Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
2012г.
Содержание:
1. Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..1
2. Цикл экскурсий в лес:
Экскурсия № 1 «Здравствуй, Лес! Дремучий лес!»……………………………6
Экскурсия № 2 «Путешествие по этажам леса»………………………………..9
Экскурсия № 3 «Там на неведомых дорожках»……………………………….12
Экскурсия №4 «Лес – многоэтажный дом для животных»…………………..16
Экскурсия № 5 «Птичий концерт»……………………………………………..20
Экскурсия № 6 «Лесная новость»………………………………………………24
Экскурсия № 7 «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце»………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………30
Исследования последних лет (А.Н.Захлебный, И
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cikl_ekskursiy_v_les.doc | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста.
Подготовила старший воспитатель
Одегова Светлана Владимировна
2012г.
Содержание:
1. Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..1
2. Цикл экскурсий в лес:
Экскурсия № 1 «Здравствуй, Лес! Дремучий лес!»……………………………6
Экскурсия № 2 «Путешествие по этажам леса»………………………………..9
Экскурсия № 3 «Там на неведомых дорожках»……………………………….12
Экскурсия №4 «Лес – многоэтажный дом для животных»…………………..16
Экскурсия № 5 «Птичий концерт»……………………………………………..20
Экскурсия № 6 «Лесная новость»………………………………………………24
Экскурсия № 7 «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце»………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………30
Исследования последних лет (А.Н.Захлебный, И.Д Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.А.Рыжова) показали, что результатом экологического воспитания являются не только знания о природе, но и их экологическая направленность - умение использовать их в реальной жизни. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал
экологической культуры. Многие педагоги и психологи (А.В.Запорожец, А.А.Люблинская, Н.Г.Поддъяков, П.Г.Саморукова, Е.И.Тихеева) отмечают, что у детей дошкольного возраста необходимо формировать хотя и элементарные, но системы знаний. В современных программах по экологическому образованию в дошкольном возрасте («Семицветик», «Мы», «Юный эколог», «Наш дом – природа») указывается, что дети старшего дошкольного возраста без усилий усваивают комплекс экологических знаний, объединяют их в единые системы с помощью разнообразных педагогических средств.
По мнению многих авторов (В.А Венгер, Л.М.Маневцева, П.И.Пидкасистый, В.И.Панов, А.Г.Хуторской, А.П.Усова) средствами
формирования системных знаний о природе являются занятия, опыты и эксперименты, моделирование, сама природа, художественная литература и т.д., в том числе и экскурсии в природу.
Эффективность включения в работу по формированию системных знаний о природе экскурсий подтверждают психолого-педагогические исследования на рубеже XX и XXI веков по экологическому воспитанию
дошкольников (С.Н.Николаева, П.Г.Саморукова, И.А Хайдурова).
По мнению С.Н.Николаевой, детям старшего дошкольного возраста можно
представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Взрослые могут
показать детям связь двух, трёх, четырёх звеньев в сообществе. Наблюдения на экскурсиях в лес, на луг, затем наглядное моделирование и обсуждение
позволяет старшим дошкольникам понять идею «общего дома» - сообщества
растений и животных, проживающих на одной территории, в одних и тех же
условиях и взаимосвязи друг с другом, Исследования Хайдуровой И.А. доказали, что включение экскурсий в работу по формированию у детей понимания целостности растительного сообщества, зависимости состояния сообщества в целом от состояния каждой группы оказалось эффективным средством.
Итак, при формировании системных знаний о лесном сообществе у детей старшего дошкольного возраста нас интересовали экологические экскурсии, т.к. они направлены на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы.
Предлагаемый нами цикл экскурсий в лес определённого программного содержания представляет собой единую систему занятий. Экскурсии предусмотрено проводить 2 раза в месяц (с сентября по январь).
Нами проведён отбор содержания знаний о растениях и животных, ориентируясь при этом на соблюдение принципов формирования системных знаний, исходя из исследования И.А.Хайдуровой, и принципов построения программы экологического образования «Мы» Н.Н Кондратьевой.
В содержание цикла экскурсий включили следующие разделы:
* Лес – многоэтажный дом для растений и животных.
* Лес – дом для растений.
* Лес – дом для животных.
* Лес – общий дом для всех лесных растений и животных.
