою ногою,

                   Снова - правою ногою,

                   Снова – левою ногою.

                   После -  правою ногою,

                   После – левою ногою,

                   И тогда придёшь домой.

    Зимняя зарядка.

Следить за положением туловища и рук.

                   Чтобы сильным стать и ловким,

                   Приступаем к тренировке.

                   Носом вдох, а выдох ртом.

                   Дышим глубже, а потом

                   Шаг на месте, не спеша.

                   Как погода хороша!

                   Не боимся мы пороши,

                   Ловим снег – хлопок в ладоши.

                   Руки в стороны, по швам.

                   Хватит снега нам и вам.

                   Мы теперь метатели, бьём по неприятелю.

                   Размахнись рукой – бросок!

                   Прямо в цель летит снежок.

    В лесу.

Ноги на ширине плеч.

Руки на поясе. Шаги на месте, следить за положением туловища. Присесть, касаясь руками пола, смотреть вперёд.

                   Мы шли, шли, шли.

                   Земляничку нашли.

                   Сели, поели и опять пошли.

Упражнение повторяется 3-4 раза, меняются только названия ягод.

                    Мы шли, шли, шли,

                   Наконец, домой пришли.

  На занятиях используют игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках: «Водичка, водичка…», «Пальчики» и др. («Мои первые прописи», О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, 1 класс)

Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

Идет по парте человечек, переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!

Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.

Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

Наши пальчики согнем и другой рукой согнем.

Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.

Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.

Каждый хочет победить и награду получить.

А теперь одну ладошку развернем наоборот

И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.

Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки

Развернем наоборот и похлопаем немножко.

Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.

Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.

В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.

«Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.

«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.

Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.

Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?

Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.

Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.

   Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, пальчикам – дать полноценный отдых.

   Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся.

    Здравствуйте.

         Дети поочерёдно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.

         Подушечками пальцев одной руки дети поочерёдно касаются подушечек пальцев другой руки

    Лесная история.

         Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.

         Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.

         Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.

         Зайцы увидели её и бросились врассыпную.

Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.

    Солнышко.

         Как светит солнышко летом ?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

         Как светит солнышко осенью?

Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.

         Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку.

    Моем ручки.

Дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук.

    Волны.

Пальцы сцеплены в замок. Поочерёдно открывая и закрывая ладонь, дети имитируют движение волны.

    Ребро, ладонь, кулак.

Дети работают обеими руками одновременно. Поочерёдно на парту кладут ребро ладони, открытую ладонь и кулак.

    Семья.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.

         Этот пальчик – бабушка.

         Этот пальчик – дедушка.

         Этот пальчик -  папа.

         Этот пальчик – мама.

         Этот пальчик – я.

         Вот и вся моя семья.

    Ёлка.

         Ёлка быстро получается,

         Если пальчики сцепляются.

         Локотки ты подними,

         Пальчики ты разведи.

Пальцы сцепляются в замок. Затем пальцы поднимаются вверх и опускаются вниз. Получается ёлочка.

    Солнечные зайчики.

         Мы писали, мы писали,

         Наши пальчики устали.

         Вы скачите, пальчики,

         Как солнечные зайчики.

         Прыг-скок, прыг-скок,

         Прискакали на лужок.

         Ветер травушку качает,

         Влево, вправо наклоняет.

         Вы не бойтесь ветра, зайки,

         Веселитесь на лужайке.

Дети придумывают на каждую строчку жесты, изображающие движения зайчиков.

    Домик.

         Раз, два, три, четыре, пять.

Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.

         Вышли пальчики гулять.

Ритмично разжимаем все пальцы вместе.

         Раз, два, три, четыре, пять.

Поочерёдно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.

         В домик спрятались опять.

Возвращаются в исходное положение.

    Ручки. 

         Где ладошки - тут? Тут.

Дети показывают открытые ладошки.

         На ладошках – пруд? Пруд.

Хлопают в ладоши. Потом на каждую строчку стихотворения массируют каждый пальчик.

         Палец большой – гусь молодой.

         Указательный палец – поймал.

         Средний палец – пощипал.

         Этот пальчик – печь топил.

         Этот пальчик – суп варил.

         Полетел гусь прямо в рот. Вот.

Очень важно на занятиях делать гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, гимнастика для улучшения слуха.

 Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

      Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ


Домик

Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Очки

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Флажок

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Стул

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе).
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Стол

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.
Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Грабли

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя


Цепочка

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Скворечник

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Шарик

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Елка

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Корзинка

В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Колокольчик

Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены, Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Собака

У собачки острый носик,
Есть и шейка , есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Кошка

А у кошки ушки
Ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Мышка

Серенький комок сидит
И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны

Зайчик в норке

У елки на пригорке
Спрятался зайчишка в норке.

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Зайка и барабан.

Зайка взял свой барабан
И ударил трам - трам - трам.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Лошадка

У лошадки вьется грива,
Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Зайка и зеркало

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Коза

У козы торчат рога,
Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок

Петушок стоит весь яркий,
Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Курочка

Курочка прыг на крыльцо:
Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Осы

Осы любят сладкое, к сладкому летят.
И укусят осы, если захотят.

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет
и летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Краб

Краб ползет по дну,
Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Замок

Пальцы сплетем и замок мы получим.
Повторим еще, и получится лучше.

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Слон

В зоопарке стоит слон.
Уши, хобот, серый он.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Дерево

У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Птичка

Пальчики - головка,
Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Филин

Сидит филин на суку
И кричит бу - бу - бу - бу.

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Волк и лиса

Серый волк бежит по лесу,
А за ним бежит лиса.
Поднялись у них трубою
Два пушистеньких хвоста.

Волк.
Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти.

Лиса.
Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Крокодил.

Крокодил плывет по речке,
Выпучив свои глаза.
Он зеленый весь, как тина,
От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и без

Зрительная гимнастика

        1.  Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

    2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

    3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.

    Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения.

Упражнений для развития слуха

    1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.

    2.   Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

    4. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.

    5. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.

    6. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.

    7. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.

    8. теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

 

       При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.

Дыхательные упражнения

    Чудо – нос.

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

                   Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

                   Как угодно.

                   Выполню задание,

                   Задержу дыхание…

                   Раз, два, три, четыре –

                   Снова дышим: глубже, шире.

    Охота.

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.)

    Ныряние.

Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

    Шарик.

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

    Скороговорки.

         -музыкальные.

После глубокого вдоха поётся любой слог. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью заканчивается.

         -речитатив.

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух заканчивается, ребёнок должен запомнить сколько Егорок он назвал.

    « На Егорке возле горки жили тридцать три Егорки : раз Егорка, два Егорка, три Егорка…»

    Каша кипит.

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.

    Ветерок.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.

К одному из направлений здоровьесберегающих технологий можно отнести  ароматотерапию. Эту технологию можно использовать при профилактике простудных заболеваний. Во время эпидемий гриппа в классах и школьной столовой используются бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). Во всех классах много комнатных растений, которые очищают воздух.

Большое внимание необходимо уделять рассаживанию учащихся. Рассаживая учащихся, принимать во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух и склонность к простудным заболеваниям. Детей небольшого роста усаживать ближе к доске, более рослых – сзади. Один раз в месяц менять местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения.

Су-Джок


      В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «Су-Джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.


Основные системы соответствия
Основными называются системы соответствия, в которых все тело целиком проецируется на кисть или стопу. При этом большой палец соответствует голове, ладонь и подошва туловищу, III и IV пальцы кистей и стоп соответствуют ногам, а II и IV пальцы кистей и стоп - рукам.

При поиске точек соответствия кисть располагается ладонью вперед. Указательный палец правой кисти и мизинец левой кисти соответствуют правой руке. Средний палец правой кисти и безымянный палец левой кисти соответствует правой ноге. Безымянный палец правой кисти и средний палец левой кисти соответствуют левой ноге. Мизинец правой кисти и указательный палец левой кисти соответствуют левой руке. Возвышение ладони у основания большого пальца соответствует грудной клетке, а ладонь в целом соотносится с областью живота.

Система соответствия стопы основана на тех же принципах, что и основная система соответствия кисти.
Стопа по строению подобна кисти, кисть подобна телу. Поскольку стопа при движениии подвергается значительной естественной стимуляции, система соответствия, расположенная в ней, особенно эффективна.
И кисти, и стопы — единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению самого автора системы Су Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.
 

Преимущества
Метод включает в себя несколько направлений: диагностику, лечение, профилактику и оздоровление. Неоспоримыми достоинствами Су-Джока являются:
  Высокая эффективность - при правильном определении точек воздействия эффект наступает в течение нескольких минут.
  Полная безопасность - неправильное применение метода не вызывает побочных реакций и осложнений.
  Простота применения. - ваша рука и знания всегда с вами. А подходящий инструмент для проведения лечения вы без труда найдете.
  Универсальность — лечению поддаются буквально все болезни, особенно в комплексе с традиционными фармакологическими методами лечения, в несколько раз увеличивающими его результативность.

