«Водное царство»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественное творчество по теме: «Водное царство»
Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию, проводится с использованием ИКТ (слайдов и презентации)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr_zanyatie_poznanie.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Малышок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: Познание, Коммуникация, Художественное творчество
для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)
Тема: «Водное царство»
Подготовила воспитатель Хабиева Алена Александровна
г. Советский
2011 г.
Задачи:
- Обучающие - уточнять и закреплять знания детей о рыбах: строение, способ размножения, питание. Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).
- Воспитательные - продемонстрировать детям модель подводного мира (аквариум); вызвать желание создать аквариум в своей группе; выяснить, что необходимо иметь для создания аквариума. Учить доводить работу до конца, работать в коллективе.
- Развивающие - продолжать знакомить детей с техникой сложения бумаги – оригами; учить делать ножницами небольшие выемки-надрезы для передачи характерных особенностей рыб, вырезать круг из квадрата, дорисовывать недостающие элементы. Развивать моторику рук.
Предварительная работа: наблюдение за рыбками в аквариуме (чем питаются, как выглядят, как передвигаются, чем дышат). Рассказ воспитателя о подводном мире – об удивительных созданиях, которые могут жить только в воде (растения, животные). Демонстрация наглядного материала (наборы иллюстраций и открыток, книга с изображением рыб и других обитателей водной стихии). Чтение художественной литературы. Нарисовать на ватмане гуашью аквариум с растениями и кормушкой.
Словарная работа: четкое произношение слова – аквариум, запоминание названий рыб, использование их в речи детей. Объяснить значение слова «веретено».
Оборудование: интерактивная доска, оборудование для просмотра презентации; лист цветной бумаги 20*20, лист белой бумаги 3*3, ножницы, клей, кисточка для клея, клеенка, фломастеры или цветные карандаши. Ватман с нарисованным аквариумом.
Демонстрационный материал: презентация «Нептун», иллюстрации рыб (морских, пресноводных, аквариумных), иллюстрация аквариума с рыбками, книга загадок, набор к сюжетно-ролевой игре «Рыболовы» (ведро, сачок, удочки, рыбы, морские обитатели, обруч). Микрофон (игрушка). Изображение рыбы – скалярии, образец готовой рыбы,
Раздаточныйматериал: лист цветной бумаги 14*14, лист белой бумаги 2*2, ножницы, клей, кисточка для клея, клеенка, фломастеры или цветные карандаши.
Методы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Индивидуальная работа: активизировать на занятии Виталия Н., Савелия М., помочь при выполнении работы Амалии Я., Паше К.
Содержание НОД:
Дети сидят на стульчиках, расположенных полукругом, напротив доски.
Сюрпризный момент: появления картинки морского царя.
Воспитатель: ребята послушайте песенку, которую поет этот странный человечек с водорослями на голове:
Я Водяной, я Водяной,
Никто не водится со мной.
Как будто мои подружки –
Только пиявки да лягушки!
Воспитатель: вы догадались, кто это?
Дети: водяной, морской король,…
Воспитатель: это – Водяной, он царствует в реках и озерах. Какая там вода на вкус?
Дети: обычная, речная, питьевая.
Воспитатель: пресная, если такую воду прокипятить, то ее можно пить. А рыбы, которые живут в пресной воде называются пресноводные. Отгадайте загадку:
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Кто это?
(Рыба)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Чешуя)
Рассматривание иллюстраций речных рыб
Рассказ воспитателя о строении и питании рыб:
Воспитатель: чешуйки у рыб круглые, блестящие, плотно прилегают друг к другу. Рыба плавает в воде быстро и проворно, потому что тело у нее похоже на веретено, сжатое с боков. Есть ли у рыб шея?
Дети: нет.
Воспитатель: голова рыбы сразу переходит в туловище. Что еще помогает рыбе плавать?
Дети: хвост и плавники.
Воспитатель: зачем рыбе плавники?
Дети: помогают рыбам плыть вперед.
Воспитатель: чем рыба дышит?
Дети: жабрами, воздухом.
Воспитатель: она все время открывает и закрывает рот, заглатывая им воздух. Жабры забирают кислород из воды, потом вода через жаберные крышки выходит наружу. Так рыбы дышат. Что еще есть на голове у рыбы?
Дети: глаза.
Воспитатель: они их закрывают когда нибудь?
Дети: нет.
Воспитатель: верно, у них нет век, поэтому рыбы даже спят с открытыми глазами. У некоторых рыб есть усы, которые помогают им отыскивать корм. Вы знаете таких рыб?
Дети: сом.
Воспитатель: чем чаще всего питаются рыбы?
Дети: водорослями, мотылями, червями. Сейчас я вам расскажу и покажу какие рыбы живут в реках и озерах.
Загадывание загадок с рассматриванием иллюстраций:
Колюч, да не еж,
Кто это?
(Ерш)
Он в самом омуте живет-
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот, усы,
А глазки чуть видны.
На дне где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом)
Хватать и глотать умеют щуки
Другой не нужно им науки.
Воспитатель: а вы знаете, зачем рыба откладывает икру? Весной рыбы мечут икру. Каждая икринка – это яйцо рыбы. Из икринок выклевываются крошечные детки-мальки. А теперь давайте отправимся к старшему брату Водяного – Нептуну, который живет в морях и океанах.
Физминутка
Воспитатель: мы с вами сейчас встанем и вспомним, на чем можно добраться до моря?
Дети: на поезде.
