Занятие по познавательному развитию"Красота Севера"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ануфриева Елена Михайловна

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим с использованием изодеятельности , музыки воспитывает любовь к родному северному краю , желание беречь красоту Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon ekologiya_krasota_severa.zip9.13 КБ
Package icon fizkulturnyy_prazdnik_s_roditelyami.zip5.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  интегрированного занятия по познавательному развитию для детей подг.гр.

                                        Тема: « Красота северного края – потомкам»

Программное содержание  :

1. Образовательные задачи: дать знания  о богатстве родного края,  расширить и закрепить знания детей о природе родного края. Познакомить с техникой « изонить».

2.Развивающие задачи: учить устанавливать причинные связи, делать выводы; развивать умение сравнивать и мыслить логически; развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.

3.Воспитательные задачи: воспитывать у детей  любовь к родному краю, интерес,  бережное отношение к природе родного края; развивать способность чувствовать красоту природы и  эмоционально  откликаться на неё, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.

Предварительная работа:

Экскурсии в осенний лес, зимний лес; экскурсия  по улицам села;  наблюдения на прогулке . Рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение ненецких сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?»,   дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?»,  подвижная  игра «Важенка и оленята».

Материалы:

Карта округа, колокольчик ,иллюстрации с изображением животных и растений Севера, засушенный ягель, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге), слайды: северной природы,  нитки разных цветов, бархатная бумага, фрагмент оленьего рога.

Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня ребята у нас  будет интересное путешествие по родному краю. В течении путешествия будут вопросы и ваши ответы мы будем выполнять интересные  задания а также просматривать  слайды и комментировать их.

Воспитатель: -Россия очень большая страна . (показывает на карте.)  В нижней части карты- юг России, там почти всегда тепло и светит солнце. В верхней части карты – северная территория, здесь холодный суровый климат, в течение многих месяцев  земля покрыта снегом дуют ледяные ветры.

-А где мы живем- на юге или на севере России? ( ответы детей)                                          --   -Наш север- особый край, где ты живешь, где родной дом, твоя земля.

-Как называется наш  округ? ( ответы детей).

-Нарьян –Мар – это центр нашего Ненецкого округа. А округ наш, окраина нашей России, -это много маленьких деревень и посёлков.(рассматривание карты округа)

-Как называется наше село? ( ответы детей)

-Почему оно так называется?  (ответы детей)

Воспитатель:- Предлагаю путешествовать на оленьей упряжке ,поедем на нартах  

- видео «Оленья упряжка»

Воспитатель предлагает подготовиться к дальнему пути, проверить, как одеты (застегнуть пуговицы, шапочки, рукавицы, шарфы, валенки и т.д). Напомнить  одежду ненцев ( из меха, теплая.)

Показ  картинки  (ненец в малице)

Воспитатель:- Отправляемся в путь (трём детям предлагаю надеть шапочки  с изображением оленьих рогов , за «оленем» встают двое детей , взявшись за руки. Под музыку двигаемся по кругу.)

Слышен звон колокольчика. Останавливаемся. К нам подходит муз. руководитель, рассказывает о ненецком музыкальном  инструменте (на основе оленьих рогов)

-        Впереди –северный лес. Как красиво кругом! Деревья стоят в сонной тишине ,ветки покрыты инеем.  (показать иллюстрацию)

-       Вспомните, какие деревья растут в лесу? (ответы детей).

 

-       А в тундре растут лишь карликовые березы, заросли низкорослых ив, багульника, можжевельника .

-       На Севере есть районы, где на много километров тянется тундра, она покрыта мхами и лишайниками, ягелем.

       -Кто из вас знает, что такое ягель? (ответы детей)

Чтение  отрывка из рассказа Ю. Коваля « Ягель».

 « Ягель- самый красивый мох. Светлый, светло- зеленый, упруго вырывается он из земли, каждый его кустик похож на взрыв. Ягель- ласковый, мягкий мох. По нему жалко ходить, топтать его, а уж если пошёл – идёшь по пуховой подушке. Говорят, что след человека остаётся  в ягеле на долгие годы. В одном месте среди ягеля мы увидели бруснику. Она казалась особенно спелой и сочной в его седоватых кустиках. Бруснику мы съели, а ягель оставили оленям.» (показ слайдов, засушенный ягель)

Физминутка : « Тонконогий оленёнок» ( под музыку).

