Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие с ветром"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие с ветром" Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.
Задачи:
Познакомить детей с таким природным явлением как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека;
Учить детей принимать совестные выводы, развивать их стремление к получению знаний опытным путем;
Развивать аналитическое мышление в ходе решения проблемы;
Поощрять и развивать желание детей оказывать помощь;
Продолжать совершенствовать умение детей радоваться достигнутому результату, замечать интересные выразительные решения созданного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti_puteshestvie_s_vetrom.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №387»
Московского района города Казани Республики Татарстан
Непосредственно образовательная деятельность
взрослого с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательная область - Познание
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка
Воспитатель
второй кв. категории
Королёва А.В.
Казань - 2012
Непосредственно образовательная деятельность по теме «Путешествие с ветром» проходит в рамках проекта «Путешествие в страну знаний»
Тема: «Путешествие с ветром»
Программное содержание:
- Познакомить детей с таким природным явлением как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека;
- Учить детей принимать совестные выводы, развивать их стремление к получению знаний опытным путем;
- Развивать аналитическое мышление в ходе решения проблемы;
- Поощрять и развивать желание детей оказывать помощь;
- Продолжать совершенствовать умение детей радоваться достигнутому результату, замечать интересные выразительные решения созданного.
Словарная работа:
Ветер, ветерок, ветрище;
Штиль, шторм – в море;
Мачта;
Парус
Материалы и оборудование:
Макет водоёма с островком; куколка-девочка; кораблик с парусом; зонт; мультимедийная установка; экран для просмотра слайдов; магнитофон; аудиозапись с шумом ветра; платочки из легкой ткани; карточки с изображением ветра в природе; мольберт; ширма; символы для лаборатории, видеосалона; мастерской; изостудии.
На каждого ребенка:
ёмкости с водой; заготовки корабликов; шпажки – мачты; флаги; паруса из цветной бумаги; листы для изодеятельности; свечи; подставка для кисти; кисти; гуашь.
Метод, приемы: проблемная ситуация, рассматривание, показ, объяснение, игра, рассуждение, развернутая педагогическая оценка.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Входит в группу Мэри Поппинс
(Воспитатель выступает в роли Мэри, в руках у нее сложенный зонтик).
-Здравствуйте, ребята!
Я Мэри Поппинс!
Я Вам историю одну принесла-
Посмотрите вот сюда,
И послушайте меня.
(Звучит тихая спокойная мелодия)
Мэри Поппинс: История моя про одну девочку. Жила-была упрямая девочка Кристина. Однажды она решила одна пойти погулять. Начинался дождь, сверкала молния. Все ее друзья и подружки отговаривали Кристину. Но она никого не слушала. Дождь был сказочным и вмиг затопил все вокруг. Оказавшись на маленьком островке среди воды, Кристина горько заплакала, потом успокоилась и стала думать, как же ей выбираться? (пауза)
Мэри Поппинс: Ребята, как Вы думаете, что теперь делать?
Дети: Нужно помочь Кристине.
Мэри Поппинс: Как же ей сможем помочь?
Дети: (варианты ответов) Девочка может перейти, переплыть, улететь, построить корабль, корабль не большой, лодку…
Мэри Поппинс: (варианты ответов) Вокруг глубоко, плавать сама не может, улететь не на чем, корабль не построить без инструментов…
Мэри Поппинс: Лодка сама поплывет?
Дети: Нет, нужны весла.
Мэри Поппинс: Вёсел нет и не из чего сделать.
А что, ребята, нужно, чтобы лодка поплыла?
Нужен парус и ветер.
Мэри Поппинс: А где же взять ветер?
(Музыка меняется, слышен шум ветра)
Дети: Слышим сильный ветер.
Мэри Поппинс: Все держитесь друг за друга, крепче, дружно, чтоб не сдуло.
(Дети собираются вокруг воспитателя и держатся за руки)
Мэри Поппинс: Хорошо, что там, где Кристина дождь закончился, ведь она одна, а нам ветер не страшен. Почему?
Дети: Потому что мы дружны, друг друга в беде не оставим, да и Кристиночке поможем.
Мэри Поппинс: Ветер не скоро прекратиться, нам бы где-нибудь укрыться.
Полетим сейчас со мной в Зал волшебных открытий.
(Воспитательница с детьми входят через украшенный обруч, олицетворяющий ворота Зала волшебных открытий).
Мэри Поппинс: Зал волшебный не простой. Здесь можно творить лишь со мной. Я сейчас в волшебников вас всех превращу. (Воспитательница закрывает зонтик, легким взмахом руки в воздухе проводит, раздает колпачки волшебников детям и помогает их одеть).
Мэри Поппинс: Теперь мы все волшебники и перед нами открыты все уголки Зала волшебных открытий.
