Проект в старшей группе "Кому нужна зима?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проект "Кому нужна зима?" включает в себя детское экспериментирование, наблюдение в природе, художественно-творческую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_komu_nuzhna_zima.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 85 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 85 Красносельского района СПб)
ул. Освобождения, д. 29, корп. 2, литер А Санкт-Петербург, г. Красное Село, 198320
Проект познавательной деятельности.
«Кому нужна зима?»
Составила и провела:
Воспитатель
Котова Светлана Евгеньевна
2011.
Цель:
Формирование знаний у детей 4-5 лет о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи:
Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.
Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.
Сроки и этапы реализации:
I. Подготовительный этап (1-я неделя февраля).
1. Постановка цели, задач.
2. Изучение методической литературы.
II. Разработка проекта (2-3-я неделя февраля).
Подбор методической литературы.
Выбор форм работы с детьми и родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
III. Внедрение проекта (4-я неделя февраля).
Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей.
Составление памяток, рекомендаций для родителей.
Оформление буклетов, листовок.
Родительское собрание «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников 4-5 лет»
IV. Итоговый этап (март).
Фотоальбом «Познавать интересно».
Книги рассказов детей «Приметы зимы», «Кому нужна зима?».
Информационные диски для родителей «Опыты и эксперименты с детьми зимой», «Развиваем кругозор ребенка», «Познавательное общение. Что и как? А главное – когда?»
Перечень основных мероприятий:
Разработка памяток, рекомендаций для родителей.
Оформление буклетов, листовок для родителей.
Создание условий в группе и на игровом участке.
Разработка конспектов мероприятий.
Родительское собрание.
Исполнители проекта и основные участники:
Воспитатели группы, дети, родители (лица, их заменяющие).
Ожидаемые результаты:
Формирование у детей разносторонних знаний о взаи-мосвязи живой и неживой природы в зимний период.
Воспитание бережного отношения к природе.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Актуальность проекта:
В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Новизна проекта:
Направление данного проекта не рассматривалось ранее педагогами в дошкольном учреждении.
Объем и содержание работы:
Направления деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Исполнители | Сроки реализации |
Наблюдения с детьми | Птицы зимой | Кормушка, корм | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля |
Деревья | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля | |
«Где зимуют почки? | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля | |
Деревья и кустарники | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 3-я неделя февраля | |
Участок нашей группы | Участок группы | Воспитатели, дети | 3-я неделя февраля | |
«Зачем нам зима?» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля | |
Опыты, эксперименты, поиск | «Где прячутся листья?» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля |
«Насекомые зимой» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля | |
«Какой бывает снег?» | Участок группы, иллюстрации | Воспитатели, дети | 3-я неделя февраля | |
«Снег – вода – лед» | Тазик, банка, марля (или бинт), формочки | Воспитатели, дети | 4-я неделя февраля | |
Чтение произведений | «Я знаю, что нужно придумать» А. Барто | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля |
Направления деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Испол-нители | Сроки реализации |
«Поет зима, аукает…» С. Есенин | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля | |
«Зима» И. Су-риков | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 3-я неделя февраля | |
«Где зимуют почки?» Н. Павлова. | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля | |
«Лес зимой» В. Бианки. | Книга /про-изведение | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля | |
«Под снегом на лугу» Н. Павлова | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 3-я неделя февраля | |
«Снег – что это такое?» З. Трофимова. | Книга /произведение | Воспитатели, дети | 4-я неделя февраля | |
Рассматривание иллюстраций, картин | Серия «Зимние забавы» | Набор ил-люстраций | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля |
Серия «Зимние праздники» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля | |
Серия «Звери зимой» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 3-я неделя февраля | |
Серия «Худо-жники о зиме» | Набор иллюстраций | Воспитатели, дети | 4-я неделя февраля | |