Рекомендуем при проведении цикла экскурсий в лес придерживаться данной последовательности
Первоначально, на экскурсии №1 «Здравствуй, Лес! Дремучий, Лес!» мы уточняем у детей имеющийся запас знаний о лесе и дополняем эти знания новым понятием «лесное сообщество». В процессе экскурсии предлагаем использовать загадку о лесе, где его сравнивают с домом; приглашение детей Лесовичком в свой дом – Лес, тем самым подвели детей к выводу: лес – дом для растений и животных, они нужны друг другу. Обратите внимание детей на правила поведения в лесу.
На следующей экскурсии в смешанный лес мы совершим «Путешествие по этажам леса», расширим имеющиеся знания детей о лесном сообществе как общем доме для растений и животных - понятием «лес - многоярусная система». Чтобы внешне связи, которыми объединены между собой растения и животные леса, имели наглядное выражение, в предшествующей работе предлагаем познакомить детей с моделью «Этажи леса». Это будет способствовать решению задач раздела «Лес – многоэтажный дом для растений и животных».
Далее мы рекомендуем знания о лесном сообществе давать детям порциями, постепенно – сначала о сообществе растений, а затем о сообществе животных. При этом мы придерживались результатов исследования Кондратьевой Н.Н., которое свидетельствует о том, что «каждый живой организм следует показывать как систему, в которой взаимодействуют все структуры и функции, а также представлять сообщества (системы) организмов (например, сообщества растений, сообщества животных) и устанавливать, что организм является его частью, составным элементом, взаимосвязанным с другими элементами».
Для углубления и конкретизации знаний детей о сообществе растений нами выбран хвойный лес. В ходе экскурсии «Там, на неведомых дорожках» у детей развиваем умение сравнивать между собой объекты природы: ель и сосну; условия жизни растений на опушке и в чаще хвойного леса. Используя до и после экскурсии дидактическую игру «С кем дружит ёлочка в лесу», мы учим детей устанавливать причинно-следственные связи между растениями и животными хвойного леса, рассуждать и высказывать своё мнение.
Решению задач раздела «Лес – дом для животных посвящены экскурсии №4 «Лес – многоэтажный дом для животных» и №5 «Птичий концерт». На этих экскурсиях мы предлагаем систематизировать знания детей о лесе, как многоярусной системе, о приспособлении животных к условиям обитания, расширили знания о лесном сообществе введением нового понятия «сообщество животных», внутри которого существует тесная взаимосвязь растений и животных. Раскрывая на конкретных примерах элементарные пищевые цепочки, подводим детей к выводу о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости. Дети учатся самостоятельно выстраивать пищевые цепочки, наглядно убеждаясь в значимости каждого звена в цепи «Лес» Таким образом, подводим детей к выводу, что животные живут на разных этажах леса – там, где находят пищу. Например, заяц – наземное животное, полностью живёт на нижнем «этаже леса».
Дата проведения экскурсии по теме «Птичий концерт» – 12 ноября - приурочена к празднованию народного праздника – Зиновьева синичника. На экскурсии уточняем сведения о птицах нашего леса и расширяем эти знания, раскрывая связи зависимости условий жизни птиц от ярусности леса. Предлагаем детям отправиться в гости на день рождения к синичке Зиньке и её друзьям – птицам леса, прихватив с собой подарки (самодельные кормушки) и угощение (крупу, крошки хлеба, засушенные ягоды рябины, кусочки сала, семечки). На данной экскурсии дети узнают, что птицы леса живут обычно на верхних этажах леса. С целью закрепить полученные знания о зависимости расположения животных на ярусах - этажах леса от места нахождения ими пищи, в после экскурсионной работе рекомендуем продолжать знакомить детей с моделью «Этажи леса», предложив им поселить животных по этажам.
С помощью иллюстративного материала на тему «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев», беседы «Что будет, если лес погибнет от пожара», чтения стихов об охране природы в предшествующей работе к экскурсии на тему «Лесная новость» следует показать детям влияние человека на состояние лесного сообщества. Предложите детям самостоятельно разобраться в проблемной ситуации, которую принесла сорока на хвосте – кто-то похозяйничал в лесу и оставил после себя беспорядок, как помочь лесу? Дети с удовольствием откликнутся на практическое задание: «Давайте очистим наш лес от мусора». Они самостоятельно, в ходе экскурсии постараются устранить беспорядок в лесу, ощутив себя маленькими помощниками леса. А главное, прийти к выводу: лес надо беречь!
