Путешествие в прошлое
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кирьянова Татьяна Ивановна

 

Понятие «прошлое» понимается детьми очень широко. Для того, чтобы это понятие стало детям доступнее Было проведено занятие, которое было посвящено прошлому самих детей, их раннему детству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_proshloe.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в прошлое.

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.

А.С. Пушкин

        Впервые такие занятия я проводила с детьми, которым сейчас более 20 лет.

Подробно расскажу о занятиях «Путешествие в прошлое», в которых активное участие принимали и родители. Сначала я поставила перед детьми вопрос: что такое прошлое и как можно узнать о прошлом? Дети начали предлагать ответы, приводя свои примеры: прошлое можно узнать по фотографиям, по вещам, по одежде, по прическам, по посуде, по книгам, открыткам, зданиям и т.д. Понятие «прошлое» понимается детьми очень широко. Для того, чтобы это понятие стало детям доступнее Было проведено занятие, которое было посвящено прошлому самих детей, их раннему детству. Мне могут возразить, какое прошлое может быть у шестилетнего малыша? Поверьте, и у таких малышей есть свое прошлое, с которым им интересно познакомить своих друзей.

        Принесенные из дому личные вещи – соски, пинетки, погремушки, распашонки, «бирочки» (клееночки) из родильного дома и другое – все это богатство, трепетно хранившееся в домах детей, оказало неоценимую услугу для понимания детьми предмета разговора: что такое прошлое? У кого оно есть? Что такое время? Естественно, что личные вещи шестилетнего человека делали занятие эмоционально насыщенным. Не только рассказать, но и показать, каким он был в прошлом: гулил, ползал, все тащил в рот – захотел каждый ребенок. После занятия дети еще долгое время возвращались к своим воспоминаниям. Плавно разговор о прошлом самих детей перешел к именам детей. За неделю до занятия родителям было дано «домашнее задание» - заполнить анкету. У каждого человека есть имя. Это кажется настолько естественным, что об этом никто не задумывается. У каждой семьи своя история имянаречения ребенка. На занятии дети рассказывали, почему их так назвали, в честь кого. Многие мамы и папы отыскали в словарях значение и историю появления имени своего ребенка, отыскали среди великих людей прошлого тезку их ребенка, поместив эту информацию в анкету. В конце занятия поиграли с детьми в «ромашку». Лепестки цветка родители заполнили ласковыми именами своего ребенка. Каждый ребенок на занятии сравнивал свой цветок с «ромашками» сверстников. Ключевой вопрос игры: «Как ты думаешь, почему у ромашек оказалось разное количество лепестков?»

        На следующих занятиях мы «отправляемся» в более глубокое прошлое – в прошлое дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки. Занятия проводились в форме игры «Полет на машине времени». Предварительно дети вместе с родителями составляли свои родословные. Получив такое задание, многие родители сами впервые задумались о своем родословном древе. Мы попросили родителей рассказать детям, как появилась та или иная вещь в доме, кто ее сделал. Например, Ксюша рассказала о старинной вазе, а Сережа – о часах прадедушки, в семье Даши бережно хранятся книги, привезенные прабабушкой в подарок своей внучке из Перми.

        Нужно было продумать, как разместить принесенное богатство. Фотографии и родословные, предварительно закрыв, прикрепили к двум мольбертам: на одном – фото, на другом – родословные. По ходу занятия сначала раскрывается один мольберт, а затем и другой. Очень важно, чтобы фотографии и родословные были вывешены на мольбертах. Ребенок гордился бы тем, что его родословная так значительна, что находится рядом с родословными других детей. Потом мы говорили с детьми о том, что требуется осторожность в обращении со старинными предметами и вещами, хрупкими и уникальными, как со старыми пожелтевшими фотографиями и книгами. Мы решили, что раз родители доверили нам для занятий семейные реликвии, то и относится к ним следует очень бережно.

        Затем задаем детям следующий вопрос: «А что значит глубокое прошлое?» Так педагог обращает внимание на значение слова. Чтобы дети поняли значение слова «глубокое», спрашиваю: «Что бывает глубоким?». «Колодец, река, море, яма», - отвечают они. Такой разговор необходим, чтобы дети представили себе, что лежит на поверхности, снаружи, сверху, а что не на поверхности, а в глубине. Итак, на машине времени «прилетаем» в прошлое. Открываем первый мольберт с фотографиями и рассматриваем старинные семейные реликвии. Дети не просто рассматривают вещи, они притрагиваются к ним, т.е. начинают, как бы ощущать себя в прошлом времени. «А вещи могут нам рассказать о прошлом? Почему сохранились эти вещи и фотографии?» - спрашиваю я детей. Здесь я имею возможность рассказать детям, что не только у целого народа есть история, но есть и история каждой отдельно взятой семьи.

        На следующем занятии раскрываем второй мольберт с родословными детей. Теперь можно начинать разговор об именах и фамилиях предков. Читаем и обсуждаем имена родословной каждого ребенка, называем встречающиеся редкие имена: Парасковья, Серафим, Никодим, Степанида, Капитолина, Фекла и др. От обсуждения имен предков переходим к разговору об именинах, кратко рассказываю детям о русских традициях и обычаях имянаречения. Кроме того, на занятиях звучали русские народные мелодии и песни. Дети могли примерить элементы русского костюма. Новый вопрос: «Меняются ли песни или они всегда были такими же, как сейчас?»