Беседы | «Зима и дети. Зимние забавы» | Картины, иллюстрации | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля |
«Если б не было зимы…» | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля | ||
«Зачем людям зима?» | Картины, иллюстрации | Воспитатели, дети | 3-я неделя февраля | |
«Зима в лесу» | Картины, иллюстрации | Воспитатели, дети | 4-я неделя февраля | |
Музыкальные произведения (слушание) | «Зимняя сказка» | аудиозапись | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля |
«Кабы не было зимы..» | аудиозапись | Воспитатели, дети | 3-я неделя февраля |
Направления деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Исполнители | Сроки реализации |
«Весёлая зима» | аудиозапись | Воспитатели, дети | 4-я неделя февраля | |
«Новогодний ветер» | аудиозапись | Воспитатели, дети | 2-я неделя февраля | |
Раз морозною зимой» | аудиозапись | Воспитатели, дети | 3-я неделя февраля | |
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского | аудиозапись | Воспитатели, дети, муз. руководитель | 4-я неделя февраля | |
Творческие деятельность / задания | Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?» /беседа-размышление/ | Воспитатели, дети, родители | 2-я неделя февраля | |
Запись рассказов «Приметы зимы» | план рассказа | Воспитатели, дети, родители | 3-я неделя февраля | |
Запись рассказов «Кому нужна зима?» | план рассказа | Воспитатели, дети, родители | 4-я неделя февраля | |
Рисуем дома с мамой «Зима» | Воспитатели, дети, родители | 3-я неделя февраля | ||
Рисуем дома с мамой «Кому нужна зима?» | Воспитатели, дети, родители | 4-я неделя февраля | ||
Информационный материал для родителей | Консультация «Поисково-исследовательская деятельность детей 4-5 лет» | Воспитатели, родители | 4-я неделя февраля | |
Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома» | Воспитатели, родители | 3-я неделя февраля |
Направления деятельности | Содержание деятельности | Ресурсы | Испол-нители | Сроки реализации |
Рекомендации для родителей «Как оборудовать комнату юного исследователя» | Воспитатели, родители | 2-я неделя февраля | ||
Информационный диск «Опыты и эксперименты с детьми зимой», | Воспитатели, родители | 4-я неделя февраля | ||
Информационный диск «Развиваем кругозор ребенка» | Воспитатели, родители | 4-я неделя февраля | ||
Информационный диск «Познавательное общение. Что и как? А главное – когда?» | Воспитатели, дети, родители | 4-я неделя февраля |
Результаты реализации проекта.
- Расширение кругозора детей.
- Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».
- Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотруд-ничеству и взаимодействию.
- Усиление ресурсного обеспечения микрокабинета групп.
Защита проекта.
- Фотоальбом «Познавать интересно».
- Книги рассказов детей «Приметы зимы», «Кому нужна зима?».
- Информационные диски для родителей «Опыты и эксперименты с детьми зимой», «Развиваем кругозор ребенка», «Познавательное общение. Что и как? А главное – когда?»
ЛИТЕРАТУРА
- Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как нау-читься понимать своего ребенка [Текст] / А.И. Баркан. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 432 с.
- Башорина Ю.В. Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении //
- Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002
- Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999
- Детский сад и семья [Текст] / под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. – С. 207.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ре-дакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 144с.
- Доронова, Т. О взаимодействии дошкольного образовательного уч-реждения с семьей [Текст] / Т. Доронова // Дошкольное воспита-ние. – 2000. - № 3. – С. 87-91.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст]: Методическое руководство для работников дош-
кольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловье-
ва и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – С.5-22.
- Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
- Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
- И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
- Концепция дошкольного воспитания.
- Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура иссле-
довательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
- Т.А. Сидорчук. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ).
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
Приложение 1
Как обустроить комнату ребенка-исследователя
Информация для родителей.
Любые родители мечтают, чтобы у их ребенка с самого раннего детства был собственный уголок в квартире. А еще лучше - детская комната. К счастью, отдельная детская в наше время не редкость. Любящие папа и мама тщательно продумывают дизайн этой комнаты, долго и с любовью под-бирают каждый предмет обстановки.