Всё обучение мы предлагаем закончить итоговой экскурсией в зимний лес с целью обобщить знания о лесе, как сообществе растений и животных, о взаимоотношениях между ними. Тем самым, подвести итог: лес - общий дом для всех растений и животных.
корни трав и кустарников, а затем также осторожно прикрыть их мохом. Основная часть всех экскурсий – коллективное наблюдение, в процессе которого и решали программные задачи экскурсий в лес. Этот метод
обеспечил чувственное активное восприятие объектов и явлений природы
детьми. Эффективным приёмом в коллективном наблюдении явились
вопросы и вопросы-задания, заставляющие детей рассматривать предмет,
сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связи между
объектами, растениями и животными леса. Оправдал себя в экскурсии приём образного сравнения – деревья шепчутся между собой, лес плачет, шумит, тем самым, приучая детей прислушиваться к звукам леса. Важным приёмом в самостоятельных наблюдениях основной части экскурсий явились вопросы- задания, стимулирующие познавательную активность детей в процессе наблюдения. Так, чтобы узнать, что находится под землёй, предложили детям осторожно отогнуть мох, посмотреть
Также рекомендуем использовать не только в процессе наблюдения, но и на протяжении всей экскурсии художественное слово: произведения детской литературы, стихотворения, загадки, пословицы, приметы о лесе. Так, чтение поэтических стихов «Здравствуй, лес, дремучий, лес!» С.Погореловского, «Заколдован невидимкой…» С.Есенина позволят образно представить красоту леса, развивая в детях эмоциональность. Художественная литература явится эффективным средством в предшествующей работе для расширения к детей круга представлений о природе, создания основы для получения на экскурсии новых знаний о тех или иных объектах и явлениях природы. Например, чтобы пополнить знания детей о хвойном лесе, познакомили их с рассказами И.Соколова-Микитова «У старой сосны», М.Пришвина «Разговор деревьев», Ю.Дмитриева «Что такое лес».
Использование в экскурсии народного фольклора: пословиц, примет, загадок – сделают представления детей о лесе более чёткими и конкретными.
Значительное место в нашей работе мы предлагаем уделить беседам. Так, для возбуждения интереса у детей к предстоящей деятельности – установочная беседа; для уточнения, углубления, обобщения, систематизации знаний о лесном сообществе – итоговая беседа после экскурсии. В установочной беседе эффективным приёмом будут мотивирующие ситуации, которые помогли собрать внимание детей к предстоящей экскурсии, актуализировать имеющийся опыт. Например, встреча Домовёнка Кузи и Лесовичка, которые вместе с детьми выясняют разницу и общее между их домами. Планируя беседу после экскурсии, важно продумать систему вопросов, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания факты.
Используя рекомендации Н.А.Рыжовой, И.Фрейдкина об экспериментировании, мы рекомендуем использовать этот метод в опыте по определению состояния экологической системы «Лес» и «Посёлок». Чтобы доказать, что в хвойном лесу воздух чище, чем на проезжей части вблизи посёлка, детям предлагается оставить листочки бумаги, предварительно
обработанные вазелином, 1 – на веточке дерева в хвойном лесу, 1 – у
проезжей части дороги вблизи посёлка. Дети самостоятельно придут к выводу, что в хвойном лесу воздух очень чистый.
Благотворно влияют на детей слушание музыки П.И.Чайковского из серии «Времена года», а также слушание голосов птиц. Репродукции картин известных художников «Утро в сосновом бору» И.Шишкина, «Золотая
осень» И.Левитана и др. также созвучны с музыкой.
Большую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные
дидактические игры. С помощью настольно-печатных игр «Ботаническое
лото», «Зоологическое лото» необходимо закрепить знания детей о растительном и животном мире, воспитывать бережное отношение к природе.
Целесообразны и игры экологического содержания: «Угадай по
описанию» Дрязгунова В.А. (дидактическое правило – найти дерево по
описанию); «Что растёт в нашем северном лесу» (отобрать только те
растения, которые встречаются в нашем лесу) и т.д.
Предложенный нами цикл экскурсий в лес может быть использован
педагогами детских садов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. А также на основе данного цикла экскурсий можно создать систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системных знаний о луговом сообществе.