Воспитатель: построились в состав и поехали. На самолете – полетели (дети изображают самолеты и другие средства передвижения), на машине – поехали, на велосипеде – сели и крутим педали, пешком – встали и пошли, а когда устанем, организуем привал. (Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: угостил гостей Нептун морской водой. Какая она на вкус?
Дети: соленая.
Воспитатель: если рыбы живут в море, значит они какие?
Дети: морские.
Воспитатель: жизнь в океанах и морях кипит и у самого берега, и в открытом пространстве, и у поверхности воды, и в глубокой пучине. В морях и океанах водятся самые разные рыбы.
Просмотр слайдов презентации «Нептун», рассматривание иллюстраций «Морские обитатели» с пояснением воспитателем названий рыб и морских животных, если дети знают кто это – сами называют.
Воспитатель: ребята, а вы любите рыбу?
Дети: да.
Воспитатель: а знаете, как ее поймать?
Дети: да. Удочкой, сетью.
Воспитатель: мы сейчас с вами возьмем рыболовные снасти и отправимся на большую рыбалку.
Проводится игра «Поймай рыбку» 2-3 раза.
Воспитатель: много мы сегодня интересного узнали. А на память нам Нептун подарил кусочек своего царства. В нем есть вода, она пресная. Воды много, но не разливается. Рыбы плавают и все хорошо помещаются. Что это?
Дети: аквариум.
Выставляется картинка аквариума с рыбками.
Рассматривание иллюстраций аквариумных рыб.
Воспитатель: могут ли аквариумные рыбки жить в воде?
Дети: нет, они пресноводные.
Воспитатель: а в наших реках и озерах?
Дети: нет, они теплолюбивые.
Воспитатель: чем кормить рыб?
Дети: специальным кормом.
Воспитатель: Нептун подарил для нашей группы аквариум. (Выставляется ватман с нарисованным аквариумом без рыбок). Вам он нравится?
Дети: нет. В нем нет рыб.
Воспитатель: я предлагаю вам сейчас самим сделать рыб. А делать мы будем вот такую рыбку – скалярию. (Показать иллюстрацию рыбы скалярии).
Форма тела у нее круглая, сильно сплющена с боков. Окраска серебристая, с вертикальными темными полосами. Плавники вытянуты вертикально, из-за этого скалярия напоминает серп или полумесяц. У скалярии длинные усы.
Изготовление рыбы из бумаги приемом оригами
Дети располагаются за столами, с заранее приготовленным материалом.
Порядок выполнения работы:
- Рассмотреть образец, рассказать, как, по их мнению, выполнены детали (сложением бумаги). (Приложение 1)
- Гимнастика для рук
КОРАБЛИК
По реке плывет кораблик. (ладошки вместе, движения руками в стороны)
Он плывет издалека.
На кораблике четыре (показать 4 пальца)
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке, (показать ладошками уши на голове)
У них длинные хвосты, (показать хвостик, повилять рукой)
И страшны им только кошки, (сделать лапки как у царапистой кошки)
Только кошки да коты (хлопок в ладоши).
- Из цветных заготовок (14*14) выполнить поочередное сложение квадратов: сложить квадрат по диагонали нецветной стороной внутрь. Разгладить место сгиба. Развернуть квадрат и сложить по диагонали другие противоположные углы. Развернуть квадрат. Сложить попалам. Две противоположные стороны квадрата вложить внутрь нецветной стороной навстречу друг другу. Должна получиться фигура в виде треугольника. Расположить заготовку вершиной вверх. От вершины треугольника боковые стороны согнуть в направлении средней линии, делящей основу на равные части. Углы при этом должны выступать за нижнюю горизонтальную сторону.
- Из белого квадрата (2*2) вырезать круг, срезая углы квадрата закруглением ножниц. Получится глаз рыбы. Приклеить к рыбке.
- Нарисовать фломастерами или цветными карандашами зрачок глаза, чешую в шахматном порядке, рот, плавники, хвост, темные полоски.
Расположить рыб в аквариуме, приклеить.
Воспитатель: посмотрите, какой замечательный аквариум у нас получился. А давайте теперь покормим наших рыб. (Ребенок рисует в кормушке корм).
Дидактическая игра «Интервью: Что мы знаем о рыбах?»
Воспитатель: к нам сегодня пришел необычный гость – это журналист, который пишет статью про рыб. Он возьмет у нас интервью, где вы расскажите, что интересного и необычайного вы узнали сегодня на занятии, какие рыбы вам особенно понравились и запомнились.
Приложение 1
Сложить квадрат по диагонали нецветной стороной внутрь. Разгладить место сгиба.
Развернуть квадрат и сложить по диагонали другие противоположные углы.
Развернуть квадрат. Сложить попалам. Две противоположные стороны квадрата вложить внутрь нецветной стороной навстречу друг другу. Должна получиться фигура в виде треугольника.
От вершины треугольника боковые стороны согнуть в направлении средней линии, делящей основу на равные части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Водное царство живого уголка.
Занятие в старшей группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности"Путешествие в водное царство"
формирование элементарных экологических представлений у детей пятого года жизни...
"Путешествие в водное царство"
Конспект занятия в комнате психологической разгрузки с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие решает задачи снятия мышечного напряжения , развития воображения, саморегуляции поведения....
Водное царство живого уголка
уточнить знания условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок; учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки; учить выделять общие для рыб признаки; развивать умение видет...
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы "Путешествие по Водному царству"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы...
праздник на воде "Водное царство" для старшего возраста
Праздник на воде для старшего возраста "Водное царство"...
В водном царстве
......