Почему-то многие родители считают, что в детской игрушек должно быть не просто много, а очень много. Самых разных, больших и ярких. Иг-рушки у ребенка должны быть, только не забывайте, что когда их слишком много, они перестают нести свою полезную функцию. Особо продвинутые родители стремятся к тому, чтобы в детской были и другие полезные для развития ребенка вещи: спортивная стенка, доска, иногда, даже, вместе с партой и т. д. В связи с этим, существует еще несколько интересных и фун-кциональных идей, обеспечивающих в детской развивающую предметную среду, позволяющих ребенку более активно познавать окружающий мир.
Кто сказал, что зеркало в детской - вещь ненужная? Проходя мимо любых зеркальных поверхностей в квартире, вы обязательно бросаете взгляд на свое отражение. Любому человеку это важно, а детям, особенно дошколь-ного возраста - вдвойне. Так что предоставьте своему ребенку такую возмож-ность.
Не важно кто у вас - девочка или мальчик - пусть в детской комнате бу-дет зеркало, а еще лучше - трюмо, чтобы ребенок мог видеть свое отражение в разных ракурсах. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно для формирования правильного представления о се-бе, для самооценки ребенка, прививания навыков опрятности.
Не ругайте малыша, если он подолгу вертится перед зеркалом - это только полезно: он "знакомится" с собой, познает себя со стороны, выносит свои суждения. А на полочку возле зеркала будет совсем не лишним поло-жить, как минимум, расческу, а еще лучше - набор детской косметики. И опять же не важно, кто у вас - мальчик или девочка, для мальчиков подобные наборы тоже существуют, ведь любой настоящий мужчина должен уметь следить за собой.
А еще в детской комнате было бы нелишне выделить место для... лабо-ратории. Да, да, это - серьезно! Любой ребенок - исследователь. А теперь вспомните свою реакцию, когда ваш сын с гордостью приносит показать вам разобранную до последнего колеса навороченную машину, которую вы толь-ко вчера, не жалея денег купили ему. Или дочка с увлечением делает стрижку ежиком своей красавице-кукле Барби. Дорогих игрушек, конечно, жалко. Но, это, как говорится, наши проблемы, а вот юного исследователя ругать не сто-ит. Ведь для него все предметы (а игрушки - тем более) далеко не только пер-сонажи чинных игр: это было бы слишком скучно. Это еще и богатейший материал для исследования, для познавания жизни, если хотите. Как и из чего сделана машинка; почему часики все время тикают; а для чего нужен вот этот винтик и почему он обратно на место не становится? Радуйтесь, если ребенок задает вам эти вопросы, значит, он нормально развивается.
Попробуйте направить познавательную активность вашего малыша в конструктивное русло: не пожалейте места для элементарной детской лабо-ратории. Тем более, что для этого и нужно-то всего пару ящиков или полок. Пусть там лежат всевозможные необходимые для удовлетворения детской любоз-нательности предметы: магниты, уже не работающие телефоны, уве-личительные стекла, бинокли, калькулятор, - да мало ли что еще, чего папе или маме не жалко. И обязательно примерно раз в две недели пополняйте ла-бораторию новыми предметами (не забывая убирать уже отслужившие, к ко-торым ребенок потерял интерес), объясняя, как они используются, для чего
могут пригодиться.
Еще одна полезная и интересная вещь - "мешочек добрых дел". Эта идея принадлежит одному замечательному педагогу - психологу. Это, действи-тельно, должен быть настоящий мешочек (вы можете сшить его вместе с ре-бенком и украсить вышивкой или аппликацией) или яркая, опять же, сделан-ная собственными руками коробочка. Уже 2-3 летний малыш вполне спосо-бен понять, что есть плохие и хорошие поступки. И, наверняка, вы не раз го-ворили об этом. Но одних слов с детьми бывает недостаточно.