Конспекты экскурсий в лес
Экскурсия №1.
Тема Цель Программное содержание | «Здравствуй, Лес! Дремучий лес!» Дать детям знания о лесе, как экосистеме
|
Предварительная работа |
«Лес – экосистема, в которой живут растения и животные, они нужны друг другу» - «Правила друзей леса» - Напомнить правила поведения в лесу.
Г. Скребицкий «Как звери и птицы готовятся к зиме», «Осенние похождения крольчат «/кн. «Лес осенью».
Чтение стихов, отгадывание загадок о лесе.
|
I. Вводная беседа |
Загадка: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидим в нём. Лесовичок приглашает детей к себе домой и хочет рассказать о своём доме. Вопросы: - Как называется дом, в котором живёт лесовичок. - Кто ещё живёт в доме «Лес»? Хотите узнать царство Лесовичка? (напоминание правил поведения в лесу) |
II. Вводная беседа | Стихотворение С. Погореловской «Здравствуй, лес, дремучий лес».
- Кто живёт в лесу? (насекомые, птицы, звери и т.д.) - Что растёт в лесу? (деревья, кустарники, травы, цветы, мох и т.д.) - Дружат ли растения и животные в лесу между собой? Почему? - Нужно ли оберегать обитателей леса? Послушайте звуки осеннего леса, что он вам прошептал (высказывания детей)
|
Заключительная часть | Вопросы к детям: - Почему лесовичок называет лес своим домом? - Что вам больше всего запомнилось в лесу? - Почему в лесу нельзя шуметь? - Кто главный в лесу? - Почему лес осенью такой красочный? - Дидактическая игра «Что растёт в нашем северном лесу? Поощрение осознанного отношения к природе и соответственное поведение в лесу. |
Работа после экскурсии. Цель: закрепление полученных знаний о лесе и уточнение. Формирование основ осознания. |
- Составление творческих рассказов «О чём шептались деревья в лесу» - Задание: обвести трафареты грибов, кустарников, деревьев, птиц, зверей, насекомые, и раскрасить. Беседа «Как звери и птицы, растения готовятся к зиме». |
Экскурсия №2 (смешанный лес, сентябрь)
Тема Цель Программное содержание | «Путешествие по этажам леса» Расширить представления у детей о лесе, как многоярусной системе, связях внутри системы
На всех ярусах живут животные
|
Предшествующая работа |
|
Этапы | Ход экскурсии |
I. Вводная беседа | Создание мотивирующей ситуации: встреча Лесовичка и домовёнка Кузи, которые рассказывают детям о своих домах. Вопрос к детям: - Чем похожи и чем отличаются их дома? Поможем разобраться. Выясняют, что лес – это тоже многоэтажный дом, только живут в нём не люди, а растения и животные. - Как вы думаете, кто следит за порядком в лесу? |
II. Основная часть | Подойдя к лесу, предложить послушать шум листвы. Обратить внимание как здесь светло и красиво, какой чистый воздух, дышится очень легко.
- рассмотреть, какие деревья, кустарники, травянистые растения уже знакомы детям. Обратить внимание на то, что растения располагаются в лесу по ярусам. Лес – многоэтажный дом.