 

Игровые упражнения для развития мелкой моторики с использованием «ёжика» Су Джок:

 

Вот помощники мои

Вот помощники мои.

(показать пальцы)

Их, как хочешь поверни.

По дорожке белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

(шариком провести по руке, до локтя)

Чок, чок, чок,

Чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок.

(повторить с другой рукой)

 

На лужок

На лужок пришли зайчата ,

Межвежата, барсучата,

Лягушата и енот.

(поочередно надеваем кольцо на каждый палец)

На зеленый ты лужок

Приходи и ты, дружок!

(катаем шарик по ладошке)

 

Капустка

Мы капустку рубим, рубим,

(ребром ладони стучим по шарику)

Мы капустку солим, солим,

(подушечками пальцев трогаем шарик)

Мы капустку трем, трем

(потираем ладошками о шарик)

Мы капустку жмем, жмем.

(сжимаем шарик в кулачке)

 

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

(перекидывать шарик из руки в руку)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке,

(сжимать, разжимать шарик в кулачке)

 

Игрушки

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

(поочередно катаем шарик Су Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

 

Вот все пальчики мои

Вот все пальчики мои

Их, как хочешь, поверни-

И вот этак, и вот так,

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять. Постучали,

(постучать пальцами о шарик)

Повертели (повертели шарик на ладошке)

И работать захотели.

Дали ручкам отдохнуть,

А теперь обратно в путь.

Информационные ресурсы

Ильющенков В.В. Берсенева Т.А. Здоровье и образование.-СПб., 1993.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

Попов С.В. О физическом благополучии школьников.- СПб.: Союз,1997.

Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе» - М.: АРКТИ, 2005

Советова Е.В. «Оздоровительные технологии в школе» - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

Ткачёва В.И. Играем каждый день// Методические рекомендации.-Мн.: НИО,2001.

Цыбина С.А. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» - Волгоград: Учитель, 2009.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  1. Игровые технологии.

            Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Важной особенностью игровых технологий, которые воспитатель использует  в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

      Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Воспитатель организует игровую ситуацию  «Что катится?» и использует её в образовательной деятельности  «Введение в математику» для обучения и закрепления понятий «круг», «квадрат».

     Игровые технологии, направленные  на развитие внимания.

У дошкольников  происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы. Например, в образовательной деятельности  «Введение в математику» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди такой же». В образовательной деятельности  «Ознакомление с окружающим миром» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди ошибку».

        Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Воспитатель использует игры «Магазин», «Запомни узор» и «Нарисуй, как было» и другие.

        Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Воспитатель использует дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий воспитатель  развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

          Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

  1. Технология развивающих игр Б.П. Никитина

         Игровая  деятельность состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. В своей работе воспитатель, в течение 20 лет, использует развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка». Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.

         Используя технологии развивающих игр Б.П.Никитина, воспитателю удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

       Воспитатель в игре решает сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: задания-ступеньки всегда создают условия  опережающего развития способностей, занимаясь самостоятельно до своего «потолка», дети развиваются наиболее успешно.

  1. Технологии проблемного обучения.

      Технологии проблемного обучения предлагают такую организацию учебно- воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.

      Воспитатель использует различные проблемные ситуации во всех областях образовательной деятельности. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов воспитателя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Технологии проблемного обучения могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Воспитатель использует проблемные ситуации в беседах по безопасности жизни и здоровья, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим миром, в игровой деятельности.

Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста через проблемный метод обучения».

Козлова Наталья Юрьевна,

Воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С №4 «Веснушки».

Данный метод обучения весьма сложен для детей. Но, я считаю, что использование проблемного метода обучения максимально способствует активизации речи детей, поиску правильного ответа, нескольких ответов, путей решения на поставленный вопрос через активную речевую деятельность. Так как дети  младшего дошкольного возраста  обладают наглядно-образным мышлением и беседы с ними проходят, чаще всего,  в форме рассказа воспитателя, то использование проблемного метода обучения является наиболее эффективным способом для активизации речи детей, что способствует  развитию не только речи детей, но и всех мыслительных процессов.

