НОД (занятие)"Ниточка из прошлого"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Затятие по ознакомлению с окружающим в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zanyatie_nitochka_iz_proshlogo.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

НОД (Занятие) «Ниточка из прошлого»

   Цели: познакомить детей с бытом и культурой русского народа; расширить речевой запас детей словами: изба, сруб, шерсть, прялка, чесалка, веретено; учить отличать современные слова( миксер, газовая плита, холодильник) от слов, которые использовали раньше; пробудить интерес к укладу русского народа.                    

Ход занятий

(воспитатель в старинном русском костюме)

1 ч. Здравствуйте, мои дорогие! Садитесь по удобнее.

Гостями будете. Что, пришли ещё послушать про русскую старину? Молодцы! Хвалю, историю свою знать нужно. Хорошо, я вам сейчас расскажу, а только вы мне помогать будете:

-        А ну-ка, скажите, как в старину дом назывался?
(изба, сруб)

  1. А много- ли комнат в той избе было? (одна)
  2. Что же было в этой комнате? (печь, лавки, стол)

Так значит думаете? Ладно. А давайте заглянем в избу и посмотрим. (Открыть стол, где находится мини комната.)

-Действительно и печь стоит, и стол, и лавка, Вот только вещей, необходимых для хозяйства я не вижу.

-        А это что ещё за мешок? Ой, а мешок не простой, а хитрый. Здесь много разных вещей имеется, но выбрать нужно только старинные вещи, будьте
внимательны- лишнее ставим на стол.

(Дети сортируют вещи из мешка)

-        Молодцы! Настоящая русская изба получилась. А какая изба без печи? Печь на Руси самой главной была, поэтому и половину дома занимала. Почему же ей такой почёт? Для чего же она нужна?

(Она отапливала избу, варили еду, на ней сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбу.)

Правильно! На печи  можно было даже спать. Особенно  это любили старики   и  дети.  А  сколько сказок было рассказано на печи долгими вечерами. А
вы сказки знаете?

  1. Назовите сказки, в которых встречается печь. («Заюшкина избушка», «Коза – дереза», «Гуси – лебеди», «Зимовье», «Заяц, петух и леса»)
  2. Вижу, любите сказки, тогда я вам тоже сказку расскажу «Колобок», но по - новому. Я буду называть в ней слова из нашей современной жизни, а вы их найдите и назовите. Посмотрим, что из этого получится.

«Жили - были старик со старухой. Вот и просит старик:

-        Испеки мне, старая, колобок

-Да из чего испечь - то? Муки нет

-Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется.

Старуха так и сделала - намела, поскребла, взбила миксером тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в газовой плите и поставила в холодильник студить»

  1. Какие слова не из сказки я использовала? (Миксер, газовая плита,  холодильник)
  2. Молодцы, внимательно слушали. Что ж порядок в доме навели, сказку послушали, а теперь пойдем на лужок хоровод водить.

2ч. Физминутка . Хоровод  «Как у наших у ворот»

Как у наших у ворот (2р)

Ай, люли, у ворот

Муха песенки поёт (2р)

Ай, люли, вот поёт

Комар музыку ведет (2р)

Ай, люли, вот ведет

Стрекоза плясать пошла

Муравья с собой звала.

 Ай, люли, позвала.

 Муравейка, милый мой,

 Попляши-ка ты со мной.

 Ай, люли, ты со мной.

 Уж, я рад бы поплясать,

 Да, уж, очень я устал,

 Ай, люли, я устал.

-        А сейчас пойдем и сядем на лавочки.

3 ч. Но, не только хороводы водить, веселиться, да сказки слушать умели русские люди, но ещё и много трудились от зари до зари. Ведь многие вещи, необходимые для жизни, им приходилось делать своими руками. Собирались соседи вечерами в избе, каждый со своим рукоделием: кто посуду мастерил из дерева, кто лапти плел, кто шил, кто вышивал. А я вам сейчас расскажу, как они своими руками теплые вещи делали, ведь зимы на Руси были холодные, лютые. Вместе с вами мы пройдем путь от шерсти до готовой вещи.

-        Скажите, а кто человеку шерсть даст? -    (Овца)

-Правильно! Люди держали овец, коз, кормили, ухаживали за ними, затем стригли и получали вот такую шерсть. (Показ шерсти в мешочке)

  1. Чтоб шерсть превратилась в готовую вещь много усилий надо приложить. Сначала шерсть надо перебрать и помыть. Она станет такой. (Показ)
  2. Затем шерсть надо расчесать ческами, вот так , посмотрите.(Показ)
  3. Попробуйте, какая шерсть стала пушистая, мягкая, без комочков.
  4. Затем на веретене и прялках, посмотрите какая она - прялка, начинали прясть, и получалась вот такая нить.

( Показ прялки, а затем сам процесс прядения и готовой пряжи)

-Затем из этой нити с помощью спиц и крючков (показ) вязали шарфы, шапки, свитера, носки (показ изделий).

4 ч. - А теперь скажите, кто запомнил, что с шерстью сначала делали? (Перебирали, чесали, мыли, пряли)

  1. Что делают из готовой пряжи? - (Вяжут вещи)
  2. Молодцы! Все запомнили. Интересно про старину слушать? Что ж приходите, я ещё расскажу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Презентация к занятию "Путешествие в прошлое часов"

С проблеммой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотре...

НОД воспитателя с детьми: "Ниточки из прошлого".

Познакомить  детей с предметами быта русской избы, народными играми....

Занятие - экскурсия Ниточки из прошлого

В 2016 году на базе нашего детского сада было проведено РМО с показом моего занятия - экскурсии "Ниточки из прошлого"...

Лепбук о русской народной кукле-закрутке "Ниточка из прошлого"

Лепбук о русской народной кукле-закрутке "Ниточка из прошлого"...

Открытое занятие для детей подготовительной группы Тема занятия «Путешествие в прошлое русского человека»

Тема занятия: «Путешествие в прошлое русского человека»Возрастная группа: 6-7 летЦель занятия: приобщение детей к изучению русских народных традиций  через исследовательскую игру.Зада...