- Какие растения дорастают до самого высокого этажа? Почему? (надо много света) - Почему молодые ели и сосенки растут на нижнем этаже? (их называют подростом) - Какие деревья ниже сосен? (берёза, ольха, рябина). Почему? (надо меньше света) 3 этаж занимают кустарники (смородина, малина, можжевельник)
|
III. Заключительная часть | Почему в лесу такой чистый воздух? Что нового вы узнали о лесе? Ветерок принёс нам листочки, а на листочках загадки о растениях леса (дети отгадывают загадки о деревьях, кустарниках) (Дети прощаются с лесом). |
Работа после экскурсии |
|
Экскурсия №3 (хвойный лес, октябрь)
Тема Цель Программное содержание | «Там на неведомых дорожках» Углубить и конкретизировать знания детей об условиях жизни растений и животных в хвойном лесу, о зависимости жизни животных от условий окружающей среды
|
Предшествующая работа |
|
1. Предварительная беседа | Загадка «Весной цвету, Летом плод приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю» Это ель и сосна. В каком лесу можно встретить вместе ель и сосну? (в хвойном) Сегодня мы будем настоящими исследователями и отправились в хвойный лес, а дорогу нам укажет нам знакомый лесовичок. |
II.Основная часть | Дети останавливаются на опушке леса, здороваются с ним. - Мы уже знаем, что лес – это многоэтажный дом, где живут дружно растения и животные. Но в каждом доме есть двери, и у дома «Лес» тоже есть лесные ворота. Называются они «опушкой леса». Какие деревья встречают нас у порога леса? (Ёлочки). Они приглашают нас в свой дом (дети заходят по дорожке в чащу хвойного леса). Задание: посмотреть и полюбоваться величавыми елями, соснами, поднявшими свои пышные кроны высоко в небо. Обобщение: лес, где вместе растут ели и сосны называют хвойным. - Коллективное наблюдение за сосенкой и ёлочкой (рассказ воспитателя об иголках ели и сосны, почему их называют хвоинками). Вопрос: почему так говорят: Зимой и летом одним цветом (рассуждения детей). - Метод сравнения ели и сосны: 1) Чем отличаются (иголки, шишки, кора и т. д.) 2) Чем похожи? Задания: подойди поближе, потрогай кору, понюхай, сравни ещё раз. Игра «Найди по описанию» - Самостоятельное наблюдение «Что находится под елью и сосной». Дети в роли исследователей находят необычные природные материалы: шишки, опавшие семена, сучки, веточки, сломанные сучки и т. д. Задания: рассмотреть шишки сосны и ели, отметить отличительные особенности. Вопросы к детям:
Цель: определить состояние экологической системы и её компонентов, доказать, что в хвойном лесу чище, чем на улице, где проезжают машины. Намазать вазелином две белые карточки – оставить одну в лесу (на веточке ели), а другую – на обратном пути к детскому саду на дереве возле проезжей части дороги, проверить через 2 дня. |
III. Заключительная часть | Дети, вы запомнили, чем отличаются деревья в хвойном лесу? Стихотворение С. Погореловского «Даже ёлки мы вначале от сосны не отличали» Дети прощаются с лесом на обратном пути вспоминают загадки, пословицы, поговорки о лесе. Продолжают начатый опыт (см выше) |
|
Экскурсия №4 (смешанный лес, октябрь)
Тема Цель Программное содержание | «Лес – многоэтажный дом для животных» Систематизировать знания детей о лесе, как многоярусной системе, о приспособлении животных к условиям обитания
|
Предшествующая работа |
|
Вводная беседа | Дети, если бы животные умели говорить так, как мы с вами, с какими животными леса вы бы хотели познакомиться ближе (с белочкой). Давайте напишем ей письмо. Но где же нам узнать её адрес? (у Лесовичка). Лесовичок сообщает детям, что белочка живёт в многоэтажном доме «Лес». Её адрес: Россия, Северный смешанный лес, дом – сосна, этаж – 4, квартира – дупло. Профессия – попрыгунья, хищный зверёк. Особые приметы: хвост большой пушистый, острые коготки на лапках, кисточки на ушках, быстро перепрыгивает с ветки на ветку. Одежда: меняет к зиме рыжую на серую. Меню: сушёные грибы, семена шишек. Враги: лиса, куница. Дети предупреждают белочку, что скоро придут к ней в гости. Лесовичок предлагает детям взять в дорогу Фотоаппарат, бинокли, чтобы лучше разглядеть Белкин дом. |