Воспитатель: -Ой, а что это мы раздавили? Цвет- красный, это- сочное и, кажется, это кислое! Что это? (ответы детей)

 Воспитатель:  Какие ягоды растут в нашем краю? (ответы детей)

     показ слайдов на фоне стихотворения «Смотрю на гроздь рябины красной» Л.Моржеедова

                 Смотрю  на гроздь рябины красной,

                 Встречаю алую зарю.

                 Пришёл октябрь, осень,              здравствуй!

                 Седеет ягель на лугу.

                 И речка, здравствуй, голубая ,

                 Вся тундра в блеске от озёр.

                 Вот красота-то где земная-

                 Душе раздолье и простор!

                 Стоит береза в желтом платье,

                 В ладони листья сыплет мне.

                 Я ей шепну- какое счастье

                 Произошло в твоей судьбе?

                 Повсюду осень золотая,

                 Покой и радость на дворе.

                 Пусть птиц, летящих в небе, стая    

                 Разносит мир по всей Земле!

                Я взором небо обнимаю,

                Я спелых ягод вкус люблю.

                Пусть Север Крайним называют,

                Но близким я его зову.

Воспитатель: -Продолжаем путь по тундре. (загадать загадку)

                       Она, как оленья шкура, от моря до моря лежит-то рыжей, то белой, то  зелёной становится. (тундра)      

                        .                    

Воспитатель: Остановка   - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды.( Дети самостоятельно  разбиваются на 2 команды,  с помощью считалки:                                                                                       Сильный северный олень нас катает целый день!

Но  на нарты  всем не сесть- значит, ты останься здесь!

Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном крае и разместить их на фланелеграфе слева.

1- ая команда -отбирает ягоды растущие на севере

2-ая команда – отбирает деверья и кустарники  севера

После выполнения задания  дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)

Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.

 Воспитатель:- Зимой на Севере долгая полярная ночь, нередко можно наблюдать необыкновенное явление.( загадка)

               Цветная занавеска ночное небо закрывает,

               а в тундре от неё светлее становится.   (северное сияние)

-Правильно, это северное сияние. (показ слайдов). Посмотрите ,как оно переливается разными красками.

-А кто-нибудь из вас наблюдал северное сияние? (ответы детей).

-По другому северное сияние  называют «сполохи» (полыхает  пламя света  -показать движение рукой.)

-Давайте  попробуем красоту северного сияния передать на бархатной бумаге с помощью цветных ниток. ( показать образец  . Дети работают с материалом)

 

Итог: На оленьей упряжке возвращаемся в детский сад.

          -Вам понравилось путешествие по нашему краю? (ответы детей)  



Предварительный просмотр:

« Веселые старты»

Физкультурный праздник для детей старшей группы и родителей

Материалы и атрибуты .  Мячи разных размеров (2 комплекта) , флажки – по количеству участников ,2 обруча , ленты на кольцах –по количеству участников , «калоши» - обрезанные пластиковые бутылки(1,5л.), грамоты и медали для награждения всех участников.

Вед .На спортивную площадку приглашаем  всех сейчас,                                           Праздник спорта и здоровья начинается у нас.

Общеразвивающие упражнения

  Был в зоопарке я вчера                                                                                                       Там смешная живёт детвора:                                                                               Ушастый зайчонок, веселый слонёнок,                                                                       И добрый , добрый бегемот  ,                                                                                          У  него большой живот.                                                                                           Меня радушно там встречали,                                                                                        С вами в гости приглашали.                                                                                      Друг за другом все вставайте,                                                                                         В зоопарк за мной шагайте.

1-й Вольер-«Зайцы»(Родители, взяв ребёнка за руку помогают, подпрыгивать как можно выше на двух ногах)

Нежно за руки возьмите и в зайчишку превратите.                                        Прыгайте зайчатки- дружные ребятки.

2-й вольер «Жираф» (родитель(папа) посадив ребенка на плечи делает приседания (5-15 р.)

