Работа с детьми по теме "Весенняя школа"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бенусова Алла Анатольевна

Цель: Совершенствовать знания детей о времени года «Весна»

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «весеннее равноденствие» и «астрономическое начало весны»;
  • Познакомить детей с обычаями на Руси (закличками);
  • Развивать умение отвечать распространёнными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
  • Воспитывать умение познавать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennyaya_shkola.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

детский сад компенсирующего вида № 865

Конспект занятия с подготовительной группой с ОНР по теме

«Весенняя школа».

Составил и провёл воспитатель

Бенусова Алла Анатольевна

Москва 2012 год

Конспект занятия с подготовительной группой с ОНР.

Цель: Совершенствовать знания детей о времени года «Весна»

Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «весеннее равноденствие» и «астрономическое начало весны»;
  2. Познакомить детей с обычаями на Руси (закличками);
  3. Развивать умение отвечать распространёнными предложениями, обосновывать свои умозаключения;
  4. Воспитывать умение познавать.

Перечень используемой литературы: Ирина Токмакова «Весна» дидактический материал «Познание окружающего», загадки «Хрестоматия старшего дошкольного возраста».

Ход занятия:

Педагог: «Ребята, к нам пришло письмо из «Весенней школы». Давайте посмотрим, что нам прислали.

Да, там задания.

  1. В первом письме нам предлагают отгадать загадки.

Педагог задаёт загадки. Ответы детей.

Была белая, да седая (зима).

Пришла зелёная, молодая (весна).

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка (ручеёк).

Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт (весна).

Рыжий снег на солнце тает.

Ветерок в ветвях играет.

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла … (весна).

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад.

Заглянул к нам месяц … (март).

Ирина Токмакова – К нам весна шагает

                                  Быстрыми шагами,

                                  И сугробы тают

                                  Под её ногами.

                                  Чёрные проталины

                                  На полях видны.

                                  Верно, очень тёплые

                                  Ноги у весны.

  1. Педагог: «Во втором письме нам предлагают послушать рассказ, который называется «Весна»».

Педагог читает рассказ «Весна». Дети слушают.

Весна.

Весна – одно из четырёх времён года, между зимой и летом. Весной увеличивается световой день: с каждым днём темнеет всё позже, а рассветает всё раньше. Температура воздуха постепенно повышается. Весной снег и лёд тают – текут ручьи. На проталинках появляются первые цветочки, на деревьях распускаются зелёные листочки.

С наступлением весны происходят изменения в жизни животных. Заяц меняет свою белую шубку на менее заметную на земле – серую. Белочка тоже меняет свой серый наряд на ярко – рыжий. С наступлением тепла мех у этих животных становится более редким и коротким. После зимней спячки просыпается известный всем соня - медведь. Очнувшись после сна, он рыщет в поисках пищи. Просыпаются и ежи, уже в апреле у них появляются маленькие ежата. По весне детёныши рождаются и у зайцев, лис, волков, и других животных.

Из тёплых стран возвращаются птицы. В средней полосе России первые вестники весны – грачи. Недаром про них говорят, что они «на крыльях весну приносят». Эти птицы не боятся холодов. Грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека, а когда поля освободятся от снега, они отправятся за пропитанием туда. Вслед за грачами возвращаются скворцы и жаворонки, а потом и все остальные птицы, которые зимовали в тёплых странах. Для птиц люди строят скворечники во дворах и парках, подкармливают птиц.

Весной люди начинают наводить порядок на улицах, в парках, на детских площадках.

Весна – очень красивое время года. Природа просыпается после долгого сна и становится красивее день ото дня. В это время года люди отмечают Международный Женский день и поздравляют своих мам, бабушек и сестрёнок.

Март, апрель и май являются весенними месяцами.

  1. Педагог: «В следующем нам предлагают ответить на вопросы».

Педагог задаёт вопросы детям. Ответы детей.