Основная часть | Вначале дети играют в фотоохотников. Стихотворение «Охотник» Наталья Бромлей . Задание: побродить по лесу, самостоятельно посмотреть, как живёт лес, найти в нём интересное и красивое. Лесовичок показывает фотографию зверька «Вы его узнали?» (Белочка). - Что вы можете рассказать о доме белочки сами? - Какие деревья растут в этом лесу? Белка прыгает на самых высоких деревьях? Где она устраивает своё гнездо? Как она приготовилась к зиме? Почему мы не сможем увидеть белочку? (она очень осторожный зверёк, заслышав посторонний шум, тут же прячется в своё дупло). - А какие животные живу на других этажах этого многоэтажного дома (высказывания детей) отгадывание загадок. - Почему не видно насекомых в лесу? (они спрятались под кору деревьев) Самостоятельное наблюдение за муравейником. Муравьи – настоящие труженики. - На каком этаже находится их жильё? (на первом) Посмотрите, какой замечательный дом получился у них (дети рассматривают, из какого материала он изготовлен). Дети «фотографируют» объект - Как вы думаете, дружно ли живут между собой жильцы такого многоэтажного дома? Обратить внимание на то, что некоторые животные питаются только растениями (травоядные) – мыши, зайцы, лоси, кабаны, но хищники, которые питаются более мелкими зверьками: волки, медведи, рыси; насекомоядные – ежи, лисы и др. мелкие хищники. Игра «Изображай – ка» - дети имитируют движения животных: крадущуюся лису, прыгающего зайца и т. д. Сбор интересных находок: шишек, интересной коряги, веточек и т. д. |
Заключительная беседа | Вопросы к детям: что будет, если в лесу исчезнут насекомые, звери? (лес погибнет)
|
Работа после экскурсии |
|
Экскурсия №5 (смешанный лес, ноябрь)
Тема Цель Программное содержание | «Птичий концерт» Расширить и уточнить сведения о птицах нашего леса, знания о зависимости условий жизни птиц от многоярусности леса
|
Предшествующая работа |
|
I этап. Предварительная беседа | Введение мотивирующей ситуации: пришло письмо от синички Зиньки, которая приглашает ребят к себе на день рождения 12 ноября – Зиновий синичник (народный праздник), где она хочет познакомить их со своими пернатыми друзьями. |
II основная часть | Дети входят в лес. Задание: послушайте звуки осеннего леса: чирикают воробьи, попискивает большая синица, нахохлились снегири.
Синичка знакомит детей со своим другом дятлом
- Почему дятла прозвали «доктором леса»? - На каком этаже живёт дятел? (на самом высоком, верхнем) Вспомните, какая ещё птица дружит с деревьями: сосной и елью (клёст). - Как вы думаете, надо ли охранять птиц, которые не поедают насекомых, вредителей, не разносят семена? (надо).Надо охранять всех птиц и всё живое на земле «Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни» - Кто из птиц остаётся зимовать в лесу? Птицы, которые питаются ягодома, семенами деревьев – растительноядные: клёст, снегирь, свиристель, синица. Самостоятельное наблюдение: Задание: «Чьи следы» - определить, какая птица оставила тот или иной след. Задание: определи глубину снега (с помощью палочки). Зимой под снегом в лесу ночуют лесные куры – глухари, тетерева, рябчики, белые куропатки, питаются берёзовыми почками и серёжками. - Где ночует наша именинница – синичка Зинька? (синички ночуют в дуплах деревьев по несколько птиц и в сильные морозы не вылетают оттуда) Мы знаем, что лес – многоэтажный дом, все звери живут по этажам и птицы тоже живут на том этаже, где им предназначено жить самой природой. Например, летом большинство певчих птиц вьют гнёзда на кустах и низких деревьях; чуть выше этажом – дятел, сойка, сорока; ещё выше – иволга, хищные птицы: конюк, ястреб. Вопросы к детям? - Сможет ли лес прожить без птиц? Почему? П/и «Птицелов» |
Заключительная часть | Дети прощаются с синичкой Зинькой и обещают ей, что Бк=удут вести себя в лесу правильно: не включать громкую музыку, не шуметь, не разорять гнёзд, не брать птенчиков в руки, помогать зимующим птицам в холодное время. |
Работа после экскурсии |
Растительноядные Птицы Питание: Клёст Ягоды Свиристель рябины, Снегирь шишки Чиж можжевельника, Ели Насекомоядные Поползень Насекомые, Синица которыми Дятел питаются Пищуха птицы |
Экскурсия №6 (смешанный лес, ноябрь)
Тема Цель Программное содержание | «Лесная новость» Уточнить представления детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга.
