Познавательно - игровая программа "Край, в котором ты живешь"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Воспитание у детей любви к родному краю, уважения к старшим.
Знакомство с кубанским бытом, традициями, с песенным творчеством Кубани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с кубанским бытом и традициями. | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая программа.
Тема: «Край, в котором ты живешь»
Цели и задачи:
- Воспитывать у детей любовь к родному краю; уважение к старшим.
- Продолжать знакомить детей с кубанским бытом, закреплять знания о кубанских традициях.
- Развивать музыкальный вкус детей. Знакомить с песенным творчеством Кубани; учить петь разнохарактерные народные песни.
- Активизировать словарный запас детей: глэчек, крынка, макитра, хата, рушник, матушка, батюшка.
Ход занятия:
Дети входят в зал в кубанских костюмах.
Педагог:
Над станицей моей - солнце яркое
Над станицей моей - солнце жаркое,
А вокруг как ковер – зеленеют поля
Это – Родина моя!
- Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной.
- А как называют нашу малую Родину? (Кубань).
А город наш? (Кореновск).
Как хороша Кубань родная
другой такой мы не найдем
Споем мы о Кубанском крае
И хоровод свой заведем.
Хоровод: «Травушка – муравушка».
Педагог: Знаете ли вы, ребята, как называли население на Кубани?
Правильно, казаки, казачки.
- А как в давние времена называли жилища на Кубани? (хаты).
- Давайте зайдем в гости в одну из кубанских хат.
(открывается шторы – оформленная хата, детей встречает хозяйка).
Педагог. Пустите хозяюшка в хату!
Хозяйка: Здравствуйте, проходите в хату, будьте как дома!
Педагог: Не беспокойтесь, мы дома не лежим и в гостях не стоим.
Хозяйка: Заходите! Заходите!
У меня для каждого найдется
Местечко и словечко.
Педагог: Позволь, хозяюшка, рассмотреть вашу хату.
Ребята, посмотрите, внутри украшали хату половичками, занавесками, покрывалами, вышивками.
Хозяйка: А еще полотенцами вышитыми. Как называется такое полотенце? (рушник)
Педагог: Особое место в кубанской хате отводилось русской печи. В стужу она согревала, на ней спали, готовили.
Хозяйка: А и правда, пора и нам угощенье приготовить. Помогайте мне хлопцы да девчата, отварим картошечки, ох и славная в этом году уродилась.
(ставят чугунок с сырой картошкой в печь).
Из-за печи выглядывает кот (кукла): мяу
Педагог: Хозяюшка, у тебя красивый кот.
Смотри, как выгнул спинку!
Хозяйка: Он сейчас получит вот!
Опрокинул крынку!
Педагог: Это загадка: вот так вот!
Что же опрокинул кот? (спрашивает у детей)
Наши бабушки хранят «говор»-
Русский колорит:
Хозяйка: Поработал слегка,
Собрала я Буряка (показывает)
Педагог: Что это, ребята?
Новых слов ярка палитра:
Глэчек, крынка и макитра
Глэчек и макитра –
Что это за штучки?
Хозяйка: Называют так кувшин
И сосуд без ручки.
Педагог: Это новые слова повторим мы их сперва: глэчек, крынка и макитра
Хозяйка: Несите все их мне на стол.
Педагог: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе, на веселые посиделки, пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Тихо жужжала прялка. С шутками, да песнями весело и работа спорилась. Пели в старину без музыкального сопровождения. Как такое пение называется? (а cappella)
(все заняты делами: кто вяжет, кто прядет, кто сапожничает).
За работой и песня начинается.
Песня «Сею, вею, снежок».
Хозяйка: Дальше будут поговорки,
Разрешите мне начать
Казаки без поговорок
Не умеют отдыхать.
«Казак без коня, что солдат без ружья»
Дети: «Казак и в беде не плачет»
«Казак сам голодает, а конь его сыт».
«Казаку конь отец родной и товарищ дорогой.
Тот не казак кто боится собак.
Терпи казак – атаманом будешь.
Где враг там и казак.
Казак сам себя веселит.
Педагог: А веселит казак себя конечно песней, прославляя свой Кубанский край.
В кубанской народной песне звучит и богатырское русское раздолье, и стремительность русской души.
Педагог: Выходите-ка, ребята
Песню дружно запоем
Про любимый край Кубанский
Про народ наш вековой.
Песня: «Ой, на Кубани»
Педагог: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков.
Хозяйка: Самые главные казачьи обычаи:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
3. Почитание гостя.
На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».
Педагог: Как нужно соблюдать обычай уважения и почитания старшего?
Дети: проявлять заботу, сдержанность, оказывать помощь, не перечить старшим.
Педагог: Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старших. Младший должен проявлять терпение и выдержку. Проявлять заботу о родителях, относится с уважением.
Песня: «Хорошо рядом с мамой».
Хозяйка: Песнями, да плясками сыт не будешь. Славится на Кубани народ гостеприимством, да угощением знатным. Чем же, гости дорогие, вас угостить, попотчевать? Да вот и картошечка наша поспела.
(Достает из печи горячую картошку)
Педагог: Спасибо за угощение, а нам пора домой отправляться. Погода нынче хороша.
Хозяйка: Уж ни дождь ли собирается?
Педагог: Ребята наши наблюдательные, пока в гости к вам шли все приметили.
Дети: Дым к верху поднимается – мороз ожидается.
Собака по земле катается - ветер ожидается.
Паучок плетет сеть - будет солнышко греть.
Педагог: Спасибо, хозяюшка за веселье, за угощенье, пора и честь знать.
Эй, ребята,
Удалые казачата,
Заводи хоровод
Прямо у ворот.
Кубанский хоровод кланяются, уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Посмотри, как город хорош, в котором ты живешь!»
Сценарий познавательно-музыкальной программы КВН ко Дню Семьи (Старшая группа для детей с общим недоразвитием речи)....
занятие "Край в котором ты живешь".
Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Обобщить знания детей о растительном мире родного края. Познакомить с охраняемыми видами растений Краснодарского края. Формировать осоз...
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей "Дом, в котором ты живешь"
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по рисованию включает в себя нравственно - патриотическое и правовое воспитание детей....
Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».
Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе....
КВН «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»
Для детей старшей и подготовительной к школе групп и их родителей.Цель: воспитывать патриотические и гражданские чувства детей, побуждать любознательность к истории город...
Посмотри, как край хорош, в котором ты живешь. (познавательно-игровая программа КВН)
Цель: привлечь внимание детей к красоте родной природы, познакомить с достопримечательностями своего края, его историей; развивать способность к свободным, образным импровизациям....
Познавательно-тематический вечер "Город, в котором ты живешь"
Формировать знание детей о родном городе...