  1. Назови весенние месяцы (март, апрель, май).
  2. Между какими временами года находится весна (между зимой и летом).
  3. Какие изменения происходят в природе с приходом весны (температура воздуха постепенно повышается, снег и лёд тает, текут ручьи, на проталинах появляются первые цветочки, на деревьях набухают почки).
  4. Какие изменения происходят в жизни животных (заяц меняет свою белую шубку на серую, белочка меняет свой наряд на ярко-рыжий, после зимней спячки просыпается известный всем соня – медведь. Очнувшись после сна, он рыщет в поисках пищи. Ежи просыпаются, у них в апреле появляются маленькие ежата, весной появляются детёныши и у других животных: лис, зайцев, волков).
  5. Как с приходом весны изменяется световой день (он увеличивается, с каждым днём темнеет всё позже, а рассветает – раньше).
  6. Про каких птиц говорят, что они на крыльях весну принесли (про грачей). В средней полосе России, где мы с вами живём – это первые предвестники весны, они не боятся холодов и из тёплых стран возвращаются к нам первыми.

  1. Педагог: «В 4-ом письме нам предлагают немного подвигаться».

Физкультминутка:

Быстро встаньте! Улыбнитесь!

Выше! Выше потянитесь!

Ну-ка, плечи распрямите!

Поднимите! Опустите!

Влево. Вправо повернулись.

Рук коленями коснулись.

Сели. Встали. Сели. Встали.

И на месте побежали.

  1. Педагог: «В 5-ом письме нам предлагают ответить на вопросы викторины».

Педагог задаёт вопросы викторины детям. Ответы детей.

  1. В какое время года люди празднуют Международный Женский день, кого принято поздравлять с эти праздником?
  2. Почему зимой заяц меняет цвет своей «шубки»?
  3. Как изменяется световой день с приходом весны?
  4. Как люди помогают животным и птицам переносить зиму?
  5. В какое время года самые длинные дни и самые короткие ночи?
  6. Как зимуют ежи?
  7. В какое время года листья на деревьях желтеют и постепенно опадают?
  8. Как готовится к зиме белка?
  9. Назови летние месяцы.
  10. Почему медведи впадают в спячку зимой?
  11. О каких птицах говорят: «на крыльях весну приносят» и почему?
  12. В какое время года, и какого числа начинается учебный год?

  1. А теперь мы отдохнём от заданий из «Весенней школы» и выполним задания, которые предлагаю вам я.
  1. «Собери картинку» - педагог раздаёт детям картинки, дети должны их собрать.
  2. Педагог: «Сегодня 21 марта – День Весеннего равноденствия. Наши предки считали этот день праздником. В этот день, в день весеннего равноденствия, лучи солнца одинаково, ровно наполовину освещают оба полушария Земли.

День и ночь становятся равны друг другу, поэтому так и называется День равноденствия.

И если 1 марта – календарное начало весны, то 21 марты – астрономическое начало весны; с этого дня день будет постепенно увеличиваться, а ночь будет короче.

Так будет продолжаться до летнего солнцестояния (21 июня), но это уже тема другого занятия.

Ребята, раньше на Руси был интересный обычай – заклички (вы слышали такое слово).

Наши предки считали, чтобы весна пришла, её нужно выкликнуть, то есть позвать, попросить прийти. Отсюда и народное название – заклички.

  1. Педагог предлагает детям проговорить эти заклички.

Вот несколько призывов или закличек весны. Послушайте!!!

  1. Весна, весна красная

Приди, весна, с радостью!

С радостью, с великой милостью,

Со льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом обильным

  1. Идёт матушка – весна!

Отворяйте ворота!

Первый март пришёл,

Всех детей провёл!

А за ним апрель.

Отвори окно и дверь!

А уж как пришёл май –

Сколько хочешь гуляй!

Вот такие призывы весны или заклички. А чтобы ускорить этот процесс – приход весны – пекли фигурки птиц. Лепили из теста и пекли жаворонков – булочки в виде птиц

  1. «Жаворонки» - педагог предлагает детям слепить жаворонок из теста.

Жаворонки.

Прилетите к нам

Принесите нам лето тёплое (сказать 2 раза).

  1. Угощения детям.

Конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада

Примерный перспективный план работы с детьми подготовительной к школе группы детского сада по теме«Бумажная пластика как средство развития мелкой моторики рук для успешной социализации...

Конспект проведения опытнической работы с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Свойства воды»

в данном конспекте показано, как в игровой форме дати знакомятся со свойствами воды...

Физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной к школе группы.Сентябрь.

Физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной  к школе группы.Сентябрь....

Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной к школе группы.Октябрь

Перспективный  план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной  к школе группы.Октябрь...

Перспективный план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной к школе группы.Ноябрь

Перспективный  план физкультурно-оздоровительной работы с детьми подготовительной  к школе группы.Ноябрь...