(Воспитатель включает ТСО и готовится к показу видеослайдов)
Видеосалон
Показ видеослайдов:
- Безветрие – (изображена на слайде березка)
- Слабый ветер – (изображена на слайде березка)
- Ветер– (изображена на слайде березка при ветре)
- Сильный ветер – (изображено на слайде дерево, выкорчеванное ветром);
(Воспитатель проводит словарную работу со словами: ветерок, ветер, ветрище; поощряет и развивает желание детей участвовать в беседе)
Мэри Поппинс: Сейчас мы видели разные ветра. Какие, ребята?
Дети: Ветер, ветерок, ветрище.
Мэри Поппинс: Ребята, а в нашем зале есть ветер?
Дети: Нет ветра здесь.
Мэри Поппинс: Сейчас мы сами станем ветродуями. Я научу вас делать ветер.
(Воспитатель раздает легкие платочки детям, показывает как их держать – перед собой на согнутой руке, желательно перед лицом)
Мэри Поппинс: Посмотрите на платочки, что с ними происходит?
Дети: Они в покое (т.е. ничего не происходит)
Мэри Поппинс: А сейчас наберите побольше воздуха и дуньте на свой платочек.
(Дети старательно дуют, воспитатель привлекает внимание детей к ребенку, особо старательному)
Мэри Поппинс: Что вы заметили?
Дети: Платочек колышется, вьётся.
Мэри Поппинс: Как вы думаете что это?
Дети: Появился ветер.
Мэри Поппинс: Как он появился?
Дети: Мы набрали воздух и выдохнули воздух, заставили его двигаться.
Ветер – это движение воздуха.
Мэри Поппинс: Дуньте все вместе.
(Дети дуют, воспитательница выражает мимикой восторг)
Мэри Поппинс: Пора настала пригласить вас в лабораторию Чудес.
(Воспитатель подводит детей к столам, на которых стоят миски с водой)
Мэри Поппинс: Это Желтое, Белое и Красное моря. Вы, мои юные волшебники, ветра. Добрые и немножко сердитые.
Мэри Поппинс: Итак, волшебники мои - слушайте внимательно! Вы на воду слегка дуйте, тише дуйте, легче дуйте. А теперь посильней, а сейчас еще сильней. Происходит что с водой?
Дети: Появляются волны. Дуем слабо – волны меньше.
Мэри Поппинс: Это какой ветер дует?
Дети: Дует ветерок.
Мэри Поппинс: Если чуть посильнее подуем, какие волны появляются?
Дети: Сильно дуем - волны больше.
Мэри Поппинс: А это какой ветер дует?
Дети: Это дует ветер.
Мэри Поппинс: Какие были волны, когда вы дули очень сильно?
Дети: Волны очень большие, это дует ветрище.
Мэри Поппинс: Какой же ветер нам нужен, волшебники мои, для спасения Кристины?
Дети: Нужен ветер не сильный.
Мэри Поппинс: Правильно, при сильном ветре может случиться кораблекрушение. А при слабом ветре кораблик поплывет?
Дети: Нет, не поплывет кораблик без ветра.
Мэри Поппинс: Запомним, нам нужен – ветер небольшой. Предлагаю пойти в наш волшебный видеосалон.
(Воспитательница направляется к мультимедийной установке и предлагает ребятам разместиться в удобном для просмотра слайдов месте.)
Мэри Поппинс: Посмотрите, волшебники мои внимательно на экран. Что вы видите?
Дети: Море. Оно спокойное, нет волн.
Мэри Поппинс: Такую погоду на море, когда нет волн, называют штиль. Следующий слайд посмотрите.
Дети: На море появились волны, значит, дует ветерок.
Мэри Поппинс: Молодцы, какие вы внимательные! Смотрим дальше.
Дети: Волны ещё больше на море, значит. Дует ветер.
Мэри Поппинс: Хорошо, а здесь что вы видите?
Дети: Ветер очень сильный – ветрище, поэтому и волны огромные.
Мэри Поппинс: Такую погоду на море называют шторм. Во время шторма часто случаются кораблекрушения.
Мэри Поппинс: Нам бы надо поспешить – пора кораблик мастерить. Девочка нас заждалась.
Мэри Поппинс:Перед вами раскрывает двери мастерской мой друг Самоделкин.
Лаборатория Самоделкина раскрыла перед нами двери.
(На столах заготовки для корабликов – основа, мачта, парус. Ребята выбирают цвет паруса, нанизывают парус на мачту и устанавливают на основу. Каждый ребенок радуется своему кораблику. Один из вариантов: дать название кораблю. Воспитатель участвует в процессе работы как помощник – объясняет значение слова мачта, закрепляют составные части корабля).
Мэри Поппинс: Чувствую, близится спасение Кристины – кораблики готовы. Нужно проверить силу ветра на наших корабликах.
(Воспитатель предлагает подойти детям к «своим морям» и пустить кораблики на воду).
Опустите кораблики на воду. Дуйте на кораблики.
Разрезая носом воды –
Ходят в море пароходы,
Дуют ветры яростные
Гонят лодки парусные.
Мэри Поппинс: Чтобы плыл кораблик, куда нужно дуть?
Дети: Нужно дуть на парус.
Мэри Поппинс: Что помогает им плыть?
Дети: Благодаря ветру корабли плывут, движутся.
