НОД воспитателя с детьми: "Ниточки из прошлого".
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Антонова  Надежда Николаевна

Познакомить  детей с предметами быта русской избы, народными играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

НОД воспитателя с детьми: «Ниточки из прошлого».

Цели. 1.Приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа.

            2. Знакомство с жизнью и бытом русского народа: прялкой, веретеном и с тем, какое место они занимали в жизни женщины.

Задачи: 1. Воспитывать интерес и уважение к русским народным традициям, истокам русской культуры.

                2. Развивать интерес к старинным играм, забавам.

                3. Развивать познавательную деятельность детей.

Активизация словаря: печь, изба, веретено, прялка и т.д.

Ход занятия.  Дорогие, ребята! Я  предлагаю вам, отправится в гости в «русскую избу». А отправимся в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках, с бубенцами.

 Воспитатель (звучит русская – народная музыка). Светит,    светит  месяц

                                                                                      Высоко, не низко.

                                                                                      Где же гости дорогие

                                                                                      Далеко ли? Близко.

(Подхожу к двери). Слышу, слышу бубенцы. Это гости пожаловали мои.

Воспитатель.  Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в русскую избу. Рада гостям, как добрым вестям. Добро пожаловать! Всех приглашаю, со всей душой встречаю. Проходите, гости! Гостю почёт, хозяину  - честь!

Ребёнок. Дома сидеть ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть и  себя показать.

Хозяйка (приглашает всех присесть, дети садятся).

          Удобно ли вам, гости дорогие?

          Всем ли видно? Всем ли слышно?

          Всем ли хватило место?

Дети.      Да.

Воспитатель. В моей избе уютно и тепло. Давно вас поджидала, праздник не начинала. Да не просто вас ждала, а готовилась к встрече с вами.

                  Давно я припасла для вас забавушек на всякий вкус: кому правду, кому сказку. И ещё мои друзья угощенье испекла.

- Как вы думаете, что я для вас приготовила?

Дети. Пироги.

Воспитатель. Издавна на Руси гостей встречали с пирогами и чаем. Вот такой самовар всегда для гостей чаёк подогревал (показываю). А я гостей встречаю. вкусным,  пышным  караваем (дети встают в круг исполняют песню: «Каравай»).

Воспитатель. Вот какой замечательный каравай у нас получился.

                 Дети, давайте с вами вспомним в какой вам знакомой сказке шла речь о самоваре и чаепитии.

Дети: «Муха – Цокатуха».

Воспитатель.  Правильно, дети.

- А кто может рассказать эту сказку?    (дети рассказывают  сказку).

- Молодцы!

Но сегодня я хочу познакомить с предметами быта русской избы: «прялка» и «веретено». Так повелось на Русси, что не одно орудие труда, не было, столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства. Прялка была одним из самых распространённых и почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы  в подарок прялку у лучшего деревенского мастера. Прялки передавались из поколения в поколения.

Давайте сейчас подойдём и рассмотрим прялку.

(дети рассматривают  прялку, воспитатель рассказывает).

Русская прялка состоит из стояка с гребнем и лопастью, к которому прикрепляется кудель. А так – же донце, на которую  садилась пряха.

Красота форм, узоров и красок на прялке радует глаз. Просто удивляешься мастерству простого человека сделавшего эту прялку. Прялка и веретено служат для изготовления пряжи, для того, чтобы вязать изделия (носки, варежки, перчатки и т.д. и показать изделия).

Веретено – женский инструмент женского рукоделия, который неуклонно следовал за  прялкой (показать веретено). На веретено наматывается нить, когда жужжит и крутиться.

Воспитатель. Дети, кто из вас хочет посидеть за прялкой или покрутить веретено.

(Дети подходят, садятся за прялку и крутят веретено, потягивая шерсть из кудели).

Воспитатель. Понравилось вам, дети сидеть за прялкой и крутить веретено?

Дети. Да.

Воспитатель. Прялка и веретено были необходимыми житейскими принадлежностями, так – же оберегали от злых сил и неурядиц.

 Попробуйте отгадать загадку, что это может быть.  

Загадка. Чем больше я верчусь, тем больше я толстею (Веретено).

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный клубочек».

(Предлагаю детям несколько клубочков ниток, разматывая,   ребята находят сюрприз, спрятанный в клубочке).

Воспитатель. На Русси люди вечерами любили играть, танцевать в свободное время. Вот  и я предлагаю вам, поиграть  в игры, в которые  играли наши предки.

                      Игра: «Золотые ворота»

Тра – та – та

Отворяем ворота                  

Золотые ворота                                  

Проходите господа!

Пропускают не всегда

 Первый раз прощается

Второй раз разрешается

А на третий раз

 Не пропустим вас.

                           Игра: «Молчанка».

           Чок, чок, чок,

          Зубки на крючок.

          Кто словечко скажет,

         Тому в лоб щелчок.

Игра: «Ручеёк».

Воспитатель. Вот и подошла наша встреча к концу.

Ребёнок. Вот и здорово мы повеселились, поиграли, но надо и честь знать.

                  Мы славно  гуляли   на празднике нашем

                  Нигде не видали мы праздника краше!

Воспитатель. Дети, а сейчас я, предлагаю,  давайте встанем в круг, образуя хоровод, покажем свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? Дети (тепло). Вот это тепло мы подарим друг другу.

Воспитатель. – Ну, что ребятки, понравилось у меня в гостях?

                          - А что вам больше всего понравилось?

                          - Что вы нового   узнали,  посетив русскую избу?

Ну, что ж, ребята, пришла пора  прощаться. Ведь не красна изба углами, а красна пирогами. И я вам на дорожку испекла пирогов.

До свидания, мои дорогие, дети!

         

                                               

               

                                                                                                                                                                                                                           

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Совместной деятельности детей, родителей и воспитателя по обобщению знаний о предметах прошлого и настоящего в форме КВН «От кареты до ракеты»

Данный материал поможет организовать интересный и позновательный досуг взрослых и детей  и закрепить знания о техническом прогрессе...

Консультация для воспитателей "Экспертиза игрушек: прошлое, настоящее, будущее."

Описывается ,как происходила экспертиза игрушек и как будет....

Консультация для воспитателей "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историческим прошлым России и выдающимися людьми (на примере события Крещение Руси и личности Князя Владимира"

О важности приобщения ребенка к историческим событиям нашей России, народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы  живем...

ВИКТОРИНА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: Путешествие в прошлое России. 2017год

                               ВИКТОРИНА   ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ...

Интегрированное занятие "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей", в рамках проекта « Времена года» прошло во второй младшей группе «Ягодки» в январе 2017 года. Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Малышок» Юнг Л. А.

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие...

консультация для воспитателей "Логико-математическое развитие дошкольника: От прошлого к настоящему"

Логико-математическое развитие дошкольника: «От прошлого к настоящему» Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями по...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Прошлое книги"

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего возраста "Прошлое книги"       Ход занятия.I Организационный моментВоспитатель: Ребята, сег...