Превратимся мы в жирафа,                                                                                  назовём Жирафа- Рафа                                                                                       повернёмся влево- вправо ,                                                                                     сядем, встанем                                                                                                                  вот для  Рафа и забава !

3-й вольер- «Бегемот»(папы(мамы), сидя на полу, держат ребенка за руки, дети встают на бедра, ближе к коленями , поочередно отводят то левую, то правую руку в сторону(2-3 раза)

Сидит в болоте бегемот, широко разинув рот.                                                  Бегемотик , не зевай-  всё за нами повторяй.

4-й вольер – «Обезьянки»(папы(мамы), держа ребенка за ноги помогают ему  сделать стойку на руках (3-5 р.)

А веселые мартышки не читают больше книжки.                                                 Ноги кверху поднимают. И руками помогают.

5-й вольер- «Слон»(ребенок встает на четвереньки, родители берут его за ноги и ходят по залу)

Все играли мы с в слона- где тут нос, где голова?                                                    Шаг вперёд и шаг назад- Слон шагает на парад

6-й вольер-«Пингвин»(род. И дети выполняют ходьбу маленькими семенящими шагами, ноги в коленях не сгибать.

Хоть пингвин большая птица,  ему на месте не сидится.                                      Мелкими шагами ходит. с пингвинёнка глаз не сводит.

Вед:          Внимание! Внимание! Начинаем наши соревнования, в которых принимают участие команды

Артём: Две команды вышли дружно

              Чтоб игру нашу начать,

              А поэтому всем нужно

              В них участие принять

Данил: каждый должен свою силу

           Свою доблесть показать

           Быть здоровым и весёлым  и ,конечно не скучать

  1. «Выложи солнышко»

Флажки у каждого игрока. По свистку первый реб. с флажком в руке бежит до обруча и кладёт около него флажок. Передаёт эстафету

Флажки должны лежать равномерно вокруг обруча в виде солнца.

  1. Загадаю вам загадку.

Круглый, мягкий, полосатый

Нравиться он всем ребятам

Может долго он скакать

И совсем не уставать

Эстафета  «Передай мяч.»

( передача мяча над головой  последующему  игроку  последний  бежит  до флажка возвращается, встаёт первым и снова передаёт мяч последнему так до тех пор пока тот , кто начал первым ,  снова окажется впереди.

  1. Чья цепочка длиннее – «тройной прыжок»(прыгают3 реб.  и1взр)
  2. Кенгуру (пробежать , зажав мяч между коленей)
  3. Перенос разных мячей ( неся в руках несколько мячей ,  добежать до флажка и обратно и передать мячи)

Ловишки с лентами» Ленты с кольцами закрепляются на одежде игроков.Во время игры надо сберечь свою ленту и сдёрнуть ленту с других участников

      7«Бег в калошах» -  кто быстрее добежит до флажка

      8 «Птички и гнёздышки»(предлагаю поиграть : родителям превратиться в гнёздышки, дети  - птички. Взрослые  в одном конце группы, птички летают по всему залу ,взмахивая руками. По сигналу «Птички в гнёзда !» дети бегут к своим родителям , садятся им на колени .

Жюри подводит итоги.

НАГРАЖДЕНИЕ.

 

           

                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию старших дошкольников "Красоту Байкала спасет "МИР""

Дать детям знания об уникальной Байкальской экосистеме, воспитывать желание сохранять накопленный опыт предшествующих поколений является одним из приоритетных направлений нашего ДОУЦель занятия: Пропа...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на тему : "Север - царство снега и льда"

Данное занятие предназначенно для детей подготовительной логопедической группы с ОНР. В занятии использованны элементы логоритмики....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Животные Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Культура народов Севера».

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста  «Культура народов Севера»....

Конспект занятия по познавательному развитию "Животные севера"

Тема: «Животные севера». Цель: расширить представление детей об образе жизни животных на Северном и Южных полюсах. Задачи:Образовательные:- обогащать знания детей о жив...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Бескрайние красоты Оренбуржья»

Тема: «Бескрайние красоты Оренбуржья»Цель: Расширять представления детей о природе и красоте родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой род...