Мэри Поппинс: Что происходит с кораблем, если ветра нет?
Дети: Они стоят на месте.
Мэри Поппинс: Подуйте чуть сильнее. Что вы заметили?
Дети: Корабли поплыли быстрее.
Мэри Поппинс: Теперь подуйте сильно. А сейчас что произошло?
Дети: Корабли тонут. Происходит кораблекрушение. Если ветер сильный, начинается буря, и кораблик терпит настоящее крушение.
Мэри Поппинс: Мы не захотим встретиться с таким сильным ветром. Подумайте, а важно ли нам знать куда дует ветер?
Дети: Важно. Если дуть в другую сторону, можно уплыть далеко.
Мэри Поппинс: Предлагаю потренироваться в определении направления ветра.
(Воспитатель предлагает ребятам пройти к магнитной доске. Доска разделена на три части. 1- стрелка вправо, 2 - стрелка направлена влево, 3 - место без стрелок, обозначающее безветренную погоду).
Мэри Поппинс: Перед вами лежат карточки. Возьмите по одной и внимательно посмотрите на нее. Определите направление ветра и прикрепите свою карточку под стрелкой, куда дует ваш ветер.
(Ребята друг за другом прикрепляют магнитами свои карточки под стрелки, либо в пустое место. Воспитатель корректно руководит работой детей, поощряет словом, взглядом, мимикой; интересуется у ребят по какому признаку они определили направление ветра. Интересуется у других детей согласны ли они как выполнил задание другой ребенок и почему так).
Мэри Поппинс: Много мы узнали о ветре. Мы видим ветер?
Дети: Нет, он невидимка.
Мэри Поппинс: Попробуем ветер – невидимку увидеть.
(Воспитательница ведет детей к изостудии, где приготовлены краски, кисти, бумага, свечки…; показывает чистый лист бумаги, на которой заранее нарисовала свечой ветер – линии. Воспитательница подходит к мольберту).
Мэри Поппинс: Ребята, что вы видите?
Дети: Мы видим чистый лист.
Мэри Поппинс: Все внимательно смотрите, ничего не пропустите.
(Воспитатель берет широкую кисточку, обмакивает ее в краску. Свободными движениями проводит кистью по листу и наблюдает за реакцией детей).
Дети: (высказывают удивление)
Мэри Поппинс: (поощряет эмоциональный всплеск детской реакции, предлагает попробовать нарисовать ветер свой: либо добрый, либо злой. Характер ветра выразить в цвете).
Мэри Поппинс: Вы догадались, что я использовала, чтобы изобразить ветер? Что мы будем использовать?
Дети:Мы будем использовать свечу. (Воспитатель проводит объяснительную работу, затем предлагает ребятам сесть за столы и нарисовать свой ветер, кто какой желает).
/Под руководством воспитателя дети выполняют работу:
- положение листа (горизонтальное, либо вертикальное);
- определение направления ветра;
- рисование свечой;
- рисование кистью;
- анализ работ, выставка на магнитной доске
Мэри Поппинс: Все уголки зала Открытий мы прошли, многое узнали. Пришла пора в детей нам превратиться и к Кристине торопиться.
(Ребята снимают колпачки волшебников, воспитательница им помогает).
Мэри Поппинс: Торопимся, друзья, вперед.
(Воспитательница с детьми подходит к макету, дети располагаются по кругу, запускают кораблик)
Дети: Он не плывет
Мэри Поппинс: Почему?
Дети: Потому что нет ветра.
Мэри Поппинс: С какой стороны нужно подуть, чтобы кораблик подплыл к Кристине?
Дети: Выбирают сторону противоположную Кристине.
Мэри Поппинс: Дуйте на парус.
Дети: Кораблик приплыл к островку.
(Ребята сажают куколку на кораблик)
Мэри Поппинс: Что будем делать дальше?
Дети: Нужно отправить кораблик обратно.
(Воспитатель разворачивает кораблик, размещает куклу)
Мэри Поппинс: Теперь, подумайте, кто будет дуть на парус?
(Дети дуют на парус, кораблик подплывает к берегу)
Дети: Мы помогли Кристине!
Мэри Поппинс: Будем надеяться, что она будет слушать советы друзей.
Мэри Поппинс: Молодцы, ребята! Я прощаюсь с Вами, но надеюсь на скорую встречу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Конспект непосредственно образовательной деятельности по окружающему миру: « Учитесь жалеть и беречь»
для страшего дошкольного возраста...
Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров
Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Листопад, листопад- листья по ветру летят» (аппликация, коллективная работа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе на тему : «Листопад, листопад- листья по ветру летят» (аппликация, коллективная работа)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т
Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при возникновении пожараЗадачи:ü создать условия для расширения представлений...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» подготовительная группа
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, знакомить со свойствами ветра.Задачи:Расширять знания о воздухе (невидимке, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, легкий) и с е...
Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группы
Конспект непосредственной образовательной деятельности (познавательное развитие) на тему «Путешествие в поисках воздуха и ветра» для детей подготовительной группыЦель:...