"Мешочек добрых дел" поможет вам провести незабываемый наглядный урок. Положите рядом с мешочком цветные камешки, или крупные пугови-цы, или кубики, или бусины. Помыл малыш свою чашку (пусть даже и разбил, но ведь - помыл!) - положите вместе с ним в мешочек светлую пуго-вицу; пожалел на улице собачку - еще одну. А если, например, ударил маль-чика во дворе или не убрал за собой игрушки - в мешочек опускается темная пуговица. И обязательно объясняйте ребенку, почему какой-то поступок счи-тается хорошим, а какой - нет. Если он спорит с вами, не соглашается – выс-лушайте его точку зрения, выскажите свою, ведь в этом моменте крайне важ-но не диктовать что-то, а прийти к соглашению, чтобы ребенок вас действи-тельно понял. Итоги заполнения "мешочка добрых дел" хорошо подводить в конце недели всей семьей. Высыпанные на всеобщее обозрение цветные пу-говицы будут выглядеть весьма красноречиво и без долгих педагогических разборок, стоит только подсчитать количество темных и светлых пуговиц, ка-мешков или кубиков.
В повседневном воспитании, как вы догадываетесь, не бывает мелочей. Выдающийся польский врач и педагог Януш Корчак, всю свою жизнь посвя-тивший детям, предложил иметь в детском уголке "шкаф находок". Что же это такое? Пусть даже не шкаф, пусть это будет специально отведенная по-лочка, на которую ребенок (а еще лучше - все члены семьи) будут приносить и складывать все необычное, что они нашли в окружающем мире, на природе
(камушек, корень дерева, красивый листочек, фантик и т. д.). Это необхо-димо для развития наблюдательности, фантазии, чувства прекрасного и речи детей. Разговоры вокруг находок можно повести в тот же день, а можно отвести для этого время в выходные дни, когда вся семья в сборе. Задайте ребенку вопросы: что тебе нравится в этом камешке, на что (или кого) он похож? Придумайте вместе волшебную историю этого камушка и назовите его как-нибудь интересно. А за самое интересное название или историю можно присудить приз.
Вас беспокоит, что ребенок вечно разбрасывает свои вещи, а потом не может их найти? И вы поняли, что нотации на него не действуют, проскаль-зывают мимо ушей? Тогда заведите в квартире "уголок потерянных вещей", он окажет вам неоценимую помощь в воспитании собранности (кстати, не только ребенка, но и вашей собственной!). В этот уголок все члены семьи от-носят все, что нашли лежащим не на месте. Не удивляйтесь, если там ока-жутся не только детские вещи, но и, например, папина ручка, дедушкины очки или мамины тапочки. Чем не взаимоконтроль в действии? Подобная наглядность даст сто очков вперед любым педагогическим наставлениям.
И это далеко не все, что может находиться в детской. Как видите, простору для вашей педагогической фантазии остается много. И не бойтесь, что ее ограничит размер помещения. Ведь почти все из вышеперечисленного много места не займет. В крайнем случае, можно потеснить емкости, доверху наполненные игрушками, которые далеко не всегда способны оказать такую же пользу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для старшей группы. Тема: « Дружба крепкая очень нам нужна».
Проект для старшей группы. Тема: « Дружба крепкая очень нам нужна»....
Проект в старшей группе «Здоровье — самый щедрый дар, его хранить всем нужно нам!»
Цель: Формировать представление дошкольников о здоровм образе жизни, умение заботиться о своем здоровье....
Проект в старшей группе«Все профессии важны, все профессии нужны».
Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоени...
Проект в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны».
Для всестороннего развития детской личности воспитанников старшего дошкольного возраста особое значение имеет ознакомление с миром взрослых. Вступление ребенка в социальный мир не возможно без усвоени...
Проект в старшей группе "«Нужны ли муравьи в природе?».
Вид проекта:По доминирующему методу: информационно-исследовательский. По количеству участников: групповой. По срокам реализации – среднесрочный (27.06 по 1.07)Автор п...
Проект в старшей группе на тему: "Овощи очень нужны, овощи детям нужны!"
Цель: обогащать у детей представление о многообразии овощей, их значении в жизни людей.Задачи:-стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме;-сформировать мотив участия дете...
Проект в старшей группе на тему: "Овощи очень нужны, овощи детям нужны!"
Проект по окружающему миру (старшая группа) ...