При реализации данного метода обучения на практике очень важно учитывать все психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. От них требуется не только сформированность технических навыков, но и понимание смысла данных операций. Педагог должен работать в этой сфере осторожно. Малейший нажим, отсутствие возможности самостоятельно искать пути решения, давать ответы приведет к тому, что дети перестанут понимать смысл данного метода.

У детей младшего дошкольного возраста происходят большие изменения во всем психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Поиск решений поставленной педагогом задачи – это и есть основа проблемного обучения. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Проблемное обучение – организованный педагогом способ активного взаимодействия ребенка с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям знания и способом их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

В основе проблемного метода обучения лежит не учебный план, а игры и трудовая деятельность.

Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих:

- постановку педагогом проблемной задачи,

- создание для детей проблемной ситуации,

- осознание, принятие и самостоятельное разрешение возникшей проблемы.

В процессе образовательной деятельности с использованием проблемного метода обучения дети овладевают различными способами приобретения новых знаний и применением данных способов для решения конкретных задач.

Успехом такой образовательной деятельности становится грамотно созданная и поставленная педагогом проблемная ситуация.

С психологической точки зрения проблемная ситуация представляет собой более или менее явно осознанное затруднение, порождаемое несоответствием, несогласованностью между имеющимися знаниями  ребенка и теми знаниями, которые необходимы для решения возникшей или предложенной задачи.

Задача, создающая проблемную ситуацию, и называется проблемной задачей или просто проблемой.

Основу проблемного метода обучения составляет необходимость в стимуляции творческой деятельности ребенка и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности. Отсюда возникновение различных способов решения проблемы, возникновение познавательного интереса и, в конечном счете, результата всей образовательной деятельности.

Основными психологическими условиями для успешного применения проблемного метода обучения являются:

  1. Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний.
  2. Быть доступной для обучаемых.
  3. Должна вызывать собственную самостоятельную познавательную деятельность и активность детей.
  4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог их выполнить, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинствами проблемного обучения являются:

  1. Высокая самостоятельность детей,
  2. Формирование познавательного интереса,
  3. Формирование личностной мотивации ребенка,
  4. Развитие мыслительных процессов в процессе деятельности у ребенка.

Таким образом, метод проблемного обучения предполагает осознание характера затруднения в связи с недостаточностью имеющихся знаний, раскрывает пути его преодоления, состоящие в поиске новых знаний, новых способов действий, и как следствие – развитие процесса творческого мышления.

Однако и не всякая проблемная ситуация порождает процесс мышления. Он не возникает, в частности, когда поиск путей разрешения проблемной ситуации не посилен для учащихся на данном этапе обучения в связи с их неподготовленностью к необходимой деятельности. Это чрезвычайно важно учесть, чтобы не включать в процесс образовательной деятельности непосильных задач, способствующих не развитию самостоятельного мышления, а отвращению от него и ослаблению веры в свои силы.

Основные признаки проблемного метода обучения, становящиеся в основу образовательной деятельности с детьми данного возраста – это:

  1. Порождение проблемной ситуации в процессе образовательной деятельности;
  2. Определенная готовность и определенный интерес к поиску решения поставленной проблемы;
  3. Возможность неоднозначного пути решения, обусловливающего наличие различных направлений поиска.

Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности к творческой деятельности и потребности в ней, т.е. оно более интенсивно, чем любое другое обучение влияет на развитие творческого мышления детей.

Проблемное обучение можно использовать как  абсолютно на всех занятиях, так и в свободной деятельности вне занятий: на прогулке, в развитии сюжетно-ролевой игры, при наблюдениях в экологическом  уголке, во время мытья рук, приема пищи и т.д.

Несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед другими методами, процесс обучения не может строиться целиком как проблемное, но в совокупности с другими методами вы достигнете высоких результатов по всем образовательным областям.

Интегрированное занятие по познавательному развитию с использованием проблемного метода обучения «Хлеб – всему голова»

Основная тема: «Ознакомление с окружающим миром»  направлена на развитие речи детей, что является актуальным на сегодняшний день, а также направлена на расширение кругозора детей, их знаний об окружающем мире. Кроме того в занятии затрагиваются и проблемы нравственного воспитания дошкольников. Занятие объединяет следующие образовательные области: «Социализация», «Познание», «Коммуникация».

Методические рекомендации.  Для эффективного проведения занятия необходимо дать детям возможность мыслить самостоятельно, позволять рассуждать, высказывать свои идеи, чему особенно способствует использование в занятии проблемного метода обучения.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Спасибо!Очень интересно.