        На занятиях и вне их обращалось внимание детей на старинные слова – извозчик, купец, трактир, барышня, кавалер, сударыня, батюшка, матушка, лавка, торговые ряды – объяснялось значение этих слов, используя иллюстративный материал. На последнем занятии детям предлагалось нарисовать себя в прошлом: кто начал рисовать себя королевой, кто – молодой прабабушкой в расшитом сарафане, кто – гусаром… Дорисовывали свои портреты дети дома.  Когда же цикл занятий подошел к завершению, и надо было «возвращаться» в настоящее, дети запротестовали, не желая возвращаться. На тех занятиях создалась какая-то теплая атмосфера, трепетная и трогательная, внутреннее волнение испытывали не только дети, но и взрослые. Так дети оказались причастными к истории, пока еще к истории своей семьи.

        «Прошлое самих детей»

        Программное содержание: Формировать у детей элементарные понятия о последовательности этапов жизни человека. Конкретизировать знания об истории появления и развития каждого из них. Воспитывать чувство собственного достоинства.

        Материал: Личные вещи детей, фотографии из семейных альбомов, дидактическое пособие «Развитие мужчины и женщины от рождения до старости».

        Предварительная работа: Домашнее задание для родителей – подобрать личные вещи и фотографии детей, относящиеся к их раннему детству; рассказать ребенку о какой-то курьезной ситуации или смешном случае, произошедшим с ребенком, когда он был маленьким.

        Ход занятия:

        Воспитатель предлагает детям посмотреть дидактическое пособие «Развитие мужчины и женщины от рождения до старости». На занятии используются страницы раннего и дошкольного возраста». У каждого человека есть своя история, - начинает педагог. – История это цепочка событий, происходящих в жизни любого человека. История есть у всех: города, у страны, у целого народа и у отдельной семьи, и даже у маленького ребенка есть своя история. Можно сказать, что история – это рассказ о том, что происходит с кем-то в жизни. Люди часто говорят: «Я сейчас расскажу тебе такую историю!», или «Со мной приключилась такая история!» Это значит, что они хотят рассказать о каких-то событиях, которые очень важны и интересны».

        На сдвинутых столах разложены детские личные вещи из раннего детства – соски, распашонки, игрушки, пинетки, «бирочки» из родильного дома. На доске вывешиваются фотографии из семейных альбомов. «История человека начинается с его рождения, - продолжает свое повествование воспитатель. – Посмотрите, какое богатство лежит на столах. Эти вещи принадлежали вам, когда вы были еще совсем маленькими». Затем педагог предлагает кому-либо из детей рассказать о своих вещах. Выслушать ответы 3-4 детей.

        Физкультминутка «Это я» (это упражнении дети выполняли еще в младшей группе, воспитатель напоминает об этом детям):

        Это глазки, вот и вот.   – выполняют движения согласно тексту

        Это ушки, вот и вот.            

        Это носик, это рот.              

Там спинка, тут живот.

Это ручки, хлоп-хлоп.

Это ножки, топ-топ.

Ох, устали, вытрем лоб.

Затем педагог приглашает детей к импровизированной фотовыставке и предлагает им найти на фотографиях своих друзей. На чью фотографию указали, тот ребенок рассказывает о ее сюжете. В конце занятия подвести итог: хотя детям не так много лет, у них уже есть своя история, которая сохранилась в личных вещах и фотографиях.

Некоторые высказывания детей:

Аня Б. Это я с собакой Яшкой. Бабушка говорит, что это было мое любимое занятие, как только я научилась ходить.

Сашенька Л. А у нас с Аленкой бирочки одинаковые, это потому, что мы с ней родились в Соликамске. Мне так мама сказала. А здесь я с курочками. Я их кормлю зернышками. Они клюют прямо из моих рук.

Сережа Я. А я грыз все свои игрушки. Мама говорит, что это зубы у меня резались. Она специально покупала мне вот такие колечки. Я даже не знал, что малыши рождаются без зубов.

Ксюша Б. Это я на фотографии с бабушкой. Я была еще маленькая и не умела ходить, бабушка носила меня на ручках.

Анжелика К. Это я на празднике плакала вместе с Лерой, не хотела танцевать. А мой папа взял меня на руки и стал танцевать со всеми вместе. Это было в малышовом садике.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Путешествие в прошлое. Познавательное занятие-путешествие в подготовительной к школе группе.

Программные задачи:·               Закрепить знания детей о железной дороге и её роли в современном обществе.·...

ФЦКМ НОД Игра-путешествие «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

       Аннотация: Игры – путешествия в прошлое предметов окружающего мира помогают раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многооб...

«Путешествие в прошлое Петербурга» конспект занятия-путешествия

Обучающие задачиОбогатить  представления детей о том, как выглядела территория современного Санкт-Петербурга  315 лет назадПознакомить с  историей строительства Петропавловской крепости...

Конспект игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"

В конспекте игры-путешествия для младшей группы "Путешествие в прошлое ложки"раскрывается понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни....