Образовательная область «Познание» « Путешествие в прошлое предмета» (счётные устройства) ( подготовительная логопедическая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

 

 

познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_schyotnye_ustroystva.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД №41 «РАДУГА»

Образовательная область «Познание»

« Путешествие в прошлое предмета»

(счётные устройства)

( подготовительная логопедическая группа)

                                                       Составила: воспитатель Сысоева Г.В.

        г .Видное  2009 год

ЦЕЛЬ: познакомить детей с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: счёты, счётное устройство, древние люди, узелковые счёты, счёты абак, калькулятор, компьютер, цифровое табло, ноутбук.

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ словами признаками: персональный, переносной, плоский, современный, новый, удобный.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание счёт на косточках, калькулятора;  работа на них.

ОБОРУДОВАНИЕ: узелковые счёты, калькулятор, компьютер,  мультимедийная техника, счёты, счётные наборы,  картинки, карточки для составления задач.

        

Ход путешествия: предложить детям войти в зал и  сесть полукругом.

В: Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины и приборы.

РАЗДАЁТСЯ СТУК В ДВЕРЬ. ВХОДИТ НЕЗНАЙКА.

Н: Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я всё знаю, всё умею. Вот, например, научился вчера считать на пальцах до 10. Хотите посчитаю? (считает)

В: Молодец, Незнайка. До 10 считать умеешь, а наши ребята считают и до 20. А ты сможешь посчитать до 20?

Н: Это я быстро, раз-два и готово. А  как же я посчитаю, у меня только 10 пальцев?

В: Эх, Незнайка, ничего ты не знаешь, а только хвастаешь. А хочешь знать,  как люди считали раньше?

Н: Конечно хочу.

В: Тогда оставайся с нами и мы вместе пойдём в музей, там находятся счётные устройства, с помощью которых люди считали раньше и которые используют в наше время.

В: Давным-давно древние люди жили в пещерах и использовали для счёта пальцы рук и ног.

- Как вы думаете, что могли считать древние люди на пальцах?

Д: Древние люди считали сколько белок поймали, звёзды на небе. Могли посчитать сколько рыбы поймали.

В: Правильно ребята. Но мы с вами на пальцах считать нет будем, мы с пальчиками поиграем.

Пальчиковая гимнастика про « Утят».

В: Сели удобно, спинки ровные. Приготовили руки, пальцы сжали в кулачки.   Встали как-то утром в ряд 10 маленьких утят.

Посчитались. Удивились. На две группы разделились.

Пёрышки почистили, головкой покивали.

Червячка склевали, к речке побежали.

Хорошо поиграли с пальчиками.

В: На пальцах  люди считали в древности. Затем всё менялось и человек изобрёл счёты. А вот какие мы сейчас увидим.

-Это узелковые счёты. Посмотрите, как они выглядят?

Д: Это веревочка, на которой завязаны узелки.

В: Как пользовались этими счетами?

Д: Завязывали узелки.

В: Да, ребята, так они считали. Попробуйте ребята завязать столько узелков, какой сегодня день недели по порядку.

-Ребята, какой сегодня день недели? (вторник)

-Какой он по порядку? (второй)

-Значит, сколько узелков нужно завязать? ( два)

-Молодцы, правильно завязали.

В: Посмотрите, а это деревянная счетная доска. – Кто знает как она называется?

Д:  -Абак.

В:Она разделена на полоски. На одной полоске считали единицы. На другой – десятки и т.д.

-А что выкладывали на доску, а потом пересчитывали?

Д: На доску выкладывали горох, бобы, фасоль, а потом их пересчитывали.

В: Правильно, ребята. Но выкладывать горошины было долго и неудобно. И около 5000 лет назад, человек придумал вот такие счеты. Это самое простое счетное устройство.

-Из чего состоят счеты? Что у них есть?

Д: Счеты состоят из нескольких рядов бусин или косточек нанизанных на проволоку.

В: На одном ряду этих счёт откладывали единицы. На другом (что откладывали?) Десятки, на третьем-  сотни и т.д.

- Скажите, а сейчас пользуются такими счетами?

Д: -Иногда пользуются в магазине, чтобы посчитать стоимость покупки.

- Вы хотите посчитать на таких счетах? Сядьте за столы.

В: -Незнайка собрался в школу и принес с собой портфель.

 – Что он мог в него  положить?

Д: Он мог положить в портфель карандаш, ручку, альбом, краски, книгу…

В: -Как это все называется?(учебные принадлежности)

-А мы посчитаем сколько стоит ластик, книга и тетрадь, которые купил Незнайка. Посчитаем предметы.

- Ластик стоит 3 рубля, книга-50 рублей, а тетрадь-10 рублей. Сколько стоит покупка Незнайки, Андрей?

Д: -Покупка Незнайки стоит 63 рубля.

В: -Молодцы. На счетах вы откладывали косточки

 и решать задачи используя цифры, вы тоже умеете. А сейчас решим задачу.

-Посмотрите на карточку и составьте задачу.

Д: -На озере плавало 9 уток, одна утка вышла на берег. Сколько уток осталось плавать на озере? Из чего состоит задача? Из каких частей?

-Витя, повтори условие задачи.

-Лиза, повтори вопрос задачи.

-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Д: Нужно её решить.

В: Решите задачу, используя арифметическое действие.

ДЕТИ РАБОТАЮТ.

В: Расскажи, как ты решил задачу, Влад?

Д:     9-1=8 ( равняется восьми; получилось восемь)

- На озере осталось плавать восемь уток.

В: -Молодцы. Наведите порядок на столе.

-Чтобы считать большие цифры,  человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел новое устройство. Давайте подойдем и рассмотрим его.

-Эту счетную машину вы наверное знаете. – Как она называется?

Д: -Это калькулятор.

В: Скажите вместе. Витя, повтори. Как он выглядет, что у него есть?

Д: У него есть кнопки с цифрами и знаками +   -   =

В: У калькулятора есть кнопки с цифрами от 0 до 9 и знаками  =   -и   +   эти знаки вы знаете; а с   :    х  вас познакомят в школе. У калькулятора есть цифровое табло. –Лиза, что это ? повторите- цифровое табло.

-Вы решали задачу про уток, а я проверю решение задачи с помощью калькулятора.  9-1=8 Очень быстро и точно.

-Теперь назовите любое большое число. 100+200=300

В: -Работая на любом счетном устройстве нужно быть внимательным, не пропускать знаки и цифры, иначе результат получится неверным. Умная машина, дети?

- А теперь подойдем к последнему экспонату . как вы думаете, что это?

Д: Это компьютер.

В: Посмотрите, сколько разновидностей компьютеров. Как называется эта модель? Это ноутбук.

- Давайте повторим- НОУТБУК. Какой ноутбук?

Д: Персональный, новый, переносной, удобный, красивый, дорогой, детский, взрослый.

В: Для чего придумали детский компьютер?

Д: Чтобы дети учились, развивались и умели пользоваться современными приборами.

В: Правильно. Что можно делать с помощью компьютера?

Д: С помощью компьютера можно играть в игры, смотреть кино, переписываться, искать информацию, учиться, работать.

В:- Все верно. Это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации  и быстро решать много задач. Компьютеры управляют самолетами, космическими кораблями, контролируют медицинское  оборудование, поддерживают жизнь тяжело  больных людей.

В: -Чем компьютер отличается от калькулятора?

Д: -На калькуляторе можно только считать, а на компьютере учиться, работать, играть.

Сядьте на ковер. Посмотрите на экран.

-Назовите предметы, контур которых вы видите на экране.

Дети называют, воспитатель выставляет картинки на мольберт.

В: -Незнайка, теперь ты знаешь как считали люди раньше и считают сейчас?

Н: -Подождите, я что-то забыл? На чем считали люди сначала? Ребята, напомните Незнайке.

- Никита, на чем считали древние люди?

-  Саша, как считали люди сначала?

-Какие счетные устройства появились потом?

-Из чего они были сделаны?

-Что люди используют для счета теперь?

В: -Мы узнали как изменились счетные устройства, но нас окружают и другие предметы, которые тоже меняются, становятся более удобными и современными.

-Вы знаете каким утюгом гладили белье раньше? (Показать)

-А каким утюгом гладит ваша мама сейчас? (электрическим утюгом)

-Правильно. Человек открыл электричество и изобрел электрический утюг и много других бытовых приборов.

Давайте поиграем в игру « Найди пару».

-Каждый возьмет карточку и должен найти пару. Рассмотрите карточки, думайте, выбирая себе пару.

Дети ищут себе пару ( что было – что есть сейчас)

В: -Почему вы встали парой?

Д: -Раньше люди стирали в корыте, а теперь стирают в стиральной машине. Первым придумали веник, а потом изобрели пылесос.

В: -Молодцы, ребята, справились.

Дети читают стихотворение. « Про бедную золушку».

Путешествие закончилось. Прощаемся с гостями.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильева

« Программа обучения и воспитания детей»

2. В.О.Дыбина

« Ребенок и окружающий мир»

3. К. Неферова

« Бытовые злектроприборы. Кто они?»

4. «Академия развития» Ярославль

« 1000 загадок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в рамках образовательной области «Познание» «Путешествие по сказкам» в подготовительной группе

совершенствование элементарных математических представлений у детей; развитие речи, наблюдательности, познавательного интереса, мыслительной активности, умения высказывать и обосновывать свои суждения...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: "Путешествие с капелькой" (в старшей группе)

Занятие дает возможность уточнить и расширить знания детей о свойствах воды. Дети путем проведения опытов, личного участия в опытах с водой узнают свойства воды....

"Путешествие в прошлое предмета: счётное устройство"

Тема: «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство»Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах ...

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство»

На данном занятии дети знакомится  с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком...

Тема: «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство»

Тема: «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство» Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое ис...