|
Предшествующая работа |
|
I этап. Предварительная беседа | Дети выходят на улицу и видят «сороку» (игрушку). Сорока прилетела неспроста: недаром её назвали «лесное радио», или «лесной почтальон». Сорока. Последние новости! Последние новости! В лесу кто – то похозяйничал и оставил после себя беспорядок. Спешите все в лес! Дети, давайте отправился в лес, чтобы узнать, что произошло. А сорока покажет дорогу. |
II этап. Основная часть. | Коллективное наблюдение. Задание: послушайте лес, слышите, он плачет. Почему? Кто – то из людей побывал в лесу, развёл костёр и забыл засыпать его землёй, когда уходил; везде мусор: бумажки, коробки, пакеты. _Что может случиться, если человек забудет потушить пожар? Лес погибнет. Погибнут растения – нечем будет питаться и негде жить животным, птицам, насекомым. Погибли растения не выделяют кислород, воздух станет неживым. Самостоятельное наблюдение за состоянием леса. Как помочь лесу? Очистил лес от мусора (дети собирают мусор в пакеты). Рассказ воспитания о леснике, который присматривает за всеми лесами. Они знают всех обитателей леса и стараются помочь им в трудное время. Их задача – уберечь лес от пожара: ведь в огне гибнут деревья и все его обитатели; помочь животным в трудное время – зимой – в бескормицу, весной в половодье.
3 группы детей Деревья звери лесорубы По команде «Лесорубы идут» лесорубы стремятся захватить деревья, а звери стараются из спасти (каждый своё – по экологическому соседству). Звери должны добежать до деревьев раньше лесорубов и взять их за руки. Если звери не успели или спасают не своё дерево, лесорубы забирают свою добычу. Примеры: связи между деревьями и растениями: Зайчик – осина Тетерев – берёза Медведь – рябина Кабан – дуб Глухарь – сосна Клест – сосна, ель |
Заключительная часть | Сорока благодарит детей за оказанную лесу помощь, обещает рассказать всему лесу, что в детском саду живут такие замечательные друзья природы. - «Для леса вы свои. Приходите снова в гости и если увидите беспорядок, не проходите мимо, обязательно помогите. Лес за это вас отблагодарит». |
Работа после экскурсии |
|
Экскурсия №7 (смешанный лес, декабрь)
Тема Цель Программное содержание | «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце» Обобщить знания детей о лесе, как сообществе растений и животных, о взаимоотношениях между ними.
|
Предшествующая работа |
|
Предварительная беседа | Сегодня мы снова вместе с Лесовичком отправимся на экскурсию. Посмотрим, что изменилось в лесу, ведь наступила зима. Давайте все вместе вспомним правила поведения в лесу зимой: не шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и услышать их голоса и шорохи; ходить по дорожкам, протоптанным в снегу; не задевать кустов – зимой замёрзшие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть зимние пейзажи. |
Основная часть | Дети, полюбуйтесь красотой природы, кругом всё бело. Обратите внимание на следы на снегу, кто здесь был? (останавливаются на том месте, где хорошо просматривается ярусность). Коллективное наблюдение Снег лежит везде – на земле, на ветвях деревьев. Представьте, что мы попали в снежную сказку, герои этой сказки деревья и кусты. Стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой» - Каким вы видите лес? (рассказы детей). Обобщение ответов: морозы набросили студёную кисею на примолкший лес. Зябко кутаются в пушистые снежные одеяла ели. Тихо вокруг, только шелестит снег, касаясь ветвей и стволов деревьев. Задание: Давайте послушаем тишину. - Почему деревья зимой голые? - Что помогает спастись им от морозов? (снег) Задание: Найти среди деревьев сосну и ель. Обратить внимание, что только они остаются зимой зелёными, а потому самыми красивыми. Рассматривают иглы сосны и ели – они твёрдые, покрыты плотной кожицей, им не страшен мороз. Игра «Узнай дерево по карточке» (детям раздаются карточки, по которым можно узнать деревья зимой, дети сравнивают с деревом, узнают названия) Задание: каждый ребёнок выбирает дерево, должен подойти к нему и посочувствовать – обнять, погладить кору, погреть дыханием, прижаться щекой, сказать ласковые слова: «Деревце, я тебе очень сочувствую, я понимаю, как тебе холодно и трудно зимой, я тебя погрею, потерпи – весной и летом тебе будет очень хорошо!» Самостоятельное наблюдение - обратить внимание на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нём – следы животных, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучки, упавшие или кем – то брошенные шишки. - Беседа с детьми о животных леса, их жизни на ярусах – «этажах». Замолкают, слушают звуки леса, тишину, шорохи. |
Заключительная часть | На опушке леса. Игра «Живая картинка» - «Если бы я был деревом» - поднять руки вверх, замереть на несколько секунд, воображая себя, что они корнями вросли в землю. Затем все обсуждают, что они испытали, будучи деревьями. Дети прощаются с лесом, Лес дремучий, до свиданья! Ты расти на радость людям! Мы дружить с тобою будем, Добрый лес, могучий лес! Полон сказок и чудес! С. Погореловский |
Работа после экскурсии |
|
Список использованной литературы
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002. –
159 с.
2. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой: Учебник
для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и №
2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – 3-е изд., доп. – М.:
Просвещение, 1980. – 272с., ил.
3. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. –
М.:Просвещение, 1982. – 128с., ил.
4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления
с природой: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доп. – М.:
Просвещение, 1982. – 112 с., ил.
5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя нач.
классов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по
формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного
возраста. / Сост. О.А.Воронкевич. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 336с.
7. Дрязгунова В.А Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с.
8. Золотова Е. Роль сравнения в умственном развитии // Дошкольное
воспитание. – 1973. - №6. - С.45-48.
9. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г.Саморуковой. –
М.: Просвещение, 1978. – 223 с., с ил.
10. Кондратьева Н.Н. Теоретические основы программы экологического
воспитания дошкольников // Теоретические основы программы
воспитания в детском саду. – СПб.: Образование, 1992. – С.35-58.
11. Лучич М.В. Детям о природе: Пособие для воспитателей детских садов. –
М.: Просвещение, 1973. – 160 с.
12. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с
целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / Под
ред. Л.М.Маневцовой. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. – 112 с.
13. Маневцова Л.М. Ребёнок познаёт мир природы // Дошкольное
воспитание. – 2004. - №8. – С.17-19.
14. Мир природы и ребёнок: Учеб. пособие для педагогических училищ по
специальности «Дошкольное образование» / Под ред. Л.М.Маневцовой,
П.Г.Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319 с.
15. Мы: Программа экологического образования детей / Под ред.
Н.Н.Кондратьевой и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 240 с.
16. Наблюдения и труд в природе: Пособие для воспитателей детского сада /
Сост. А.Ф.Мазурина – 3-е изд., перераб. и испр. – М.: Просвещение, 1976.
– 206 с.
17. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников:
Учеб. пособие для студентов сред. пед. учебных заведений. – 2-е изд.,
испр. – М.: Академия, 2001. – 184 с.
18. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей:
Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. – 2-е изд, испр. –
М.: Академия, 2005. – 336 с.
19. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном
детстве: методика работы с детьми подготовительной группы детского
сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160 с.
20. Николаева С.Н. Наблюдая – познаём // Дошкольное воспитание. – 1991. –
№1, С.4-10.
21. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического образования
детей дошкольного возраста. – М.: Новая школа, 1993. – 77 с.
Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.
– 640 с.
22. Прудникова Т. Природа и эстетическое воспитание // Дошкольное
воспитание. – 1970. - №6. – С.12-13.
23. Полянский И.И. Ботанические экскурсии: Пособие для учителей. -3-е
изд., испр., доп. / Под ред. П.И.Боровицкого. – М.: Просвещение, 1968. –
243 с.
24. Райков Б.Е. Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии –
М.:Топикал, 1994. – 640 с.
25. Саморукова П.Г. Систематизация знаний детей о природе // Дошкольное
воспитание. – 1973. - №4. – С.76-81.
26. Хайдурова И.А.Формирование у детей старшего дошкольного возраста
системы знаний о растительных сообществах // Умственное воспитание
детей дошкольного возраста. – Л., 1976. – С.73-85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по изучению темы "Дни воинской славы" с детьми старшего дошкольного возраста
Праздник победы советского народа над нацисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов- один из главных праздников в истории нашего народа. Рассказывая о войне, ориентируйтесь на возр...
Методические рекомендации по изучению темы "Опыты и эксперименты" с детьми старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.Любое место в квартире может стать местом для эксперимент...
Рекомендации по проведению занятий на автотранспортной площадке с детьми старшего дошкольного возраста
Рекомендации по проведению занятий на автотранспортной площадке с детьми старшего дошкольного возраста...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Цикл экскурсий по городу с детьми старшего дошкольного возраста
Экскурсии по городу...
Методическая разработка «Воздух и вода - наши друзья» представлена в рамках авторской программы «Маленький исследователь» и содержит цикл совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экспериментированию с использовани
Методическая разработка «Воздух и вода - наши друзья» представлена в рамках авторской программы «Маленький исследователь» и содержит цикл совместной образовательной деятельност...